Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Источники российского права

Норма права, отрасль права, институт права

Норма права общеобязательное правило поведения, устанавливаемое государством и обеспечиваемое его принудительной силой.

Норма права имеет трехзвенную структуру – гипотеза, диспозиция, санкция.

1. Гипотеза - устанавливает, при каких условиях следует руководствоваться данным правилом поведения.

2. Диспозиция - раскрывает само правило поведения, содержание юридических прав и обязанностей.

3. Санкции - характеризуют последствия действий нормы. Различают позитивную и негативную разновидности санкций.

Пометоду правового регулирования различают нормы права:

· императивные ( не предусматривающие вариантов поведения для субъектов);

· диспозитивные (предусматривающие варианты поведения);

· поощрительные (характерны для трудового права);

· рекомендательные нормы права (свойственны для земельного права).

По форме выражения нормы права бывают:

· управомочивающие, например, граждане РФ имеют право в управлении делами государства (ч.1 ст. 32 Конституции РФ);

· обязывающие, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ);

· запрещающие, например, запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели и деятельность которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя (ч.5 ст.13 Конституции РФ)

 

Классификация норм права:

по субъекту правотворчества:

· нормы закона;

· нормы подзаконного акта;

по сфере действия:

· нормы права общего действия;

· ограниченного действия (в субъекте федерации);

· локальные нормы (на предприятии).

Нормы права группируются в отдельные части – отрасли, институты.

Отрасли права это объективно обособившаяся совокупность однородных правовых норм, регулирующих определенную область (сферу) общественных отношений.

(семейное, трудовое, уголовное, гражданское право)

Институты права - представляют собой совокупность норм, регулирующих узкооднотипные отношения в рамках отрасли. Правовые институты призваны регламентировать отдельные участки, фрагменты, стороны общественной жизни. В качестве примеров конституционных институтов можно назвать институт гражданства, институт народовластия; в рамках международного публичного права – институт правопреемника, институт признания, институт ответственности и др.

(например, авторское право, наследственное право, избирательное право и т.п.)

 

***

Основные правовые системы современности

 

Не следует смешивать понятия «система права» и «правовая система».

В 1-м случае речь идет о внутреннем строении права (норма права, отрасль права, институт права).

Во 2-м случае – о правовой организации всего общества, совокупности всех юридических средств, институты, учреждений, существующих и функционирующих в государстве.

Система права выступает лишь одной из слагаемых правовой системы.

 

Классификация «правовых семей современного мира»:

1. Романо-германская семья – Италия, Франция, Германия, Австрия, Швейцария.

Признаки романо-германской правовой семьи:

1) единая иерархически построенная система источников права;

2) главную роль в формировании права играет законодатель;

3) наличие конституций, обладающих высшей юридической силой;

4) важное положение занимают подзаконные нормативные акты;

5) деление системы права на отрасли.

 

2. Англосаксонская семья – Великобритания, США, Канада, Австралия.

Признаки англосаксонской системы права:

1) основным источником права выступает судебный прецедент (правила поведения, сформулированные судьями в их решении по конкретному делу и распространяющиеся на аналогичные дела);

2) ведущая роль в формировании права (правотворчестве) отводится суду;

3) главенствующее значение имеет в первую очередь процессуальное право, которое во многом определяет право материальное;

4) отсутствие кодифицированных отраслей права;

5) отсутствие классического деления права на частное и публичное.

 

3. Религиозная семьяИран, Ирак, Пакистан, Судан.

Среди признаков данной правовой семьи можно выделить следующие:

1) главный творец права – Бог, поэтому юридические предписания даны раз и навсегда;

2) источниками права являются религиозно-нравственные нормы и ценности, содержащиеся в Коране, Сунне, Ведах, законах Ману и т. д.;

3) тесная взаимосвязь юридических положений с религиозными, философскими и моральными постулатами;

4) отсутствует деление права на частное и публичное;

5) судебная практика во многом основана на идее обязанностей, а не прав человека.

 

4. Традиционная семьяМадагаскар, некоторые страны Африки, Китай, Япония.

Признаками данной правовой семьи являются следующие:

1) доминирующее место в системе источников права занимают обычаи и традиции, имеющие, как правило, неписаный характер и передаваемые из поколения в поколение;

2) обычаи и традиции представляют собой совокупность юридических, моральных и мифических предписаний, признанных государством;

3) юридический прецедент не выступает в качестве основного источника права.

Современную правовую систему РФ можно отнести к романо-германской правовой семье.

***

Источники российского права

Источники права – исходящие от государства или признаваемые им официально документальные способы выражения и закрепления норм права, придания им юридического, общеобязательного значения.

Источники права:

1. нормативный правовой акт;

2. нормативный договор;

3. правовой обычай;

4. юридический прецедет.

1.

Нормативно-правовой акт это принятый в установленном порядке уполномоченным на то органом письменный официальный документ, устанавливающий, изменяющий или отменяющий нормы права.

Нормативные правовые акты РФ классифицируются:

· по юридической силе:

а) законы (федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов федерации);

б) подзаконные нормативные правовые акты (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные акты).

