Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Технологическая карта урока

Предмет: обществознание

Класс: 6

Тема: «Семья-ячейка общества»

Количество часов на изучение темы: 45 мин.

Планируемые образовательные результаты:

- Предметные: получение представлений о семье, как ячейке общества, знание определения семьи, основные виды семьи основные права ребенка; - представлять: чем семья отличается от других социальных групп; понимание значение семьи в жизни человека, общества и государства.

Метопредметные:

 

Способствовать (совершенствовать) дальнейшему развитию УУД (универсальных учебных действий):

Регулятивные: уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности, свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий, умение самостоятельно планировать пути достижения целей и эффективные способы решения задач, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, уметь выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности, давать оценку своим личностным качествам и чертам характера.

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний, давать определение понятиями «семья» «Семейный кодекс», «брак» на основе изученного раздела, выделение необходимой информации, структурирование знаний, систематизация информации до её изучения., извлекать информацию, сопоставлять, отбирать и проверять информацию, полученную из различных источников, анализировать, сравнивать и обобщать факты и явления, строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, преобразовывать информацию из одного вида в другую и выбирать наиболее удобную для себя форму, предоставлять информацию в виде конспектов, таблицы, владеть приемами осмысленного чтения, рефлексия способов и условий действий.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, толерантно строить свои отношения с людьми иных позиций и интересов, владение устной речью, доносить свою позицию до других,владея приемами монологической и диалогической речи, владеть устной и письменной речью на основе представления о тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, способность дать устный ответ на ответ на основе систематизации, аргументация своего мнения, аргументация учебного сотрудничества.

 

Личностные: формирование отношения к семье как к одной из важнейших ценностей человека, формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, формирование ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, формирование правосознания обучающихся.

Тип урока: комбинированный

Межпредметные связи: История, правоведение, МХК

 

Основные понятия: Семья, брак, Семейный кодекс, виды семьи.

 

Условия реализации урока и оборудование урока:

Информационные ресурсы (в том числе ЦОР и Интернет) Учебная литература Методические ресурсы (методическая литература, стратегическая технология и тактические технологии) Оборудование
http://www.school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://festival.1september.ru/history -материалы сайтов «Фестиваль «Открытый урок» http://www.allaforizm.info/semja.html - словарь афоризмов и цитат о семье http://pedkopilka.ru/blogs/vinogradova-svetlana/fizkultminutka-na-urokah.html - физкультминутки на уроках в школе Обществознание. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Л.Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградова, Н.И. Городецкая. – М.: Просвещение, 2010. 1."Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) 2."Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 13.07.2015) 1. Аудиоколонки колонки. 2. Видеопроектор. 3. Персональный компьютер. 4. Принтер. 5. Экран. 6. Презентация «Семья – ячейка общества» 7. Перфокарточки на тему «Человек»   8.Музыкальное произведение «Свадебный марш» Мендельсона в формате mp3.длительность 05:01, размер 4.82 МБ, битрейт 128 9.Макет на доске из фотографии и иллюстраций «Семья» 10.Репродукции картин Пукирева «Неравный брак» и Ф. Журавлева «Перед венцом»   11. «Гимн семьи» в формате mp3.длительность 04:15, размер 9.76 МБ.   12. Конверты для написания писем.   13. Ящик с надписью «Почта»  

 

 

Ход урока:

