Источники российского права
Норма права, отрасль права, институт права Норма права – общеобязательное правило поведения, устанавливаемое государством и обеспечиваемое его принудительной силой. Норма права имеет трехзвенную структуру – гипотеза, диспозиция, санкция. 1. Гипотеза - устанавливает, при каких условиях следует руководствоваться данным правилом поведения. 2. Диспозиция - раскрывает само правило поведения, содержание юридических прав и обязанностей. 3. Санкции - характеризуют последствия действий нормы. Различают позитивную и негативную разновидности санкций. Пометоду правового регулирования различают нормы права: · императивные ( не предусматривающие вариантов поведения для субъектов); · диспозитивные (предусматривающие варианты поведения); · поощрительные (характерны для трудового права); · рекомендательные нормы права (свойственны для земельного права). По форме выражения нормы права бывают: · управомочивающие, например, граждане РФ имеют право в управлении делами государства (ч.1 ст. 32 Конституции РФ); · обязывающие, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ); · запрещающие, например, запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели и деятельность которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя (ч.5 ст.13 Конституции РФ)
Классификация норм права: по субъекту правотворчества: · нормы закона; · нормы подзаконного акта; по сфере действия: · нормы права общего действия; · ограниченного действия (в субъекте федерации); · локальные нормы (на предприятии). Нормы права группируются в отдельные части – отрасли, институты.
Отрасли права – это объективно обособившаяся совокупность однородных правовых норм, регулирующих определенную область (сферу) общественных отношений. (семейное, трудовое, уголовное, гражданское право) Институты права - представляют собой совокупность норм, регулирующих узкооднотипные отношения в рамках отрасли. Правовые институты призваны регламентировать отдельные участки, фрагменты, стороны общественной жизни. В качестве примеров конституционных институтов можно назвать институт гражданства, институт народовластия; в рамках международного публичного права – институт правопреемника, институт признания, институт ответственности и др. (например, авторское право, наследственное право, избирательное право и т.п.)
*** Основные правовые системы современности
Не следует смешивать понятия «система права» и «правовая система». В 1-м случае речь идет о внутреннем строении права (норма права, отрасль права, институт права). Во 2-м случае – о правовой организации всего общества, совокупности всех юридических средств, институты, учреждений, существующих и функционирующих в государстве. Система права выступает лишь одной из слагаемых правовой системы.
Классификация «правовых семей современного мира»: 1. Романо-германская семья – Италия, Франция, Германия, Австрия, Швейцария. Признаки романо-германской правовой семьи: 1) единая иерархически построенная система источников права; 2) главную роль в формировании права играет законодатель; 3) наличие конституций, обладающих высшей юридической силой; 4) важное положение занимают подзаконные нормативные акты; 5) деление системы права на отрасли.
2. Англосаксонская семья – Великобритания, США, Канада, Австралия. Признаки англосаксонской системы права: 1) основным источником права выступает судебный прецедент (правила поведения, сформулированные судьями в их решении по конкретному делу и распространяющиеся на аналогичные дела);
2) ведущая роль в формировании права (правотворчестве) отводится суду; 3) главенствующее значение имеет в первую очередь процессуальное право, которое во многом определяет право материальное; 4) отсутствие кодифицированных отраслей права; 5) отсутствие классического деления права на частное и публичное.
3. Религиозная семья – Иран, Ирак, Пакистан, Судан. Среди признаков данной правовой семьи можно выделить следующие: 1) главный творец права – Бог, поэтому юридические предписания даны раз и навсегда; 2) источниками права являются религиозно-нравственные нормы и ценности, содержащиеся в Коране, Сунне, Ведах, законах Ману и т. д.; 3) тесная взаимосвязь юридических положений с религиозными, философскими и моральными постулатами; 4) отсутствует деление права на частное и публичное; 5) судебная практика во многом основана на идее обязанностей, а не прав человека.
4. Традиционная семья – Мадагаскар, некоторые страны Африки, Китай, Япония. Признаками данной правовой семьи являются следующие: 1) доминирующее место в системе источников права занимают обычаи и традиции, имеющие, как правило, неписаный характер и передаваемые из поколения в поколение; 2) обычаи и традиции представляют собой совокупность юридических, моральных и мифических предписаний, признанных государством; 3) юридический прецедент не выступает в качестве основного источника права. Современную правовую систему РФ можно отнести к романо-германской правовой семье. *** Источники российского права Источники права – исходящие от государства или признаваемые им официально документальные способы выражения и закрепления норм права, придания им юридического, общеобязательного значения. Источники права: 1. нормативный правовой акт; 2. нормативный договор; 3. правовой обычай; 4. юридический прецедет. 1. Нормативно-правовой акт – это принятый в установленном порядке уполномоченным на то органом письменный официальный документ, устанавливающий, изменяющий или отменяющий нормы права. Нормативные правовые акты РФ классифицируются: · по юридической силе:
а) законы (федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов федерации); б) подзаконные нормативные правовые акты (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные акты). Закон – это нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения. Признаки закона: 1) принимается органом законодательной власти или референдумом; 2) порядок его подготовки и издания определен Конституцией РФ; 3) выражает волю и интересы народа; 4) обладает высшей юридической силой; 5) регулирует наиболее важные общественные отношения. Виды законов: 1) Конституция как основополагающий политико-правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственного устройства, учреждающий федеральные органы государственной власти; 2) федеральные конституционные законы (ФКЗ), принимаемые по вопросам, предусмотренным в Конституции; 3) федеральные законы (ФЗ) как акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам жизни общества; 4) законы субъектов Федерации – издаются их представительными органами и действуют на соответствующей территории.
