У Судьбы на небе двенадцать остановок.
ГЛАВА ТРЕТЬЯ
БОЖЕСТВЕННЫЕ ПОКОЛЕНИЯ
Двенадцать Домов Зодиака и древность этой концепции ставят перед нами две загадки: кто придумал Зодиак и почему небесный круг разделён именно на двенадцать частей? Ответы на эти вопросы требуют преодоления психологического барьера. Мы должны осознать, что в основе деления неба на двенадцать частей, на первый взгляд имеющего отношение лишь к астрологии, на самом деле лежат глубокие астрономические знания, которые просто не могло накопить человечество в те времена, когда возникло такое разбиение небесного круга. Наша планета совершает оборот вокруг Солнца за один год, и наблюдателю с Земли кажется, что каждый месяц – одну двенадцатую часть года – солнце всходит в другом зодиакальном Доме. В древности особое внимание уделялось тому обстоятельству (и именно оно определяло переход от одной эпохи к другой, например от Эры Овна к Эре Рыб), в каком знаке Зодиака всходило солнце в день весеннего равноденствия (рис. 17). Кроме того, Земля, совершив один оборот вокруг Солнца, не возвращается точно в ту же точку. Это явление называется прецессией: кажущееся замедление составляет 1 градус за 72 года. Таким образом, смещение точки восхода солнца в день весеннего равноденствия из одного зодиакального созвездия (например, Тельца) в предшествующее (то есть Овна) требует 72 х 30 = 2160 лет (при предположении равенства всех двенадцати секторов, по 30 градусов каждый). Поскольку Земля вращается вокруг Солнца в направлении против часовой стрелки, точка восхода солнца смещается назад. Даже с учётом продолжительности жизни в шумерские/библейские времена (Фарра умер в возрасте 205 лет, Авраам – в возрасте 175 лет) потребовалась бы целая жизнь, чтобы заметить смещение на один (72 года) или два градуса (144 года), что практически невозможно без совершенных астрономических приборов. Ещё в большей степени это относится к способности заметить и осознать переход от одной зодиакальной эры к другой, происходящий с периодичностью 2160 лет. Даже «допотопные» патриархи, продолжительность жизни которых учёные называют «фантастической» – 969 лет у «рекордсмена» Мафусаила и 930 лет у Адама, – жили недостаточно долго, чтобы наблюдать полный зодиакальный период. Главный герой легенды о Всемирном потопе Ной прожил всего 950 лет; в шумерских источниках, содержащих рассказы об этой катастрофе, указывается и определяющее зодиакальную эру созвездие Лев.
Рис. 17. ВС – до нашей эры, AD – нашей эры.
Это лишь часть знаний шумеров, которые кажутся нам просто невозможными. Откуда им всё это было известно? Ответ дают сами шумеры: они утверждали, что всему их научили аннунаки – «те, кто спустился с небес на землю». Прилетев с другой планеты, совершавшей один оборот вокруг Солнца за 3600 земных лет, они жили достаточно долго, чтобы увидеть явление прецессии и изобрести деление неба на двенадцать Домов Зодиака. В ряде текстов, которые стали базисом древней науки и религии и которые были впоследствии пересказаны другими народами, в том числе и древними евреями, излагаются шумерские легенды об аннунаках, послужившие основой всей «мифологии». В западной культуре первыми вспоминаются греческие мифы. Однако они – подобно мифологиям и божественным пантеонам народов всего мира – имеют шумерские корни. Шумеры утверждают, что давным‑давно на Земле не было цивилизации, одомашненных животных и окультуренных растений. В те далёкие времена на нашу планету прибыла группа из пятидесяти аннунаков. Руководил ими Э.А. (это имя переводится как «Тот, чей дом вода») и прилетели они с планеты НИБИРУ («планета пересечения»), приводнившись в Персидском заливе. В тексте, известном учёным под названием «Эа и Земля», описывается, как эта первая группа достигла берега и оказалась в болотистой местности. В первую очередь пришельцы должны были осушить болота, расчистить русла рек и найти источники пищи (ими стали рыба и дичь). Затем они начали изготавливать кирпичи из глины и основали первое поселение инопланетян на Земле. Пришельцы из космоса назвали его ЭРИДУ, что означает «дом вдалеке» или «дом вдали от дома» Во многих языках именно от этого названия произошло слово «земля». Случилось это 445 тысяч лет назад.
Цель астронавтов состояла в добыче золота из вод Персидского залива. Драгоценный металл был необходим для сохранения жизни на планете Нибиру, которая охлаждалась и теряла атмосферу. Однако первоначальный план оказался непригодным, и руководители миссии решили добывать золото более трудоёмким способом – в богатых золотых копях на юго‑востоке Африки. Новый план требовал значительного увеличения числа аннунаков на Земле, и со временем количество колонистов достигло шестисот. Кроме того, нужно было осуществлять сложные операции по доставке грузов на Землю и отправке очищенного золота. Для этого ещё триста аннунаков были задействованы в качестве ИТОГОВ («те, кто наблюдают и видят») – они несли вахту на орбитальных станциях и управляли космическими челноками. Правитель Нибиру АН («Божественный» – аккадцы называли его Ану) лично прибыл на Землю для наблюдения за операциями, которые становились всё более масштабными. Вместе с ним прилетели двое его детей: сын ЭНЛИЛЬ («Верховный правитель») – руководитель проекта и сторонник строгой дисциплины – и дочь НИН.МАХ («Могущественная госпожа»), занимавшая пост руководителя медицинской службы. Задача распределения обязанностей между первопроходцем Энки и вновь прибывшими оказалась настолько сложной, что в какой‑то момент Ану решил остаться на Земле, поручив руководство Нибиру одному из своих сыновей. В конечном итоге они бросили жребий. Ану вернулся на Нибиру, Энлилю выпало остаться в уже освоенном регионе и расширить его до Э.ДИНА («Дом справедливых»). Он должен был основать новые поселения, каждое из которых выполняло определённую функцию (космопорт, центр управления миссией, металлургический центр, медицинский центр, посадочные маяки). Эа выпал жребий организовать добычу золота в рудниках на юго‑востоке Африки – эта задача была вполне по силам такому выдающемуся учёному.
Тот факт, что новое назначение лежало в области его компетентности, вовсе не означал, что Эа остался доволен своим удалением из Эдина. Поэтому в качестве компенсации ему был присвоен титул ЭН.КИ – «Господин Земли». Энлиль мог считать этот титул просто красивым жестом, однако Эа/Энки воспринял его всерьёз. Оба они были сыновьями Ану, но друг другу приходились не родными, а единокровными братьями. Эа/Энки был первенцем и при обычных обстоятельствах мог наследовать трон отца. Однако Энлиля родила Ану, его единокровная сестра, и согласно законам престолонаследия Нибиру именно Энлиль, а не первенец Эа считался законным наследником. На чужой планете единокровные братья оказались перед угрозой потенциального конфликта: если миссия на Землю затянется – возможно, даже потребуется постоянная колонизация планеты, – кто будет возглавлять её, «Господин Земли» или «Верховный правитель»? Для Энки проблема обострялась присутствием на • Земле его сына Мардука и сына Энлиля Нинурты. Мар‑дук был рождён законной супругой Энки, а матерью Нинурты (он родился на Нибиру) была единокровная сестра Энлиля Нинмах (они не состояли в законном браке; на Земле Энлиль женился на Нинлиль, а Нинмах так и осталась незамужней). Это обстоятельство обеспечивало преимущество Нинурты в праве наследования трона. Будучи неисправимым ловеласом, Энки решил поправить положение, соблазнив свою единокровную сестру – он надеялся, что в результате этой связи родится сын, который и станет его наследником. Однако на свет появилась девочка. Не успокоившись, Энки дождался, пока дочь вырастет, и соблазнил её, но и она родила ему девочку. Чтобы обуздать Энки, Нинмах устроила так, что он заболел, на время лишившись возможности передвигаться.
