Основные характеристики нации
Этнопсихология. Введение в этнопсихологию. Определения, предмет, объект, задачи, Методы изучения этнопсихологии. Связь с другими учебными дисциплинами.
Этнопсихология – существует несколько определений, Стефаненко дает следующее - это наука, изучающая закономерности, развития и проявления национально психологических особенностей людей как представителей конкретных этнических общностей, отличающихся друг от друга. Объектом исследования в э. являются национальные общности, нации, национальные особенности. Предметом изучения являются своеобразия проявления и функционирования психики представителей различных этнических общностей.
Основные задачи в этнопсихологии: Теоретико-методологические задачи - это разработка в соответствии с требованиями общей научной методологии проблем объекта, методологических принципов, категориальный аппарат, структура взаимосвязи данной дисциплины со смежными науками, создание социально психологической методики, направленное на изучение теоретико-методологических проблем. 1. Аналитические задачи - это исследования национально-дифференцированных характеристик интеллектуально-познавательной активности людей конкретного этноса, специфические формы общения, взаимоотношения, исследования специфики выражения эмоций и эмоционального поведения, проявления чувств. 2. Прогностические задачи – это исследования научно-обоснованных предположений о возможной динамике, влияния этнического сознания и самосознания на национально-психологические особенности людей. Прогнозирование различных социальных процессов. 3. Практические задачи – разработка и внедрение рекомендаций, направленных на повышение эффективности управленческой деятельности и решения практических задач.
Общая этнопсихология – изучает основные черты этноса, особенности….темперамент и характер этноса, символику, стереотипы, способы психологической самозащиты. Специальная этнопсихология – занимается изучением сихологического склада или этногенеза того или иного народа. Сравнительная или кросс-культурная – изучает в сравнении психологические особенности разных народов, выявляя их сходства и различия. Прикладная этнопсихология – реализует этнопсихологические знания и решение практических вопросов. Этнологическая антропология (психологическая антр) – исследует психические сходства и различия этноса, формирует направления сравнительно-культурной психологии. Психология межэтнических отношений – занимается процессом исследованием взаимоотношения этноса, межэтнических конфликтов. Д.з. связь этнопсихологии с другими науками (одна страница)
История становления этнопсихологии как науки. Выделяют 4 этапа 1. Эпоха античности: широкое распространение получила географическое направление этнопсихологии. Суть заключалась в изучении климатических и др.природных условий. Представители: Геродот и Ги 2. Эпоха средних веков. Данный этап связывают с деятельностью купцов, миссионеров, знакомиться с культ.варваро 3. Эпоха великих географических открытий. Монтескье – народный дух формируется объективно под воздействием физических (геогр.климат, ландшафт) и моральных причин (законы религии, нравы, обычаи, нормы поведения). 4. Современный этап развития с 1831 года. Гегель, Лацарус, Штейнталь (впервые провозгласили рождение науки и назвали психология народов). Вунд, Лебон, Леви Брюль (предполагал что у каждого этноса есть особый вид этноса, Леси Стросс уделял культуре этноса.
Методы изучения этнопсихологии. 1. Наблюдение – это изучение внешних проявлений психики представителей разл. Этносов.!наблюдение должно проходить в естественных жизненных условиях. Наблюдение должно быть целенаправленным, систематическим, невмешательство обязательное условие. 2. Эксперимент – один из самых активных методов, родоначальником является Лапьер. Лучше использовать естественный эксперимент в этнопсихологии. 3. Метод беседы – основан на вербальной коммуникации, имеет частный характер и в основном применяется при изучении этнической картины мира. 4. Анализ продуктов деятельности – письменные сочинения, фольклор, рисунки. 5. Тесты – соблюдать принцип этнокультурной адаптации.