Этап урока (название, время, цель) Деятельность учителя Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов Деятельность учащихся Планируемые результаты
Предметные УУД (универсальные учебные действия)
1.Организационный момент Время: 1 мин. Цель: включение учащихся в учебную деятельность Проверяет готовность к уроку. По звонку найти свое место. Проверить свою готовность к уроку (тетрадь,ручку,учебник, дневник). Сообщают о готовности к уроку. Взаимное приветствие. - Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества; Познавательные УУД: целеполагание
2.Проверка домашнего заданияВремя:3 минЦель: установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания, определить типичные недостатки, выявить уровень знаний учащихся, повторить пройденный материал, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях. Объясняет работу с перфокарточками (Приложение 1) На основе выученных учениками понятий, по прошлому изученному разделу «Человек», выполнить задание с перфокарточками. Оценить свои результаты, сверив с предложенным ключом. Выполняют задание по перфокарточками. Соотносят предложенное определение, к подходящему по смыслу понятию. Фиксируют ответ в перфокарте. Работа с понятиями: ЧЕЛОВЕК ЛИЧНОСТЬ САМООЦЕНКА СОЗНАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ   Оценивают по ключу и заданным критериям (Приложение 8, Слайд 7) Усвоение понятий: ЧЕЛОВЕК ЛИЧНОСТЬ САМООЦЕНКА СОЗНАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИНДИВИДУ- АЛЬНОСТЬ Регулятивные УУД: уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности, свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий. Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний, давать определение понятиями на основе изученного раздела. Коммуникативные УУД: толерантно строить свои отношения с людьми иных позиций и интересов
3.Этап мотивации (целеполагания) Время: 4 мин. Цель: выработка на личностном значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности   Создает условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность (хочу узнать)   Слушают Свадебный марш Мендельсона. После прослушивания, отвечают на вопросы: - знакомы ли они с этим музыкальным произведением?; - какое важное событие в жизни каждого человека связано с этим музыкальным произведением?   Обсуждение и представление знаний полученных из опыта, на основе наблюдений. Самостоятельно определяют тему урока, с опорой на макет из фотографии и иллюстраций «Семья» (Приложение2) Понимание значения понятий семья, брак.   Познавательные УУД: выделение необходимой информации, структурирование знаний. Ученики «вспоминают», что им известно по изучаемому вопросу (делают предположения), систематизируют информацию до её изучения. Коммуникативные УУД: владение устной речью. Монологическая речь Регулятивные УУД. умение самостоятельно планировать пути достижения целей и эффективные способы решения задач.
4.Постановка учебной задачи (проблемной ситуации, проблемной задачи) Время: 3 мин. Цель: подготовка учащихся к осознанию ими внутренней потребности к построению нового способа действий Активизирует учебную деятельность учащихся для определения недостающего знания и для постановки проблемой задачи, которую надо решить. 1.Ответить, на вопросы, чтобы понять роль семьи не только в жизни каждого человека, но общества, государства и даже целого мира. 2.Записывают дату, тему урока и план. 1.Обсуждение в классе, предложенных вопросов. Нужна ли человеку семья? 2.В тетрадях записывают дату, тему урока «Семья - ячейка общества». и план урока: 1. Что такое семья. Зачем люди создают семьи. 2. Семья и государство 3. Обязанности в семьях 4. Какие семьи бывают? (Приложение 8, Слайд 8) - Личностные УУД:самоопределение, смыслообразования. Познавательные УУД: обучение планированию, постановке целей, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, умение выделять социальные роли. Регулятивные УУД:выбор эффективных способов решения учебных задач, умение оценивать собственные возможности решения задач.
5.Решение учебной задачи (проблемной задачи) Время: 15 мин Цели: подвести учащихся к пониманию сути семьи как ячейки общества. Объясняет новый материал с использованием учебного проекта презентации, картин, фотографии, иллюстрации (макет), на основе плана урока. Анализирует результаты выполнения заданий учащимися. Организует работу в мини-группах. 1. Что такое семья. Зачем люди создают семьи Рассмотрение иллюстрации на с. 69, 71 учебника. Отвечают на вопросы -Что их объединяет? -Что такое семья? -Почему СЕМЬЯ – ячейка общества? Когда мы сможем сказать, что данная группа - это семья? (учитель обращает внимание на вывешенные ранее иллюстрации). (Приложение 2) Как вы думаете, зачем люди создают семьи? Для чего люди создают семьи? Читают пословицы и поговорки о семье, и определяют, какой должна быть семья?(Приложение 8, слайд 10) Называют главную вещь, на которой строится семья. Всегда ли семья строиться на взаимной любви и уважении? Работа с репродукциями картин «Картинная галерея» Пукирева «Неравный брак» и Ф. Журавлева «Перед венцом» (Приложение 3)   Физкультминутка для глаз (Приложение 4)   Описывают картины. 1 группа - описывает невесту, отвечает на вопрос, счастлива ли невеста? 2 группа - описывает жениха, отвечает на вопрос, будет ли такая семья счастливой? 