Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формы олигофрении по Г. Е. Сухаревой

Схемы к курсу «Нарушения психического развития ребенка»

Биологические причины нарушений развития

1. Генетические нарушения Хромосомные аберрации, генные мута­ции, наследственно обусловленные дефекты обмена и др.
2. Внутриутробные нарушения тяжелые токсикозы беременности, токсоплазмоз, краснуха и другие инфекции, различные интоксика­ции, в том числе гормонального и лекарственного происхож­дения
3.Ранние постнатальные нарушения патологии родов, инфекции, интоксикации и травмы, реже — опухолевые образования раннего постнатального пери­ода.

 

 

Социально обусловленные виды откло­нений развития

госпитализм глубокая психическая и физическая отсталость, возникающая в первые годы жизни ребенка вследствие «дефицита» воспитания. Признаками Г. являются запоздалое развитие движений, в особенности ходьбы, резкое отставание в овладении речью, эмоциональная обедненность, бессмысленные движения навязчивого характера, а также сопутствующие этому комплексу психических недостатков низкие антропометрические показатели, рахит.
патохарактерологическое формирование личности аномалия развития эмоционально-волевой сферы с наличием стойких аффективных изменений, вызванных длитель­ными неблагоприятными условиями воспитания

 

 

Возрастные уровни нервно-психического реагирования ребенка в ответ на неблагоприятные воздействия по В. В. Ковалеву

1. Сомато-вегетативный (0 — 3 лет).   Для этого уровня характерны: повышенная общая и вегетативная возбудимость с нарушением сна, аппетита, желудочно-кишечными расстройствами. В этом возрасте этот уровень является ведущим.
2. Психомоторный (4-10 лет).   В этом возрасте идет интенсивная дифференциация корковых отделов двигательного анализатора. Характерны гипердинамические расстройства различного генеза: психомоторная возбудимость, тики, заикание. Проявления гиперактивности.
3. Аффективный (7 - 12 лет). Характерны: синдромы и симптомы страхов, повышенная аффективная возбудимость с явлениями негативизма и агрессии.
4. Эмоционально-идеаторный (12 - 16 лет) Этот уровень проявляется в «патологических реакциях пубертатного возраста» (Г.Е.Сухарева). Она выделила: сверхценные увлечения и интересы (например, «синдром философической интоксикации»), то есть подростки начинают активно интересоваться философскими проблемами. Кроме того, сверхценные ипохондрические идеи, идеи мнимого уродства(дисморфофобия, в том числе нервная анорексия), психогенные реакции – протеста, оппозиции, эмансипации.

 

 

Базовые понятия онто- и дизонтогенеза

 

название содержание
критический, или сензитивный период развития Избирательная чувствитель­ность к определенным средовым воздействиям. Это период наибольшей восприимчивости к обучению.
Гетерохрония (разновременность) развития В норме формирование отдельных психофизиологиче­ских функций происходит с различной скоростью. В результате межфунк­циональных перестроек психический процесс приобретает новые качества и свойства.
асинхрония В патологии возникают различные диспропорции в развитии. Выделяют следующие типы асинхроний развития: а) явления ретардации — незавершенность отдельных периодов развития, отсутствие инволюции (свертывание) более ранних форм. б) явления патологической акселерации отдельных функций - когда одна или несколько функциональных систем развиваются с выра­женным опережением.

 

Варианты психического дизонтогенеза по В.В.Лебединскому

Аномалия Модель Чем вызвана
1. Недоразвитие     Умственная отсталость Отставание в развитии
2. Задержанное развитие Различные формы задержки
3. Поврежденное развитие     Резидуальная органическая деменция   Поломка в развитии
4. Дефицитарное развитие Нарушение развития анализаторных систем (слуховых, зрительных, двигательных);  
5. Искаженное развитие Ранний детский аутизм Асинхрония развития
6. Дисгармоническое развитие Психопатии и патологическое развитие личности

 

 

