Тема: Ценообразование на предприятии
Цена – это экономическая категория, означающая сумму денег, за которую продавец предлагает товар, а покупатель готов его купить. Цена конкретного количества товара составляет его стоимость, цена – денежная стоимость товара. При обмене товара на другое количество другого товара используется товарная цена. Ценообразование – это процесс формирования цен на товары или услуги. Основные задачи ценообразования: 1) покрытие затрат на производство продукции и обеспечение прибыли достаточной для нормального функционирования производителя (посредника); 2) учет взаимозаменяемости товаров при формировании цены; 3) решение социальных вопросов; 4) реализация внешнеполитических вопросов. Функции цены: 1) Учетная функция. 2) Стимулирующая функция. 3) Перераспределительная функция. 4) Функция балансирования спроса и предложения. 5) Функция цены как категория рационального размещения производства. 6) Измерительная функция. Ценообразующие факторы – это многообразие условий, в которых формируется структура и уровень цен. Три группы факторов: 1) Базовые факторы предопределяют относительно высокую стабильность развития ценовых показателей. Действие данной группы факторов различно на рынках различных типов. Так, в условиях товарного рынка базовые факторы считаются внутрипроизводственными, поскольку движение цен под воздействием лишь этих факторов однонаправлено с движением затрат. 2) Действие конъюнктурных факторов объясняется изменчивостью рынка и зависит от политических условий, влияния моды, предпочтений потребителя. 3) Регулирующие факторы проявляются тем очевиднее, чем активнее вмешательство государства в экономику. Ценовые ограничения со стороны государства могут носить рекомендательный или жесткий административный характер.
Важнейшими принципами ценообразования являются: 1) научность обоснования цен; 2) целевая направленность цен; 3) непрерывность процесса ценообразования; 4) единство процесса ценообразования и контроля цен. Система цен – это единая упорядоченная совокупность различных видов цен, обслуживающих и регулирующих экономические взаимоотношения участников рынка. Цены классифицируют по различным критериям: 1) По сферам товарного обслуживания выделяют: оптовые цены, розничные цены, закупочные цены, цены и тарифы услуг. Ц опт. = С + П + А, Ц отп. =Ц опт. + Н, где С – полная себестоимость продукции; П – прибыль; Н – налоги; А – акцизы, если товар подакцизный. Структура розничной цены зависит от каналов товародвижения. Товар от предприятия-производителя может поступать: 1. непосредственно в торговую сеть. 2. в торговую сеть через посредника (оптовое звено или снабженческо-сбытовую организацию). 3. в торговую сеть через двух посредников (оптовое звено и снабженческо-сбытовую организацию). Структура цены будет следующая:
Торговая надбавка состоит из 3 элементов – издержки обращения, прибыль торговой организации и НДС. Начисляется торговая надбавка к свободно-отпускной (оптовой) цене с НДС или к цене закупки с НДС. 2) По способу отражения транспортных расходов выделяют: франко-отправления, франко-назначения.
3) По формам продаж выделяют: контрактные (договорные) цены, биржевые котировки, цены ярмарок и выставок (часто льготные), аукционные цены.
4) По стадиям продажи выделяют: цены предложения (цены продавца, или стартовые), цены реализации (сделки, продажи, покупки). 5) По степени регулирования выделяют: жестоко фиксированные цены, регулируемые цены, свободные цены. 6) По степени устойчивости во времени выделяют: твердые цены, подвижные цены, скользящие цены, цены с последующей фиксацией. Уровень цен – это обобщающий показатель характеризующий абсолютную или относительную величину цены конкретных товаров, отражающую уровень общественных затрат и доходов в конкретный период времени, на конкретной территории и на конкретном предприятии.
Средняя цена 1) средняя арифметическая цена 2) средняя цена между ценой продавца ценной бумаги, товара, валюты и ценой покупателя. Ц ср. ариф= - Простая ср. арифметич. цена. где Цi - цена товара. (какая?) Оi – объем товара.(ед.изм?) Данная формула применяется редко, т.к. не учитывает различия в составе товара. Цср.хронолог.= ; - средняя хронологическая цена.
где – Ц1,Ц2,Ц3…Цt – цены определенного периода (на начало (или на конец) каждого месяца); t – число месяцев в определенном периоде. Применяется, когда периоды регистрации цен равнозначно отделены друг от друга. Ц ср. хронолог. взвешан.= ; - средняя хронологическая взвешенная цена. где – Цсрi – средняя цена за конкретный период. Ti – число месяцев в определенном периоде. Применяется: когда даты регистрации цен расположены неравномерно. Ц ср. ариф. взв.= ; - средняя арифметическая взвешенная цена. где Ц – среднемесячная цена единицы товара. О – объем проданных товаров в натуральных единицах измерения. Ц ср. гарм. взв.= ; - средняя гармоническая взвешенная цена. где Ц О – товарооборот в рублях (цена единицы товара умноженная на объем его продажи). Применяется: если известны объемы продаж товаров в денежном выражении (в руб.) соответствующие разным уровням их цен, т.е. в качестве весов применяется стоимостной показатель. Ц ср.б.= ; Ц ср. о.= ; где Цб, Цо – цена единицы товара соответственно в базисном и отчетном периодах, Оо – объем проданных товаров в отчетном периоде. Применяется: для устранения влияния сезонности, географической обусловленности территории продажи, ассортимента товаров на изменение средних цен.
Тема: ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЯ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|