Основные задачи и фазы проведения расспроса клиента.
Подготовительный этап консультирования. На данном этапе устанавливается график и очередность консультирования. Консультант по возможности осуществляет сбор информации о будущем клиенте, проводит предварительные беседы с официальными лицами (преподавателями, воспитателями) и лицами из ближайшего окружения. При необходимости социальный работник (социальный психолог) подбирает и готовит методики для дополнительного психологического тестирования. В результате анализа полученной информации консультант составляет предварительный план работы, намечает наиболее эффективные методы психологического воздействия и стиль общения с клиентом.
Социальному работнику важно решить перед началом консультирования следующие вопросы:
- Что я хочу получить в результате собеседования?
- Как этого добиться?
- Что нужно уметь для этого?
То есть он должен определить цель, стратегию и тактику консультирования.
Основной этап консультирования. Основной этап консультирования - это беседа психолога (социального работника) с клиентом. Она представляет собой естественный непрерывный процесс, мягко и тактично контролируемый и направляемый консультантом. В развернутом виде основной этап включает несколько обязательных стадий (фаз), переходящих друг в друга.
Первая фаза - психологическая настройка консультанта. Она начинается задолго до приглашения клиента в кабинет и завершается с первыми словами взаимных приветствий. В течение первой фазы психолог (социальный работник) освежает в памяти всю сумму сведений об очередном клиенте, намеченный на предварительном этапе план и оптимальный стиль консультирования.
Вторая фаза - взаимные приветствия будущих собеседников и их представление друг другу. Первое, что должен сделать консультант после приветствия - предложить человеку сесть и чувствовать себя как дома. Большинство клиентов в первые минуты разговора чувствуют себя в лучшем случае неуверенно. В это время на клиента воздействует множество новой информации, работает так называемый ориентировочный рефлекс. Поэтому необходимо дать клиенту возможность освоиться и осмотреться в помещении в течение 1~3 минут. Именно на этой стадии работы снимается чувство смущения, напряжение и устанавливается психологический контакт, взаимопонимание между участниками беседы. Этому способствуют мягкая шутка, к месту рассказанный анекдот или история из жизни.
Третья фаза - заключение "договора-контракта" между психологом (социальным работником) и клиентом. Психолог уясняет первичный запрос и требования клиента к предстоящей консультации, принимает решение о ее проведении либо отказе от консультации и направлении клиента к другому специалисту. После этого консультант в деловом и конкретном стиле доводит до сведения клиента цель, задачи и регламент консультирования, сообщает ему об этических принципах работы, защищающих интересы клиента, его правах и обязанностях. Для успешного проведения этого этапа следует придерживаться так называемого "Вы-метода". Суть его состоит в том, что на первый план выдвигаются интересы клиента, его задачи и проблемы. Надо дать понять клиенту, что он может рассчитывать на помощь, сопереживание, конкретные действия со стороны социального работника. Именно в это время формируется либо усиливается позитивная мотивация клиента к предстоящей работе. На этой стадии консультирования необходимо активное участие обеих сторон. В результате правильно заключенного контракта достигается взаимопонимание, намечается программа сотрудничества психолога и клиента, распределяются роли, формируется чувство психологической безопасности и доверия к консультанту.
Четвертая фаза - так называемая фаза "исповеди". Социальный работник задает клиенту прямой вопрос примерно следующего содержания: "Расскажите подробно, что вас ко мне привело?" Этот вопрос дает начало стадии "исповеди", во время которой человек имеет возможность выговориться, откровенно и эмоционально рассказать о волнующих его проблемах. Опытные консультанты отводят этой стадии не менее двух третей основного этапа консультации, но не более часа. На стадии исповеди консультант большую часть времени молчит, но, активно слушая, поддерживает клиента, выражает ему свой интерес и сочувствие средствами невербальной коммуникации. При необходимости возможны короткие уточняющие и наводящие вопросы в русле основной линии повествования клиента. Параллельно на этой стадии происходит интенсивный анализ получаемой информации, формулируется гипотеза (гипотезы) о причинах психологических проблем клиента и намечаются дополнительные вопросы, которые будут заданы ему на следующей фазе.
