Методы математической статистики
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Для обработки полученного в ходе исследования материала используются методы математической статистики, включающие в себя вычисления средней арифметической (М), ошибки среднего арифметического ( m). Достоверность полученных результатов сравнивается по критерию Стьюдента. Достоверность определяется для уровня значимости Р = 0,05 (Б.А. Ашмарин, 1978). Статистический метод с оценкой полученных результатов в средних величинах по Стьюденту
где М - средняя арифметическая, - сумма, n - число детей в группе, V - каждое значение показателей
где δ - среднее квадратическое отклонение, К - коэффициент, определяющийся по таблице.
где m - ошибка среднего арифметического
где t - критерий Стьюдента.
2.3 Организация исследования
Первый этап исследования (2007-2008 гг.) предполагал: анализ литературных источников по проблеме исследования, отбор методов диагностирования, адекватных задачам исследования. Второй этап исследования (январь-май 2008 г.) заключался в изучении показателей физического развития, физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста и в сравнении полученных данных с аналогичными величинами детей младшего школьного возраста (первый год обучения). Всего обследовано 16 мальчиков, 18 девочек дошкольного возраста и 24 мальчика, 26 девочек младшего школьного возраста. На третьем этапе (2008-2009) разрабатывалось содержание методики использования средств плавания в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста. На четвертом этапе (2009-2010 учебный год) проводился педагогический эксперимент на базе СДЮШОР г. Петропавловск-Камчатский. В исследовании приняли участие 24 дошкольника 6-7 лет. Были сформированы контрольная и экспериментальная группы по 12 человек (6 мальчиков и 6 девочек).
В контрольной группе занятия проводились по традиционной программе физического воспитания, предусматривающей три физкультурных занятия. В содержание занятий входили следующие основные средства: общеразвивающе упражнения и подвижные игры. В экспериментальной группе два занятия проводились по традиционной программе, а одно в плавательном бассейне. При этом многие подвижные игры и общеразвивающие упражнения использовались как средство обучения детей плаванию на суше. дети дошкольный плавание физический ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Сравнительный анализ показателей физического состояния детей старшего дошкольного возраста и школьников первого года обучения
Сравнительный анализ показателей физического состояния детей старшего дошкольного возраста и школьников первого года обучения проводился с целью выявления потенциальных способностей дошкольников. Так в результате исследования было выявлено (табл. 1), что мальчики первого года обучения в школе превосходят дошкольников по всем показателям. В наибольшей степени их преимущество выражается в проявлении гибкости (65%), силе (47%), скоростно-силовых качествах (9,2%). Также заметно отставание дошкольников в показателях массы тела (на 22%), ЖЕЛ (на 14%), окружности грудной клетки (на 7,7%).
Таблица 1 Показатели физического состояния мальчиков старшего дошкольного и младшего школьного возраста
У девочек отмечается аналогичная ситуация. Силовые качества первоклассников выше на 79%, гибкость - на 44%, скоростно-силовые качества - на 7,2%, скоростные - на 4,1% (табл. 2). Показатели длины тела школьников больше чем у дошкольников на 4,2%, масса тела - на 22%, окружность грудной клетки - на 9,2%, жизненная емкость легких - на 14%.
Выявленная разница изучаемых величин вполне закономерна, так как именно в период 7-8 лет происходит скачек в развитии функциональных систем организма. При разработке различных методик физической подготовки детей дошкольного возраста, следует ориентироваться на показатели первоклассников. Учитывая выявленные отставания дошкольников, целесообразно подбирать соответствующие упражнения. При таком подходе можно добиться большего эффекта, чем при комплексном воздействии.
Таблица 2 Показатели физического состояния девочек старшего дошкольного и младшего школьного возраста
3.2 Содержание методики использования средств плавания в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста
Возможность постоянного поиска эффективных путей укрепления здоровья детей убеждают в том, что еще не полностью реализуется оздоровительное влияние различных средств физического воспитания, а точнее их сочетание. В некоторых методиках не учитывается сопряженное воздействие видов двигательной активности на развитие физических качеств детей.