3 группа - описывает невесту, и остальных героев картины отвечает на вопрос, счастлива ли невеста 4 группа – что общее между этими картинами   2. Семья и государство Какое значение имеет семья для государства? Как государство законодательно защищает семью? Работа с Конституцей (ст.38) Что такое «конституция»? Когда она был принята? Игра«Цепочка». Используя свои знания и опыт, называть те виды помощи, которую госу­дарство оказывает семьям. 3. Если семья не выполняет своих обязанностей Изучение Семейного кодекса РФ (учебник стр.71) Что такое «кодекс»? Какие кодексы существуют в нашей стране? Как вы думаете, в каком кодексе вы можете найти информацию о семье, браке, родителях, о защите прав детей? 4. Какие бывают семьи Прочитать учебник стр.71-72. Работа с фотографиями, иллюстрациями. (Приложение2) После работы, заполнение таблицы. «Виды семей». Воспринимают информацию, сообщаемую учителем, записывают основные термины в тетради   Семья Конституция Кодекс   Учебные вопросы: 1. Что такое семья? 2. Какие бывают семьи? 3. Как возникает семья? 4. Какое значение имеет семья для государства? 5.Как государство законодательно защищает семью? 1. Что такое семья. Зачем люди создают семьи 1. Из набора слов на слайде составляют определение понятию СЕМЬЯ и записывают в словарик в конце тетради. (Приложение 8, слайд 9) На слайде читают пословицы, поговорки, и записывают что семья должна быть: трудолюбивая, сплоченная, заботливая, любящая, большая Презентуют ответы в малых группах по работе с картинами. 2. Семья и государство Отвечают на вопросы, работают Конституцией РФ. Читают учебник стр. 69-70. (ответы для игры в «Цепочка») 4. Какие бывают семьи Заполняют таблицу:«Виды семей».(Приложение 5) Получение представлений о семье, как ячейке общества, знание определения семьи, понимание значение семьи в жизни человека, общества и государства Личностные:формирование отношения к семье как к одной из важнейших ценностей человека, формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, формирование правосознания обучающихся. Регулятивные УУД: самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата. Познавательные УУД: извлекать информацию, сопоставлять, отбирать и проверять информацию, полученную из различных источников, анализировать, сравнивать и обобщать факты и явления, строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, преобразовывать информацию из одного вида в другую и выбирать наиболее удобную для себя форму, предоставлять информацию в виде конспектов, таблицы, владеть приемами осмысленного чтения Коммуникативные УУД:доносить свою позицию до других,владея приемами монологической и диалогической речи, владеть устной и письменной речью на основе представления о тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности.
6. Осознание и осмысление нового материала (Итоговое закрепление) Время: 3 мин. Цель: зафиксировать изученное учебное содержание Проводит задание на закрепление Задаёт вопрос слушает ответы и корректирует содержание Расставить этапы рождения семьи в правильной последовательности (Приложение 8, Слайд 11) 1.Обязанности по отношению к детям 2.Образование малой группы 3. Брак 4.Обязанности относительно друг друга 5.Рождение детей 6. Встреча Дать характеристику своей семьи Размышляют - нужна ли человеку семья? Расставляют этапы, дают характеристику на основе заполненной таблицы «Моя семья». (Приложение 6) Отвечают на проблемный вопрос: нужна ли человеку семья?   Обобщение и систематизация знаний по теме «Семья – ячейка общества» Познавательные УУД: уметь охарактеризовать по основным признакам «семью». Коммуникативные. УУД: способность дать устный ответ на ответ на основе систематизации знаний Регулятивные УУД: Уметь выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат.
7. Рефлексия Время: 3 мин. Цель: откорректировать и закрепить полученные знания и умения. Организует осмысление и корректирует приобретённые знания. Осуществляет проверку соответствия поставленных целей и результатов достигнутых на уроке. . Психологическая рефлексия: «Почта» Предлагается написать мини-письмо (Приложение 7) с пожеланиями, отзывом о работе на уроке (самооценка), по предложенным опорным словам. (Приложение 8, слайд 12) Слушают «Гимн семьи» и пишут письмо, опираясь на ключевые слова, и отправляют (опускают) в специально подготовленный ящик с надписью «Почта» - Коммуникативные УУД: аргументация своего мнения аргументация учебного сотрудничества Познавательные УУД:рефлексия способов и условий действий Регулятивные УУД: уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности, давать оценку своим личностным качествам и чертам характера.
7. Домашнее задание Время: 1 мин. Цель: обсудить и записать домашнее задание Комментирует домашнее задание Обязательное: Прочитать § 7, с. 65—75 учебника. Выполните задания в рубрике «В классе и дома», с. 75 учеб­ника. Творческое задание: - Мини-сочинение по теме (на выбор): 1. Традиции моей семьи.2. Гордость нашей семьи. 3. Вклад моей семьи в развитие государства - Альбом или семейная газета на тему «Чем мы любим заниматься всей семьёй, когда собираемся вместе?» (Приложение 8 слайд 13) Выбирает уровень задания и записывает в дневник Систематизация и контроль знаний о семье как ячейке общества, за счет расширения понятийной базы и выявления причинно-следственных связей. Личностные УУД: смыслообразования Регулятивные УУД: самооценка и прогнозирование результатов

