Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Индивидуально-типологические особенности учащихся и их влияние на успешность учебной деятельности




 

Индивидуальные особенности личности — присущие данному человеку психологические и психофизиологические качества, придающие ему неповторимость, своеобразие, отличающие его от других людей (темперамент, характер, способности, динамические особенности).

Индивидуальный стиль деятельности — система индивидуально-своеобразных приемов и способов решения задачи, определяемых комплексом природных особенностей человека.

Меланхолический темперамент — индивидуальные психологические особенности, характеризующиеся легкой ранимостью, склонностью глубоко переживать даже незначительные неудачи, но внешней вялостью

реагирования на окружающее.

Основные свойства нервной системы — основные, преимущественно генетически детерминированные особенности функционирования нервной системы, определяющие различия в поведении и в отношении к одним и тем же воздействиям физической и социальной среды.

Сангвинический темперамент — индивидуальные психологические особенности, характеризующиеся живостью, подвижностью, быстрым реагированием на внешние события, сравнительной легкостью переживания неудач и неприятностей.

Темперамент — индивидуальные психологические особенности, характеризующие личность человека со стороны динамики его психических процессов (темпа, быстроты, ритма, интенсивности).

Флегматический темперамент — индивидуальные психологические особенности, характеризующиеся медлительностью, невозмутимостью, устойчивостью стремлений, более или менее постоянным настроением, слабым внешним выражением душевных состояний.

Холерический темперамент — индивидуальные психологические особенности, характеризующиеся быстротой, порывистостью, способностью отдаваться делу с исключительной страстностью, но не уравновешенностью, склонностью к бурным эмоциональным вспышкам, резким сменам настроения.

 

Учебная деятельность не предъявляет специальных требованийк природным особенностям ученика, врожденной организации еговысшей нервной деятельности. Одинаково высоких результатов в учебной деятельности при прочих равных условиях могут достичь детис разными особенностями нервной системы. Различия же в природной организации высшей нервной деятельности определяют лишьпути и способы работы, особенности индивидуального стиля деятельности, но не уровень достижений. Различия по темпераментам — эторазличия не по уровню возможностей психики, а по своеобразию ихпроявлений.

Прежде чем описать трудности в учении у школьников с разнымтипом темперамента, рассмотрим природную их основу и те различияв процессуальных характеристиках учебной деятельности, которыеимеют место у школьников, разных по темпераменту.Природной основой темперамента являются типы высшей нервнойдеятельности, образующиеся путем разных сочетаний основных свойствнервной системы. К таким свойствам относятся сила — слабость, подвижность — инертность, уравновешенность — неуравновешенность нервных процессов (Павлов И. П., 1935).

Сила (слабость) нервных процессов — это способность (неспособность)нервных клеток сохранять нормальную работоспособность при значительном напряжении возбудительных и тормозных процессов; степень выносливости нервной системы к длительно действующему раздражителю.

Подвижность (инертность) нервных процессов выражается в способности(неспособности) быстрого перехода от возбудительного процесса к тормозному и наоборот. Уравновешенность (неуравновешенность) означаетодинаковую (разную) выраженность возбудительного и тормозного нервных процессов, их баланс (его отсутствие) по силе и подвижности.Сочетания крайних степеней этих свойств образуют четыре типакомбинации, или четыре типа высшей нервной деятельности: живой тип — сильный, уравновешенный, подвижный (соответствует сангвиническому темпераменту); безудержный тип — сильный, неуравновешенный в сторону возбуждения (соответствует холерическому темпераменту), спокойный тип — сильный, уравновешенный, медленный(соответствует флегматическому темпераменту), слабый тип — низкаяработоспособность, быстрая истощаемость (соответствует меланхолическому темпераменту).

Не обусловливая, с одной стороны, уровень конечного результатаобучения, психологические особенности темперамента, с другой стороны, в определенной степени могут затруднять процесс обучения. Вотпочему важно учитывать особенности темперамента школьников приорганизации учебной работы.Тем не менее в психологических исследованиях найдено определенное влияние природных особенностей учеников на успешность их учения. Психологическое обследование выявило, что значительная частьслабоуспевающих и неуспевающих школьников характеризуется слабостью нервной системы, инертностью нервных процессов. Означаетли это, что указанные особенности нервной системы неизбежно влекутза собой низкую эффективность учебной деятельности?

