Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Из опыта санатория-школы доктора В. П. Кащенко

ВОСПИТАНИЕ-ОБУЧЕНИЕ ТРУДНЫХ ДЕТЕЙ.

(...) Дефективные дети... Это обширная группа де­тей с различного рода отклонениями, недостатками.

Если эти недостатки проявляются главным обра­зом в области ума, перед нами отсталые, малоуспеваю­щие, отстающие дети, плохие ученики, с рассеянным вниманием, малой работоспособностью, пониженной

восприимчивостью, иногда ослабленной памятью. Если поражена преимущественно сфера чувства и воли — со­здаётся легко возбуждающийся, болезненно-подвиж- ный ребёнок, с повышенной чувствительностью, силь­ными аффектами и обильной деятельностью. Или на­оборот — ребёнок вялый, малоподвижный, замкнутый, с малой инициативой. Очень значительную группу среди дефективных детей представляют дети с недостатками характера и морали. Сюда относятся дети грубые, упря­мые, болтливые, небрежные, праздные, лживые и т.д. Наконец, понятие детской дефективности обнимает и некоторые органические или функциональные расст­ройства нервной системы, как истерия, неврастения, эпилепсия и т.д. Необходимо прибавить, что на практи­ке названные чистые типы встречаются очень редко; в действительности обыкновенно приходится иметь дело с типами смешанными.

Все перечисленные типы дефективных детей име­ют много градаций дефективности, от глубоких форм её до таких проявлений, которые находятся на границе нормы.

Эти последние, промежуточные формы и соответ­ствующие им группы дефективных детей — то, что по­лучило название трудных детей, — имеются собственно в виду в дальнейшем изложении. (...)

Наследственность... По общему мнению, детские дефекты — явление дегенерации, вырождения. Корни их более или менее глубоко заложены в болезнях и рас­стройствах предшествующих поколений. Следы этих болезней с неумолимой необходимостью передаются потомству... Лечение и воспитание в лучшем случае мо­гут несколько смягчить острые проявления, привить не­которые полезные, механические привычки, но сущест­венных изменений в физическое и психическое состоя­ние ребёнка они внести не могут.

Влияние среды. (...) Заложенные природой наклон­ности и предрасположения подвергаются очень сложной переработке под влиянием семьи, первых воспитателей, товарищей и школы. Эти последние влияния в конечном счёте часто решают дело... Новейшие авторы указывают даже случаи, когда дефективность, болезненные или не­правильные черты ребёнка обязаны своим происхожде­нием исключительно среде, например влиянию извест­ных семейных условий, хотя бы родились дети здоровы­ми, не отягощёнными наследственностью. (...)

Нередки случаи, когда ребёнок постоянно сталки­вается с различными, даже противоположными влияни­ями. (...)

Ошибки, недостатки воспитания приобретают особенное значение по отношению к детям от природы нервным, неврастеничным, со склонностью к истерии и т.д. Промахи родителей усиливают болезненные задат­ки, создают атмосферу чрезвычайно благоприятную для различного рода неврозов и во всяком случае крайне вредно действуют на характер.

Неразумная любовь. Неправильности характера создаются впрочем и другими ошибками родителей. Среди этих ошибок главную роль играет баловство, удовлетворение всех желаний ребёнка, порождённое слепою, неразумною любовью. (...)

Ошибки школы. (...) Современная школа, постро­енная на фундаменте общих соображений и общих принципов, не считается и по существу дела не может считаться с индивидуальностями детей. Она всегда име­ет в виду среднего ученика. На этого среднего рассчита­ны её программы, к нему приспособляются её методы, его имеет в виду весь режим школы. Сильные — дарови­тые и слабые — малоуспевающие дети должны приспо­собляться к большинству класса. Нивелировка, подведе­ние всех под одну мерку остаётся первородным грехом нашей школы обычного типа... Ученик остаётся пассив­ным слушателем, и его личность спит, не пробуждаемая чуждой ей наукой.

Многие дети не могут приспособиться к такой об­становке... Так школа не остаётся, к сожалению, без вли­яния на создание детской нервности. (...)

Мы не останавливаемся на общих, социальных ус­ловиях, оказывающих на подрастающее поколение оп­

ределённое влияние, обходим также влияние среды на образование моральных дефектов, потому что в наши задачи не входит исследование всех факторов среды, ок­ружающей ребёнка.

Возможности воспитания и перевоспитания. (...) Человечество давно вымерло бы, если бы над ним без­раздельно царила одна наследственность, не уравнове­шиваемая влияниями среды. (...) Своевременно приня­тые специальные меры во многих случаях способны воспитать из дефективных детей вполне дееспособных членов общества или по крайней мере сделать их более приспособленными к жизни.

Специальные меры, о которых здесь говорится, сводятся к созданию около ребёнка новой, здоровой фи­зической и психической среды, которая постепенно ве­ла бы его к духовному и телесному оздоровлению. Не­обходимо сотрудничество специально подготовленных врачей и педагогов, индивидуально-педологическое вли­яние. Необходим спокойный и правильный санаторный режим, который не всегда можно создать в семье, даже состоятельной, интеллигентной и любящей своего ре­бёнка. И в большинстве случаев требуется полная пере­мена обстановки и окружающих лиц. (...)