Так, в частности, плавание в дошкольном образовательном учреждении редко когда сочетают с другими упражнениями. Если проводятся подвижные игры, то ставятся одни задачи, на занятиях по плаванию - другие. На наш взгляд следует скоординировать существующие задачи и сделать так, чтобы общеразвивающие упражнения, подвижные игры дополняли занятия по плаванию и закрепляли сформированные на таких занятиях навыки и наоборот. Предполагаем, что такой подход будет являться более эффективным, чем традиционно сложившийся. Рациональное сочетание средств плавания с общеразвивающими упражнениями, подвижными играми позволит не только разнообразить физкультурно-оздоровительную деятельность в детском саду, но и подготовить (физически) дошкольника к обучению в школе. Поскольку программа физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении, основанная на общеразвивающих упражнениях и подвижных играх, довольно широко представлена, то есть необходимость подробнее в нашей работе остановиться на методике по плаванию, содержание которой изложено в приложении 1. Методика была разработана с учетом рекомендаций В.Ю. Давыдова (1993), О.Б. Ведерникова, Е.Ф. Орехова (1998), В.К. Велитченко (2000). Для обоснования эффективности разработанной методики был проведен эксперимент, в начале которого были сформированы контрольная и экспериментальная группы, не имеющие достоверных различий (табл. 3,4).
Таблица 3 Показатели физического развития и физической подготовленности мальчиков старшего дошкольного возраста в начале эксперимента
Таблица 4 Показатели физического развития и физической подготовленности девочек старшего дошкольного возраста в начале эксперимента
В конце эксперимента было проведено повторное обследование детей, в результате которого было выявлено, что мальчики экспериментальной группы стали достоверно превосходить своих сверстников из контрольной группы (табл. 5) в показателях массы тела (на 15%), ЖЕЛ (на 13%). В висе на перекладине (на 27%), в прыжках в длину с места (на 4,4%), в 6-минутном беге (на1,1%).
Таблица 5 Показатели физического развития и физической подготовленности мальчиков старшего дошкольного возраста в конце эксперимента
Девочки экспериментальной группы, также как и мальчики, имели преимущество над детьми контрольной группы в проявлении силы на 42%, скоростно-силовых качеств на 4,7%, координации на 1,5% и выносливости на 1,1%. В физическом развитии экспериментальная группа достоверно тоже превосходила контрольную группу. В наибольшей степени это касается показателей массы тела на 14% и жизненной емкости легких на 12% (табл. 6).
Таблица 6 Показатели физического развития и физической подготовленности девочек старшего дошкольного возраста в конце эксперимента
Внедрение разработанной методики в процесс физического воспитания дошкольников экспериментальной группы способствовало статистически достоверному (Р<0,05) улучшению показателей физического развития (окружности грудной клетки, массы и длины тела) и физической подготовленности в проявлении координационных способностей на 1,7%, выносливости на 2,5% и силовых способностях на 33,9% у мальчиков (табл.10). У девочек экспериментальной группы (табл.8) также статистически значимыми были показатели физического развития (окружность грудной клетки, длина и масса тела) и физической подготовленности: координационные способности (3,2%), скоростно-силовые способности (5,6%) и силовые способности (36%). Тогда как в контрольной группе показатели изменились в достоверно меньшей степени (табл.7,9).
Таблица 7 Изменение показателей физического развития и физической подготовленности девочек контрольной группы в ходе эксперимента
Таблица 8 Изменение показателей физического развития и физической подготовленности девочек экспериментальной группы в ходе эксперимента
Таблица 9 Изменение показателей физического развития и физической подготовленности мальчиков контрольной группы в ходе эксперимента
Таблица 10 Изменение показателей физического развития и физической подготовленности мальчиков контрольной группы в ходе эксперимента
Следует отметить, что по многим параметрам физического развития и физической подготовленности дошкольники экспериментальной группы сравнялись с детьми первого года обучения в школе.