Объективно учебный процесс организован так, что отдельные учебные задания, ситуации являются неодинаково трудными для школьников, различающихся по своим типологическим особенностям, и дляучащихся с сильной и подвижной нервной системой изначально существуют преимущества перед учениками со слабой и инертной нервной системой. На уроке чаще возникают ситуации, более благоприятные для сильных и подвижных по своим нейродинамическимособенностям учащихся. По этой причине ученики со слабой и инертной нервной системой чаще оказываются в менее выгодном положении и чаще встречаются среди неуспевающих. Изменение школьногорасписания, замена одного урока другим, требование быстрого переключения во время урока с одного задания на другое также по-разному воздействуют на учеников с разным темпераментом, при этомбольшие затруднения испытывают дети, характеризующиеся инертностью нервных процессов. Наоборот, у детей с высокой подвижностью нервных процессов именно частые смены деятельности поддерживают рабочее состояние на уроках.

То, что школьникам с инертными нервными процессами, то естьфлегматикам, труднее приходится в школе, замечено давно. «Ни одному разряду учеников не приходится в наших школах так плохо, как темвялым тугопонимающим мальчикам, которых учителя часто называютбездарными и бестолковыми. В отношении к ним всего более погрешаетсовременное воспитание. А между тем они-то и заслуживают самоготщательного внимания и попечения со стороны воспитателя. Большеючастью в них скрываются такие духовные силы, которые далеко превосходят так называемых талантливых, бойких учеников... Весьма многиеиз знаменитых людей, впоследствии отличившихся в науке, часто в школе играли роль таких непонятливых голов и нередко заставляли потомбывших учителей своих восклицать: кто бы мог в них это предполагать!» (Добролюбов Н. А., 1952. — С. 232, 238).

Отмечая необходимость учета особенностей темперамента учащихся в процессе обучения, прежде всего, следует учитывать своеобразиефлегматического и меланхолического темпераментов. Рассмотрим,как проявляются в учебной деятельности различия учащихся по темпераментам или, что то же самое, различия по основным свойствамнервной системы.

В одном эксперименте младшим школьникам с сильной и слабойнервной системой предложили решать простые арифметические примеры в течение урока. В результате наблюдения за деятельностьюучеников были замечены следующие различия: ученики со слабойнервной системой на начальном этапе решали большее количествопримеров, но зато они быстрее уставали. Ученикам же с сильной нервной системой требовалась «раскачка», чтобы включиться в работу,но зато потом они могли выполнять задание дольше, не снижая продуктивности.

В другом исследовании наблюдались успешно занимающиеся старшеклассники. Оказалось, что среди них были и с сильной, и со слабойнервной системой. Но в зависимости от темперамента процесс учебных занятий протекал по-разному. Так, когда в самостоятельных занятиях выделили три этапа — подготовительный, исполнительныйи контрольный, то обнаружилось, что ученики с сильной нервнойсистемой мало времени уделяли подготовительным и контрольнымдействиям (например, исправления, добавления в сочинениях делались ими по преимуществу в ходе самой работы), а школьники сослабой нервной системой осуществляли продолжительные подготовительные и контрольные действия (большинство исправлений и добавлений в сочинения вносились ими в дополнительное время присамопроверке).

Другое отличие состояло в том, что ученики с сильной нервной системой длительно выполняли задания без специального планированияи распределения времени; учащиеся со слабой нервной системой зановое задание брались, закончив прежнее; для заданий на срок составляли планы (на день, неделю и т. д.). Но по конечной продуктивностинельзя было отдать предпочтение учащимся с тем или другим темпераментом.

В обучении нужно учитывать и особенности темперамента, обусловленные подвижностью-инертностью нервных процессов. Так, инертностьнервных процессов может иметь как отрицательное (замедленность нервных процессов), так и положительное значение (длительность сохранения следов памяти, устойчивость психических процессов).Были проведены наблюдения за выполнением учебных заданий потруду учениками VII класса. Хорошо проявились различия в процессе их выполнения учащимися с подвижными инертными нервнымипроцессами. «Подвижные» ученики характеризовались быстрым темпом выполнения заданий, но пропуском некоторых элементов из-заизлишней стремительности. «Инертные» же школьники несколькозадерживались с началом выполнения задания, медленно его выполняли, но более пунктуально, более качественно, компенсируя ограниченные скоростные возможности большим вниманием к объяснениямучителя. Таким образом, одни и те же исходные свойства темперамента не предопределяют того, во что они разовьются — в достоинстваили недостатки.