Подзаконные акты – это изданные на основании и во исполнение законов акты, содержащие юридические нормы. Виды подзаконных актов: 1) указы Президента РФ; 2) постановления Правительства РФ как акты исполнительного органа государства; 3) приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, государственных комитетов регулирующие общественные отношения, находящиеся в пределах компетенции данной исполнительной структуры; 4) решения и постановления местных органов государственной власти; 5) решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления; 6) нормативные акты муниципальных органов; google_ad_client = "pub-2342915532899944"; google_ad_slot = "6439441018"; google_ad_width = 336; google_ad_height = 280; google_color_link = '0A14B1'; google_color_url = '0A14B1'; google_protectAndRun("ads_core.google_render_ad", google_handleError, google_render_ad); 7) локальные нормативные акты – нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации.
· по уровням принятия нормативных актов: а) нормативные правовые акты органов государственной власти РФ; б) нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов РФ; в) органов местного самоуправления, принятые в результате прямого народного волеизъявления. · по степени обобщенности нормативного материала: а) кодифицированные акты (кодекс, устав и др.); б) акты текущего правотворчества (тематические федеральные законы). · по времени действия: а) постоянные; б) временные; в) исключительные. · по кругу субъектов: а) общие; б) специальные. · по пространственному действию: а) на всей территории РФ; б) на территории какого-либо субъекта, муниципального образования. · по направленности действия: а) акты внутреннего действия; б) акты внешнего действия. Нормативно-правовые акты подлежат официальному опубликованию, которое выражается в помещении полного текста нормативного акта в официальном издании (либо в информационном бюллетене «Собрание законодательства РФ», либо в «Российской газете») 2. Нормативный договор - представляет собой соглашение двух и более субъектов правотворчества, которое регулирует между ними отношения путем установления взаимных прав и обязанностей, имеющих нормативный характер. Нормативные договоры: · внутригосударственные: а) Федеративный договор (31 марта 1992 г.); б) договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными государственными органами и органами гос. власти субъектов РФ; в) договоры между органами гос. власти субъектов РФ. · международные (виды – договор, устав, пакт, акт, итоговый документ, хартия, конвенция, соглашение и др.) 3. Правовые обычаи – разновидность общегражданских обычаев. Их содержание – это конкретные правила, предписывающие строго определенную линию поведения в тех или иных ситуациях Правовые обычаи чаще всего прямо не зафиксированы в нормах действующего законодательства. В современной правовой системе РФ правовой обычай среди других источников права по объему регулирования общественных отношений занимает незначительное место. Случаи применения правового обычая зафиксированы в действующем законодательстве. 4. Прецедент – состоявшееся ранее решение или постановление суда (или иного органа) принимаемое за образец при решении в дальнейшем аналогичных вопросов.
Необходимо различать понятия «судебный прецедент» и «судебная практика». Если прецедент – это конкретное решение, то судебная практика – это типичные судебные решения по конкретным делам, являющиеся результатом длительного, однообразного судебного правоприменения. Прецедент является одним из основных источников права в государствах «общего права», так называемых странах с англосаксонской системой права Великобритании (прежде всего, Англии, США, ЮАР, Австралии, Канады, Новой Зеландии, Индии и др.). Возрастает роль судебного прецедента и в странах континентальной Европы где прецедент, традиционно, не относится к источникам права (Франции, Германии, Италии, Швейцарии, Лихтенштейне, Люксембурге, Монако, Финляндии, Швеции, Испании), а также в странах Латинской Америки. В Российской Федерации судебный прецедент не признается в качестве источника права, однако, как и во многих странах романо-германской системы права, прецедент, а точнее, судебная практика (обзоры судебной практики, информационные письма), приобретает все большее практическое значение. *** Правоотношение — урегулированное нормами права общественное отношение, участники которого обладают субъективными правами и являются носителями юридических обязанностей. Правовые отношения являются одним из видов общественных (социальных) отношений. Наряду с правоотношениями можно выделить также отношения экономические, политические, нравственные, брачно-семейные, трудовые, экологические и т.п. Правоотношения охраняются и защищаются государством своими принудительными средствами. В системе права правоотношения делятся на: · конституционные; · гражданско-правовые; · семейные; · уголовные и прочие правоотношения. 1. По функциям права правоотношения делятся на: ü регулятивные, которые связаны с установлением позитивных прав и обязанностей и их реализацией (трудовые, пенсионные отношения, осуществление избирательного права и т.