На этом этапе могут возникнуть некоторые трудности, связанные с тем, что:
- клиент не может сам изложить суть своей проблемы. У него может быть невнятная дикция, плохая речь, он не может правильно сформулировать причины, которые его привели на прием;
- неверно оценивает свои способности и имеет неадекватный уровень притязаний;
- считает, что ему обязаны помочь, он хочет возложить свою ответственность за выход из кризисного состояния на социального работника;
- не верит в свои силы и отчаялся самостоятельно разрешить ситуацию.
Пятая фаза - фаза активного расспроса клиента и получения дополнительной психологической информации. Психолог задает ряд целенаправленных вопросов для уточнения психологического диагноза и проверки собственной гипотезы об источнике проблемы клиента. При необходимости на этой стадии уместно предложить консультируемому выполнить ряд психологических тестов.
В результате пятой фазы консультант формирует обоснованное мнение о причинах психологических затруднений клиента и намечает конструктивные пути их преодоления. На этой стадии консультант не сообщает свое мнение клиенту.
Шестая фаза консультирования является решающей по своей значимости и требует от консультанта максимальной мобилизации, собранности, профессионального мастерства. Содержание этой стадии - совместная интерпретация психологических проблем клиента. Консультанту не следует в категоричной форме предъявлять клиенту свое понимание ситуации, здесь лучше подойдут фразы типа "Мне кажется, что дело в том-то" или "Здесь прослеживается связь с тем-то". При этом следует внимательно наблюдать за реакцией человека и оценивать степень его согласия с предлагаемыми интерпретациями. Если согласие достигается, данная версия принимается за основу обоими участниками консультирования. Но если предположение не вызывает никакой реакции и оставляет клиента равнодушным, консультанту приходится от него отказаться и искать другое решение. Однако если клиент бурно протестует против предложенного толкования, считая его абсолютно неверным, можно предположить, что консультант близок к самой сути проблемы. В этом случае необходимо проявить максимальную сдержанность и, игнорируя возможные агрессивные выпады со стороны клиента, подробно обосновать правоту своей позиции, преодолеть сопротивление собеседника. Таким образом, шестую фазу можно считать успешно завершенной, если достигнуто взаимоприемлемое понимание причин психологических проблем и трудностей клиента.
Седьмая фаза вытекает из предыдущей и направлена на оптимизацию личностных механизмов саморегуляции и формирование новой модели поведения клиента. В литературе эта стадия описана как фаза "расширения целей". Это означает появление у человека новых аспектов понимания себя и мира, формирование перспективных целей и гибких механизмов поведения. В этот период работы полезна детальная проработка наиболее сложных для клиента новых моделей поведения. При необходимости возможно использование отдельных форм психологического тренинга для закрепления вновь обретенных навыков, возможно привлечение жизненного личного опыта консультанта, примеров из его практики, литературных и философских ассоциаций.
Восьмая фаза, суть которой состоит в оценке эффективности консультации методом совместного обсуждения. Клиенту предлагается высказать свое мнение о проведенной работе. Психолог (социальный работник) дает окончательную оценку успешности консультирования.
После консультации консультанту необходимо заняться собой. Эту стадию можно назвать фазой отдыха и освобождения от впечатлений. Психологу (социальному работнику) на время необходимо расслабиться и переключиться на другую деятельность.
Заключительный этап консультирования. Он наступает после завершения совместной работы с клиентом. На этом этапе консультант (психолог или социальный работник) окончательно осмысливает полученные результаты, оформляет протокол консультирования и при необходимости намечает меры воздействия на социальное окружение в интересах клиента. На этом этапе возможно конкретное взаимодействие с официальными лицами и окружением клиента с целью оптимизации условий для решения его личных проблем.
Социальное посредничество - это процесс содействия достижению согласия между социальным субъектом и объектом для решения социальных проблем последнего и оказания ему помощи.
Посредническая деятельность осуществляется тогда, когда социальный работник не может предложить пути и средства разрешения проблем клиента самостоятельно или в своем учреждении. Тогда он рекомендует и содействует приему клиента в соответствующем учреждении, организации или специалистом, который может их разрешить.
Организационно в посреднической деятельности социального работника можно выделить три этапа:
1) определение проблемы клиента, оценка возможностей ее решения;
2) оценка и выбор учреждения, способного наилучшим образом решить проблему;
3) помощь клиенту в установлении контакта и содействие в приеме соответствующим учреждением.
