Схемы к курсу «Нарушения психического развития ребенка»
Биологические причины нарушений развития
1. Генетические нарушения
Хромосомные аберрации, генные мутации, наследственно обусловленные дефекты обмена и др.
2. Внутриутробные нарушения
тяжелые токсикозы беременности, токсоплазмоз, краснуха и другие инфекции, различные интоксикации, в том числе гормонального и лекарственного происхождения
3.Ранние постнатальные нарушения
патологии родов, инфекции, интоксикации и травмы, реже — опухолевые образования раннего постнатального периода.
Социально обусловленные виды отклонений развития
госпитализм
глубокая психическая и физическая отсталость, возникающая в первые годы жизни ребенка вследствие «дефицита» воспитания. Признаками Г. являются запоздалое развитие движений, в особенности ходьбы, резкое отставание в овладении речью, эмоциональная обедненность, бессмысленные движения навязчивого характера, а также сопутствующие этому комплексу психических недостатков низкие антропометрические показатели, рахит.
патохарактерологическое формирование личности
аномалия развития эмоционально-волевой сферы с наличием стойких аффективных изменений, вызванных длительными неблагоприятными условиями воспитания
Возрастные уровни нервно-психического реагирования ребенка в ответ на неблагоприятные воздействия по В. В. Ковалеву
1. Сомато-вегетативный
(0 — 3 лет).
Для этого уровня характерны: повышенная общая и вегетативная возбудимость с нарушением сна, аппетита, желудочно-кишечными расстройствами. В этом возрасте этот уровень является ведущим.
2. Психомоторный (4-10 лет).
В этом возрасте идет интенсивная дифференциация корковых отделов двигательного анализатора.
Характерны гипердинамические расстройства различного генеза: психомоторная возбудимость, тики, заикание. Проявления гиперактивности.
3. Аффективный (7 - 12 лет).
Характерны: синдромы и симптомы страхов, повышенная аффективная возбудимость с явлениями негативизма и агрессии.
4. Эмоционально-идеаторный
(12 - 16 лет)
Этот уровень проявляется в «патологических реакциях пубертатного возраста» (Г.Е.Сухарева). Она выделила: сверхценные увлечения и интересы (например, «синдром философической интоксикации»), то есть подростки начинают активно интересоваться философскими проблемами. Кроме того, сверхценные ипохондрические идеи, идеи мнимого уродства(дисморфофобия, в том числе нервная анорексия), психогенные реакции – протеста, оппозиции, эмансипации.
Базовые понятия онто- и дизонтогенеза
название
содержание
критический, или сензитивный
период развития
Избирательная чувствительность к определенным средовым воздействиям. Это период наибольшей восприимчивости к обучению.
Гетерохрония
(разновременность)
развития
В норме формирование отдельных психофизиологических функций происходит с различной скоростью. В результате межфункциональных перестроек психический процесс приобретает новые качества и свойства.
асинхрония
В патологии возникают различные диспропорции в развитии.
Выделяют следующие типы асинхроний развития:
а) явления ретардации — незавершенность отдельных периодов развития, отсутствие инволюции (свертывание) более ранних форм.
б) явления патологической акселерации отдельных функций - когда одна или несколько функциональных систем развиваются с выраженным опережением.
Варианты психического дизонтогенеза по В.В.Лебединскому
Аномалия
Модель
Чем вызвана
1. Недоразвитие
Умственная отсталость
Отставание в
развитии
2. Задержанное развитие
Различные формы задержки
3. Поврежденное развитие
Резидуальная органическая деменция
Поломка в
развитии
4. Дефицитарное развитие
Нарушение развития анализаторных систем (слуховых, зрительных, двигательных);
5. Искаженное развитие
Ранний детский аутизм
Асинхрония
развития
6. Дисгармоническое
развитие
Психопатии и патологическое развитие личности
Соотношение степеней олигофрении и степеней умственной отсталости
Степени олигофрении
Степени умственной отсталости по МКБ-10
Шифры
по МКБ-10
дебильность
Легкая умственная отсталость 50<IQ<69
F- 70
имбецильность легкая
Умеренная умственная отсталость 35<IQ<49
F- 71
имбецильность выраженная
Тяжелая умственная отсталость 20<IQ<34
F- 72
идиотия
Глубокая умственная отсталость IQ<20
F-73
Причины возникновения олигофрении
эндогенные (генетические)- более 50%
экзогенные
1.Патология хромосомного набора
(чаще всего трисомия в 21-й паре аутосом (болезнь Дауна) см.Приложение 5)
1.Поражение мозга инфекциями, интоксикациями и травмами (в пренатальный и родовой периоды)
2.Врожденные нарушения обмена аминокислот, металлов, солей, жиров и углеводов.