 

Приложение 1

Работа на перфокарточках:

1.ЛИЧНОСТЬ – социально и духовно развитый человек, человек, обладающий качествами, имеющими значение для общества. 2.СОЗНАНИЕ - это способность человека мыслить, рассуждать и определять своё отношение к окружающей жизни, действительности. 3.ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ - черты и способности, отличающие одних людей от других. 4.ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – способ отношения к внешнему миру, характерный только для людей, основное его содержание – изменение и преобразование окружающего мира в интересах человека, создание того, чего нет в природе. 5.САМООЦЕНКА – оценка человека самого себя, своих качеств, способностей, особенностей своей деятельности 6. ЧЕЛОВЕК- социиально (общественное) существо.

  ЧЕЛОВЕК ЛИЧНОСТЬ СОЗНАНИЕ САМООЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ
    +        
      +      
            +
          +  
        +    
  +          

 

Самопроверка по критериям:

Нет ошибок – «5»

1-2 ошибки- «4»

3-4 ошибки – «3»

Больше 4 – «2»

Приложение 2.

Макет на доске из фотографии и иллюстраций «Семья»

Приложение 3

«Картинная галерея»

  «Перед венцом» 1874 г. Автор: Фирс Сергеевич Журавлев Выставлена в музее: Русский музей     «Неравный брак» 1862 г Пукирев Василий Владимирович Выставлена в музее: Государственной Третьяковской галерее

Приложение 4

Физкультминутка для глаз

«Ах, как долго мы писали»
Ах, как долго мы писали,
Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами)
Посмотрите все в окно, (Посмотреть влево – вправо)
Ах, как солнце высоко! (Посмотреть вверх).
Мы глаза сейчас закроем, (Глаза закрыть ладошками)
В классе радугу построим!
Вверх по радуге пойдем, (Посмотреть по дуге вверх-вправо, вверх-влево)
Вправо, влево повернем.
А потом скатимся вниз, (Посмотреть вниз)
Жмурься сильно, не держись! (Зажмуриться, открыть глаза и поморгать ими).

Приложение 5

Таблица: «Виды семей».

Вид семьи Характеристика
Двухпоколенная В семье живут только родители и их дети,т.е. в этой семье два поколения- старшее, к которому относятся родители, и младшее, к которому относятся дети.
Трёхпоколенная В семье живут три поколения, не только дети, их родители, но и родители родителей, т.е. бабушки и дедушки.
Четырёх поколенная В семье живут четыре поколения, не только дети, их родители и родители родителей,т.е. бабушки и дедушки, но ещё и прабабушки и прадедушки.
Неполная семья По каким-то причинам в семье отсутствует один из родителей.

 

Приложение 6

Таблица «Моя семья»

Моя родительская семья   Моя будущая семья
     

 

Приложение 7

КОНВЕРТ ДЛЯ ПИСЬМА

Приложение 8

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...