Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные характеристики нации

Этнопсихология.

Введение в этнопсихологию. Определения, предмет, объект, задачи,

Методы изучения этнопсихологии. Связь с другими учебными дисциплинами.

 

 

Этнопсихология – существует несколько определений, Стефаненко дает следующее - это наука, изучающая закономерности, развития и проявления национально психологических особенностей людей как представителей конкретных этнических общностей, отличающихся друг от друга.

Объектом исследования в э. являются национальные общности, нации, национальные особенности.

Предметом изучения являются своеобразия проявления и функционирования психики представителей различных этнических общностей.

 

Основные задачи в этнопсихологии:

Теоретико-методологические задачи - это разработка в соответствии с требованиями общей научной методологии проблем объекта, методологических принципов, категориальный аппарат, структура взаимосвязи данной дисциплины со смежными науками, создание социально психологической методики, направленное на изучение теоретико-методологических проблем.

1. Аналитические задачи - это исследования национально-дифференцированных характеристик интеллектуально-познавательной активности людей конкретного этноса, специфические формы общения, взаимоотношения, исследования специфики выражения эмоций и эмоционального поведения, проявления чувств.

2. Прогностические задачи – это исследования научно-обоснованных предположений о возможной динамике, влияния этнического сознания и самосознания на национально-психологические особенности людей. Прогнозирование различных социальных процессов.

3. Практические задачи – разработка и внедрение рекомендаций, направленных на повышение эффективности управленческой деятельности и решения практических задач.

 

 

Общая этнопсихология – изучает основные черты этноса, особенности….темперамент и характер этноса, символику, стереотипы, способы психологической самозащиты.

Специальная этнопсихология – занимается изучением сихологического склада или этногенеза того или иного народа.

Сравнительная или кросс-культурная – изучает в сравнении психологические особенности разных народов, выявляя их сходства и различия.

Прикладная этнопсихология – реализует этнопсихологические знания и решение практических вопросов.

Этнологическая антропология (психологическая антр) – исследует психические сходства и различия этноса, формирует направления сравнительно-культурной психологии.

Психология межэтнических отношений – занимается процессом исследованием взаимоотношения этноса, межэтнических конфликтов.

Д.з. связь этнопсихологии с другими науками (одна страница)

 

 

История становления этнопсихологии как науки.

Выделяют 4 этапа

1. Эпоха античности: широкое распространение получила географическое направление этнопсихологии. Суть заключалась в изучении климатических и др.природных условий. Представители: Геродот и Ги

2. Эпоха средних веков. Данный этап связывают с деятельностью купцов, миссионеров, знакомиться с культ.варваро

3. Эпоха великих географических открытий. Монтескье – народный дух формируется объективно под воздействием физических (геогр.климат, ландшафт) и моральных причин (законы религии, нравы, обычаи, нормы поведения).

4. Современный этап развития с 1831 года. Гегель, Лацарус, Штейнталь (впервые провозгласили рождение науки и назвали психология народов).

Вунд, Лебон, Леви Брюль (предполагал что у каждого этноса есть особый вид этноса, Леси Стросс уделял культуре этноса.

 

 

Методы изучения этнопсихологии.

1. Наблюдение – это изучение внешних проявлений психики представителей разл. Этносов.!наблюдение должно проходить в естественных жизненных условиях. Наблюдение должно быть целенаправленным, систематическим, невмешательство обязательное условие.

2. Эксперимент – один из самых активных методов, родоначальником является Лапьер. Лучше использовать естественный эксперимент в этнопсихологии.

3. Метод беседы – основан на вербальной коммуникации, имеет частный характер и в основном применяется при изучении этнической картины мира.

4. Анализ продуктов деятельности – письменные сочинения, фольклор, рисунки.

5. Тесты – соблюдать принцип этнокультурной адаптации.

 

 

Сугубо-этнопсихологические методы исследования

1. Метод моделирования – создает модели определенного периода в развитии психики представителей конкретного этноса, а также национально-психологические особенности.

2. Исторический метод – это метод психологического анализа истории, культуры различных этн. Групп. Исследование и истолкование личности и деятельности выдающихся представителей науки.