Формы посредничества:
- посредничество в решении правовых, бытовых, медико-реабилитационных проблем клиентов;
- социально-педагогическое;
- посредничество в поиске социальных служб и учреждений, способных оказать клиенту необходимую помощь и поддержку;
- посредничество в решении трудовых, семейных конфликтов и др.
Социальное посредничество все большую значимость приобретает и в решении межнациональных конфликтов. При таких конфликтных ситуациях важно учитывать местные традиции и обычаи.
Посреднические действия, осуществленные профессионально, позволяют помочь многим нуждающимся остановить конфликты и трагедии, утверждать социальное партнерство.
В процессе психологического консультирования можно условно выделить несколько стадий, особенности содержания, длительность и психотехническое обеспечение которых в каждой конкретной консультативной ситуации будут определяться характером проблемы и запроса клиента, теоретической направленностью и моделями консультирования, которыми владеет консультант. Однако все консультативные ситуации имеют некую общую логику в своем развитии и подчиняются необходимости использования неких универсальные средств, о которых необходимо знать консультанту. Ю. Е. Алешина, анализируя опыт зарубежных и отечественных коллег, выделяет 4 общих стадии процесса психологического консультирования: 1) знакомство с клиентом и начало беседы; 2) расспрос клиента, формулирование и проверка консультативных гипотез; 3) коррекционное воздействие; 4) завершение беседы[22]. При этом общая длительность приема в 1 час распределятся по стадиям следующим образом: 1) начало беседы —5—10 минут; 2) расспрос клиента —25—35 минут; 3) коррекционное воздействие —10—15 минут; 4) завершение беседы —5—10 минут. На приблизительно такую же по времени длительность одной сессии (1 час) указывают многие специалисты. Г.С.Абрамова выделяет 5 стадий: 1) установление контакта, 2) сбор информации, 3) осознание желаемого результата, 4) выработка альтернативных решений; 5) обобщение резюме, переход от обучения к действию. В.Ю. Меновщиков предлагает несколько отличную стадиальную модель: 1 стадия - установление контакта (первичная диагностика), 2 - исследование и осознание задачи (вторичная диагностика), 3 - перебор гипотез, 4 – решение, 5 - выход из контакта[23]. Р. Кочюнас, ссылаясь на опыт своих зарубежных коллег, приводит эклектическую модель структуры консультативного процесса, отражающую универсальные черты психологического консультирования или психотерапии любой ориентации. В этой модели выделяются этапы 1) исследование проблемы, 2) «двумерное определение проблемы», 3) идентификация проблемы, 4) планирование, 5) деятельность, 6) оценка и обратная связь (см. Документ 9: «Структура процесса консультирования»). Р.С. Немов в отличие от других авторов в качестве первого этапа психологического консультирования называет подготовительный этап, на котором психолог-консультант готовится к проведению консультации и знакомится с клиентом по предварительной записи, имеющейся о нем в регистрационном журнале, а также по той информации о клиенте, которую можно получить, например, от работника психологической консультации, который принимал заявку от клиента на проведение консультации[24] (см. Документ 10: «Основные этапы проведения психологического консультирования по Р.С. Немову»).