Рис. 18.
Энки так и не удалось заполучить наследника от единокровной сестры, но у него было несколько сыновей. У МАРДУКА («Сын чистого холма»), который тоже прибыл с Нибиру, были братья НЕР.ГАЛ («Великий стражник»), ГИБИЛ («Огненный»), НИН.А.ГАЛ («Господин великих вод») и ДУМУ.ЗИ («Сын, который есть жизнь»). Точно неизвестно, все ли они были сыновьями официальной супруги Энки, которую звали НИН.КИ («Госпожа Земли»), однако не вызывает сомнений тот факт, что шестой сын Энки НИН.ГИШ.ЗИДДА родился в результате связи Энки с внучкой Энлиля Эрешкигаль, которая была пассажиркой судна Энки во время путешествия из Эдина в Африку. На одной из шумерских цилиндрических печатей изображён Энки со своими сыновьями (рис. 18). После того как Энлиль женился на юной девушке, получившей в браке имя‑титул НИНЛИЛЬ («Верховная правительница»), он никогда не изменял супруге. У них было два сына – бог луны НАННА («Яркий»), которого впоследствии семитские народы называли именем Син, а также младший ИШ.КУР («Тот, кто с гор»), больше известный под именем Адад («Любимый»). Немногочисленность потомства Энлиля по сравнению с большим кланом Энки может служить объяснением того, почему трое детей Нанны/Сина и его супруги НИН.ГАЛЬ («Великая госпожа») быстро вошли в состав руководства аннунаков – несмотря на то, что от Ану их отделяло целых три поколения. Это были уже упоминавшаяся ЭРЕШ.КИ.ГАЛЬ («Госпожа великой земли»), а также близнецы УГУ («Сияющий») и ИН.АННА («Возлюбленная Ану») – Шамаш («Бог Солнца») и Иштар (Астарта/Вене‑ра) более поздних пантеонов. В самый разгар операций на Земле число аннунаков на планете доходило до шестисот, и в древних текстах иногда подробно описываются их роли и обязанности. В самом первом тексте, рассказывающем о приводнении Энки в воды Персидского залива, приводятся имена некоторых его подчинённых и их должности. Мы знаем названия первых поселений аннунаков и имена их правителей. Нам известно, как звали внебрачных дочерей Энки и их мужей. В текстах встречаются имена слуг и вестников богов, а также мужских и женских божеств, ведавших теми или иными видами деятельности (например, богиня Нинкаши считалась покровительницей пивоваров). В противоположность библейскому богу Иегове, о происхождении которого мы абсолютно ничего не знаем, у «богов»‑аннунаков имелась подробнейшая генеалогия. Эти сведения являлись частью тайного знания и хранились в храмах в виде Списка Богов, где «боги»‑ан‑нунаки перечислялись в хронологическом порядке. Были найдены списки с именами не менее двадцати трёх Божественных Супругов, которые были предшественниками Ану (а значит, Энлиля и Энки). В одних текстах просто по порядку перечисляются имена аннунаков, а в других наряду с именем отца приводится и имя матери, поскольку согласно законам наследования, существовавшим на Нибиру, именно происхождением матери определялся статус детей.
Рис. 19.
Над всеми аннунаками главенствовал круг из двенадцати Великих Богов, предшественник двенадцати Олимпийцев греческого пантеона. Первоначально в него входили Древние Боги, но со временем его состав изменился. Неизменным оставалось лишь общее число двенадцать; если кто‑то из богов выбывал, его место занимал другой, а при повышении ранга одного из входящих в круг двенадцати ранг другого снижался. Шумеры изображали своих богов в характерных рогатых головных уборах (рис. 19), и мы можем предположить, что количество пар рогов соответствовало числовому рангу бога. Наивысшим в шумерском пантеоне считался числовой ранг 60 (основание шумерской системы счисления), которым обладал Ану. У его законного наследника Энлиля был ранг 50, у Энки – 40, у Нан‑ны/Сина – 30, у Уту/Шамаша – 20, у Ишкура/Адада – 10. Женская половина двенадцати Великих Богов имела ранги 55, 45, 35 и 25 (соответственно у замужних Анту, Нинлиль, Нинки и Нингаль), 15 (незамужняя Нинмах) и 5 (молодая Инанна/Иштар). Со временем ранг Инанны повысился до 15, а ранг Нинмах снизился до 5, что отражало смену поколений среди небожителей. Примечательно, что два претендента на власть над Землёй, Нинурта и Мардук, первоначально не входили в число двенадцати «олимпийцев». Однако после того, как разгорелся спор за наследство, Совет Богов признал Ни‑нурту законным наследником и присвоил ему числовой ранг 50 – такой же, как у его отца Энлиля. Ранг Мардука был гораздо ниже – всего 10. Ранг богов считался божественной тайной, которая доверялась лишь посвящённым жрецам. На табличках, где указывались «тайные числа богов», содержалась предупредительная надпись (как, например, на табличке К170 из храма Ниневии), строго‑настрого запрещавшая показывать её непосвящённым. Довольно часто богов называли не по имени, а по тайному числовому рангу, например «бог 30» для Нанны/Сина. На рис. 20 приводится таблица, в которой указаны родственные связи Великих Богов, в том числе тех, кто входил в состав двенадцати. Но почему именно двенадцать? На наш взгляд, ответ на этот вопрос кроется в главной проблеме, с которой столкнулись аннунаки, когда миссия на Землю из однократной экспедиции в поисках золота превратилась в долговременную колонизацию, в которой были задействованы почти тысяча пришельцев. С их точки зрения они с планеты, имеющей «нормальную» орбиту, попали на Землю, которая с бешеной скоростью вращалась вокруг Солнца, совершая за один год (на Нибиру) 3600 оборотов. Помимо физической адаптации они должны были каким‑то образом соотносить земное время с временем на их родной планете Нибиру.
Рис. 20.
Установив в центре управления миссией в Ниппуре сложное оборудование (оно известно нам под названиием ДУРАН.КИ – «связь небо‑земля»), аннунаки получили представление о кажущемся замедлении вращения Земли по орбите, которое мы называем прецессией, а также выяснили, что вращение Земли подчиняется не только годичному, но и гораздо более продолжительному циклу. Для возвращения в ту же точку небес нашей планете требуется 25 920 лет – этот цикл получил название Великого Года.
Рис. 21.
Как показывает изображение на одной из древних цилиндрических печатей (рис. 21), аннунаки считали, что «семейство Солнца» состоит из двенадцати членов: Солнца (в центре), Луны (для её включения в этот список были свои причины), девяти известных нам планет, а также ещё одной планеты – их родной Нибиру. Для них это число – двенадцать – было базовым, применимым ко всем небесным аспектам, имеющим отношение к «связи небо‑земля», в том числе делению звёздного неба. При помощи своих подробных звёздных карт они в каждом небесном секторе сгруппировали звезды в созвездия. Как же их назвать? Может быть, по именам руководителей?
Рис. 22а, 22b и 22с.
