Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Определение понятия «суицид»

Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом, (лишение себя жизни). Психологический смысл суицида чаще всего заключается в отреагировании аффекта, снятии эмоционального напряжения, ухода от той ситуации, в которой человек оказывается.
Суицидальное поведение - это проявление суицидальной активности мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения.
При изучении суицидального поведения, следует различать следующие типы:

Демонстративное поведение. При демонстративном поведении способы суицидального поведения чаще всего проявляются в виде порезов вен, отравления неядовитыми лекарствами, изображения повешения. Аффективное суицидальное поведение. При аффективном суицидальном поведении чаще прибегают к попыткам повешения, отравлению токсичными и сильнодействующими препаратами.
Истинное суицидальное поведение. При истинном суицидальном поведении чаще прибегают к повешению.

Предсуицидальный синдром: Психологический симптомокомплекс, свидетельствующий о надвигающемся суицидальном акте, т. с. этап суицидальной динамики, длительность которою составляет от нескольких минут до нескольких недель и месяцев. Наблюдается чаще у старших подростков и взрослых в случае наличия тенденции к суицидальным актам в сложных ситуациях. Дети - суициденты чаще лишены родительского внимания и заботы, в 75% их родители разведены или проживают отдельно, часто дети проживают в интернатах или с приемными родителями.

Основные положения

1. Своевременное выявления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в психологической, социальной помощи. Статьей 14 Федерального закона РФ №120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» на образовательные учреждения возложена обязанность оказывать социально-психологическую и педагогическую помощь несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении, выявлять подростков и семьи, находящихся в социально-опасном положении.

2. Оптимизация межличностных отношений в школе. Поскольку причинами суицидов среди подростков являются также и нарушения межличностных отношений в школе, необходимо принять меры по формированию классных коллективов, нормализации стиля общения педагогов с учащимися, оптимизации учебной деятельности учащихся, вовлечению учащихся в социально-значимые виды деятельности, организации школьного самоуправления, формированию установок у учащихся на самореализацию в социально-одобряемых сферах жизнедеятельности (культуре, спорте, искусстве, науке и др.). Взаимоотношения с учащимися должны строиться на основе уважения, убеждения, спокойном, доброжелательном тоне общения.
3. Профилактика школьных конфликтов. Большую роль в данном направлении играют педагоги, классные руководители, социально-психологическая служба образовательного учреждения.
Вместе с тем, имеются случаи формального отношения выявления причин конфликтов в образовательном учреждении, в том числе между учащимися и преподавателями. Иногда некорректное поведение самих педагогов может спровоцировать неадекватную реакцию учащегося вплоть до суицида. С целью предупреждения конфликтов в школьной среде надо активнее внедрять технологии и программы примирительных встреч, организовывать Школьные службы примирения, учить детей разрешать конфликтные ситуации, создавать условия для проведения конструктивного диалога между сторонами с тем, чтобы они поняли друг друга, приняли на себя ответственность за произошедшее и самостоятельно выработали совместное решение по устранению конфликта и налаживанию дальнейших взаимоотношений так, чтобы исключить повторение произошедшего.

4. Организация работы с родителями по проблемам профилактики суицида. Необходимо разнообразить формы работы с семьей, используя активные взаимодействия и практическую направленность занятий с рассмотрением вопросов детско-родительских отношений, проблем и условий семейного воспитания, межличностных отношений со сверстниками и взаимоотношений полов, профилактики семейных конфликтов. Необходимо повышение осведомленности родителей о признаках возможного суицида, факторах риска и путях действия в этой ситуации. Важно обратить внимание классных руководителей на индивидуальную работу с семьей. Общение классного руководителя с родителями, посещение квартир обучающихся не должно сводиться к простому информированию о неуспехах ребенка в учебе, пропусках школы, большую роль должны играть изучение условий жизни и воспитания в семье, консультирование родителей по выявленным проблемам.

5. Социально-правовое просвещение подростков. Иногда самоубийства среди детей могут быть вызваны совершением правонарушений, незнанием подростками как вести себя в таких случаях (например, при вымогательстве денег, грабеже сотовых телефонов), страхом перед наказанием, лишением свободы. Указанная проблема может быть решена путем правового обучения школьников.

О предрасположенности к суициду могут свидетельствовать следующие факторы:

•Предыдущая (незаконченная) попытка суицида (парасуицид). По данным некоторых источников процент достигает 30%.
• Суицидальные угрозы, прямые или завуалированные.

• Тенденции к самоповреждению (аутоагрессия).