2.Эндокринные заболевания матери, недостаточность ее сердечно-сосудистой системы, легких, печени, почек, несовместимость крови матери и плода.
Внутриутробная гипоксия – (хронический недостаток кислорода)
3.Полигенный тип наследования
Раннее детство - менингит, менингоэнцефалит
Хратеристики типов детей по особенностям ВНД
Характеристика ВНД
Особенности познавательной деятельности
1-й тип. Дети, у которых преимущественно ослаблен процесс возбуждения
(наиболее распространенный тип детей)
Они вялы, медлительны, трудно усваивают все новое, но, в конечном счете добиваются удовлетворительных результатов.
Новые навыки и умения формируются у таких детей крайне медленно. Но если навыки или привычки усвоены, их очень трудно изменить в случае необходимости.
У этих детей редко возникают самостоятельные побуждения, у них мало инициативы.
2-ой тип. Дети, у которых преимущественно ослаблен процесс активного торможения
(они встречаются реже)
Они быстро реагируют на все происходящее. Отвечают и действуют необдуманно. К собственным ответам относятся некритично, своих ошибок сами не замечают. Ошибки и неточности в их суждениях и действиях объясняются слабостью активного внутреннего торможения, затрудненностью дифференцировки условных связей.
3-й тип. Для таких детей характерна повышенная склонность к охранительному торможению
У них состояния охранительного торможения в виде «летучих» фазовых состояний коры мозга играют основную роль в общей картине умственной неработоспособности.
При кратком знакомстве такие дети могут произвести впечатление разумных, понятливых, легко усваивающих новый материал. Нарушение их познавательной деятельности обнаруживается в процессе выполнения обычной школьной нагрузки. Во время одного и того же урока ученик то слушает и понимает учителя, то перестает его понимать. В результате учащиеся не имеют систематических знаний.
Формы олигофрении по Г. Е. Сухаревой
Название формы
содержание
Неосложненные
чаще связаны с генетической патологией, в клинико-психологической картине дефекта имеются черты недоразвития в интеллектуальной, речевой, сенсорной, моторной, эмоциональной, неврологической и даже соматической сферах. При легких степенях неосложненной олигофрении деятельность ребенка зависит от его интеллектуальных возможностей и в пределах этих возможностей грубо не нарушена. Эти дети старательны, усидчивы, доброжелательны.
Осложненныеэнцефалопат.синдромами
психическое недоразвитие осложнено болезненными (так называемыми энцефалопатическими) симптомами повреждения нервной системы
Церебрасте
ническим
при церебрастеническом синдроме нарушения работоспособности больного олигофренией резко усугубляются за счет повышенной утомляемости и психической истощаемости. Ребенок не может приобрести того запаса знаний, который является потенциально доступным для возможностей его мышления.
Неврозо
подобным
Неврозоподобные синдромы (ранимость, боязливость, склонность к страхам, заиканию, тикам) могут резко тормозить активность, инициативу, самостоятельность, общение с окружающими, усугубляют неуверенность в деятельности.
Психопато
подобным
Психопатоподобные расстройства (аффективная возбудимость, расторможенность влечений) грубо дезорганизуют работоспособность, деятельность и поведение в целом. Особенно большое значение для нарушения поведения при олигофрении эти психопатоподобные проявления приобретают в подростковом возрасте, нередко вызывая тяжелые явления школьной и социальной дезадаптации [Лебединская К.С., 1969; и др.].
Эпилепти
формным
Эпилептиформные расстройства (судорожные припадки, так называемые эпилептические эквиваленты), если они наблюдаются часто, не только способствуют ухудшению психического состояния и интеллектуальной работоспособности ребенка, но и являются формальным противопоказанием для его обучения в школе. Показанное в этих случаях обучение на дому не компенсирует полностью потерь, связанных с невозможностью полноценного общения со сверстниками.
Апатико-адинамичес
ким
апатико-адинамические расстройства, внося в психическое состояние медлительность, вялость, слабость побуждения к деятельности, наиболее грубо усугубляют умственное недоразвитие.
атипичные
основные закономерности могут частично нарушаться. Так, например, при олигофрении, обусловленной гидроцефалией, частично нарушается фактор тотальности поражения, так как в этом случае отмечается хорошая механическая память.
Также может частично нарушаться закон иерархичности недоразвития: например, при лобной олигофрении грубо нарушена целенаправленность, а при олигофрении, обусловленной недоразвитием щитовидной железы, отмечается резкая слабость побуждений, по степени своей выраженности как бы перекрывающие тяжесть недоразвития логического мышления.
Атипичность структуры интеллектуального дефекта может быть связана и с грубым западением какой-либо из отдельных корковых функций (памяти, пространственного гнозиса, речи и т.д.), связанным с компонентом локального повреждения.