На самом деле успех или неуспех в учении может быть объясненне самими природными чертами субъекта, а тем, насколько сформированы индивидуальные приемы и способы действий, соответствующие как требованиям учебного процесса, так и индивидуальнымпроявлениям типологических свойств учащихся. Немалое значениездесь приобретают особенности организации учебного процесса, степень сформированности индивидуального стиля деятельности ученика, учитывающего его природные типологические особенности.

Так, недостаточная сосредоточенность и отвлекаемость вниманияучащихся со слабой нервной системой может компенсироваться усилением самоконтроля и самопроверкой работы после ее выполнения,их быстрая утомляемость — частыми перерывами в работе и т. д. Важную роль в преодолении процессуальных трудностей в учебном процессе у школьников со слабой нервной системой и инертными нервнымипроцессами играет учитель, незнание которым ситуаций, затрудняющихучеников со слабой нервной системой и инертными нервными процессами, может невольно либо облегчить, либо еще больше затруднитьучебную деятельность школьника.

Было бы неправильно думать, что ученики со слабой нервной системой и инертными нервными процессами могут характеризоваться только с точки зрения их особенностей, негативно влияющих на учебнуюдеятельность. У этих школьников есть и положительные стороны,благодаря которым возможны «нейтрализация» их не слишком благоприятных для учения природных особенностей и создание хорошейбазы для обеспечения успешности школьного обучения.

Так, положительные стороны учащихся со слабой нервной системойсостоят в том, что они:

• могут работать в ситуации, требующей монотонной работы, по алгоритму или по шаблону;

• любят работать обстоятельно, последовательно, планомерно, порасписанным этапам работы;

• планируют предстоящую деятельность, составляют планы в письменной форме;

• предпочитают использовать внешние опоры, наглядные изображения (графики, схемы, рисунки, таблицы);

• склонны к тщательному контролю заданий и проверке полученных результатов.

Какие же ситуации затрудняют учащихся со слабой нервной системой?

К таким ситуациям относят следующее:

• длительная напряженная работа (быстро устает, теряет работоспособность, допускает ошибки, медленнее усваивает);

• работа, сопровождающаяся эмоциональным напряжением (контрольные, самостоятельные, особенно если на них отводится ограниченное время);

• высокий темп постановки вопросов и требование немедленногоответа;

• неожиданный вопрос и требование устного ответа;

• работа после неудачного ответа, оцененного отрицательно;

• работа в ситуации, требующей отвлечения (на реплики учителя,ответ или вопрос других учащихся);

• работа в ситуации, требующей распределения внимания и его переключения (одновременно делать записи, следить по учебникуи т. д.);

• работа в шумной, неспокойной обстановке;

• работа после резкого замечания учителя, ссоры с товарищем;

• ситуация, в которой необходимо усвоить большой по объему и разнообразию содержания материал.

Для создания благоприятных условий учащимся со слабой нервнойсистемой рекомендуется:

• давать время на обдумывание и подготовку ответа, не задавать неожиданных вопросов;

• опрашивать в начале урока;

• ответ давать в письменной форме;

• не спрашивать только что объясненный материал;

• осторожно оценивать неудачи;

• создавать спокойную обстановку, в минимальной степени отвлекать.

Положительные стороны школьников с инертными нервными процессами:

• способны работать долго, не отвлекаясь;

• хорошо выполняют однообразную деятельность;

• высокая степень самостоятельности при выполнении учебных заданий;

• неторопливость, выдержка.

Ситуации, в которых особые затруднения возникают у учащихсяс инертными нервными процессами:

• изменения школьного расписания;

• замена одного урока другим;

• при выполнении заданий, разнообразных по содержанию и по способам решения;

• высокий темп урока;

• ограничение времени выполнения работы;

• необходимость частого отвлечения;

• необходимость быстро переключать внимание с одного вида работы на другой;

• оценивание продуктивности усвоения материала на первых порахего усвоения;

• выполнение заданий на сообразительность при высоком темпе работы.