Среди вождей аннунаков был Эа, приводнившийся в Персидском заливе, любивший плавать среди болот и наполнивший озера рыбой. В его честь были названы даже два созвездия – Водолей и Рыбы. На цилиндрических печатях шумеры изображали его в образе Водолея (рис. 22а), а жрецы его культа носили одежду, напоминающую рыбью чешую (рис. 22b). Энлиль – волевой, упрямый и часто сравниваемый с быком – был увековечен в виде созвездия Тельца (Быка). В честь желанной, но так и оставшейся без мужа Нинмах было названо созвездие Девы. Нинурта, которого часто называли «Первейшим Воином» Энлиля, обрёл небесного двойника в виде Стрельца, а упрямого и хитрого первенца Эа стали связывать с созвездием Овна. После рождения близнецов Уту/Шамаша и Инанны/Иштар в их честь на небе появилось созвездие Близнецов. (Чтобы подчеркнуть особую роль Энлиля и Уту в космических проектах ан‑нунаков, жрецы Энлиля облачались в костюмы орлов. Рис. 22с.) По мере изменения иерархических рангов и прибытия на Землю новых аннунаков все двенадцать зодиакальных созвездий получали двойников среди пришельцев с другой планеты. Зодиак был придуман не людьми, а богами. И число его знаков всегда оставалось неизменным – двенадцать. По прошествии четырёх «периодов» (орбиты) Ниби‑ру взбунтовались аннунаки, отправленные на золотые копи. В древнем тексте под названием «Атрахасис» описываются события, предшествовавшие восстанию, само восстание, а также его последствия. Самым главным из этих последствий стало создание Адама – в тексте подробно рассказывается о том, как был сотворён человек. Поощряемый Энки мятеж был направлен против Энлиля и его сына НИН.УР.ТЫ («Господин, который завершает основание»). Энлиль потребовал для мятежников смертной казни. Однако Энки указал на невозможность трудиться в тяжёлых условиях копей, и Ану принял его сторону. Как бы то ни было, для аннунаков золото было жизненной необходимостью и его нужно было как‑то добывать. Но как? Положение казалось безвыходным, но в этот момент Энки предложил руководству аннунаков необычную идею. Давайте, сказал он. создадим «примитивного рабочего», который будет делать за нас всю тяжёлую работу. Когда изумлённые члены Совета Богов поинтересовались, как можно создать такого рабочего, Энки объяснил, что подходящее для этих целей создание «уже существует» – гоминид, появившийся на Земле, но ещё не догнавший в своём эволюционном развитии аннунаков. Нам остаётся, добавил он, лишь «поставить на них метку богов» – то есть генетически изменить их, чтобы сделать похожими на аннунаков. Последовавшая дискуссия и принятые решения нашли своё отражение в Библии: И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему… Это существо должно было стать похожим на аннунаков как внешне, так и по складу ума. Энки обещал, что на него можно будет переложить обязанности богов, тем самым облегчив их долю. Заманчивая перспектива избавиться от тяжёлого труда заставила богов принять предложение Энки. В нескольких шумерских текстах рассказывается, как при помощи Нинмах после нескольких неудачных попыток был в конечном итоге создан «лулу», что означает «смешанный». Довольная, что получилась «совершенная модель» рабочего, Нинмах подняла его и воскликнула: «Это я сотворила, мои создали руки!» Она считала, что это в высшей степени знаменательноесобытие, и мы полностью согласны с ней. На одной из цилиндрических печатей (рис. 23) шумерский художник изобразил один из самых важных моментов в истории человечества – момент появления на землеHomosapiens.
Рис. 23.
После успешной манипуляции с генами начался медленный процесс размножения человека, который мы сегодня называем клонированием. Для репродукции требовались женщины аннунаков, выступавшие в роли «богинь рождения»; примитивные рабочие создавались партиями, состоящими из семи мужчин и семи женщин. В Библии сказано: Когда Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его, мужчину и женщину сотворил их… Процесс клонирования был медленным и требовал участия «богинь рождения», поскольку человек, как и любой другой гибрид, не был способен к самостоятельному размножению. Поэтому для ускорения этого процесса Энки предпринял вторую манипуляцию с генами – на этот раз по собственной инициативе. Поработав с тем, что мы сегодня называем хромосомами X и Y, он дал человеческой расе возможность самостоятельно размножаться. В Библии это событие нашло отражение в виде рассказа о пребывании Адама и Евы в саду Эдема (шумерский ЭДИН), где Энки играл роль «нахаш» – это слово, которое обычно переводится как «змей», также имеет значение «тот, кто знает тайны». Энлиль, вместе со всеми проголосовавший за начало генетического эксперимента, сделал это неохотно. В отличие от великого учёного Энки его не увлекала научная задача. Можно даже представить, как он говорил: «Мы прилетели на эту планету вовсе не для того, чтобы разыгрывать из себя бога». Энлиль пришёл в ярость, узнав о втором (самовольном) генетическом эксперименте Энки. Он обвинил сводного брата в том, что тот сделал «примитивного человека» похожим на аннуна‑ков; ещё один шаг, и человек отведает плодов от древа жизни. Поэтому человечество было изгнано из сада Эдема и предоставлено самому себе. Однако люди выжили, расплодились и вскоре заселили всю Землю. Недовольство Энлиля усилилось, когда аннунаки стали вступать в связь с земными женщинами и от этих связей даже рождались дети. В Библии (Бытие, глава 6) рассказ о нефи‑лим («спустившиеся с небес»), «сынах Божьих», которые вступали в связь с земными женщинами, служит прелюдией к истории о Великом потопе и призван объяснить, почему было принято решение уничтожить род людской. Энлиль представил свой план на Совет Богов. Он сообщил, что грядёт ужасная катастрофа. Следующее сближение Земли с Нибиру вызовет огромную приливную волну, которая затопит всю планету. Если не предупредить об этом людей, человечество погибнет. Боги согласились с ним и поклялись блюсти тайну. Вместе со всеми клятву дал и Энки, однако он нашёл способ предупредить своего преданного сторонника Зуисудру (в Библии это Ной). Энки проинструктировал его, как построить ковчег, чтобы сохранить семью, друзей, а также спасти от уничтожения различных животных. Рассказ о Великом потопе – одна из самых длинных историй Библии. Тем не менее это лишь краткое изложение гораздо более подробных шумерских и аккадских текстов, повествующих об этой катастрофе. Когда воды Потопа отступили, смягчился даже непримиримый Эн‑лиль. Аннунаки осознали, что все построенное ими на Земле уничтожено и что они нуждаются в человеке, чтобы планета вновь стала обитаемой. С согласия Энлиля аннунаки стали помогать культурному и технологическому прогрессу человечества – это происходило с интервалом 3600 лет, равным периоду обращения Нибиру вокруг Солнца. Кульминацией этого процесса стало появление шумерской цивилизации. Накануне Потопа аннунаки воспользовались космическими кораблями, чтобы избежать опасности, и наблюдали за катастрофой с орбиты Земли. Человечество было уничтожено, а всё, что было построено за 432 тысячи лет, оказалось смыто волной или погребено под толстым слоем грязи – в том числе и космопорт в Эдине. Когда вода начала убывать, аннунаки смогли посадить свой корабль на вершине самой высокой горы Ближнего Востока – Арарата. По мере того как все большая часть поверхности планеты освобождалась от воды, появилась возможность использовать «место приземления» – огромную каменную платформу в Кедровых горах (современный Ливан), построенную ещё до Великого потопа. Однако для возобновления космических полётов требовался космопорт, и было принято решение построить его на Синайском полуострове. Посадочный коридор, как и до Потопа, ориентировали на гору Арарат. Аннунаки определили место нового центра управления, а для обозначения границ посадочного коридора воздвигли две искусственных горы – сохранившиеся до наших дней две великие пирамиды в Гизе. В свете соперничества двух кланов аннунаков большое значение приобретало расположение космопорта и вспомогательного оборудования. Для минимизации трений было закреплено фактическое разделение территорий между Энлилем и Энки. Энлиль и его наследники получили власть над Азией и прилегающими регионами Европы, а клану Энки достался африканский континент. Это означало, что построенное ещё до Великого потопа «место посадки» и новый центр управления оказались на территории Энлиля, а пирамиды с их навигационным оборудованием переходили в руки Энки. Сам космопорт располагался на нейтральных землях Синайского полуострова, принадлежавших Нинмах. Для того чтобы отметить это событие, ей присвоили титул НИН.ХУР.