Сугубо-этнопсихологические методы исследования 1. Метод моделирования – создает модели определенного периода в развитии психики представителей конкретного этноса, а также национально-психологические особенности. 2. Исторический метод – это метод психологического анализа истории, культуры различных этн. Групп. Исследование и истолкование личности и деятельности выдающихся представителей науки. 3. Тренинг кросс-культурных исследований. Направлен на развитие умения активного обучения людей навыкам познания и осмысления этнопсихологических и этнокультурных особенностей
Основные понятия этнопсихологии. Этнос – это исторически сложившаяся достаточно устойчивая общность людей, обладающая единым языком и культурой, а также общим самосознание. Типы этноса: род и племя, народность, нация. Народность – исторический тип этноса, возникающий в результате смешения племен и образования племенных союзов. Связывают с рабовладельческой и феодальной формацией Нация – большая социальная группа, высший этап развития этноса, представляющий собой определенную сплоченную общность людей, характеризующуюся единством территории, языка, культуры, черт национальной психики, а также тесными экономическими связями.
Уровни характеристик этноса. 1. Этнообразующие факторы (общность территории) 2. Этнические признаки, отражающие реальное развитие. Это язык и культура. 3. Этническое самосознание.
Основные характеристики нации 1. Каждая нация существует за счет системы устойчивой внутренней связи 2. Эти связи и отношения формируются в процессе этнического развития, регулируются традициями, нормами поведения, принятыми в данной среде 3. Система усовершенствуется по мере становления и развития самобытной национальной культуры языка и психологии.
Структура этнической психологии. Два базовый компонента: 1. Системообразующий компонент 2. Динамический компонент В системообр.компонент входит, то что присуще психике представителей конкретной этнической общности и является результатом длительного исторического и культурного развития. Относят такие характеристики как: - национальное самосознание Нац. Характер Нац.интересы, чувства, и привычки.
Национальное самосознание – это осознание людьми своей принадлежности к определенной этнической общности и ее положение в системе общественных межгосударственных, межэтнических отношений. Проявляется в мнениях, суждениях, чувствах, эмоциях, настроениях и выражает уровень и особенности представлений членов нации о своей определенной идентичности и ее отличий от других представителей. Национальный характер – это исторически сложившаяся совокупность устойчивых психологических черт той или иной этнической общности, определяющих привычную манеру поведения, типичный образ действий, проявляющийся в их отношении к социально-бытовой среде, к окружающему миру, труду, к своей и другим нациям. Национальные интересы и ориентации – это общественно-психологические явления, отражающие мотивационные приоритеты той или иной этнической общности, служащие сохранению единства и целостности. Национальные интересы являются движущей силой поведения и деятельности людей.
Национальные чувства и настроения – это эмоционально окрашенное отношение людей к своей этнической общности, к ее интересам, другим народам, ценностям. Нац. Чувства могут быть позитивными, так и негативными.
Национальные традиции и привычки, сложившиеся на основе длительного опыта жизнедеятельности нации и прочно укоренившееся в повседневной жизни, передающееся новым членам этнической общности правила, нормы, стереотипы поведения, действия общения людей и соблюдение этих норм.
Динамический компонент отражает изменение форм проявления системо-образующих компонентов. Динамический компонент нации позволяет осмыслить с использование эксперементальных методик наиболее точные проявления и функционирования национально-психологических феноменов.
В структуру входят: мотивационно-фоновые, …., эмоционально-волевые и коммуникативно-поведенческие национально-психологические особенности. Мотивационно-фоновые национально-психологические особенности характеризуют побудительные силы деятельности представителей той или иной этнической общности. Показывают своеобразие их мотивов и целей. Интеллектуально-познавательные …особенности определяют своеобразие восприятия и мышления носителей той или иной этнической общности, выражающейся в наличии у них специфических познавательных качеств, отличных от аналогичных качеств у представителей других народов, дающих возможность по-особому воспринимать окружающую действительность, оценивать ее, строит планы, модели, схемы способов достижения результатов. Эмоционально-волевые н.э.о. функционирование у представителей той или иной общности четко выраженных своеобразных эмоциональных и волевых качеств, от которых зависит результат деятельности Коммуникативно-поведенчески охватывают информационное и межличностное взаимодействие представителей конкретных общностей, показывают их отличия, установки поведения, нормы поведения, особенности организации и производства.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|