Закон – это нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Признаки закона:

1) принимается органом законодательной власти или референдумом;

2) порядок его подготовки и издания определен Конституцией РФ;

3) выражает волю и интересы народа;

4) обладает высшей юридической силой;

5) регулирует наиболее важные общественные отношения.

Виды законов:

1) Конституция как основополагающий политико-правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственного устройства, учреждающий федеральные органы государственной власти;

2) федеральные конституционные законы (ФКЗ), принимаемые по вопросам, предусмотренным в Конституции;

3) федеральные законы (ФЗ) как акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам жизни общества;

4) законы субъектов Федерации – издаются их представительными органами и действуют на соответствующей территории.

 

Подзаконные акты – это изданные на основании и во исполнение законов акты, содержащие юридические нормы.

Виды подзаконных актов:

1) указы Президента РФ;

2) постановления Правительства РФ как акты исполнительного органа государства;

3) приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, государственных комитетов регулирующие общественные отношения, находящиеся в пределах компетенции данной исполнительной структуры;

4) решения и постановления местных органов государственной власти;

5) решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления;

6) нормативные акты муниципальных органов;

google_ad_client = "pub-2342915532899944"; google_ad_slot = "6439441018"; google_ad_width = 336; google_ad_height = 280; google_color_link = '0A14B1'; google_color_url = '0A14B1'; google_protectAndRun("ads_core.google_render_ad", google_handleError, google_render_ad); 7) локальные нормативные акты – нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации.

 

· по уровням принятия нормативных актов:

а) нормативные правовые акты органов государственной власти РФ;

б) нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов РФ;

в) органов местного самоуправления, принятые в результате прямого народного волеизъявления.

· по степени обобщенности нормативного материала:

а) кодифицированные акты (кодекс, устав и др.);

б) акты текущего правотворчества (тематические федеральные законы).

· по времени действия:

а) постоянные;

б) временные;

в) исключительные.

· по кругу субъектов:

а) общие;

б) специальные.

· по пространственному действию:

а) на всей территории РФ;

б) на территории какого-либо субъекта, муниципального образования.

· по направленности действия:

а) акты внутреннего действия;

б) акты внешнего действия.

Нормативно-правовые акты подлежат официальному опубликованию, которое выражается в помещении полного текста нормативного акта в официальном издании (либо в информационном бюллетене «Собрание законодательства РФ», либо в «Российской газете»)

2.

Нормативный договор - представляет собой соглашение двух и более субъектов правотворчества, которое регулирует между ними отношения путем установления взаимных прав и обязанностей, имеющих нормативный характер.

Нормативные договоры:

· внутригосударственные:

а) Федеративный договор (31 марта 1992 г.);

б) договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными государственными органами и органами гос. власти субъектов РФ;

в) договоры между органами гос. власти субъектов РФ.

· международные (виды – договор, устав, пакт, акт, итоговый документ, хартия, конвенция, соглашение и др.)

3.

Правовые обычаи разновидность общегражданских обычаев. Их содержание – это конкретные правила, предписывающие строго определенную линию поведения в тех или иных ситуациях

Правовые обычаи чаще всего прямо не зафиксированы в нормах действующего законодательства.

В современной правовой системе РФ правовой обычай среди других источников права по объему регулирования общественных отношений занимает незначительное место. Случаи применения правового обычая зафиксированы в действующем законодательстве.

4.

Прецедент состоявшееся ранее решение или постановление суда (или иного органа) принимаемое за образец при решении в дальнейшем аналогичных вопросов.

Необходимо различать понятия «судебный прецедент» и «судебная практика». Если прецедент – это конкретное решение, то судебная практика – это типичные судебные решения по конкретным делам, являющиеся результатом длительного, однообразного судебного правоприменения.

Прецедент является одним из основных источников права в государствах «общего права», так называемых странах с англосаксонской системой права Великобритании (прежде всего, Англии, США, ЮАР, Австралии, Канады, Новой Зеландии, Индии и др.). Возрастает роль судебного прецедента и в странах континентальной Европы где прецедент, традиционно, не относится к источникам права (Франции, Германии, Италии, Швейцарии, Лихтенштейне, Люксембурге, Монако, Финляндии, Швеции, Испании), а также в странах Латинской Америки.

В Российской Федерации судебный прецедент не признается в качестве источника права, однако, как и во многих странах романо-германской системы права, прецедент, а точнее, судебная практика (обзоры судебной практики, информационные письма), приобретает все большее практическое значение.

***

Правоотношение — урегулированное нормами права общественное отношение, участники которого обладают субъективными правами и являются носителями юридических обязанностей.

Правовые отношения являются одним из видов общественных (социальных) отношений. Наряду с правоотношениями можно выделить также отношения экономические, политические, нравственные, брачно-семейные, трудовые, экологические и т.п.

Правоотношения охраняются и защищаются государством своими принудительными средствами.

В системе права правоотношения делятся на:

· конституционные;

· гражданско-правовые;

· семейные;

· уголовные и прочие правоотношения.

