Время, судьба и трагедия. - Эвклидловская и аналитическая трагика
Стр 1 из 20Следующая ⇒ Шпенглер О. Закат Европы. Образ и действительность. т.1 ОГЛАВЛЕНИЕ Дубнов A. "Падение Запада" и глобальные проблемы человечества (общедоступное введение)........................................................5 ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................34 Тема. - Определение будущей истории. - Историческое сравнение. -- Морфология мировой истории - новая философия, - Для Форма мировой истории. - "Древний мир - Средние века - Новое время". - Поверхность схемы, отсутствие пропорции. - Линейность. - Восточное происхождение; прибавление "Нового времени" на Западе. - Усиливающееся разложение картины. - Западная Европа отнюдь не центр тяжести. - Полная относительность. - Метод Гёте как единственно исторический. - "Мировая история" как история группы высших культур. - Культуры как организмы. Римская история как ключ к уразумению будущности Запада. - Наше предшествующее отношение к античному, идеологическое или материалистическое (Ницше и Моммзен). - Узость обеих точек зрения. - "Падение Запада" и проблема инвилизации. -
Возникновение книги. - Повод. - Содержание. - Порядок. Таблицы к сравнительной морфологии мировой истории. ГЛАВА ПЕРВАЯ О СМЫСЛЕ ЧИСЕЛ....................................................................... 106 Основные понятия. - Направление и протяженность хронологическое и математическое число. - Число как принцип ограничения. - Нет "числа в себе". - Существует несколько математик. - Кантово понятие a priori.- Форма познания не постоянна и не общеобязательна: она - функция соответствующей культуры. - Стили познавания. - Внутреннее сродство математики и языка форм современных ей искусств. – Эвклидова геометрия и пластика статуй. - Анализ и контрапункт. Античное число как величина (мера). - Телесная, не пространственная протяженность. - Отсутствие иррациональных и отрицательных чисел. - Аристархова система мира. - Математика и религия. - Число и смерть. - Диофант и арабское число (алгебра). - Декарт и анализ бесконечного. - Западное число как функция. - История западной математики - прогрессирующая эмансипация от понятия величины. - Иррациональное антиэллинично. Боязнь мира и взыскание мира. - Происхождение математического, религиозного и художественного языка форм: выражение страха перед неизвестным. Геометрия и арифметика (измерение и исчисление) - устарелые названия.Квадратура круга - классическая античная проблема предельности. - Математика малого (античное государство). - Конструкция и операция. - Классическая западная проблема предельности: предельное значение в счислении бесконечных величин (связь со стилем барокко). - Анализ выходит за пределы, доступные зрительному чувству. - Античная аксиома параллельных линий и неэвклидовы геометрии. - Пространства многих измерений (множественности точек). – Последняя формулировка фаустовского числового мышления: учение о трансформации и учение об инвариантах. - Исчерпание формальных возможностей и конец западной математики.
ГЛАВА ВТОРАЯ ПРОБЛЕМА МИРОВОЙ ИСТОРИИ.............................................156 I. Физиогномика и систематика Необходимость нового исторического метода. - Устранение идеального и морального моментов как мерил развития. - История и природа. - Образ и закон. - Направление и протяженность. - Физиогномика и систематика как два способа морфологического наблюдения мира. Что такое культура" - Структура высшей истории. - Прафеномен Гёте. - Темп, продолжительность жизни, смерть высоких культур. - Повторяемость протекания культуры в принадлежащем к ее составу отдельном существовании. - Понятие гомологии эпох. - Однообразное строение всех культур. - Возможность морфологического предсказания и реконструкция исторических периодов. II. Идея судьбы и принцип причинности....................................... 181 Две формы космической необходимости: органическая и неорганическая логика-судьба и причинность (чувство жизни и форма познания). - Связь с взысканием мира и боязнью мира. - Основанная на причинности форма мира как попытка рассудка победить судьбу. - Судьба как определенный вид бытия прафеномена. Проблема времени. - Ошибочные мнения систематиков: "время и пространство". - Время (необратимость) как судьба. - Время не понятие, оно недоступно научному познанию. - Счисление пространства и счисление времени ("что" и "когда"): естественно-исторический мировой вопрос. - Математика и хронология. Время, судьба и трагедия. - Эвклидловская и аналитическая трагика (трагика положения и трагика развития). - У каждой культуры собственная идея судьбы. - Границы возможности понимания "мировой истории других". - Великие символы времени, как единственное средство: Часы. Формы погребения. Календарь. Эротика. - Государственное устройство и чувство времени: античная, египетская и западная идеи государственности. - Стоицизм и социализм: их связь с пластикой и музыкой.