Для создания благоприятных условий учащимся с инертными нервными процессами рекомендуется:

• не требовать немедленного включения в работу;

• давать время на обдумывание;

• не опрашивать в начале урока;

• не требовать быстрых ответов;

• в момент выполнения задания не отвлекать, не переключать внимание;

• не спрашивать новый, только что объясненный на уроке материал(Акимова М. К., Гуревич К. М., Зархин В. Г., 1984).

Какие же трудности в учении возникают у учащихся с разным типом

темперамента?

Ученики-флегматики. В. А. Сухомлинский так характеризовал умственную деятельность учащихся: «…У одного ребенка поток мыслейтечет бурно, стремительно, рождая все новые образы, у другого — какширокая, полноводная, могучая, таинственная в своих глубинах, номедленная река. Даже незаметно, есть ли у этой реки течение, но оносильное и неудержимое, его не повернуть в новое русло, в то время какбыстрый, легкий, стремительный поток мысли других ребят можнокак бы преградить, и он сразу же устремится в обход» (Сухомлинский В. А., 1979–1980. — С. 46). И вот что он писал про учеников-флегматиков: «А ведь такие молчаливые тугодумы ой как страдают на уроках. Учителю хочется, чтобы ученик побыстрее ответил на вопрос, емумало дела до того, как мыслит ребенок, ему вынь да положь ответ и получай отметку. Ему и невдомек, что невозможно ускорить течениемедленной, но могучей реки. Пусть она течет в соответствии со своейприродой, ее воды обязательно достигнут немеченого рубежа, но неспешите, пожалуйста, не нервничайте, не хлещите могучую реку березовой лозинкой отметки — ничего не поможет» (там же, с. 47). Детямс флегматическим темпераментом требуется больше времени на выполнение заданий познавательного характера, на практические упражнения, на подготовку устного ответа у доски. У них часто встречаетсяошибочная установка на избежание быстрых действий, как якобы обрекающих его на частые ошибки. Он смиряется с тем, что двигаетсяи говорит медленнее других детей, и уже не делает никаких попытокдействовать в более быстром темпе.

Но и самая инертная нервная система не лишена некоторой пластичности, поэтому эта медлительность может быть до некоторой степени преодолена, и лучше всего — путем активизации двигательнойсферы ребенка, тесно связанной с умственной сферой, а именно: организацией подвижных игр. Кроме того, необходимо вырабатыватьтакие личностные качества, как собранность, организованность, умение не тратить лишнего времени на «раскачку». Полезно посадитьтакого ученика за одну парту с одноклассником с более подвижныминервными процессами.

Ученики-меланхолики. У них быстро возникает умственное утомление, поэтому желательно предоставлять по возможности большевремени для отдыха. Это особенно важно при переходе из начального звена в среднее, когда дети впервые сталкиваются с многопредметностью и кабинетной системой, что резко повышает нагрузку нанервную систему. Слабость нервных процессов у учеников-меланхоликов означает и пониженную сопротивляемость влиянию неудач.Они производят на таких детей тормозящее, дезорганизующее влияние. Наоборот, систематическое ободрение, внушение веры в собственные силы, раскрытие еще не использованных резервов и т. п. даетученику-меланхолику возможность проявлять в учебной работе преимущества своего темперамента (повышенную аккуратность, старательность, тщательность), что позволяет добиваться хороших успехов в учебе.

Ученики-сангвиники. В качестве положительных сторон этих учеников отмечаются энергичность, быстрая реакция, сметливость, быстрота перехода от одного вида деятельности к другому. Они жизнерадостны, являются по своей натуре лидерами.К числу недостатков учеников с сангвиническим темпераментомотносятся поверхностность в работе с учебным материалом и потомуповерхностность его усвоения, непоседливость, недостаточная выдержка, неустойчивость и недостаточная глубина чувств, отсутствиестойких познавательных и профессиональных интересов, «разбросанность» и многообразие увлечений.Это о таких учениках А. Л. Барто написала стихотворение «Болтунья».

Учеников-сангвиников следует убеждать в необходимости доводитьначатое дело до конца, для более глубокого усвоения учебного материала обращать их внимание на интересные аспекты задания, которыеученик не заметил. Их надо подбадривать, рассказывать о перспективахработы, развивать чувство ответственности, требовательности к себе,настойчивости в труде.

