Из опыта санатория-школы доктора В. П. Кащенко
ВОСПИТАНИЕ-ОБУЧЕНИЕ ТРУДНЫХ ДЕТЕЙ. (...) Дефективные дети... Это обширная группа детей с различного рода отклонениями, недостатками. Если эти недостатки проявляются главным образом в области ума, перед нами отсталые, малоуспевающие, отстающие дети, плохие ученики, с рассеянным вниманием, малой работоспособностью, пониженной восприимчивостью, иногда ослабленной памятью. Если поражена преимущественно сфера чувства и воли — создаётся легко возбуждающийся, болезненно-подвиж- ный ребёнок, с повышенной чувствительностью, сильными аффектами и обильной деятельностью. Или наоборот — ребёнок вялый, малоподвижный, замкнутый, с малой инициативой. Очень значительную группу среди дефективных детей представляют дети с недостатками характера и морали. Сюда относятся дети грубые, упрямые, болтливые, небрежные, праздные, лживые и т.д. Наконец, понятие детской дефективности обнимает и некоторые органические или функциональные расстройства нервной системы, как истерия, неврастения, эпилепсия и т.д. Необходимо прибавить, что на практике названные чистые типы встречаются очень редко; в действительности обыкновенно приходится иметь дело с типами смешанными. Все перечисленные типы дефективных детей имеют много градаций дефективности, от глубоких форм её до таких проявлений, которые находятся на границе нормы. Эти последние, промежуточные формы и соответствующие им группы дефективных детей — то, что получило название трудных детей, — имеются собственно в виду в дальнейшем изложении. (...) Наследственность... По общему мнению, детские дефекты — явление дегенерации, вырождения. Корни их более или менее глубоко заложены в болезнях и расстройствах предшествующих поколений. Следы этих болезней с неумолимой необходимостью передаются потомству... Лечение и воспитание в лучшем случае могут несколько смягчить острые проявления, привить некоторые полезные, механические привычки, но существенных изменений в физическое и психическое состояние ребёнка они внести не могут.
Влияние среды. (...) Заложенные природой наклонности и предрасположения подвергаются очень сложной переработке под влиянием семьи, первых воспитателей, товарищей и школы. Эти последние влияния в конечном счёте часто решают дело... Новейшие авторы указывают даже случаи, когда дефективность, болезненные или неправильные черты ребёнка обязаны своим происхождением исключительно среде, например влиянию известных семейных условий, хотя бы родились дети здоровыми, не отягощёнными наследственностью. (...) Нередки случаи, когда ребёнок постоянно сталкивается с различными, даже противоположными влияниями. (...) Ошибки, недостатки воспитания приобретают особенное значение по отношению к детям от природы нервным, неврастеничным, со склонностью к истерии и т.д. Промахи родителей усиливают болезненные задатки, создают атмосферу чрезвычайно благоприятную для различного рода неврозов и во всяком случае крайне вредно действуют на характер. Неразумная любовь. Неправильности характера создаются впрочем и другими ошибками родителей. Среди этих ошибок главную роль играет баловство, удовлетворение всех желаний ребёнка, порождённое слепою, неразумною любовью. (...) Ошибки школы. (...) Современная школа, построенная на фундаменте общих соображений и общих принципов, не считается и по существу дела не может считаться с индивидуальностями детей. Она всегда имеет в виду среднего ученика. На этого среднего рассчитаны её программы, к нему приспособляются её методы, его имеет в виду весь режим школы. Сильные — даровитые и слабые — малоуспевающие дети должны приспособляться к большинству класса. Нивелировка, подведение всех под одну мерку остаётся первородным грехом нашей школы обычного типа... Ученик остаётся пассивным слушателем, и его личность спит, не пробуждаемая чуждой ей наукой.
Многие дети не могут приспособиться к такой обстановке... Так школа не остаётся, к сожалению, без влияния на создание детской нервности. (...) Мы не останавливаемся на общих, социальных условиях, оказывающих на подрастающее поколение оп ределённое влияние, обходим также влияние среды на образование моральных дефектов, потому что в наши задачи не входит исследование всех факторов среды, окружающей ребёнка. Возможности воспитания и перевоспитания. (...) Человечество давно вымерло бы, если бы над ним безраздельно царила одна наследственность, не уравновешиваемая влияниями среды. (...) Своевременно принятые специальные меры во многих случаях способны воспитать из дефективных детей вполне дееспособных членов общества или по крайней мере сделать их более приспособленными к жизни. Специальные меры, о которых здесь говорится, сводятся к созданию около ребёнка новой, здоровой физической и психической среды, которая постепенно вела бы его к духовному и телесному оздоровлению. Необходимо сотрудничество специально подготовленных врачей и педагогов, индивидуально-педологическое влияние. Необходим спокойный и правильный санаторный режим, который не всегда можно создать в семье, даже состоятельной, интеллигентной и любящей своего ребёнка. И в большинстве случаев требуется полная перемена обстановки и окружающих лиц. (...) Нравственное воспитание. Идеалом современной педагогики является выработка нравственного характера. Твёрдая, энергичная (деятельная) воля — один из элементов такого характера. Другим — на наш взгляд, не менее, если не более существенным — является нравственное сознание, очень сложная совокупность чувств и эмоций, определяющих отношение человека к миру: другим людям, вещам, идеям, принципам, формам деятельности, общественному поведению. (...) Наши усилия направлены не только на укрепление деятельной воли, но часто в ещё большей степени — на развитие нравственных чувств и эмоций. (...)