Судьба и случай. - Причинность и предопределение. - Трагика случайностей (Шекспир). - "Тюхэ" и стиль античного бытия. - Астрология и оракул. - Античная трагедия судьбы. – Логика истории: Колумб и испанский век. - "Эпоха" и "эпизод". - Анонимная и личная форма истории. Судьба Наполеона. - Лютер. Есть ли подлинная историческая наука? - Смешение физико-причинных и историко-физиогномических методов. - История, как "процесс". - "Голод и любовь". - Социальная драма, как параллель к материалистическому историческому пониманию. - Отсутствие скепсиса. - Последние задачи. ГЛАВА ТРЕТЬЯ МАКРОКОСМ...................................................................................231 I. Символика картины мира и проблема пространства......................- II. Аполлоновская, фаустовская и магическая души....................... 259 Олимп и Валгалла. - Магическое и фаустовское христианство. – Античный политеизм (Бог как тело) и западный монотеизм (Бог как пространство). - Египетский прасимвол - дорога. - Смысл архитектуры пирамид, Двоякий смысл искусства: подражание и символика (взыскание мира и боязнь мира). - Всякое раннее искусство есть архитектура; камень и прасимвол. - Форма государственного устройства и архитектурные формы: выражение воли, заботливости, длительности - Гогенштауфены и фараоны. - Внешняя архитектура и внутренность зданий. - Проблема стиля. - Единство и продолжительность жизни внутри одной культуры. - Египетский стиль как образец истории стиля. - Совпадение его фаз с фазами западного стиля. - Единство стиля от романской эпохи до стиля империи. - Перенесение центра тяжести стиля из ранней архитектуры в одно из изобразительных искусств. - Дорика и ионика, готика и барокко как первоначальная и приближающаяся к старости фазы одного и того же стиля. - Задача науки об искусстве: сравнительные биографии больших стилей. - Психология художественной техники. - Действительный объем арабского искусства: древнехристианское "позднее античное" искусство как начало, магометанское, как поздняя эпоха. - Мозаика, арабеска. - Соединение круглой арки с колонной - арабский мотив.
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. МУЗЫКА И ПЛАСТИКА..........................................................................296 I. Изобразительные искусства.......................................................................- Невозможность разделения искусств по стационарным техническим принципам, - Музыка - изобразительное искусство. - Выбор среди возможных внутри культуры искусств. - Тенденция всех античных искусств к круглой пластике (650-350 гг.).- Связь с Эвклидовой геометрией. - фресковая живопись, как первая ступень. - Между 1500-1800 гг. соответствующее развитие инструментальной музыки. - Контрапункт и анализ: победа музыки над живописью и архитектурой: рококо. Характер Ренессанса как антиготического (антимузыкального) движения. - фреска и статуя во Флоренции определяются готическим чувством формы (пространство картины). – Линейная и воздушная перспективы. - Парк. - Исторический ландшафт. Символика красок. - Краски переднего плана и дали. - Эллинская четырехкрасочная фреска. - Голубые и зеленые краски - краски пространства. - Трактование заднего фона: отрицание его в античной фреске, золотой фон мозаики, перспектива глубины в масляной живописи. - Незатушеванный мазок кисти у венецианцев как выражение исторического чувства. - Коричневый тон Рембрандта. II. Изображение нагого тела и портрет....................................343 Античный и западный идеал человека: трактование тела по ограничивающим его поверхностям или трактование физиогномическое. - Головы античных статуй. - Фаустовские изображения нагого тела невозможны. - Портрет во Флоренции и Венеции. - Микеланджело и конец западной пластики. - Леонардо свободен от идеалов Ренессанса; открыватель; физиологи вместо анатомии. - Сикстинская Мадонна Рафаэля - последний образец большого искусства линии на Западе.
В каждой культуре существует группа больших искусств. - В фаустовской - инструментальная музыка, в аполлоновской - пластическое изображение нагого тела, как средоточие их. - Одновременность развития; идентичная длительность. - Понятие импрессионизма: физиогномика мазка кисти. - Параллели китайскому искусству: парк, музыка. - Перспектива. - Проблема plein air'a; его противоположность импрессионизму, начиная от Леонардо до Рембрандта: культура и цивилизация. - Конец западной живописи. Конец фаустовской музыки, "Тристан" и "Парсифаль". Байрейт и Лергам: конец античной скульптуры. - Невозможность продолжения органического развития. - Александринизм. - Последние стадии египетского и античного искусства. ГЛАВА ПЯТАЯ. КАРТИНА ДУШИ И ЧУВСТВО ЖИЗНИ..............................................388 I. О форме души
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|