Написание введения реферата
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Имени М.В. Ломоносова» Филиал в г. Коряжме Архангельской области
кафедра педагогики и психологии Нурлигаянова О.Б. Методические рекомендации По написанию рефератов по психологии
Учебно-методические рекомендации
г. Коряжма Печатается по решению редакционно-издательской комиссии Филиала «С(А)ФУ им. М.В. Ломоносова» в г. Коряжме Архангельской области Автор-составитель: Нурлигаянова О.Б., кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Филиала С(А)ФУ им. М.В. Ломоносова в г. Коряжме
Рецензент: Быстров А.Н., доктор психологических наук, зам. директора по научной работе С(А)ФУ им. М.В. Ломоносова в г. Коряжме
В работе сформулированы основные требования к написанию рефератов по психологическим дисциплинам. Даны примеры написания отдельных структурных элементов рефератов: титульный лист; оглавление; введение; заключение. Рассмотрена особенность изучения литературы по выбранной проблеме, отражена логика анализа психолого-педагогической литературы. Представлены правила оформления реферата. Методические рекомендации составлены на основе Приказа №56 от 28.01.13 Об утверждении и введении в действие стандарта организации СТО «Общие требования к оформлению и изложению документов учебной деятельности обучающихся», Приказа №1256 от 20.12.13 О внесении изменений и дополнений в СТО 89-03.5-2013 «Общие требования к оформлению и изложению документов учебной деятельности обучающихся». Методические рекомендации предназначены студентам обучающихся по специальности «Педагогика и психология» 050706.65 и направлению «Психолого-педагогическое образование» 050400.62 квалификация (степень) выпускника «бакалавр».
© Филиал «С(А)ФУ им. М.В. Ломоносова» в г. Коряжме, 2014 Пояснительная записка
Написание реферата – важная форма учебной работы студентов. Реферат – это форма самостоятельной учебной деятельности студентов. Реферат представляет собой рассуждение на определенную тему на основе обзора литературы нескольких источников информации в целях доказательства или опровержения некоторой главной мысли (тезиса), в котором информация источников используется для аргументации, иллюстрации и т.д. Цель написания такого рассуждения – подготовить студентов к проведению собственного научного исследования и к правильному оформлению его описания в соответствии с требованиями. Такая форма самостоятельной работы как реферат направлена на: - умение находить научную литературу по теме реферата; - работу с литературой, отбирая только ту информацию, которая соответствует теме реферата и помогает доказать тезисы; - анализ проблемы, факта, явлений; - систематизацию и обобщение данных, умение делать выводы; - оценку теоретической и практической актуальности рассматриваемой в реферате проблемы; - аргументирование своего мнения, оценки, выводов; - умение выстраивать логику изложения; - умение корректно указывать источник информации, автора излагаемой точки зрения; - умение правильно оформлять научную работу (ссылки, список использованной литературы, рисунки, таблицы и пр.). Цели и задачи данного вида учебной деятельности студентов определяют требования, предъявляемые к реферату: - логическая последовательность изложения; - аргументированность оценок и выводов, доказанность тезиса; - ясность и простота изложения мыслей (отсутствие излишнего наукообразия); - самостоятельность выполнения работы (отсутствие плагиата); - указание в самом тексте реферата на источник информации, на автора излагаемой точки зрения;
- стилистическая правильность и выразительность (выбор языковых средств, соответствующих научному стилю речи); - правильность оформления текстового материала. Структурными элементами реферата являются: 1. Титульный лист. 2. Оглавление. 3. Введение. 4. Основная часть. 5. Заключение, Выводы. 6. Список использованных источников. 7. Приложения (при необходимости). Объем работы 12 – 15 страниц. Введение, заключение, по 1 странице, пункты в равных долях в зависимости от количества пунктов, но не менее 2.
Дальнейшее дробление реферата не целесообразно. Титульный лист
Титульный лист является первой страницей текстового документа. Оформляется на специальном бланке, образец которого приведен в приложении А. Оглавление реферата
Оглавление включает введение, наименования всех, пунктов, заключение, список использованных источников и наименования приложений с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти элементы. Наименования, включенные в оглавление, записывают строчными буквами, начиная с прописной буквы. Если работа содержит дополнительные материалы, их перечень приводится в оглавлении после приложений. Это касается таких работ обучающихся видеофильмы, программные комплексы и продукты, являющиеся результатом работы студента. Пример составления структурного элемента «ОГЛАВЛЕНИЕ» представлен в приложении Б. Написание введения реферата
Введение реферата содержит обоснование актуальности исследования, цель и задачи работы. Во введении, как правило, отражается научная, практическая и общественная значимость данной работы. Так же кратко описываются авторские точки зрения на изучаемую проблему. Цель реферата должна носить результирующий характер. Поэтому цель работы начинается с глагола: определить, выявить и пр. Она должна соотноситься с темой работы и представлять собой предполагаемый конечный результат работы. Задачи реферата конкретизируют поставленную цель и не должны носить процедурный характер. Объем введения составляет примерно 1 страницу. Пример написания введения представлен в приложении В.