1. По функциям права правоотношения делятся на:

ü регулятивные, которые связаны с установлением позитивных прав и обязанностей и их реализацией (трудовые, пенсионные отношения, осуществление избирательного права и т.д.). Они представляют собой нормальное явление в жизни общества, являются формой осуществления норм права;

ü охранительные, которые возникают в результате нарушения правовых предписаний, и их цель - защита существующего правопорядка, возмещение причиненного вреда, наказание правонарушителей. Таковы, например, отношения, возникающие между государством, его правоохранительными органами, с одной стороны, и личностью - с другой, в случае совершения ею преступления.

2. По методам регулирования все правоотношения делятся на:

ü управленческие, основанные на властных взаимоотношениях субъектов (директор завода и работник, командир воинского подразделения и его подчиненный);

ü договорные, для которых характерно равенство сторон, автономное положение их относительно друг друга (взаимоотношения коммерческих фирм).

3. В зависимостиот взаимоотношений субъектов правоотношения делятся на:

ü относительные, в которых четко определяются и управомоченный, и обязанный субъект (договор купли-продажи, трудовое правоотношение и др.);

ü набсолютные, в которых персонально определено лишь управомоченное лицо, а обязанными являются все остальные субъекты, призванные воздерживаться от посягательств на интересы управомоченного (право собственности, авторские правомочия и др.).

4. По времени действия правоотношения делятся на:

ü длящиеся (трудовые, служебные);

ü разовые, однократные (участие в выборах, договор мены).

5. В зависимости от характера правоотношений можно выделить:

ü материальные, устанавливающие содержание прав и обязанностей (брачно-семейные, пенсионные);

ü процессуальные, регулирующие порядок разрешения конкретных дел (разрешение трудовых споров, уголовно-процессуальные отношения).

6. По составу участников правоотношения делятся на:

ü двусторонние, возникающие между двумя субъектами (договор аренды);

ü многосторонние, где есть три или более участников (купля-продажа через посредника).

 

Субъекты правоотношений - это участники правоотношений, имеющие субъективные права и юридические обязанности. К их числу относятся индивиды и организации.

1. Индивиды - это граждане соответствующего государства, а также иностранные граждане и лица без гражданства (апатриды).

2. К организациям относятся:

ü государственные органы;

ü юридические лица - организации, которые имеют в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечают по своим обязательствам этим имуществом, от своего имени могут приобретать и осуществлять имущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Это государственные предприятия, кооперативы, фирмы, хозяйственные объединения, фонды и другие субъекты имущественных правоотношений;

ü общественные объединения. Это профсоюзы, творческие союзы, научно-технические, спортивные и иные организации, вступающие в разного рода правоотношения. Ряд общественных объединений могут быть также и юридическими лицами;

ü государство.

Для того чтобы вступать в правоотношения, необходимо обладать правосубъектностью, т.е. способностью быть субъектом права.

В ней необходимо различать две части:

ü правоспособность, т.е. способность иметь субъективные права и нести юридические обязанности;

ü дееспособность - способность своими действиями реализовывать субъективные права и налагать на себя обязанности.

***

Юридические факты - это предусмотренные законом жизненные обстоятельства и факты, которые являются основанием для возникновения (изменения, прекращения) правоотношений. Кроме того, с их наличием связывается приобретение правосубъектности лицом или органом. Так, с достижением совершеннолетия возникает полная гражданская дееспособность лица, факт регистрации фирмы означает ее создание.

Юридические факты делятся на:

· события - факты, возникающие независимо от воли участников правоотношения (наводнение, естественная смерть человека, рождение ребенка, производственная авария, и т.д.);

· юридические состояния - длящиеся жизненные обстоятельства, служащие основанием для наступления юридических последствий (нахождение на иждивении, наличие стажа работы для получения пенсии и др.);

· деяния - определенные волеизъявления, результат сознательной деятельности людей. Среди них можно выделить:

ü правомерные деяния (решение суда о разделе имущества, приказ о приеме на работу, договоры аренды, купли-продажи, исковое заявление в суд, кассационная жалоба, заявление о приеме в ВУЗ, приобретение авторского права, находка и др.).

ü неправомерные деяния (правонарушения) - преступления и проступки (административные, дисциплинарные, гражданско-правовые, процессуальные), принятие незаконных актов.

***

Законность – одна из базовых категорий всей юридической науки и практики.

Законностьэто такой политико-правовой режим, такие условия жизни, такая правовая атмосфера, которые ограждают личность от произвола власти, людей – от анархии, общество в целом – от насилия, хаоса, беспорядка.

Законность предполагает в своей реализации ряд принципов:

· верховенство закона по отношению ко всем другим правовым актам;

· равенство всех перед законом;

· неукоснительное соблюдение правовых актов всеми субъектами права;

· неукоснительная реализация прав и свобод;

· последовательная борьба с правонарушениями

 

Реализованную законность часто определяют как правопорядок.

Правопорядок – это порядок в общественной жизни который создается в результате строгого и неукоснительного соблюдения норм права всеми государственными и муниципальными органами, общественными и хозяйствующими субъектами, должностными лицами и гражданами.

***

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...