САГ – «Госпожа горных пиков». Наша гипотеза, отождествляющая египетских богов с Энки и его кланом, на первый взгляд может показаться необычной. Во‑первых, у них разные имена. Однако при более глубоком анализе выясняется, что это не совсем так. Например, одним из великих древних богов Египта был ПТАХ («Основатель»); такое же значение имеет и один из шумерских эпитетов Энки, НУДИММУД («Создатель искусных вещей»). В обоих пантеонах эти боги считались Хранителем Тайн, Божественным Змеем и изображались в виде Водолея (рис. 14, 22). Хозяйкой Синайского полуострова египтяне считали богиню ХАТ‑ХОР, которую в преклонном возрасте называли «Коровой», и точно такое же прозвище получила состарившаяся шумерская богиня Нинхурсаг. В Египте старшим сыном и наследником Энки считался РА («Чистый»), а в Месопотамии Мардук («Сын чистого холма»). В книге «Войны богов и людей» мы подробно останавливаемся на многочисленных параллелях между пантеонами Египта и Междуречья. Так, например, есть все основания отождествлять египетского бога ТО‑ТА, сына Птаха и хранителя тайных знаний, с богом Нингишзиддой из шумерских текстов. Со временем Птах/Энки передал власть над Египтом своему сыну Мардуку/Ра, но тот не успокоился, продолжая настаивать, что по праву рождения ему принадлежит власть над всей землёй. Результатом стал конфликт с кланом Энлиля, названный нами «войнами пирамид». В какой‑то момент – по нашим подсчётам это произошло в 8700 году до нашей эры – он был вынужден покинуть Египет. По свидетельству Мането, египетского жреца, записавшего историю своей страны во времена греческого господства, трон перешёл к брату Мардука Тоту. Куда же отправился Мардук/Ра? Нельзя исключать вероятности, что его отослали домой на Нибиру (египтяне называли её «планетой миллионов лет»). Древний египетский текст, найденный в одной из гробниц и получивший название «Передача функций Тоту», рассказывает о том, как Ра передавал власть Тоту. Ра говорит о том, что Тот должен занять его трон, а сам он будет пребывать на небе – там его место. Тот факт, что период его отсутствия, когда Египтом правили полубоги, продолжался 3650 лет, что практически совпадает с периодом обращения Нибиру вокруг Солнца, равным 3600 лет, даёт основания предполагать, что Мардук провёл это время за пределами Земли. Египетские и месопотамские тексты, в которых описывается трудное космическое путешествие, ставшее особенно опасным в окрестностях Сатурна, вполне могут иметь отношение к возвращению Ра/Мардука на Землю. Вернувшись, Ра/Мардук с трудом узнал нашу планету. За годы его отсутствия расцвела шумерская цивилизация. Штаб‑квартиры Энлиля и Энки превратились в святилища, окружённые многолюдными городами (Ниппур и Эриду соответственно), и возникло множество поселений, в которых жили люди. В недавно построенном городе Кише под покровительством Нинурты был введён невиданный доселе институт царства, а Нанна/Син получил власть над новым городским центром, который назывался Ур. Святилище, построенное для визитов Ану и Amy на Землю, превратилось в город Урук (библейский Эрех), отданный во владение Инанне/Иштар. Кроме того, были формализованы функции жрецов и введён календарь, получивший название Ниппурского и основанный на глубоких знаниях астрономии и датах официальных праздников. Этот календарь, пользоваться которым начали в 3760 году до нашей эры, сохранился до наших дней в виде еврейского календаря. На Совете Богов вернувшийся на Землю Мардук должен был спросить отца: «А как же я?» Его внимание привлекло место неподалёку от первого космопорта, и он решил превратить его в Баб‑Или – «Врата Богов» (именно так переводится название Вавилона). Город должен был стать символом и материальным воплощением его превосходства. Дальнейшие события в Ветхом Завете описываются как инцидент с Вавилонской башней, и произошли они в земле Сеннаар (библейское название Шумера). Здесь последователи вавилонского бога решили построить «башню, высотою до небес» и «сделать себе имя». Термин «шем», который традиционно переводится как «имя», в действительности можно ассоциировать с шумерским словом МУ, то есть космическим кораблём. По нашим расчётам это произошло в 3450 году до нашей эры. Руководитель элогим, спустившись с небес, приказал разрушить башню. И Библия, и месопотамские тексты указывают, что после уничтожения башни элогим решили «смешать» язык людей, чтобы не дать им объединиться. До этого момента на Земле был «один у всех язык» (Бытие, 11:1). И действительно в то время существовала лишь одна шумерская цивилизация с одним языком и одной письменностью (рис. 24а). После истории с Вавилонской башней возникла цивилизация в долине Нила (Египет и Нубия) со своим языком и своей письменностью (рис. 24b), а ещё через несколько столетий была основана и третья цивилизация – в долине Инда, язык и письменность которой до сих пор не поддаются расшифровке (рис. 24с). Таким образом, человечеству выделили три региона Земли, а четвёртый регион остался богам. Это был Синайский полуостров, где располагался космопорт.
Рис. 24а 24b и 24с.
Потерпев поражение в Месопотамии, Ра/Мардук вернулся в Египет, чтобы восстановить здесь свою власть в качестве Великого Бога новой цивилизации. Это случилось приблизительно в 3100 году до нашей эры. В связи с этим возникла небольшая проблема: что делать с То‑том, который правил Египтом и Нубией во время отсутствия Ра/Мардука. Его бесцеремонно выслали… В книге «Потерянные царства» мы высказывали предположение, что он удалился в Новый Свет, став там Кетцалькоатлем, или Крылатым Змеем. Первый календарь, введённый им на территории Мезоамерики (так называемый Длинный Счёт), начинается в 3113 году до нашей эры, и мы убеждены, что это и есть точная дата прибытия Тота/Кет‑цалькоатля в Новый Свет. Все ещё не успокоившись после поражения в Месопотамии, жестокий Мардук решил свести счёты со своими врагами. Во время его отсутствия божественные Ромео и Джульетта – его брат Думузи и внучка Энлиля Инанна/Иштар – влюбились друг в друга и собирались обручиться. Этот союз был ненавистен Ра/Мардуку: его предупредили, что при помощи этого брака Инанна надеется стать госпожой Египта. Мардук отправил своих слуг схватить Думузи, но тот попытался бежать и был случайно убит. В его смерти обвинили Мардука. Древние тексты – было найдено несколько копий и различных вариантов – раскрывают подробности суда над Мардуком и назначенного ему наказания. Его должны были заживо замуровать в Великой пирамиде, которая таким образом превращалась в саркофаг. В отсутствии воды и пищи Мардук был обречён медленно умирать внутри этой колоссальной гробницы. Однако его матери и супруге удалось уговорить Ану заменить смертный приговор ссылкой. Найдя чертежи пирамиды, они пробили шахту в проходы над массивными каменными заглушками. Некоторые исследователи считают, что история спасения Мардука от неминуемой смерти и возвращения из гробницы – древние переводчики назвали её «Смерть и воскрешение Господа» – является предшественницей истории о смерти, погребении и воскрешении Иисуса. Приговорённый к ссылке Ра/Мардук стал Амоном/Ра, то есть невидимым богом. На этот раз он скитался по Земле. В автобиографическом тексте, предсказывавшем его возвращение, Мардук так описывал свои странствия: Я божественный Мардук, великий бог. Я был сослан за свои грехи. Я ушёл в горы, скитался по многим землям. Я прошёл земли от восхода до заката солнца. И всё это время он спрашивал богов судьбы: «Доколе?» Мардук понимал, что ответ, касающийся его судьбы, должен прийти с небес. Зодиакальная Эра Тельца, ассоциировавшаяся с Энлилем и его кланом, подходила к концу. Близился день, когда в первый день весны – в день наступления нового года в Месопотамии – солнце взойдёт в созвездии Овна, его созвездии. Небесный цикл Судьбы предвещал возвышение Мардука! Однако не все были согласны с этим. Возможно, это всего лишь вопрос отсчёта времени или наблюдаемых небесных явлений? Мардук не мог больше ждать: он организовал агрессию в Месопотамию, а его сын Набу собрал сторонников отца, вторгся на Синайский полуостров и захватил космопорт. Разрастающийся конфликт описан в древнем тексте, получившем название «Легенда об Эрре». Не видя иного выхода, противостоявшие Мардуку боги использовали ядерное оружие, чтобы уничтожить космопорт (а вместе с ним вероломные города Содом и Гоморру). Но судьба была на стороне Мардука. Западные ветры понесли радиоактивное облако по направлению к Шумеру. Вавилон, находившийся гораздо севернее, избежал печальной участи, но на юге Междуречья Злой Ветер вызвал смерть и опустошение. Великая столица Шумера, город Ур, превратился в место, где бродили дикие псы. Таким образом, несмотря на невероятные усилия противников Мардука, наступление Эры Овна ознаменовало собой возвышение Вавилона.