Основная часть реферата
Основными источниками информации по изучаемой теме являются: монографии, методические пособия и разработки, статьи в научных журналах, сборниках научных и научно-методических работ, материалы конференции, веб-страницы в Интернете (при их использовании необходимо правильное оформление ссылок на них). При написании реферата необходимо пользоваться научными публикациями, а не популярными изданиями. Прежде всего, необходимо обратиться к периодической печати в области психологии и смежных дисциплин. Например, такие издания как «Вопросы психологии», «Вестник Московского университета. Серия 14, Психология», «Психологический журнал», «Мир психологии» и др. Как правило, последний номер журнала содержит перечень статей за каждый год, что позволяет сориентироваться в опубликованных ранее статьях по выбранной теме. Работа с периодической печатью позволяет познакомиться не только с последними достижениями в области психологии, с особенностями написания научной работы, с ее оформлением. Работа с учебниками, словарями, энциклопедиями позволяет определиться с понятиями, областью интересуемых смежных определений. Далее необходимо поработать с монографиями, первоисточниками, на которые ссылаются авторы учебников, составители словарей. Поиск информации по теме можно начать с составления общего списка литературы по выбранной проблеме. Это можно сделать, используя картотеку библиотеки университета, а так же зайдя на сайты центральных библиотек, что тоже является весьма удобной формой работы. Российская государственная библиотека (РГБ) (г. Москва) – hhtp://www.rsl.ru Российская национальная библиотека (РНБ) (г. Санкт-Петербург) - hhtp://www.nlr.ru Библиотека по естественным наукам Российской Академии наук (БЕН РАН) (г. Москва) - hhtp://www.ben.irex.ru Институт научной информации по общественным наукам Российской Академии наук (ИНИОН РАН) (г. Москва) - hhtp://www.inion.ru Государственная научная педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского Российской Академии образования (ГНПБ РАО) (г. Москва) - hhtp://www.gnpbu.ru
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU и другие электронные библиотеки. Так же источником информации по психологии стал Интернет. Для успешного поиска информации в нем важно знать адреса соответствующих сайтов и веб-страниц. После того, как собрана информация об основных источниках по теме, можно переходить к ее изучению. При этом часто студенты забывают оформить библиографическую карточку по каждому источнику литературы со всей выходной информацией, что создает в дальнейшем проблемы при составлении списка литературы и оформлении сносок. По мере работы над темой библиографический список может пополняться, таким образом, наиболее удобным вариантом работы с библиографией можно считать, изготовление карточек на каждый источник в отдельности, что позволяет систематизировать литературные источники в алфавитном порядке. Такая карточка должна содержать выходные данные и другие пометки, удобные для работы, например указание страниц, с которыми работали, краткое описание содержания источника и т.д. Список литературы должен быть достаточно полным и характеризовать осведомленность студента в изучаемой проблеме. При написании реферата он должен содержать не менее 7 источников, на все источники списка литературы должны быть ссылки в тексте работы. Желательно использовать литературу последних 5 – 6 лет, так как психология – наука, развивающаяся быстрыми темпами. При недостатке литературы по какому-либо узкому вопросу необходимо обратиться сначала к изучению более широкого вопроса. Например, влияние стресса на производительность труда. В данной ситуации целесообразно начать изложение материала с общих подходов эмоциональных процессов, затем перейти к психологии стресса и далее к частным, связанным с выбранной темой. Приступая к работе с такими источниками, как монографии, следует помнить, что, как правило, в библиотеке их содержится небольшое количество и необходимо ориентироваться на работу в читальном зале. При необходимости целесообразно делать копии важных страниц, так как это позволяет работать с текстом, выделяя какие-либо фрагменты, дописывать комментарии к ним. Важнейшей задачей работы на данном этапе является изучение основных понятий, научных и практических проблем изучаемой темы, разных точек зрения на нее, основных теоретических и эмпирических подходов к ее исследованию. Необходимо провести систематизацию, обобщение, группировку данных, не ограничиваться простой компиляцией традиционных учебных знаний. Теоретическим методом, который используется в данном случае является – дедуктивный (переход от общего к частному, от большего к меньшему). При изложении материала в тексте необходимо ссылаться на авторские идеи, использованные студентом. В тексте работы указываются вначале инициалы, а затем фамилия автора, в квадратных скобках указывается номер источника из списка литературы реферата и страница, на которую ссылается студент (например: Изучая работы Л.С. Выготского можно констатировать, что… [12, с. 34]. Первое число обозначает номер источника, второе – номер страницы или страниц). Выписки и цитаты могут быть оформлены как в виде косвенной, так и прямой речи. Прямые цитаты – это дословное воспроизведение отдельных фрагментов источника, при этом текст заключается в кавычки.