Ученики-холерики. Их характеризует вспыльчивость, резкость, несдержанность, нетерпимость к замечаниям в свой адрес, высокое самомнение. Важная задача в работе с ними — предупредить появление аффектов. Для этого нужно переключить внимание с объекта, вызвавшегонегативные эмоции, на какой-либо «нейтральный» объект, чтобы произошел спад возбуждения, и лишь затем делать замечание. Нужна спокойная, уравновешенная атмосфера социального окружения. Следуетизбегать конфликтных ситуаций, но это не значит, что нужно для этогопотворствовать капризам, грубиянству, неправильным поступкам.

Высокая скорость нервных процессов может являться причиной различных учебных трудностей и ошибок школьников. Быстрый темп письма, отрицательно сказывающийся на его качестве (плохой почерк, пропускбукв); торопливость при чтении, приводящая к недочитыванию слов илик неправильному их прочитыванию и, как следствие, к плохому пониманию прочитанного; ошибки при выполнении вычислительных операцийпри недостаточной степени их автоматизированности — вот те трудностив учебной работе, причиной которых может являться природная высокаяскорость нервных процессов учеников. В каждом из этих случаев следуетиспользовать специальные приемы, «нейтрализующие» расположенностьшкольника к слишком высокому темпу выполнения заданий.

В полном и чистом виде описанные типы темперамента встречаютсяредко. И это хорошо, так как человеку для жизни важно сочетание чертразличных темпераментов. В разных жизненных ситуациях ему необходим энтузиазм и бодрость сангвиника, настойчивость холерика, суховатая сдержанность и осторожность меланхолика, хладнокровие и спокойствие флегматика.

Школа, с ее жизнью и обучением, — самая благоприятная среда дляобразования смешанных темпераментов. Она содержит благоприятныевлияния для смягчения резких, угловатых и нежелательных проявлений того или другого темперамента. Ведь она сама представляет общество людей, собранных для общей для всех цели, по необходимостиподчиненных одним и тем же порядкам, тоже общим для всех. Ребенокв школе постепенно начинает осознавать, что нельзя всякому делатьвсе, что нравится, и всегда поступать так, как хочется. Он замечает,что некоторые его качества неудобны для жизни в среде других людей.

Постепенно у детей формируются качества, удобные и для себя самогои для товарищей, резкие черты темперамента стушевываются. И этопроисходит без насилия, а само собой. Школа учит очень важной науке — жить с людьми, подчинять свои интересы общим.Общее обучение, когда каждый должен учиться, не мешая другим,школьные порядки, устанавливающие определенные отношения учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-класс, общие игры, общее чтение, когда у детей возникают различные впечатления — все это постепенно приводит ребенка к необходимости умерять свою шумливостьи порывистость, более глубоко и эмоционально воспринимать окружающее, быть настойчивым в достижении своих целей.

И наконец, надо различать проявления темперамента и недостаткивоспитания. Отсутствие самообладания, нетерпеливость, неумениедослушать учителя до конца не обязательно говорят о холерическомтемпераменте школьника: такое поведение может быть и следствиемименно недостатков воспитания при любом темпераменте. Или же ученик может казаться в школе робким, беспомощным, держаться вдалиот сверстников, то есть производить впечатление представителя меланхолического типа, но не быть им в действительности. Такое его поведение может быть вызвано, например, тем, что он отстал по учебным предметам, боится опроса или контрольной работы или у него не сложилисьотношения с одноклассниками.

Особенности темпераментаи умственные способности

Существует ли зависимость между типом темперамента и уровнемумственных способностей? На этот вопрос есть определенный ответ:такая однозначная зависимость отсутствует. Лица с высоким умственным развитием могут обладать разными темпераментами, а лица, имеющие одинаковый темперамент, могут характеризоваться разным уровнем умственных способностей.

Однако эти природные особенности не могут не проявиться каким-то образом, и сказываются они на процессуальных характеристикахдеятельности: на скорости умственных операций, на степени устойчивости и переключаемости внимания, на динамике «втягивания» в работу, на характере эмоциональной саморегуляции по ходу работы, настепени нервного напряжения и утомляемости. Таким образом, особенности темперамента обусловливают лишь пути и способы работы,но не уровень достижений, не уровень интеллектуального развития,которого может достичь субъект.