ГЛАВА ЧЕТВЁРТАЯ
МЕЖДУ СУДЬБОЙ И РОКОМ
Чья невидимая рука, Судьбы или Рока, на протяжении многих тысячелетий вела Мардука через все беды и невзгоды к великой цели – власти над всей Землёй? Лишь в немногих языках существует богатый выбор синонимов для обозначения того, что заранее предопределяет исход событий, и поэтому объяснить разницу между этими понятиями бывает довольно сложно. Однако в шумерском языке – а значит, в философии и религии – проводилась чёткая граница между ними. Рок, или «НАМ» – это предопределённый ход событий, который нельзя изменить. Судьба же – «НАМ.ТАР» – это предопределённый ход событий, на который можно повлиять. Слово «ТАР» имеет значение «прерывать, мешать, изменять». Отличие это не просто семантическое – оно отражает суть вещей, определяя жизнь богов и людей, городов и стран. Диктуются ли грядущие (или даже прошедшие) события Роком и конечный результат заранее предопределён? Или это сочетание случайных событий, сознательных решений, временных взлётов и падений, которые не обязательно фатальны, и какая‑либо случайность, молитва или изменение образа жизни могут привести совсем к другому результату? И если так, что именно можно изменить? Сегодня тонкая грань между этими понятиями, возможно, несколько размылась, но её отчётливо осознавали и в Древнем Шумере, и в библейские времена. Для шумеров Рок начинался на небесах, определяясь орбитами планет. Когда после небесной битвы окончательно определился состав Солнечной системы, орбиты планет стали их Роком. Этот термин и стоящее за ним понятие затем распространились на весь ход событий на Земле, начиная с богов, которые имели небесных двойников. В представлении Библии роком и судьбой управлял Яхве, однако если рок был предопределён и неизменяем, то на судьбу оказывали воздействия принимаемые человеком решения. Поэтому определяемые роком события могли быть предсказаны заранее – за многие годы, столетия и даже тысячелетия; примером тому может служить предсказание Яхве относительно будущего потомков Авраама, в том числе четырёхсотлетнее пребывание в Египте (Бытие, 15:13 – 16). Тем не менее конкретными обстоятельствами управляла судьба: причиной переселения в Египет послужили поиски пропитания в голодные годы, а пребывание на новом месте началось с удачи (благодаря счастливой случайности Иосиф стал наместником Египта). Окончание же египетского периода (после долгих лет рабства), выразившееся в Исходе, можно рассматривать как рок, предопределённый Яхве. Библейские пророки получали свой дар от Бога и поэтому могли предсказывать будущее царств и городов, правителей и простых людей. Но они всегда давали понять, что их пророчества – всего лишь выражение божественных решений. Пророк Иеремия ссылался на слова Господа, когда говорил о будущем правителей и царств, а пророк Амос часто повторял: «Так говорит Господь». Но когда дело касалось судьбы, в расчёт следовало принимать свободную волю и выбор народов и отдельных людей. В отличие от рока судьбу можно было изменить, а наказание отвести – если добродетель побеждала грех, набожность брала верх над богохульством, справедливость торжествовала над несправедливостью. «Не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был», – так говорил Господь пророку Иезекиилю (33:11). Различия, которые проводили шумеры между судьбой и роком, а также роль, которую играли оба этих понятия в жизни человека, становятся понятными из истории жизни Гильгамеша. Как нам известно, он был сыном верховного жреца города Урука и богини Нинсун. С возрастом он стал задумываться о жизни и смерти и поделился сомнениями со своим покровителем, богом Уту/Шамашем. Заметив, что самый высокий человек не в силах дотянуться до неба, а самый могучий обнять землю, Гильгамеш спросил бога, суждено ли ему умереть как простому смертному. Ответ Шамаша прозвучал не очень обнадёживающе. «Боги, когда создавали человека, – сказал он, – смерть они определили человеку, жизнь в своих руках удержали». Изменить это предначертание невозможно, но судьба Гильгамеша в его руках, и поэтому он должен наслаждаться всеми радостями жизни. Ты же, Гильгамеш, насыщай желудок, Днём и ночью да будешь ты весел, Праздник справляй ежедневно, Днём и ночью играй и пляши ты! Светлы да будут твои одежды, Волосы чисты, водой омывайся, Гляди, как дитя твою руку держит, Своими объятьями радуй подругу – Только в этом дело человека! Услышав эти слова, Гильгамеш понял, что должен предпринять решительные шаги, чтобы изменить не только Судьбу, но и Рок – в противном случае его ждёт тот же конец, что и всех смертных. Получив – хотя и не без труда – благословение матери, он отправился на «место приземления» в Кедровые горы, чтобы там присоединиться к богам. Однако в его планы постоянно вмешивалась Судьба. Сначала она приняла образ Хумба‑бы, робота, охранявшего Кедровый лес. Затем она действовала через Инанну/Иштар, притязания которой отверг Гильгамеш, что в конечном итоге привело к убийству Быка Небес. Именно тогда, после победы над Хумбабой, Гильгамеш и его товарищ Энкиду осознали роль Рока, или «нам». В тексте рассказывается, как два друга сидят и размышляют, какое их ждёт наказание. Энкиду, нанёсший смертельный удар чудовищу, беспокоится о своём будущем, а Гильгамеш успокаивает его, говоря о том, что «намтар» может не только уничтожить, но также «возвращает птицу в гнездо, а человека к матери». Если человек попал в руки «намтар», это не окончательный приговор – во многих случаях судьбу можно изменить. Потерпев неудачу, Гильгамеш не отступил и отправился во второе путешествие, на этот раз к космопорту на Синайском полуострове. По пути ему пришлось преодолеть бесчисленные препятствия, но он все выдержал и в конце концов добыл траву, способную подарить ему вечную молодость. Однако на обратном пути змея выхватила чудесное растение из рук уснувшего Гильгамеша, и он вернулся в Урук с пустыми руками, чтобы умереть как простой смертный. После прочтения «Эпоса о Гильгамеше» невольно задаёшься вопросом: могло ли все сложиться иначе? Если бы обстоятельства в Кедровых горах сложились по‑другому, смог ли Гильгамеш присоединиться к богам на их родной планете? А если бы он не заснул и не лишился Травы Вечной Молодости? Ответ даёт древний шумерский текст, озаглавленный учёными «Смерть Гильгамеша». В нём объясняется, что смерть Гильгамеша неизбежна и что, вновь и вновь принимая Судьбу в собственные руки, Гильгамеш не в силах ничего изменить. Этот вывод был представлен царю в виде вещего сна. Гильгамешу было сказано: Великая Гора Энлиль, отец богов, – о Гильгамеш! – во сне… для царственности судьбу твою определил, для вечной жизни не определял. Жизнью Гильгамеша управляет Рок. Ему было суждено стать царём, но не суждено избежать смерти. Далее описывается смерть Гильгамеша. Некогда могучий и полный жизни, он лежит на смертном одре, не в силах подняться. Тот, кто взбирался на вершины высоких гор, не может встать с постели. Он лежит на «постели Рока». В тексте перечисляется все хорошее, что было в жизни Гильгамеша: царская власть, победы в сражениях, счастливая семья, верные слуги, красивые одежды. Судьба и Рок тесно переплелись – Гильгамешу были дарованы все светлые и все тёмные стороны человеческого существования. Однако в конечном итоге рок возобладал над судьбой: «Гильгамеш, сын Нинсун, лежит бездыханный». А что, если? Этот вопрос можно отнести не только к отдельному человеку, но и ко всему человечеству. Как развивались бы события на Земле (и во всей Солнечной системе), если бы первоначальный план Эа по добыче золота из вод Персидского залива оказался успешным? В критический момент Ану, Энлиль и Эа бросали жребий, чтобы определить, кто вернётся управлять Нибиру, кто отправится на золотые копи на юге Африки, а кто останется руководить разросшимся Эди‑ном. Эа/Энки уехал в Африку, где столкнулся с эволюционирующим гоминидом, что дало ему возможность заявить божественному собранию: нужное нам существо уже есть – остаётся лишь отметить его «печатью богов». В тексте, который был составлен У. Дж Ламбертом и А. Р Миллардом из разрозненных фрагментов и который получил название «Миф об Атрахасисе», эта сцена описывается так: Тогда по рукам ударили боги, Бросили жребий, поделили уделы. Неизвестно, осуществился ли бы проект из области генной инженерии, если бы в Африку отправились Ану или Энлиль.