ВЫВОДЫ
. Анализ научно-методической литературы показал, что большинство используемых средств физического воспитания детей применяются разрозненно, без учета какой-либо взаимосвязи между собой, что в целом снижает их эффективность. . В результате сравнительного анализа выявлено, что мальчики и девочки старшего дошкольного возраста уступают детям первого года обучения в школе в большей степени по таким показателям, как: наклон туловища вперед из положения сидя на 65% мальчики и на 44% девочки; вис на согнутых руках на перекладине на 47% и 79% соответственно; масса тела на 22% и жизненная емкость легких на14%. . Внедрение разработанной методики в процесс физического воспитания дошкольников способствовало улучшению следующих показателей в экспериментальной группе: массы тела - на 22% мальчики и 17% девочки; жизненной емкости легких - соответственно на 20% и 17%; скоростно-силовых способностей - на 10% и 4%; выносливости - на 2,5% и 1,4%; силы - на 34% и 36%. Тогда как в контрольной группе величины изменились в достоверно меньшей степени. . Рациональное сочетания плавания с другими средствами физического воспитания дошкольников позволило испытуемым экспериментальной группы к концу исследования достичь уровня физического развития и физической подготовленности детей, обучающихся в первом классе, что подтверждает ее эффективность.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
6. Агаджанян, Н.А. Биоритмы, спорт, здоровье [Текст] / Н.А. Агаджанян, Н.Е. Шабатура. - М.: Физкультура и спорт, 1989. - 233 с. 7. Ашмарин, Б.А. Теория и методика педагогического исследования в физическом воспитании [Текст]/ Б.А. Ашмарин. - М.: Физкультура и спорт, 1978. - 223 с. 8. Вавилова, Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость [Текст]/ Е.Н. Вавилова. - М.: Просвещение, 1981. - 96 с. 9. Васильев, В.С. Обучение маленьких детей плаванию [Текст]/В.С. Васильев - М.: Физкультура и спорт, 1961. - 89 с. 10.Васильев, В.С. Обучение детей плаванию [Текст]/В.С. Васильев. - М.: Физкультура и спорт, 1989. - 96 с. 11.Ведерникова, О.Б. Организация обучения плаванию детей младших классов общеобразовательной школы [Текст]: Учебное пособие /О.Б. Ведерников, Е.Ф. Орехов. - Челябинск, 1998. - 79 с. 12.Велитченко, В.К. Как научиться плавать [Текст]/В.К. Велитченко. -М.: Терра. Спорт, 2000. - 96 с. 13.Глазырина, Л.Д. Физическая культура - дошкольникам (старший возраст) [Текст] / Л.Д. Глазырина. - М.: "Владос", 2000. - 264 с. 14.Давыдов, В.Ю. Плавание в детском саду [Текст]: учебное пособие /В.Ю. Давыдов. - Волгоград, 1993. - 180 с. 15.Змановский, Ю.Ф. Биологические ритмы и воспитание детей [Текст]/ Ю.Ф. Змановский // Дошкольное воспитание. - 1982. - № 2. - С.49-51. 16.Иохансон, М. Откуда берутся маленькие детки [Текст] / М. Иохансон // Серия: Детям о здоровье. - Таллинн: Валгус, 1989. - 183 с. 17.Котляров, А.Д. Дифференцированние средств обучения технике плавания детей дошкольного возраста [Текст]: Автореф. дис.... канд. пед. наук (13.00.04) /Котляров А.Д. - Омск, 1989. - 22 с. 18.Левин, Г. Плавание для малышей [Текст]/Г. Левин. - М.: Физкультура и спорт, 1974. - 78 с. 19.Мартынов, С.М. Здоровье ребенка в ваших руках [Текст]/ С.М. Мартынов. - М.: Просвещение, 1991. - 223 с. 20.Маханева, М.Д. Воспитание здорового ребенка [Текст]/ М.Д. Маханева. - М.: Аркти, 1998. - 80 с. 21.Осокина, Т.И. Как научить детей плавать [Текст]/Т.И. Осокина. - М., 1959. - 86 с. 22.Осокина, Т.И. Физическая культура в детском саду [Текст]/ Т.И. Осокина. - М.: Просвещение, 1986. - 304 с. 23.Попов, С.П. Валеология в школе и дома [Текст] /С.П. Попов -СПб.: Союз, 1997.-256 c. 24.Студеникин, М.Я. Книга о здоровье детей [Текст]/М.Я. Студеникин. - М.: Медицина, 1986.