Но какую же роль все-таки здесь играют умственные способностисубъекта? Их важная роль состоит в выработке таких путей и способов работы, которые бы компенсировали недостатки того или иноготипа темперамента. Прежде всего, речь идет о формировании индивидуального стиля деятельности (В. С. Мерлин, Е. А. Климов), который не появляется у человека сразу и только стихийно. Чем вышеумственные способности человека, тем активнее и эффективнее он,осознавая все достоинства и недостатки своего темперамента, приспосабливается к условиям выполняемой деятельности, ищет приемы и способы, помогающие ему достигать лучших результатов.

 

В настоящее время в практике школьного обучения сложилось несколько подходов к диагностике и коррекции причин, вызывающих те или иные трудности в школьном обучении: педагогический (самый ранний) и более поздние — психологический и нейропсихологический.

1. Педагогический подход. Такой подход к диагностике и коррекции школьных трудностей базируется на представлении, что всеученики должны одинаково успешно усваивать предлагаемую имучебную программу, созданную в строгом соответствии с их возрастными возможностями и уже имеющимся уровнем знаний.

В противном случае учитель считает, что ученик либо не хочетучиться, ленится, не старается, либо не понял материал. Отсюдаследует, что ученика надо либо заставить делать то, что требуется,либо необходимо объяснить еще раз непонятный ему материал.

При диагностике учитель, основываясь на анализе продуктов учебной деятельности школьника (оперативная психодиагностика),выявляет пробелы в его знаниях, то есть недостатки в усвоенииучеником того или иного материала. Коррекционные действияучителя состоят в повторных (порой многократных) объясненияхучебного материала и выполнении школьником тренировочныхупражнений опять-таки на учебном материале. По существу, такойспособ преодоления учебных трудностей представляет собой «натаскивание» школьника на выполнение учебных заданий. Диагностика и коррекция трудностей остаются в пределах одного этого уровня.

2. Психологический подход. Этот подход к диагностике и коррекциишкольных трудностей исходит в целом из представления о поликаузальной обусловленности школьной неуспеваемости и в качествеконкретных причин учебных трудностей рассматривает, в первуюочередь, недостатки в когнитивно-личностном развитии учащихся.

Данный подход системно объединяет два уровня существованиялюбого психического явления: уровень его внешнего проявления(педагогический) и уровень внутренних психологических процессов (психологический).Диагностика в рамках психологического подхода осуществляетсяпо результатам анализа всевозможных соотношений конкретныхвнешних проявлений трудностей и их психологических причин.

Здесь с помощью психодиагностических средств устанавливаетсянедостаточность в развитии тех или иных когнитивных процессов или особенностей личностной сферы. Затем с помощью системы психологических заданий осуществляются целенаправленные коррекционно-развивающие воздействия на установленныепричины анализируемых трудностей, результатом чего являетсяих устранение.

3. Нейропсихологический подход. Данный подход к диагностикеи коррекции школьных трудностей состоит в том, что последниерассматриваются как результат дефицитарности (недостаточности) развития отдельных мозговых структур. По существу, остается в рамках монокаузальной (однопричинной) обусловленности школьной неуспеваемости влияниями минимальных мозговыхдисфункций, хотя и признается роль эмоционально-мотивационных факторов, а также влияние социальной ситуации развития.

Этот подход в диагностическом плане связан с выявлением с помощью системы психологических заданий, адресованных определенным мозговым структурам, тех из них, уровень развитиякоторых на данный момент недостаточен, что и обусловливаетвозникновение ряда когнитивных трудностей в школьном обучении. Та же система психологических заданий используетсяна коррекционно-развивающем этапе, цель которого состоит в активизации, стимулировании развития дефицитарных мозговыхструктур.

Оценивая эффективность этих подходов в плане выявлении причинучебных трудностей школьников, следует отметить, что эффективность педагогического подхода в целом крайне низка. Исключениесоставляют случаи, когда ученик в силу ряда внешних обстоятельств(например, болезнь) отсутствовал на уроках и не мог слышать объяснение учителем нового материала, а самостоятельно в нем разобратьсяне сумел. Тогда именно педагогический подход может оказаться наиболее адекватным для преодоления возникших у ученика трудностей.

Нейропсихологический подход, по принципиальной сути совпадающий с психологическим подходом, можно считать достаточно эффективным, если все-таки не стремится прямо увязывать внешние проявления всех школьных трудностей с недостатками в развитии конкретныхмозговых структур.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...