Понятие о мотивах: основные подходы.
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Мотивация -внутр детерминация повед и деят-ти,кот может быть обусловлена и внешн раздражителями,окруж чела средой. Мотив как потреб. Потреб рассм-ся как побудитель действий,деят-ти,поведения чела. почему чел хочет проявить активность. В качестве обоснования приводятся следующ умозаключения: · Как только субъект переходит в состояние потребностного напряжения (нужды),начинается активность организма,направ-ая на высвобождение и трату энергии; · Чем выше напряжение потреб,тем интенсивнее побуждение. · Потребностное напряжение не влияет на изменение активности,а вызывает лишь снижение порога ответа на внешние стимулы; · Может наблюдаться стабилизация либо снижение активности при повышении потребностного напряжения и увеличение активности лишь в ответ на внешнюю ситуацию. · Может происходить не только снижение общей активности,но и изменение её структуры. · Активность скорее всего вызывается лишь определённым стимулом и наличными способами действия с ним. потребн(нужда) создаёт повышенную чувствительность к воздействию соответствующих ей внешн раздражителей. Мотив как цель(предмет удовлет потреб). Цель-то,к чему стремится,и то что надо осуществить.Предмет удовлетв потреб рассм-ют как цель тогда,когда предметы становятся объектами желаний и возможными целями действий субъекта,когда он включает их в практическое осознание своего отношения к потребн. По Леонтьеву,направленность побуждению придаёт именно предмет,объект Мотив как побуждение. Мот трактуется как побудительная(движущая)сила,как побуждение. Побудителей(детерминант)поведения может быть много,и они могут быть как внешн,так и внутр(наприм.боль).
Мотивация отвечает за стратегическую направленность повед на цель,тогда как способ повед,его тактическая реализация определ не причинной,а опытом и научением. Мот-не любое возн-шее в организме чела побуждение,а внутр осознанное побужд,отражающее готовность чела в действию или поступку. Т.о.стимул вызывает (побуждает)дей-ие или поступок не прямо,а опосредованно,через мотив:побудителем мотива явл стимул,а побудителем действия или поступка-внутр осознанное побуждение,т.е. собственно мотив. Мотив как намерение. Левин:намер-волевой акт,кот создаёт ситуации,позволяющие челу положиться на действ внешн стимулов так,что выполнение намеренного действ стан-ся уже не волевым,а условно-рефлекторным. Намер подчёрк.устремлёние чела в будущее. Если чел сделал что-то без всякого намер,то это указывает на отсутствие предварительного осмысления действий и его последствий. В намер наиболее ярко проявляется смысл предполагаемых действий и поступков,их произвольный характер. Мотив как устойчивые свойства(личностные диспозиции). Устойчивый харак-ки личности обуславливают повед чела в такой же степени как и внешн стимулы. В качестве мотивов могут выступать и св-ва личности. Многие личностн св-ва часто сами явл потреб. Мотив как состояние. Подход предлогает мотивом называть особое состоян чела,заставляющее его действовать или бездействовать. Хилгард счит:мотивом явл любое состоян организма,кот имеет влияние на его готовность к началу или продолжению определённого поведения. Мотив как формулировка. Обуховский: мот-формулировка цели и средств. Рассматр мот как фактор,кот даёт возможность челу сформулировать решение о начале деят-ти. Формулировка помогает челу уяснить уель действия и даёт возможность пинять решение о начале действий. Мотив как удовлетворённость. Удовлетв-отношение к выполняемой деят-ти,образу жизни. Удовлетв выполняет долгосрочную оценочную функцию,поэтому явл положит оценочным отношением,неудовлетв-отрицат. Полож отнош к дея-ти-чел имеет долгосрочную мотивационную установку на выполнение. Удовлет-фактор,влияющ на принятие решения о продолжении дея-ти.
Мотивационный процесс. Одни мотивы, побуждая деятельность, придают ей личностный смысл; эти мотивы называются смыслообразующими. Другие, сосуществующие с ними и выполняющие роль побудительных факторов (положительных или отрицательных)—порой остро эмоциональных, аффективных,— лишены смыслообразующей функции; их называют мотивами-стимулами. Появление того или иного стимула создает предвидение возможного удовлетворения, которое запускает и поддерживает последовательность актов, направленных на цель. Такими стимулами могут быть: влечения; аффекты (эмоции); внутренняя потребность в чувствах компетентности и уверенности в себе. Внутренняя мотивация по сути и есть состояние уверенности в достижении цели и удовлетворении потребности. На внутреннюю мотивацию влияют следующие условия или ситуации: 1) внутренняя мотивация снижается при переходе причин (условий, событий), вызвавших эту мотивацию, от внутренние к внешним; 2) внутренняя мотивация увеличивается с усилением уверенности человека в своих силах; 3) положительная обратная связь (одобрение или похвала) усиливает внутреннюю мотивацию у мужчин и снижает у женщин, ибо контролирующий аспект положительной обратной связи играет для женщин большую роль, чем для мужчин. Мотивационная притягательность может обеспечиваться: 1) удовольствием от самого процесса удовлетворения потребности, т.е. совершением действий, способствующих достижению цели; 2) самим результатом деятельности (овладением желаемым предметом или объектом); 3) вознаграждением за деятельность (переживанием удовольствия, получением каких-то благ, преимуществ и т. д.); 4) избежанием санкций, которые грозят в случае уклонения от деятельности или недобросовестного ее исполнения. Кроме того, мотивы поведения могут быть как неосознаваемыми (инстинкты и влечения), так и осознаваемыми (стремления, желания, хотения). Реализация того или иного мотива тесно связано с волевым усилием (произвольность–непроизвольность) и контролем за поведением.
Инстинкт – это совокупность врожденных действий человека, предст.собой сложные безусловные рефлексы, необходимые для адаптации и выполнения жизненно важных функций (пищевой, сексуальный и защитный инстинкты, инстинкт самосохранения и т.д.). Влечение – наиболее характерно для детей очень раннего возраста. Влечение связано с элементарными чувствами удовол/ неудовол-я. Всякое чувство удовол.связано с естественным стремлением к поддержанию и продолжению этого состояния.(когда по причинам чувственное наслаждение прерывается). ребенок начин. проявлять сост-е большего или меньшего беспокойства,а всякое неприятное чувство сопровождается естественным стремлением избавиться от его источника. Стремление. По мере развития сознания ребенка его влеч-я начин.облад.более ясным сознанием переживаемой потребности. Это происходит в тех случаях, когда бессозн-е влечение к удовлетворению возникшей потребности наталкивается на препятствие и не может осуществиться. В таких случаях неудовлетворенная потребность начинает осознаваться в виде пока еще смутного стремления к более или менее определенному предмету или объекту, с помощью которого эта потребность может быть удовлетворена. Желание. Особ-ть:ясное и опреде-ое представление цели, к которой стремиться человек. Жел-е всегда относится к будущему.отсутст /имеют весьма смутную форму предст-ия о сред-ах, с помощью которых можно достигнуть отчетливо поставленной цели. Хотения:более высокой стадией в развитии мотивов действий, когда к представлению цели присоединяется представление и о сред-ах, с помощью которых эта цель может быть достигнута. Это позволяет составить более или менее твердый план для достижения поставленной цели. в нем выражено намерение осуществить действие, стремление с помощью определенных средств добиться поставленной цели. Само представление цели становится более определенным и конкретным, более реальным, чему в немалой степени содействует выраженное в хотении знание конкретных средств и путей достижения цели.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|