Рис. 25.
Появился ли бы на планете человек в результате одной лишь эволюции? Вероятно – ведь именно так появились на планете Нибиру аннунаки (из того же семени жизни!), только гораздо раньше. Но на Земле появление разумных существ было ускорено генной инженерией, когда Энки и Нинмах подстегнули эволюцию, сотворив Адама, первого «ребёнка из пробирки». Урок, который преподносит нам «Эпос о Гильгаме‑ше», заключается в следующем: Судьба не в состоянии изменить Рок. На наш взгляд, появление на Земле Homo sapiens было неизбежным – различаться могли лишь время или способ. Мы убеждены, что появление аннуна‑ков на Земле – несмотря на то, что они прилетели по собственной воле и имели свои цели – было предопределено и являлось частью космического плана. Точно так же мы верим в предназначение человечества: ему суждено повторить действия аннунаков, то есть ускорить эволюцию на какой‑то другой планете. Одним из тех, кто понимал связь между Роком и зодиакальными созвездиями, был сам Мардук. Они олицетворяли собой то, что мы называем небесным временем, взаимоотношение между божественным (орбитальным периодом Нибиру) и земным временем (год, месяцы, сезоны, дни и ночи – всё, что обусловлено вращением Земли вокруг Солнца, вокруг собственной оси, а также наклоном этой оси). Небесные знаки, на которые ссылался Мардук – наступление зодиакальной Эры Овна, – на самом деле были знаками Рока. Для того чтобы укрепить своё верховенство, он должен был искоренить саму мысль о том, что это можно каким‑либо способом изменить и что положение дел управляется Судьбой, а не Роком. Ради этой цели он пошёл на невиданную фальсификацию. Речь идёт о древнем тексте, который считался священным у всех древних народов и который лежал в основе их мировоззрения, религии и науки, – о «Мифе творения». Это произведение иногда называют по первым строчкам «Энума элиш» («Когда вверху»), и в нём повествуется о богах и небесной битве, исход которой предопределил все последующие события на Земле, в том числе появление человека. Все без исключения учёные – начиная с тех, кто собирал этот текст из разрозненных фрагментов, – воспринимали его как миф, как аллегорию борьбы добра со злом. Тот факт, что на месопотамских барельефах изображался крылатый (то есть небесный) бог, сражающийся с крылатым (то есть небесным) чудовищем (рис. 25), лишь укреплял убеждение, что это предшественник истории о св. Георгии и драконе. Самые первые переводы фрагментов древнего текста даже получили название «Бел и Дракон». В этих тестах Дракон назывался Тиамат, а Бел («Владыка») был не кем иным, как Мардуком. И только в 1876 году Джордж Смит, работавший в Британском музее над классификацией фрагментов глиняных табличек из Месопотамии, опубликовал работу «The Chaldean Genesis», в которой высказал предположение о существовании вавилонского мифа творения, аналогичного библейской Книге Бытия. Затем вышел в свет фундаментальный труд хранителя отдела вавилонских древностей Британского музея Л. У. Кинга «The Seven tablets of Creation», который убедительно продемонстрировал связь между семью днями творения и более древними месопотамскими источниками. Но можно ли тогда считать этот текст аллегорией? В этом случае содержание Книги Бытия тоже должно рассматриваться как аллегория, а не божественный акт, что составляет основу монотеизма и иудаистско‑хри‑стианского мировоззрения. В опубликованной в 1976 году книге «Двенадцатая Планета» мы высказали предположение, что ни месопотамский текст, ни его сокращённая библейская версия – это не миф и не аллегория. На наш взгляд, в их основе лежит сложная космогоническая теория, которая с научной точки зрения объясняет процесс поэтапного формирования Солнечной системы и постепенного захвата ею из открытого космоса чужой планеты, что привело к столкновению этой планеты с одним из самых первых членов Солнечной системы. Следствием небесной битвы между пришельцем Мардуком и древней планетой Тиамат стало разрушение Тиамат. Половина её распалась на мелкие обломки, превратившись в «кованый браслет», а вторая половина стала планетой Земля, которая увлекла за собой самый крупный спутник Тиа‑мат, или Луну. Пришелец, затянутый в центр Солнечной системы и потерявший скорость в результате столкновения, стал двенадцатой планетой Солнечной системы. В одной из следующих книг – «Назад в будущее», 1990, – мы показали, что все новейшие открытия в области астрономии полностью согласуются с шумерским мифом. Этот миф даёт удовлетворительное объяснение истории нашей Солнечной системы, загадке расположения земных континентов лишь на одной стороне планеты и существования глубокой впадины (Тихий океан) на другой, а также происхождения пояса астероидов, причины наклона оси вращения Урана, странной орбиты Плутона и так далее. Дополнительные сведения, которые мы получили в результате исследования комет, использования телескопа «Хаббл», изучения Луны и планет Солнечной системы (автоматическими межпланетными станциями), тоже соответствуют шумерским данным (в нашей интерпретации). Называя космогонию, которая лежит в основе поэмы «Энума элиш», шумерской, а не вавилонской, мы даём ключ к пониманию истинного происхождения и природы этого текста. Находка фрагментов более древней шумерской версии мифа убедила учёных, что «Миф творения» в оригинале представлял собой шумерский текст, в котором планета‑пришелец называлась НИБИРУ, а не Мардук. В настоящее время специалисты не сомневаются, что дошедшая до нас вавилонская версия является преднамеренной фальсификацией, предназначенной для отождествления жившего на Земле Мардука с небесным или планетарным «богом», который придал Солнечной системе её современный вид и – если можно так выразиться – создал Землю и всех её обитателей, в том числе и человека. Согласно оригинальной шумерской версии именно планета Нибиру, прилетев из дальнего космоса, принесла с собой и во время столкновения передала на Землю «семя жизни». В связи с этим следует понять, что привычная интерпретация древнего изображения как битвы Мардука с драконом – неверна. Это ассирийский, а не вавилонский барельеф, а верховным божеством