• суициды и угрозы в семье

•Алкоголизм. Риск суицидов очень высок у больных, употребляющих алкоголь. Это заболевание имеет отношение к 25-30% самоубийств; среди молодых людей его вклад может быть еще выше – до 50%. Длительное злоупотребление алкоголем способствует усилению депрессии, чувства вины или психической боли, которые, как известно, часто предшествуют суициду.

•Хроническое употребление наркотиков и токсических препаратов. Наркотики и алкоголь представляют собой относительно летальную комбинацию. Они ослабляют мотивационный контроль над поведением человека, обостряют депрессию или даже вызывают психозы.
•Аффективные расстройства, особенно тяжелые депрессии (психопатологические синдромы).

•Хронические или смертельные болезни.

•Тяжелые утраты, например смерть супруга (родителя), особенно в течение первого года после потери.

•Семейные проблемы: уход из семьи или развод.

Специалисты, сталкивающиеся с этими факторами риска у детей и подростков, друзья и их семьи должны остерегаться упрощенного подхода к проблеме или чрезмерно быстрых заключений.
Суицидальная опасность велика среди следующих групп:
•Молодежь с нарушением межличностных отношений, «одиночки», злоупотребляющие алкоголем или наркотиками, отличающиеся девиантным или криминальным поведением, включающим физическое насилие.
•Сверхкритичные.
•Лица, страдающие от недавно испытанных унижений или трагических утрат.
•Подростки, фрустрированные несоответствием между ожидавшимися успехами в жизни и реальными достижениями.

•Люди, страдающие от болезней или покинутые окружением.
Психические заболевания с потенциальной суицидальной опасностью:
•Депрессия.
•Неврозы, характеризующиеся беспричинным страхом, внутренним напряжением и тревогой.

•Маниакально-депрессивный психоз.

•Шизофрения.
Признаками эмоциональных нарушений, способствующих суицидальному поведению являются:

•Потеря аппетита или импульсивное обжорство, бессонница или повышенная сонливость в течение, по крайней мере, последних дней.
•Частые жалобы на соматические недомогания (на боли в животе, головные боли, постоянную усталость, частую сонливость).
•Необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду.
•Постоянное чувство одиночества, бесполезности, вины или грусти.
•Ощущение скуки при проведении времени в привычном окружении или выполнении работы, которая раньше приносила удовольствие.
•Уход от контактов, изоляция от друзей и семьи, превращение в человека одиночку.

•Нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы.
•Погруженность в размышления о смерти.

•Отсутствие планов па будущее.

•Внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей.
Если человек серьезно задумал совершить самоубийство, то обычно об этом можно догадаться по ряду характерных признаков, которые можно разделить на 3 группы: словесные, поведенческие и ситуационные.
Словесные признаки. Человек, готовящийся совершить самоубийство, часто говорит о своем душевном состоянии. Он или она могут:
•Прямо и явно говорить о смерти: «Я собираюсь покончить с собой»;
«Я не могу так дальше жить».

•Косвенно намекать о своем намерении: «Я больше не буду ни для кого проблемой»; «Тебе больше не придется обо мне волноваться».
•Много шутить на тему самоубийства.

•Проявлять нездоровую заинтересованность вопросами смерти.
Поведенческие признаки.

1.Раздавать другим вещи, имеющие большую личную значимость, окончательно приводить в порядок дела, мириться с давними врагами.
2.Демонстрировать радикальные перемены в поведении, такие, как: в еде — есть слишком мало или слишком много; во сне — спать слишком мало или слишком много; во внешнем виде — стать неряшливым; в школьных привычках — пропускать занятия, не выполнять домашние задания, избегать общения с одноклассниками; проявлять раздражительность, угрюмость; находиться в подавленном настроении; замкнуться от семьи и друзей; быть чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру; ощущать попеременно то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния.
3.Проявлять признаки беспомощности, безнадежности и отчаяния.
Ситуационные признаки. Человек может решиться на самоубийство, если:
1.Социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга), чувствует себя отверженным.

2.Живет в нестабильном окружении (серьезный кризис в семье: в отношениях родителей, алкоголизм, личная или семейная проблема).
3.Ощущает себя жертвой насилия — физического, сексуального или эмоционального.
4.Предпринимал раньше попытки суицида.

5.Имеет склонность к самоубийству вследствие того, что оно совершалось кем-то из друзей, знакомых или членов семьи.
6.Перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей).
7.Слишком критически настроен по отношению к себе.