- 240 с. 25.Фомина, А.И. Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду [Текст]/ А.И. Фомина. - М.: Просвещение, 1984. - 92 с. 26.Фролов, В.Г. Физкультурные занятия на свежем воздухе с детьми дошкольного возраста [Текст]/ В.Г. Фролов, Г.Б. Юрко. - М.: Просвещение, 1983. - 127 с. 27.Хухлаева, В.Г. Занятия по физической культуре с детьми 2-4 лет в малокомплектном детском саду [Текст]/ В.Г. Хухлаева. - М.: Просвещение, 1992. - 159 с. 28.Шебеко, В.Н. Физическое воспитание дошкольников [Текст]/ В.Н. Шебеко, Н.Н. Ермак, В.А. Шишкина. - М.: изд. центр "Академия", 1996. - 192 с. 29.Шишкина, В.А. Какая физкультура нужна дошкольникам [Текст]/ В.А. Шишкина, М.В. Мащенко. - М.: Просвещение, 2000. - 79 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
ЗАНЯТИЕ № 1 ЦЕЛИ: познакомить детей с бассейном, с правилами личной гигиены в бассейне, с водой; воспитывать безбоязненное отношение к воде. ХОД ЗАНЯТИЯ: Упражнение "Фонтан". Дети садятся на дно, делают упор руками сзади, поднимают ноги и работают прямыми ногами вверх-вниз. Игра повторяется 3-4 раза. Игровое упражнение "Мост". Дети принимают положение сидя, упор сзади, кладут голову на воду и прогибаются в спине, ноги прямые, живот на поверхности воды. Упражнение повторяется 5 раз. Игра "Веселые брызги". Дети образуют круг и брызгают друг на друга, стараясь не отворачиваться. ЗАНЯТИЕ № 2 ЦЕЛИ: воспитывать безбоязненное отношение к воде; учить самостоятельно, без помощи взрослого, передвигаться по дну бассейна. Учить бросать мяч из-за головы двумя руками. "Водяные жуки" (проводится в течение 4-5 минут); "Матросская шапка" (повторяется 3-4 раза); "Принеси игрушку" (повторяется 4-5 раз); "Фонтан" (проводится в течение 2-3 минут). Занятие заканчивается игрой "Веселые брызги" (проводится в течение 4-5 минут). ЗАНЯТИЕ № 3 ЦЕЛИ: продолжать учить самостоятельно передвигаться по дну бассейна в различных положениях; воспитывать безбоязненное отношение к воде; развивать координацию движений, развивать словарный запас детей. Игра "Маленькие и большие ноги" (проводится в течение 2-3 минут). Игра "Утка и утята". Дети становятся друг за другом вдоль короткого бортика с мелкой стороны. Педагог впереди - утка, дети - утята. Они принимают положение присев и начинают продвигаться вперед, заходят в более глубокую воду, там утята моются, чистят свои перышки, а затем выбегают в мелкую воду (3 раза). Игровое упражнение "Фонтаны" (повторяется 2 раза по 2 минуты). Игра "Матросская шапка" (повторяется 4-5 раз). Игра "Наша Таня" (повторяется 4-5 раз). ЗАНЯТИЕ № 4 ЦЕЛИ: учить детей делать вдох и задерживать дыхание; продолжать учить самостоятельно передвигаться по дну бассейна в различных положениях, учить работать ногами, как при плавании кролем. "Водяные жуки" (повторяется 3-4 минуты); "Фонтаны" (повторяется 2-3 раза по 2-3 минуты). "Принеси игрушку". По условному сигналу дети должны дойти до противоположной стенки бассейна и взять водоплавающую игрушку (повторяется 4 раза). "Надуй шарик". Детям предлагается сделать вдох, надуть щеки, задержать дыхание (повторяется 5-6 раз). "Матросская шапка" (повторяется 4-5 раз). "Наша Таня" (повторяется 3-5 раз). Занятие завершается свободным плаванием (в течение 3-4 минут). ЗАНЯТИЕ № 5 ЦЕЛИ: учить не бояться попадания воды (брызг) в лицо; прыгать на двух ногах; Игра "Фонтаны" (повторяется 2-3 раза по 1-2 минуты). Игра "Мостик" (повторяется 4-6 раз). Игра "Маленькие и большие ноги" (повторяется 5-6 раз). Игра "Поймай воду" (повторяется 5-7 раз). Игра "Водяные жуки" (проводится в течение 2-3 минут). Новая игра - "Лягушата" (повторяется 4-5 раз). ЗАНЯТИЕ № 6 ЦЕЛИ: учить детей безбоязненно относиться к попаданию воды на