Обобщая различные подходы к рассмотрению процесса психологического консультирования, можно выделить ряд основных его этапов: - психологическая настройка консультанта, - знакомство и выяснение запроса клиента (с заключением социального контракта), - исповедь клиента, - расспрос клиента и получение дополнительной информации, - совместная интерпретация проблемы и принятие решения клиентом, - формирование новой модели поведения и оптимизация личностных механизмов саморегуляции, - оценка эффективности консультации методом совместного обсуждения. Каждая консультативная ситуация имеет свои неповторимые особенности, обусловленные содержанием жизненной ситуации клиента, его переживаниями, его личностными особенностями, готовностью изменяться, характером тех отношений, которые складываются с консультантом, профессиональным опытом, теоретической направленностью самого консультанта и т.д. Поэтому содержание и длительность каждого из перечисленных этапов процесса психологического консультирования в разных случаях могут быть различными. Однако консультанту необходимо знать общую логику развития процесса консультирования и помогающих отношений. 1. Знакомство с клиентом и начало беседы
1а. Первый контакт. Можно встать навстречу клиенту или встретить его в дверях кабинета, демонстрация доброжелательности и заинтересованности в плодотворном сотрудничестве. 1б. Ободрение. Желательно подбадривать клиента словами вроде: "Проходите, пожалуйста", "Усаживайтесь поудобнее" и т.п. 1в. Небольшая пауза. После первых минут контакта с клиентом рекомендуется предоставить ему паузу 45 – 60 секунд, чтобы клиент мог собраться с мыслями и оглядеться. 1г. Собственно знакомство. Можно сказать клиенту: "Давайте познакомимся. Как мне к вам обращаться?" После этого необходимо представиться самому. 1д. Формальности. До начала собственно консультирования психолог-консультант обязан предоставить клиенту максимум информации о процессе консультирования, его важных особенностях: - основные цели консультирования, - квалификация консультанта, - оплата за консультирование, - приблизительная продолжительность консультирования, - целесообразность консультирования в данной ситуации, - риск временного ухудшения состояния клиента в процессе консультирования, - границы конфиденциальности, в т.ч. вопросы аудио- и видеозаписи, присутствие (наблюдение) за процессом третьих лиц. Говорить следует кратко, не выливая на клиента лишнюю информацию. Результатом здесь выступает окончательное решение клиента о вступлении в процесс консультирования. 1е. "Здесь и сейчас". Необходимо договориться с клиентом, настроить его на работу в режиме "здесь и сейчас". Важно дать понять клиенту, что психолога-консультанта нельзя использовать в качестве инструмента в разного рода интригах. 1ж. Первичный расспрос. Пример стандартной фразы: "Что Вас привело ко мне?", "Итак, какие вопросы вы хотели обсудить со мной?". Если клиент не является "профессиональным завсегдатаем" психологических кабинетов, то, скорее всего, уже с первых собственных фраз ему потребуется поддержка. По крайней мере, его будет интересовать вопрос: правильно ли он говорит, о том ли? Поэтому в случае необходимости с первых же минут расспроса надо поддерживать диалог. 2. Расспрос клиента, формирование гипотез
2а. Эмпатическое слушание. Оно же - активное слушание (повторение отдельных слов за клиентом, интерпретации). 2б. Принятие модели ситуации клиента в качестве временной. Консультанту пока не стоит вступать в споры с клиентом, тем более обличать его, ловить на противоречиях. Ломать модель ситуации клиента можно только после того, как эта модель изучена детально. 2в. Структурирование беседы. Редкий клиент умеет логично и последовательно описать проблемную ситуацию. Постепенно его надо побуждать к более рациональному изложению, рассуждениям. Самому консультанту надо быть последовательным. Каждая новая его фраза, вопрос должны быть логически связаны с предыдущими. Для структурирования беседы очень полезны периодические резюме. Диалог с клиентом - это не книга, разбитая на главы; поэтому можно взять себе за привычку раз в десять минут (например), следя за настенными или настольными часами, резюмировать сказанное. Если это уместно, то резюмировать можно не только устно, но и письменно, схематически изображая на бумаге модель ситуации. Структурирование беседы побуждает клиента к рациональной работе, к тому, чтобы не "перемалывать" в десятый раз одно и то же, а двигаться дальше; когда клиент перестаёт двигаться дальше в описании ситуации, то это будет верным свидетельством того, что он сказал уже всё существенное. 