 

 

2. Классификация суицидальных проявлений

 

Суицидальные намерения включают в себя суицидальные мысли, представления, переживания, тенденции.

Степени выраженности суицидального поведения:

· Первая степень - пассивные суицидальные мысли. Это представления, фантазии на тему своей смерти, но не на тему лишения себя жизни как действия. Примером могут служить высказывания: "Хорошо бы умереть", "Заснуть и не проснуться", "Если бы со мной это произошло, я бы умер" и т. д.

· Вторая степень - суицидальные замыслы. Это активная форма проявления суицидальности, стремления к самоубийству. Параллельно формируется план реализации. Продумываются способы суицида, время и место действия.

· Третья степень - суицидальные намерения. Они вытекают из замыслов, при этом подкрепляются волевыми решениями, ведущими к поступку.

 

Период от возникновения суицидальных мыслей до попытки их реализации исчисляется иногда минутами (острый пресуицид), иногда месяцами (хронический пресуицид).

 

Демонстративные и истинные попытки суицида

Специалисты разделяют суицидальные попытки:

· на истинные;

· демонстративные;

· шантажные.

Число демонстративных попыток в 10-15 раз больше, чем завершенных. Задача демонстративных, шантажных попыток - добиться определенной цели, либо обратить на себя внимание, либо выразить протест против трудной ситуации. Нельзя сбрасывать со счетов и влияние сверстников. Подросток совершает суицидальную попытку "за компанию", его решение не обдумано, а продиктовано готовностью поддержать друзей, стремлением быть "как все".

Следует помнить, что любые суицидальные попытки чрезвычайно опасны! Они могут действительно завершиться смертью; могут стать способом решения различных проблем (по сути, это манипулирование другими людьми) или же экстремальным "развлечением". Наконец, игры со смертью могут перерасти в стойкое саморазрушающее поведение, а это - употребление наркотиков, алкоголя, постоянное стремление рисковать.

Наиболее опасны истинные суицидальные попытки, это показатель тяжелых душевных переживаний, сильного стресса, выраженной депрессии.

 

Мотивы и поводы суицидального поведения

Основными мотивами и поводами для суицидального поведения (приведены в порядке уменьшения значимости) могут быть:

1. Личностно-семейные конфликты:

· несправедливое отношение (оскорбление, унижение, обвинение) со стороны родственников и окружающих;

· потеря близкого друга, болезнь, смерть родных;

· препятствия к удовлетворению актуальной потребности;

· несчастная любовь;

· недостаток внимания, заботы со стороны окружающих.

2. Психическое состояние. Две трети суицидов совершаются в непсихотических состояниях по вполне реальным мотивам и поводам, и лишь треть в состоянии психоза с бредовыми идеями.

3. Физическое состояние. Такое решение чаще всего принимают больные с онкопатологией, туберкулезом, сердечно-сосудистыми заболеваниями. При этом суицид совершается на этапе неуточненного диагноза.

4. Конфликты, связанные с антисоциальным поведением суицидента:

· боязнь наказания или позора;

· самоосуждение за неблаговидный поступок.

5. Конфликты в профессиональной или учебной сфере:

· несостоятельность, неудачи в учебе или работе;

· несправедливые требования к выполнению профессиональных или учебных обязанностей.

Эти мотивы редко служат причиной суицида.

 

6. Материально-бытовые трудности. Они также редко служат причиной суицида.

Целями суицида могут быть:

1. Протест, месть. Суицидальное поведение по типу "протеста" предполагает нанесение ущерба, мести обидчику, т. е. тому, кто считается причиной суицидального поведения. Действует принцип: "Вам будет хуже после моей смерти". Конфликт носит острый характер.

2. Призыв. Суицидальное поведение по типу "призыва" возникает остро, реализуется чаще всего через самоотравление. Основной смысл суицидальной попытки - получение помощи извне с целью изменения ситуации.

3. Избегание (наказания, страдания). Суицидальное поведение по типу "избегания" проявляется в ситуациях угрозы наказания и при ожидании психического или физического страдания, а смысл суицида заключается в попытках их избежать.

4. Самонаказание - определяется переживаниями вины реальной, или же это следствие патологического чувства вины.

5. Отказ. Суицидальное поведение по типу "отказа" от жизни, где цель и мотивы полностью совпадают, встречается только у душевнобольных.

 

Постсуицидальный период

Постсуицидальный период начинается вслед за попыткой самоубийства. В нем прослеживаются те мотивы, которые привели к суициду:

· конфликт и его значимость для субъекта;

· принятие суицидального решения;

· личное отношение к суициду.