лицо; продолжить учить работать ногами, как при плавании кролем; учить соблюдать ритм, выполнять движения в такт словам. "Фонтаны" (повторяется 3-4 раза по 2 минуты). "Полей себе на голову". Дети берут ведерки, набирают в них воду и пытаются вылить ее на себя (кто как сможет). (Игра проводится в течение 4-5 минут.) Поочередно проводятся две игры - "Веселые брызги" и "Солнце и дождик". "Солнце и дождик". Капля раз, капля два (медленные хлопки по воде), Капли медленно сперва: Кап-кап, кап-кап. Стали капли поспевать (быстрые хлопки по воде), Капля каплю догонять - Кап, кап, кап, кап. Зонтик поскорей раскроем, От дождя себя укроем. Дети поднимают руки над головой и убегают в домик. Инструктор поливает детей из лейки. (Игры повторяются 4-5 раз.) Игра "Лягушата" (повторяется 4-6 раз). ЗАНЯТИЕ № 7 ЦЕЛИ: учить ориентироваться в пространстве бассейна, закреплять знание цвета; продолжать учить не бояться попадания воды в лицо, передвигаться в воде в различных положениях; развивать дыхание, координацию движений в воде. Игра "Водичка-водичка, умой мое личико!" (повторяется 3-4 раза). Игра "Утка и утята" (повторяется 3-5 раз). "Найди свой домик" (проводится 1-2 раза). У детей рыбки разного цвета, а на бортиках бассейна расставлены домики разного цвета. Дети должны отнести каждую рыбку в дом соответствующего цвета. Игра "Подуем на воду" (проводится в течение 2-3 минут). Новая игра - "Поймай воду" (проводится в течение 3-4 минут). Игровое упражнение "Фонтаны" (повторяется 3-4 раза). ЗАНЯТИЕ № 8 ЦЕЛИ: продолжать развивать дыхание, прыгать на двух ногах с продвижением вперед; умывать свое лицо; согласовывать свои движения с текстом; продолжать учить ориентироваться в пространстве. "Подуем на чай" (проводится в течение 2-3 минут). "Солнце и дождик" (повторяется 3-4 раза). Игра "Найди свой домик" чередуется с игрой "Лягушата" (4-5 раз). ЗАНЯТИЕ № 9 ЦЕЛИ: учить детей согласовывать свои движения с движениями других детей, продолжать учить обливать себя, голову, умываться; развивать умение проходить в воротики; прыгать на двух ногах с продвижением вперед; развивать дыхание. Игра "Зайчата умываются". Дети берутся за руки и идут друг за другом в разных направлениях. (Упражнение выполняется в течение 2-3 минут.) Игра "Полей себе на голову" (повторяется 7-8 раз). Игра "Подуем на кашу" (повторяется 2-3 раза). Все зайчата позавтракали? - спрашивала мама Зайчиха. - Тогда идите гулять. За ворота выходите, а дождик пойдет - домой бегите. ИграСолнце и дождик" (чередуются 5-6 раз). Занятие завершается свободным плаванием и индивидуальной работой с детьми (в течение 5-7 минут). ЗАНЯТИЕ № 10 ЦЕЛИ: продолжать учить детей не бояться воды, ориентироваться в пространстве, различать цвета; продолжать развивать дыхание, продолжать учить работать ногами, как при плавании кролем. Игра: Ножками потопали (дети идут по воде) - Топ-топ-топ. Ручками похлопали (хлопают руками по воде) - Хлоп-хлоп-хлоп. Сели, встали (приседания в такт словам), Снова сели И вокруг все посмотрели (повороты в стороны). (Игра повторяется 3-4 раза.) Вы уже знаете, что после зарядки надо облиться водой и умыться. Чередуются игры "Водичка, водичка..." и "Полей на себя" (повторяются по 3-5 раз каждая). Игра "Подуем на чай" (проводится в течение 2-3 минут). Игра "Матросская шапка" (повторяется 4-6 раз). Посмотрите, у нас кораблики разного цвета. Интересно, какой кораблик найдет свою пристань, свой домик первым? Игра "Найди свой домик". Плывут кораблики по ручейкам, а теперь отправились на речку. Ребята зашли в воду и стали играть. Игра "Веселые брызги" (продолжается 1-2 минуты). Свободное плавание в течение 5-7 минут.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|