ассирийцы считали Ашшура. Кроме того, крылатый бог изображён в виде орла, что указывает на его принадлежность к клану Эн‑лиля, головной убор божества украшен тремя парами рогов, что говорит о числовом ранге 30, не совпадающем с числовым рангом Мардука, а в руках у бога разветвлённая молния – оружие Ишкура/Адада, который был сыном Энлиля, а не Энки. Как только Мардук стал верховным богом Вавилона, он изменил ритуалы празднования Нового года, в результате чего на четвёртый день праздника публично декламировалась новая, вавилонская версия «Энума элиш». Верховенство Мардука на земле лишь отражало его главенство на небесах – как планеты с самой протяжённой орбитой, охватывающей орбиты всех остальных планет. Ключевым в этом отличии был термин «судьба», которым обозначали орбиты планет. Вечные и неизменные траектории назывались «судьбой», и согласно «Энума элиш» установил их именно Мардук. Осознав значение и важность древнего названия орбит, можно проследить, как Мардук постепенно приобретал власть над «судьбами». Впервые этот термин появляется в тексте при описании главного спутника Тиамат (в поэме он носит имя Кингу). Поначалу он был лишь одним из одиннадцати спутников (лун) Тиамат, но постепенно приобрёл влияние и стал главным среди них Единственная крупная планета и супруга Апсу (Солнца), Тиамат с неудовольствием наблюдала за появлением пар новых планет. Это были Лахму и Лахаму (Марс и Венера) между ней и Солнцем (там, где прежде обитал лишь вестник Солнца Мумму/Меркурий), Кишал и Аншар (Юпитер и Сатурн, причём последний со спутником Гагой/Плутоном), а также Ану и Нудиммуд (Уран и Плутон). В нестабильной Солнечной системе Тиамат со своими лунами и новые планеты стали вторгаться во владения друг друга. Особое беспокойство у остальных планет вызвало то обстоятельство, что Тиамат «незаконно» возвысила Кингу, наделив его собственной орбитой и тем самым превратив в полноценную планету: Могучи творенья её, нет им равных! И ещё сотворила одиннадцать этим подобных! Из богов, своих первенцев, что совет составляли, Кингу избрала, вознесла надо всеми – полководителем, Главным в Совете… Таблицы судеб ему вручила, на груди его укрепила. «Лишь твои неизменны приказы, уст твоих нерушимо Слово!» Не в силах справиться со «свирепым воинством» Тиамат самостоятельно, небесные боги стали искать средство спасения за пределами Солнечной системы. События на небесах развивались примерно так же, как и впоследствии на Земле, когда для выхода из тупиковой ситуации был сотворён Адам: спасителя нашёл Эа («Нудиммуд», или «Искусный Творец», как называли его шумеры). Будучи внешней планетой, соприкасающейся с «бездной» – открытым космосом, – он притянул оттуда чужака, новую планету, которая в результате космической катастрофы, произошедшей в глубинах космоса, оказалась в окрестностях нашей Солнечной системы. Это была случайность – планета ещё не имела своей «судьбы», то есть постоянной гелиоцентрической орбиты.
В покое судеб и предначертаний Бог зачал мудрейшего из мудрых – В Апсу зарождён был Бел, В светлом Апсу зарождён был Бел. Следует отметить, что новая планета, или небесный бог, даже в вавилонской версии носила название Бел, что значит «Владыка», а в ассирийском варианте имя «Бел» было заменено на «Ашшур». Однако в вавилонской версии – наиболее известной в настоящее время – последняя строчка повторяется ещё раз в немного изменённом виде: «В чистом Апсу зарождён был Мардук». Вне всякого сомнения, эта строка должна была объяснить происхождение имени МАРДУК – «Сын чистого места». (Подобные разночтения являются одним из признаков фальсификации.) Приветствовал пришельца и расположенный позади Эа (Нептуна) Ану (Уран). Нараставшая сила притяжения привела к тому, что от пришельца откололись четыре спутника, и новая планета переместилась ближе к центру Солнечной системы. К тому времени, когда пришелец достиг Аншара (Сатурна) и у него образовались ещё три спутника, он уже попал под воздействие гравитационного поля Солнца. Его траектория искривилась (рис. 26), превратившись в гелиоцентрическую орбиту. Другими словами, пришелец получил собственную «судьбу»! После того как его «поцеловал» Аншар/Сатурн, Боги‑отцы решили судьбу Владыки, Путём удачи, дорогой успеха пустили. Выяснилось, что дарованная Белу орбита приводит к неизбежному столкновению с Тиамат. Пришелец был согласен принять бой, но на определённых условиях. Превратившись теперь в Мардука, он заявил Аншару:
Рис. 26.
Если я мстителем за вас стану, Чтоб Тиамат осилить и спасти ваши жизни, – Соберите Совет, возвысьте мой жребий, В Убшукине радостно все вместе воссядьте, Моё Слово, как ваше, да решает судьбы, Неизменным да будет всё то, что создам я! Небесные боги приняли условия Мардука и «Мардуку, мстителю, вручили «судьбы», причём его орбита, или «судьба», была «несравненна». Теперь, сказали они, иди и убей Тиамат. Последовавшая за этим небесная битва описывается в четвёртой таблице «Энума элиш». Не имея возможности предотвратить столкновение, Мардук и Тиамат метали молнии, извергали пламя, набрасывали друг на друга «гравитационные сети», «дрожали от ярости». Когда они сблизились, Тиамат, подобно всем остальным планетам, вращалась против часовой стрелки, а Мардук двигался в противоположном направлении, – первыми на Тиамат одна за другой обрушились луны Мардука, «взрезая ей нутро» и «рассекая её чрево». Затем Мардук метнул «небесную молнию» – электрический разряд огромной мощности – и окончательно добил противника. Сам Мардук, целый и невредимый, прошёл мимо Тиамат, совершил один оборот вокруг Солнца и вернулся на место небесной битвы. На этот раз он сам столкнулся с Тиамат, и последствия этого столкновения были весьма серьёзными. Одна половина древней планеты рассыпалась на мелкие осколки, превратившись в пояс астероидов, вторая же половина, в которую ударил спутник Мардука по имени Северный Ветер, сместилась в другую область пространства, превратившись в планету Земля с новой орбитой. Шумеры называли Землю термином КИ (от него произошло аккадское/еврейское слово «Геи» и греческое «Гея»), что означает «расщеплённая» (рис. 27).
Рис. 27.