3. Тренинг кросс-культурных исследований. Направлен на развитие умения активного обучения людей навыкам познания и осмысления этнопсихологических и этнокультурных особенностей

 

Основные понятия этнопсихологии.

Этнос – это исторически сложившаяся достаточно устойчивая общность людей, обладающая единым языком и культурой, а также общим самосознание.

Типы этноса: род и племя, народность, нация.

Народность – исторический тип этноса, возникающий в результате смешения племен и образования племенных союзов. Связывают с рабовладельческой и феодальной формацией

Нация – большая социальная группа, высший этап развития этноса, представляющий собой определенную сплоченную общность людей, характеризующуюся единством территории, языка, культуры, черт национальной психики, а также тесными экономическими связями.

 

Уровни характеристик этноса.

1. Этнообразующие факторы (общность территории)

2. Этнические признаки, отражающие реальное развитие. Это язык и культура.

3. Этническое самосознание.

 

Основные характеристики нации

1. Каждая нация существует за счет системы устойчивой внутренней связи

2. Эти связи и отношения формируются в процессе этнического развития, регулируются традициями, нормами поведения, принятыми в данной среде

3. Система усовершенствуется по мере становления и развития самобытной национальной культуры языка и психологии.

 

 

Структура этнической психологии.

Два базовый компонента:

1. Системообразующий компонент

2. Динамический компонент

В системообр.компонент входит, то что присуще психике представителей конкретной этнической общности и является результатом длительного исторического и культурного развития. Относят такие характеристики как:

- национальное самосознание

Нац. Характер

Нац.интересы, чувства, и привычки.

 

Национальное самосознание – это осознание людьми своей принадлежности к определенной этнической общности и ее положение в системе общественных межгосударственных, межэтнических отношений. Проявляется в мнениях, суждениях, чувствах, эмоциях, настроениях и выражает уровень и особенности представлений членов нации о своей определенной идентичности и ее отличий от других представителей.

Национальный характер – это исторически сложившаяся совокупность устойчивых психологических черт той или иной этнической общности, определяющих привычную манеру поведения, типичный образ действий, проявляющийся в их отношении к социально-бытовой среде, к окружающему миру, труду, к своей и другим нациям.

Национальные интересы и ориентации – это общественно-психологические явления, отражающие мотивационные приоритеты той или иной этнической общности, служащие сохранению единства и целостности. Национальные интересы являются движущей силой поведения и деятельности людей.

 

Национальные чувства и настроения – это эмоционально окрашенное отношение людей к своей этнической общности, к ее интересам, другим народам, ценностям. Нац. Чувства могут быть позитивными, так и негативными.

 

Национальные традиции и привычки, сложившиеся на основе длительного опыта жизнедеятельности нации и прочно укоренившееся в повседневной жизни, передающееся новым членам этнической общности правила, нормы, стереотипы поведения, действия общения людей и соблюдение этих норм.

 

Динамический компонент отражает изменение форм проявления системо-образующих компонентов. Динамический компонент нации позволяет осмыслить с использование эксперементальных методик наиболее точные проявления и функционирования национально-психологических феноменов.

 

В структуру входят: мотивационно-фоновые, …., эмоционально-волевые и коммуникативно-поведенческие национально-психологические особенности.

Мотивационно-фоновые национально-психологические особенности характеризуют побудительные силы деятельности представителей той или иной этнической общности. Показывают своеобразие их мотивов и целей.

Интеллектуально-познавательные …особенности определяют своеобразие восприятия и мышления носителей той или иной этнической общности, выражающейся в наличии у них специфических познавательных качеств, отличных от аналогичных качеств у представителей других народов, дающих возможность по-особому воспринимать окружающую действительность, оценивать ее, строит планы, модели, схемы способов достижения результатов.

Эмоционально-волевые н.э.о. функционирование у представителей той или иной общности четко выраженных своеобразных эмоциональных и волевых качеств, от которых зависит результат деятельности

Коммуникативно-поведенчески охватывают информационное и межличностное взаимодействие представителей конкретных общностей, показывают их отличия, установки поведения, нормы поведения, особенности организации и производства.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...