Нравственное воспитание. Идеалом современной педагогики является выработка нравственного характе­ра. Твёрдая, энергичная (деятельная) воля — один из элементов такого характера. Другим — на наш взгляд, не менее, если не более существенным — является нравст­венное сознание, очень сложная совокупность чувств и эмоций, определяющих отношение человека к миру: другим людям, вещам, идеям, принципам, формам дея­тельности, общественному поведению. (...)

Наши усилия направлены не только на укрепление деятельной воли, но часто в ещё большей степени — на развитие нравственных чувств и эмоций. (...)

Воспитание и укрепление нравственных качеств идёт рука об руку с борьбой против отрицательных про­явлений, с исправлением различного рода уклонений, неправильностей развития. Мы не согласны с требованием предоставить пол­ную свободу проявлений развивающейся личности: это ведёт к внутренней анархии. Мы хотим всегда пробудить в ребёнке истинно-человеческие начала и помочь ему под­чинить этим началам хаос личных проявлений. (...)

Уважение к ребёнку. Всем нашим отношением к детям мы подчёркиваем наше уважение к ним, как к лю­дям — таким же, как мы, взрослые. Это проявляется во всех мелочах нашей повседневной жизни. (...)

Семейное воспитание. Мы, конечно, не можем за­менить ребёнку семью, но максимум тепла, уюта, внима­тельной заботливости, того непередаваемого, что соеди­няется у нас со словом «семья», — мы должны дать на­шим воспитанникам, оставаясь школой. (...)

Режим. Мы придаём большое воспитывающее (психотерапевтическое) значение ровному санаторному режиму, где всему есть своё место и своё время, где всё расписано заранее, и это расписание тщательно выпол­няется. Часы занятий и отдыха, ручной труд и прогулка, гимнастика и пение, рисование и музыка, время приёма пищи — всё это гигиенически распределено, и никаких нарушений не бывает. (...) Известно, что дети сами лю­бят порядок. (...)

Мы очень осторожны в предъявлении к воспитан­никам требований и запрещений, мы не хотим мелочно контролировать, в особенности предупреждать каждый шаг их; но раз выставленное требование должно быть выполнено, и на этом мы настаиваем все силой своего авторитета, силой убеждения, а иногда и принуждения. Строй школьной жизни, её порядок, её требования к воспитанникам представляются в каждый данный мо­мент безусловными, незыблемыми. Это не значит, что школа раз навсегда остановила себя в своём развитии. (...) «Без внутреннего согласия подчиняющегося всегда получится лишь кажущийся порядок».

Добровольное повиновение нашему режиму в на­ших глазах — путь, который ведёт к самодисциплине, к выработке устойчивого характера, самостоятельной нравственной личности. (...)

Доверие к детям. (...) Система поручений и в осо­бенности привлечение самих детей к организации внут­ренней жизни санатория-школы прежде всего приучает их к практической самостоятельности, к ориентировке в практических вопросах повседневной жизни. Но ещё больше нравственное значение такой системы. Доверие к ребёнку, уверенность в его практических способностях или нравственных силах вызывает в нём напряжение этих сил, пробуждает его лучшее «я» и воспитывает в нём чувство ответственности.

Развитие воли. Мы обращаем большое внимание на развитие и укрепление воли, положительной и отри­цательной, активной и задерживающей. Для развития положительной воли, энергии, настойчивости, способ­ности достигать поставленную цель очень много даёт нам трудовая обстановка санаториев.

Труд. В течение всего дня, чередуясь с отдыхом, идут разнообразные занятия: умственный труд сменяет­ся физическим, игры — занятием искусствами. Лишь сравнительно небольшою частью дня дети пользуются самостоятельно. (...)

Жизненная самостоятельность. Известную сумму необходимых жизненных умений, дающих возможность обходиться без помощи других, мы воспитываем всем строем нашей жизни. (...)

Развитие высших чувств... Чувства по отношению к другим — родителям, товарищам, людям вообще — чувство товарищеской солидарности, взаимопомощи и т.д. — всё это необходимейшие элементы человека, вы­шедшего из стадии полуживотного эгоизма. (...)

Мы стараемся по возможности сузить круг личной собственности в стенах санатория-школы... Приноси­мые воспитанниками из дому лакомства, фрукты посту­пают в общий буфет и разделяются между всеми, имею­щиеся у каждого книги для чтения, атласы, краски, мя­чи, велосипеды и т.д. обязательно поступают в общее пользование. (...)

Чувство ответственности. (...) Мы хотим развить чувство личной ответственности ребёнка за свои дей-

ствия, столь важное в его дальнейшей жизни... Он дол­жен сознавать себя членом известного коллектива, об­ладающим определёнными правами и обязанностями, вытекающими из его положения. И эта новая мораль должна воспитываться в новой школе, также сознаю­щей себя живым коллективом.

Наконец, несомненно, что в огромном большинст­ве случаев влияние жизненных условий, окружавшей ребёнка среды — семьи, школы, товарищей — оказалось для него губительным. Наш долг — прежде всего проти­вопоставить не менее сильное влияние, только иного на­правления.

Отношение к проступкам. Проступки детей, их шалости, дерзости, резкое неповиновение не меняют на­шего общего отношения к ним. Как бы ни казались зна­чительны эти проступки, даже если они направлены по отношению к нам лично, мы не рассматриваем их как проявления злой воли, которую нужно «укротить» или «побороть», или как дело чёрной неблагодарности по отношению к нам. Мы видим в них неизбежные прома­хи, ошибки, которые могут быть у самого лучшего, уже сложившегося человека; иногда — результат болезнен­ного состояния. (...)

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...