Луны Тиамат были рассеяны в космосе, причём многие из них стали вращаться в обратную сторону, то есть по ретроградным орбитам. Суровое наказание определил Мардук Кингу, главному спутнику Тиамат: Он вырвал таблицы судеб, что достались тому не по праву, Опечатал печатью, на груди своей спрятал. Теперь Мардук наконец обрёл свою «судьбу» – постоянную орбиту, которая с тех пор всё время возвращала пришельца из космоса к месту небесной битвы, где когда‑то обитал Кингу. Вместе с Мардуком и Кингу (наша Луна), которому тоже была дарована самостоятельная «судьба», число членов Солнечной системы увеличилось до двенадцати. На наш взгляд, именно это обстоятельство определило«божественный» характер числа двенадцать и его широкое распространение – двенадцать Домов Зодиака, двенадцатьмесяцев года, двенадцать двойных часов, составляющихпродолжительность дня, двенадцать колен Израиля, двенадцать апостолов Иисуса Христа. Шумеры считали, что обитель (или «культовый центр», как называют это место учёные) Энлиля располагалась в «пупе Земли» – в месте, равноудалённом от других важных объектов и расположенном в центре концентрических окружностей, вдоль которых были размещены другие основанные богами поселения. Это место больше известно по своему аккадскому, или семитскому, названию Ниппур, но шумеры называли его НИБРУ.КИ – «место пересечения» – подчёркивая тем самым, что это земной аналог небесного места «пересечения», или «небесной битвы», куда каждые 3600 лет возвращается Нибиру. Ниппур представлял собой центр управления миссией, где располагалась ДУР.АН.КИ, или «связь небо‑земля», обеспечивавшая управление космическими полётами аннунаков. Здесь хранились звёздные карты и производились расчёты, связанные с движением всех небесных тел Солнечной системы, а также с измерением небесного, божественного и земного времени. Расчёт считавшихся неизменными планетарных орбит производился при помощи Таблиц Судеб. Об их функциях и о тайной комнате, где они «жужжали и гудели», можно судить по тому, что произошло после их внезапной остановки. Шумерский текст, описывающий эти события и названный учёными «Мифом о птице Зу», повествует о том, как бог Зу (как выяснилось в результате новейших исследований, его полное имя было АБ.ЗУ – «знающий небо») захватил контроль над «связью небо‑земля», украв Таблицы Судеб. Всё остановилось: «Приказы прекратились; повсюду воцарилась тишина, молчание настало… свой блеск утратила Небесная Обитель». (Эпическая поэма заканчивается победой сына Энлиля Нинурты над Зу, возвращением Таблиц Судеб в Ниппур и казнью Зу.) Разница между неотвратимым Роком и Судьбой, которую можно изменить, нашла своё отражение в «Гимне Энлилю», восхваляющем как его власть над Судьбой, так и знание Рока. Энлилъ!Добрый пастырь вселенной, Пастух, что ведает всеми жизнями, Чьё княженъе восходит в сиянье! Тиарой священной себя венчал он! Когда он в горах восседает на троне, Он, как радуга, обнимает небо, Как плывущее облако, парит в поднебесье! Князь небес – только он, дракон земли – только он! Величайший среди аннунаков – он' Он сам называет судьбы, И никто из богов его не видит! Шумеры верили в небесную природу Рока. Несмотря на высокий ранг Энлиля, знание неотвратимого рока вовсе не являлось результатом его собственных решений или планов. Ему просто было доступно божественное знание, и он выступал в качестве пророка – только не человека, а бога. Совсем иначе обстояло дело, когда Энлиль объявлял о Судьбе. В этом случае он иногда консультировался даже со своим советником Нуску: Его посол и советник Нуску Слова и дела, что Энлиль замыслил, Ведает с ним, совет с ним держит. В определении судеб принимала участие и супруга Энлиля Нинлиль: [Мать] Нинлиль, твоя супруга, на небо похищенная тобою, В одеждах чистых [прекрасных, светлых,], Избранница верная, тобой возвышенная! Ласковая, заботливая хозяйка Экура! Твоя советчица с речами мудрыми. Многомудрая, сладкоречивая, В чистом капище, священном капище, восседает рядом с тобою, С тобой говорит, подаёт советы. [Там], у солнечного восхода, определяет с тобою судьбы! Шумеры верили, что судьбы определялись и вершились на Земле, и, несмотря на содержащееся в гимне Энлилю утверждение о минимальных консультациях, процесс принятия решений, похоже, был гораздо более демократичным, напоминающим конституционную монархию. Властные полномочия Энлиль получал не только сверху, то есть с Нибиру и от Ану, но и снизу – от Совета Богов (своего рода парламента или конгресса). Самые важные решения принимались Советом Великих Богов, который представлял собой нечто вроде кабинета министров и обсуждения в котором часто выливались в ожесточённые споры… В древних текстах мы встречаем многочисленные упоминания о Совете Богов. На нём обсуждался вопрос о сотворении Адама, а также принималось решение уничтожить человечество при помощи Великого потопа. В последнем случае прямо говорится, что Энлиль созвал «собранье всех великих богов». Предложение уничтожить человечество вызвало возражения Энки, отреагировавшего довольно странно: «Бога колики схватили в собранье. Смех одолел его среди совета». Далее мы читаем о том, что Иштар, наблюдавшая с орбиты вместе, с остальными богами за бедствиями, обрушившимися на планету, горько плакала и жалела о том, что на Совете Богов проголосовала за уничтожение людей: «Как могла я вместе со всеми богами в совете решиться на гибель мира?» После Потопа, когда остатки человечества стали вновь заселять Землю, аннунаки даровали людям цивилизацию, ввели институт царства как инструмент управления растущим по численности населением. Они вновь собрались на совет, чтобы определить судьбу людей. Этот способ определения судеб касался не только людей, но и применялся к делам самих богов. Так, например, когда Энлиль в первые дни пребывания на Земле увлёкся одной из девушек аннунаков и овладел ею против её воли, наказание ему назначили сначала «пятьдесят старших богов, собравшихся на совет», а затем «боги, определяющие судьбу, семь из них». Согласно вавилонской версии «Энума элиш», точно так же было подтверждено первенство Мардука на Земле (а его небесного двойника на небе). В тексте Совет Богов описан как собрание старейшин, прибывших из разных мест (возможно, не только с Земли, поскольку кроме аннунаков на нём присутствовали игиги). Всего их было пятьдесят, что соответствовало числовому рангу Энлиля. В аккадском варианте текста они названы «старшими/великими богами, которые определяют судьбы» При описании того, как старшие боги собирались на совет, «Энума элиш» разворачивает перед нами картину встречи друзей, сошедшихся после долгой разлуки: «Поцеловали друг друга, обнялись в Совете. Повели беседы, на пиру воссели, вкусили хлеба, вина испили». Однако, войдя в Зал Совета, «семь богов судьбы» стали серьёзными и приступили к делу. Не объясняя причины, собравшиеся на совет аннунаки решили проверить магическую силу Мардука. «Уничтожить, создать – прикажи, так и будет!» Боги образовали круг и «звезду меж собою они положили». Используемый в тексте термин «ламашу», вне всякого сомнения, обозначает знак Зодиака. «Промолви же Слово, – сказали они, – звезда да исчезнет! Вернись! – прикажи – и появится снова!» Подчинившись, Мардук сотворил это чудо: По слову уст его звезда исчезла. «Вернись!» – приказал, и она появилась. Боги‑отцы, силу Слова увидя, Ликовали и радовались: «Только Мардук – властитель!»
Рис. 28.
После этого боги «дали жезл ему, трон и царское платье» – роскошное платье, судя по вавилонским рисункам (рис. 28). «Непреложно отныне твоё повеленье, – объявили они. – Твоё Слово – Ану! Ни один из богов твоих границ не преступит!» Вавилонские тексты утверждают, что могущество Мардука было проверено, подтверждено и провозглашено на одном и том же собрании богов. Однако в других версиях говорится о том, что решение Ассамблеи пятидесяти старших богов утвердил Совет семи Великих Богов, а окончательный вердикт объявил Энлиль с одобрения или разрешения Ану. Необходимость такой многоступенчатой процедуры и окончательного объявления результатов Энлилем по поручению Ану признавалась даже последователями Мардука. Известный вавилонский царь Хаммурапи в преамбуле к своему Своду законов славил величие Мардука такими словами: Когда высокий Ану, царь аннунаков, и Энлиль, владыка небес и земли, определяющий судьбу страны, определили Мардуку, первейшему сыну Эа, владычество над всеми людьми… Вавилонские тексты подтверждают, что передача полномочий Энлиля Мардуку производилась (и символизировалась) наделением его пятьюдесятью именами. Последнее и самое главное имя, которое присваивалось Мардуку, было Нибиру – имя той самой планеты, которую вавилоняне переименовали в Мардука. Иногда советы богов собирались не затем, чтобы провозгласить новые «судьбы», а для подтверждения того, что уже было определено раньше и занесено в Таблицы Судеб. Библейские тексты отражают не только привычку царей записывать указы на свитке или таблице и скреплять документ печатью, но и приписывают эту традицию богам (у
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|