Часто студенты при написании реферата используют перечисление, что не желательно. Предложения необходимо строить таким образом, чтобы этого можно было избежать. Например. Среди стилей руководства выделяют: - авторитарный, - попустительский, - демократический. Лучше информацию представить предложением, в котором кратко будет описана особенность каждого стиля. Например. Многими исследователями выделяются три основных стиля руководства: демократический, который характеризуется совместным принятием решения; авторитарный – руководитель принимает решения единолично и безоговорочно; попустительский или либеральный – руководитель в данном случае, право принятия решения делегирует подчиненному. Еще раз напомним о том, что в тексте должно быть видно, на каких авторов и на какие работы студент опирается. Например, «как показано в работах А.А. Смирнова, А.Н. Леонтьева, память является…»; «психологические проблемы учебной деятельности рассматривались в работах Н.А. Менчинской, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова…». В случае ссылки на зарубежного автора можно записать следующим образом: C. Rogers, S. Freud, у отечественных же авторов необходимо указать и имя, и отчество Ю.Б. Гиппенрейтер, А.Р. Лурия. Предложения лучше не начинать с упоминания автора и с предлогов. Для расширения лексического разнообразия изложения при анализе источников, сравнении точек зрения, ссылке на высказывания и идеи цитируемых авторов, можно использовать следующие выражения: анализирует, возражает, высказывает мнение, добавляет, доказывает, допускает, задает вопрос, излагает, констатирует, находит, начинает, не разделяет точку зрения, не соглашается, обнаруживает, обсуждает, объясняет, одобряет, отвечает, отмечает, отстаивает, определяет, пишет, повторяет, поддерживает, позволяет, полагает, предлагает, предполагает, признает, принимает точку зрения, приходит к выводу, разбирает вопрос, разделяет, размышляет, разъясняет, рекомендует, решает проблему, следует, соглашается, сомневается, сообщает, ссылается, считает, указывает, упоминает, утверждает, уточняет и др. Важным способом структурирования текста кроме выделяемых пунктов работы является выделение в тексте абзацев. Начало нового абзаца соответствует началу новой мысли или нового фрагмента информации и поэтому помогает логичному восприятию материала читателем. Хочется предостеречь от дробленности в работе, абзац не может содержать в себе одно-два предложения (в 3 – 4 строки). Но и слишком большие абзацы не достаточно хорошо воспринимаются читателем. Логика изложения материала может быть основана на: - переходе от рассмотрения общих проблем к описанию конкретных вопросов; - хронологии исследований в этой области; - подходах к исследованию проблемы; - изучении логических аспектов динамики изучаемых явлений; - изучении отдельных сторон проблемы. В первом случае при построении теоретического анализа переходят от рассмотрения общих проблем к описанию конкретных вопросов. Например, если тема вашей работы – «Проблема влияния стресса на производительность труда», то целесообразно в первом параграфе рассмотреть общие подходы к изучению стресса, а затем перейти к специфике стресса на производстве. Во втором случае описывается история изучения проблемы по периодам, основные этапы ее разработки учеными. Например, «проблема стресса впервые стала изучаться …»; «Следующим этапом в разработке проблемы стресса стало…»; «В конце (начале) …-х годов главной темой исследования было…» и пр. В третьем случае акцент в анализе делается на различии исследовательских подходов в разных научных школах или у разных групп исследователей. Например: «При рассмотрении проблемы мотивации в бихевиоризме внимание обращалось, прежде всего, на…»; «В психоанализе главным образом освещена проблема мотивации как…»; «Представители теории деятельности анализировали…». В четвертом случае в проблеме выделяются предпосылки, ход действий, результаты, факторы, благоприятствующие и препятствующие возникновению того или иного явления. Например, можно рассмотреть предпосылки формирования стресса, факторы его определяющие, поведение человека в стрессовой ситуации, последствия стресса для человека. В пятом случае логика рассмотрения проблемы может заключаться, например, в описании 1) понятия стресса; 2) причин стресса; 3) последствий стресса. Все рассмотренные типы логики построения теоретической части могут определенным образом сочетаться в зависимости от замысла работы, характера материала. Каждый пункт работы должен быть закончен небольшим резюме, в котором подводится итог обсуждаемого вопроса. Начинаться данный абзац может со слов: итак, таким образом, исходя из всего вышеизложенного, подводя итог сказанному. Такие формулировки внутри пункта использовать нецелесообразно, так как они свидетельствуют об окончании обсуждения данного вопроса. Этот итог позволяет перейти к следующему пункту. Необходимо помнить, что работа должна быть написана научным языком, без лишних отступлений от темы обсуждаемого вопросы, не целесообразно использовать вопросительные предложения, например, «Что же такое стресс?», «А как же стресс влияет на производительность труда?». Так же не используются предложения с личными местоимениями – я, мы, формулировать предложения лучше безличными. Например: В результате исследования я могу сделать выводы…(неправильно). В результате исследования можно сделать выводы…(правильно). Использование в тексте аббревиатуры не приветствуется за исключением общеизвестных.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|