д.). Они представляют собой нормальное явление в жизни общества, являются формой осуществления норм права; ü охранительные, которые возникают в результате нарушения правовых предписаний, и их цель - защита существующего правопорядка, возмещение причиненного вреда, наказание правонарушителей. Таковы, например, отношения, возникающие между государством, его правоохранительными органами, с одной стороны, и личностью - с другой, в случае совершения ею преступления. 2. По методам регулирования все правоотношения делятся на: ü управленческие, основанные на властных взаимоотношениях субъектов (директор завода и работник, командир воинского подразделения и его подчиненный); ü договорные, для которых характерно равенство сторон, автономное положение их относительно друг друга (взаимоотношения коммерческих фирм). 3. В зависимостиот взаимоотношений субъектов правоотношения делятся на: ü относительные, в которых четко определяются и управомоченный, и обязанный субъект (договор купли-продажи, трудовое правоотношение и др.); ü набсолютные, в которых персонально определено лишь управомоченное лицо, а обязанными являются все остальные субъекты, призванные воздерживаться от посягательств на интересы управомоченного (право собственности, авторские правомочия и др.). 4. По времени действия правоотношения делятся на: ü длящиеся (трудовые, служебные); ü разовые, однократные (участие в выборах, договор мены). 5. В зависимости от характера правоотношений можно выделить: ü материальные, устанавливающие содержание прав и обязанностей (брачно-семейные, пенсионные); ü процессуальные, регулирующие порядок разрешения конкретных дел (разрешение трудовых споров, уголовно-процессуальные отношения). 6. По составу участников правоотношения делятся на: ü двусторонние, возникающие между двумя субъектами (договор аренды); ü многосторонние, где есть три или более участников (купля-продажа через посредника).
Субъекты правоотношений - это участники правоотношений, имеющие субъективные права и юридические обязанности. К их числу относятся индивиды и организации. 1. Индивиды - это граждане соответствующего государства, а также иностранные граждане и лица без гражданства (апатриды). 2. К организациям относятся: ü государственные органы; ü юридические лица - организации, которые имеют в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечают по своим обязательствам этим имуществом, от своего имени могут приобретать и осуществлять имущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Это государственные предприятия, кооперативы, фирмы, хозяйственные объединения, фонды и другие субъекты имущественных правоотношений; ü общественные объединения. Это профсоюзы, творческие союзы, научно-технические, спортивные и иные организации, вступающие в разного рода правоотношения. Ряд общественных объединений могут быть также и юридическими лицами; ü государство. Для того чтобы вступать в правоотношения, необходимо обладать правосубъектностью, т.е. способностью быть субъектом права. В ней необходимо различать две части: ü правоспособность, т.е. способность иметь субъективные права и нести юридические обязанности; ü дееспособность - способность своими действиями реализовывать субъективные права и налагать на себя обязанности. *** Юридические факты - это предусмотренные законом жизненные обстоятельства и факты, которые являются основанием для возникновения (изменения, прекращения) правоотношений. Кроме того, с их наличием связывается приобретение правосубъектности лицом или органом. Так, с достижением совершеннолетия возникает полная гражданская дееспособность лица, факт регистрации фирмы означает ее создание. Юридические факты делятся на: · события - факты, возникающие независимо от воли участников правоотношения (наводнение, естественная смерть человека, рождение ребенка, производственная авария, и т.д.); · юридические состояния - длящиеся жизненные обстоятельства, служащие основанием для наступления юридических последствий (нахождение на иждивении, наличие стажа работы для получения пенсии и др.); · деяния - определенные волеизъявления, результат сознательной деятельности людей. Среди них можно выделить: ü правомерные деяния (решение суда о разделе имущества, приказ о приеме на работу, договоры аренды, купли-продажи, исковое заявление в суд, кассационная жалоба, заявление о приеме в ВУЗ, приобретение авторского права, находка и др.). ü неправомерные деяния (правонарушения) - преступления и проступки (административные, дисциплинарные, гражданско-правовые, процессуальные), принятие незаконных актов. *** Законность – одна из базовых категорий всей юридической науки и практики. Законность – это такой политико-правовой режим, такие условия жизни, такая правовая атмосфера, которые ограждают личность от произвола власти, людей – от анархии, общество в целом – от насилия, хаоса, беспорядка. Законность предполагает в своей реализации ряд принципов: · верховенство закона по отношению ко всем другим правовым актам; · равенство всех перед законом; · неукоснительное соблюдение правовых актов всеми субъектами права; · неукоснительная реализация прав и свобод; · последовательная борьба с правонарушениями
Реализованную законность часто определяют как правопорядок. Правопорядок – это порядок в общественной жизни который создается в результате строгого и неукоснительного соблюдения норм права всеми государственными и муниципальными органами, общественными и хозяйствующими субъектами, должностными лицами и гражданами. ***
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|