Воспитание и укрепление нравственных качеств идёт рука об руку с борьбой против отрицательных проявлений, с исправлением различного рода уклонений, неправильностей развития. Мы не согласны с требованием предоставить полную свободу проявлений развивающейся личности: это ведёт к внутренней анархии. Мы хотим всегда пробудить в ребёнке истинно-человеческие начала и помочь ему подчинить этим началам хаос личных проявлений. (...) Уважение к ребёнку. Всем нашим отношением к детям мы подчёркиваем наше уважение к ним, как к людям — таким же, как мы, взрослые. Это проявляется во всех мелочах нашей повседневной жизни. (...) Семейное воспитание. Мы, конечно, не можем заменить ребёнку семью, но максимум тепла, уюта, внимательной заботливости, того непередаваемого, что соединяется у нас со словом «семья», — мы должны дать нашим воспитанникам, оставаясь школой. (...) Режим. Мы придаём большое воспитывающее (психотерапевтическое) значение ровному санаторному режиму, где всему есть своё место и своё время, где всё расписано заранее, и это расписание тщательно выполняется. Часы занятий и отдыха, ручной труд и прогулка, гимнастика и пение, рисование и музыка, время приёма пищи — всё это гигиенически распределено, и никаких нарушений не бывает. (...) Известно, что дети сами любят порядок. (...) Мы очень осторожны в предъявлении к воспитанникам требований и запрещений, мы не хотим мелочно контролировать, в особенности предупреждать каждый шаг их; но раз выставленное требование должно быть выполнено, и на этом мы настаиваем все силой своего авторитета, силой убеждения, а иногда и принуждения. Строй школьной жизни, её порядок, её требования к воспитанникам представляются в каждый данный момент безусловными, незыблемыми. Это не значит, что школа раз навсегда остановила себя в своём развитии. (...) «Без внутреннего согласия подчиняющегося всегда получится лишь кажущийся порядок».
Добровольное повиновение нашему режиму в наших глазах — путь, который ведёт к самодисциплине, к выработке устойчивого характера, самостоятельной нравственной личности. (...) Доверие к детям. (...) Система поручений и в особенности привлечение самих детей к организации внутренней жизни санатория-школы прежде всего приучает их к практической самостоятельности, к ориентировке в практических вопросах повседневной жизни. Но ещё больше нравственное значение такой системы. Доверие к ребёнку, уверенность в его практических способностях или нравственных силах вызывает в нём напряжение этих сил, пробуждает его лучшее «я» и воспитывает в нём чувство ответственности. Развитие воли. Мы обращаем большое внимание на развитие и укрепление воли, положительной и отрицательной, активной и задерживающей. Для развития положительной воли, энергии, настойчивости, способности достигать поставленную цель очень много даёт нам трудовая обстановка санаториев. Труд. В течение всего дня, чередуясь с отдыхом, идут разнообразные занятия: умственный труд сменяется физическим, игры — занятием искусствами. Лишь сравнительно небольшою частью дня дети пользуются самостоятельно. (...) Жизненная самостоятельность. Известную сумму необходимых жизненных умений, дающих возможность обходиться без помощи других, мы воспитываем всем строем нашей жизни. (...) Развитие высших чувств... Чувства по отношению к другим — родителям, товарищам, людям вообще — чувство товарищеской солидарности, взаимопомощи и т.д. — всё это необходимейшие элементы человека, вышедшего из стадии полуживотного эгоизма. (...) Мы стараемся по возможности сузить круг личной собственности в стенах санатория-школы... Приносимые воспитанниками из дому лакомства, фрукты поступают в общий буфет и разделяются между всеми, имеющиеся у каждого книги для чтения, атласы, краски, мячи, велосипеды и т.д. обязательно поступают в общее пользование. (...) Чувство ответственности. (...) Мы хотим развить чувство личной ответственности ребёнка за свои дей- ствия, столь важное в его дальнейшей жизни... Он должен сознавать себя членом известного коллектива, обладающим определёнными правами и обязанностями, вытекающими из его положения. И эта новая мораль должна воспитываться в новой школе, также сознающей себя живым коллективом. Наконец, несомненно, что в огромном большинстве случаев влияние жизненных условий, окружавшей ребёнка среды — семьи, школы, товарищей — оказалось для него губительным. Наш долг — прежде всего противопоставить не менее сильное влияние, только иного направления.
Отношение к проступкам. Проступки детей, их шалости, дерзости, резкое неповиновение не меняют нашего общего отношения к ним. Как бы ни казались значительны эти проступки, даже если они направлены по отношению к нам лично, мы не рассматриваем их как проявления злой воли, которую нужно «укротить» или «побороть», или как дело чёрной неблагодарности по отношению к нам. Мы видим в них неизбежные промахи, ошибки, которые могут быть у самого лучшего, уже сложившегося человека; иногда — результат болезненного состояния. (...)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|