2г. Осмысление модели ситуации клиента. Психолог-консультант проводит аналитико-критическую работу, формулирует несколько гипотез в отношении этой модели. Если клиент пришёл за помощью к психологу, то это значит, что модель проблемной ситуации у него или а) неверная (извращённая), или б) неполная. В каждой гипотезе поэтому следует чётко формулировать: а) видит ли клиент ситуации в истинном свете? б) если не видит, то в чём ошибается? в) полна ли модель ситуации? г) если не полна, то в чём можно, в чём нужно расширить эту модель? Разумеется, большую часть выводов здесь психолог-консультант должен держать при себе, хотя бы потому, что пока имеются только гипотезы. 2д. Критика гипотез. Консультант задаёт клиенту вопросы, направленные на уточнение, критику гипотез. Вопросы здесь можно, конечно, задавать вразнобой. Но всё же рекомендуется стремиться к хотя бы внешней структурированности беседы, не перескакивая с одного на другое. Результатом здесь должно быть то, что в итоге остаётся только одна рабочая гипотеза (основная). Дело в том, что большую часть интеллектуальной работы психолог вынужден делать в жёстком режиме, когда имеется немного времени. Поэтому плотно надо работать только с основной гипотезой. Если она не подтвердится, то за основную принимается другая гипотеза. 2е. Изложение своей гипотезы клиенту. Поскольку клиент обычно уже "хорошо запутался" в своей проблемной ситуации, то бывает очень редко так, что он сразу принимает гипотезу и соглашается с ней. Поэтому важно подчеркнуть, что соображения консультанта - пока только гипотеза (предположения), что от клиента не требуется соглашаться с ней, требуется взять гипотезу за рабочую и попробовать изучить выводы, которые она порождает. В процессе работы с гипотезой скорее всего всплывут новые подробности, которые уточняют складывающуюся объективную модель ситуации. Вполне вероятно, что гипотеза окажется несостоятельной, в этом нет ничего страшного; в этом случае в качестве рабочей берётся иная гипотеза. 2ж. Критика гипотезы, нахождение истины. Рассматриваются различные ситуации, типичные и не совсем типичные. Перед тем, как приступить к следующему этапу, очень важно найти истину, то есть должна быть сформулирована и принята обеими сторонами объективная непротиворечивая модель проблемной ситуации. 3. Оказание воздействия
3а. Дать клиенту пожить с новым знанием. Дальнейшая работа напрямую зависит оттого, насколько истинной получилась модель проблемной ситуации. Важно понимать, что если модель не удалась, то и дальнейшая работа с клиентом (воздействие) находится под угрозой; а если наоборот (модель удалась), то и самому клиенту будет интересно пожить с новым знанием. Поэтому в идеале после выработки рабочей модели следует отпустить клиента до следующей встречи. Вероятно, он получил уже всё, что ему было надо, и поэтому больше не придёт на следующую встречу. Если нет возможности, надобности прервать консультацию, то можно просто сделать небольшую перемену. Для этого подойдёт усадить клиента в кресло минут на пятнадцать, включить ему спокойную музыку и дать возможность обдумать новое знание. 3б. Коррекция установок клиента. Конечно, вполне вероятно, что обретение нового знания может оказаться недостаточным клиенту для управления проблемной ситуацией. Здесь характерны жалобы клиента на то, что "не хватает сил", "не понимаю как" и т.п. Психолог вместе с клиентом критикует ложные установки последнего. Вырабатывает список новых установок. Установки должны быть вербально точными, простыми и эффективными. Большое внимание следует уделить установкам, направленным на обретение спокойствия и уверенности, на коррекцию уровня тонуса (успокоиться или наоборот мобилизоваться) и уровня рациональности-эмоциональности (стать более рациональным или более эмоциональным). Установки можно "принимать" в виде самовнушения. Опять здесь будет полезным дать клиенту возможность пожить с новыми установками. Возможно, что какие-то установки не приживутся. Тогда их, может быть, потребуется изменить или модифицировать. 3в. Коррекция поведения клиента. Помощь клиенту в формулировании возможных альтернатив привычному поведению. Анализ и критика этих альтернатив, оценка их пользы и эффективности. Выбор лучшей альтернативы. Разработка плана внедрения этой альтернативы. Важно понимать, что клиент в будущем может просто забыть применять альтернативное поведение. Поэтому в буквальном смысле его надо натренировать на применение альтернативы. Для этого подходят разные способы, например ролевые игры (в данном случае психолог может взять на себя роль какого-то родственника или знакомого клиента). 4. Завершение психологической консультации
4а. Подведение итогов беседы. Краткое обобщение всего происшедшего. "Повторение - мать учения". 4б. Обсуждение вопросов, касающихся дальнейших отношений клиента с консультантом или другими специалистами. 4в. Прощание. Клиента следует проводить хотя бы до двери, сказать ему несколько тёплых слов.
ЛИТЕРАТУРА:
1) http://azps.ru/articles/consultatio/etapy_psihologicheskogo_konsulytirovaniya.html 2) http://studopedia.org/1-140547.html 3) http://studme.org/15660212/sotsiologiya/etapy_konsultativnoy_besedy
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|