 

Выделяют 4 типа постсуицидальных состояний:

1. Критический тип. Конфликт утратил актуальность. Человек испытывает чувство стыда. Повторение суицида маловероятно. Направление помощи - рациональная психотерапия.

2. Манипулятивный тип. Актуальность конфликта снизилась. Появилось отчетливое понимание того, что суицидальные действия могут служить способом достижения целей и средством влияния на окружающих. Имеется тенденция к превращению истинных покушений в демонстративно-шантажные. Направление помощи - выработка негативного отношения к суициду, разрушение шаблона реагирования во избежание повторных суицидов.

3. Аналитический тип. Конфликт по-прежнему актуален. Человек испытывает раскаяние за содеянное. Но поскольку конфликт все еще в острой фазе, начинаются поиски выхода из ситуации, и если они не будут найдены, то вероятность повторного суицида велика, уже со смертельным исходом. Направление помощи - ликвидация конфликта с возможным привлечением к помощи юристов и других служб.

4. Суицидально-фиксированный тип. Конфликт актуален. Отношение к суициду положительное. Направление помощи - лечение в психиатрической клинике с назначением строгого надзора.

 

Максимальный риск повторного суицида - во временной промежуток от 1 месяца до 3 лет.

 

3.Некоторые способы помощи человеку, решившему окончить жизнь самоубийством.
ВЫСЛУШИВАНИЕ – «Я слышу тебя». Не пытайтесь утешить общими словами типа: «Ну всё не так уж плохо», «Вам станет лучше», «Не стоит этого делать». Дайте ему возможность высказаться. Задавайте вопросы и внимательно слушайте.
ОБСУЖДАЙТЕ – открытое обсуждение планов и проблем снимает тревожность. Не бойтесь говорить об этом – большинство людей чувствуют неловкость, говоря о самоубийстве, и это проявляется в отрицании или избегании этой темы. Беседы не могут спровоцировать самоубийства, тогда как избегание этой темы увеличивает тревожность, подозрительность к вам.

БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ к косвенным показателям при предполагаемом самоубийстве. Каждое шутливое упоминание или угрозу следует воспринимать всерьёз. Подростки часто отрицают, что говорили всерьёз, пытаются высмеять вас за излишнюю тревожность, могут изображать гнев. Скажите, что вы принимаете их всерьёз.
ЗАДАВАЙТЕ ВОПРОСЫ – обобщайте – «Такое впечатление, что ты на самом деле говоришь…», «большинство людей задумывалось о самоубийстве…», «Ты когда-нибудь думал, как совершить его?». Если вы получаете ответ, переходите к конкретному. Пистолет? А ты когда-нибудь стрелял? А где ты его возьмёшь? Что тогда произойдёт? А что, если ты промахнёшься? Кто тебя найдёт? Недосказанное, затаённое вы должны сделать явным. Помогите подростку открыто говорить и думать о своих замыслах.
ПОДЧЁРКИВАЙТЕ ВРЕМЕННЫЙ ХАРАКТЕР ПРОБЛЕМ – признайте, что его чувства очень сильны, проблемы сложны – узнайте, чем вы можете помочь, поскольку вам он доверяет. Узнайте, кто ещё мог бы помочь в этой ситуации.

Утверждения ребенка о том, что кризис уже миновал, не должны ввести Вас в заблуждение. Часто ребенок может почувствовать облегчение после разговора о самоубийстве, но вскоре опять вернется к тем же мыслям. Поэтому так важно не оставлять его в одиночестве даже после успешного разговора. Поддерживайте его и будьте настойчивы. Человеку в состоянии душевного кризиса нужны строгие утвердительные указания. Осознание вашей компетентности, заинтересованности в его судьбе и готовности помочь дадут ему эмоциональную опору. Убедите его в том, что он сделал верный шаг, приняв Вашу помощь. Оцените его внутренние резервы. Если человек сохранил способность анализировать и воспринимать советы окружающих, ему будет легче вернуть душевные силы и стабильность. Следует принять во внимание и другие возможные источники помощи: друзей, семью, врачей, психологов, социальных педагогов, священников, к которым можно обратиться. Попытайтесь убедить ребенка обратиться к специалистам (психолог, врач). В противном случае обратитесь к ним сами, чтобы вместе разработать стратегию помощи.
На настроения, переживаемые человеком близким к самоубийству, трудно найти однозначную реакцию. Но ему может помочь возможность поговорить с кем-то, кто его будет по-настоящему слушать. Хорошо, если такой человек оказался рядом!

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...