Соотношение степеней олигофрении и степеней умственной отсталости

Степени олигофрении Степени умственной отсталости по МКБ-10 Шифры по МКБ-10
дебильность Легкая умственная отсталость 50<IQ<69 F- 70
имбецильность легкая Умеренная умственная отсталость 35<IQ<49 F- 71
имбецильность выраженная Тяжелая умственная отсталость 20<IQ<34 F- 72
идиотия Глубокая умственная отсталость IQ<20 F-73

 

 

Причины возникновения олигофрении

эндогенные (генетические)- более 50% экзогенные
1.Патология хромосомного набора (чаще всего трисомия в 21-й паре аутосом (болезнь Дауна) см.Приложение 5) 1.Пора­жение мозга инфекциями, интоксикациями и травмами (в пренатальный и родовой периоды)
2.Врожденные нарушения обмена аминокис­лот, металлов, солей, жиров и углеводов.   2.Эндокринные заболевания матери, недостаточность ее сердечно-сосудистой системы, легких, печени, почек, несовместимость крови матери и плода. Внутриутробная гипоксия – (хронический недостаток кислорода)
3.Полигенный тип наследования Раннее детство - менингит, менингоэнцефалит

 

Хратеристики типов детей по особенностям ВНД

Характеристика ВНД Особенности познавательной деятельности
1-й тип. Дети, у которых преимущественно ослаблен процесс возбуждения (наиболее распространенный тип детей) Они вялы, медлительны, трудно усваивают все новое, но, в конечном счете добиваются удовлетворительных результатов. Новые навыки и умения формируются у таких детей крайне медленно. Но если навыки или привычки усвоены, их очень трудно изменить в случае необходимости. У этих детей редко возникают самостоятельные побуждения, у них мало инициативы.
2-ой тип. Дети, у которых преимущественно ослаблен процесс активного торможения (они встречаются ре­же) Они быстро реагируют на все происходящее. Отвечают и действуют необдуманно. К собственным ответам относятся некритично, своих ошибок сами не замечают. Ошибки и не­точности в их суждениях и действиях объясняются слабостью активного внутреннего торможения, затрудненностью дифференцировки условных связей.
3-й тип. Для таких детей характерна повышенная склонность к охранительному торможению У них состояния охранительного торможения в виде «летучих» фазовых состояний коры мозга играют основную роль в общей картине умственной неработо­способности. При кратком знакомстве такие дети могут произвести впечат­ление разумных, понятливых, легко усваивающих новый матери­ал. Нарушение их познавательной деятельности обнаруживается в процессе выполнения обычной школьной нагрузки. Во время одного и того же урока ученик то слушает и понимает учителя, то перестает его понимать. В результате учащиеся не имеют сис­тематических знаний.

 

 

Формы олигофрении по Г. Е. Сухаревой

Название формы содержание
Неосложнен ные чаще связаны с ге­нетической патологией, в клинико-психологической картине де­фекта имеются черты недоразвития в ин­теллектуальной, речевой, сенсорной, моторной, эмоциональной, неврологической и даже соматической сферах. При легких степе­нях неосложненной олигофрении деятельность ребенка зависит от его интеллектуальных возможностей и в пределах этих возмож­ностей грубо не нарушена. Эти дети старательны, усидчивы, до­брожелательны.
Осложненные энцефалопат. синдромами психическое недоразвитие осложнено болезненными (так называемыми энцефалопатическими) симптомами повреждения нервной системы
Церебрасте ническим при церебрастеническом синдроме нарушения ра­ботоспособности больного олигофренией резко усугубляются за счет повышенной утомляемости и психической истощаемости. Ре­бенок не может приобрести того запаса знаний, который являет­ся потенциально доступным для возможностей его мышления.
Неврозо подобным Неврозоподобные синдромы (ранимость, боязливость, склон­ность к страхам, заиканию, тикам) могут резко тормозить актив­ность, инициативу, самостоятельность, общение с окружающи­ми, усугубляют неуверенность в деятельности.
Психопато подобным Психопатоподобные расстройства (аффективная возбудимость, расторможенность влечений) грубо дезорганизуют работоспособность, деятельность и поведение в целом. Особенно большое значение для нарушения поведения при олигофрении эти психопатоподобные проявления приобретают в подростковом возрасте, нередко вызывая тяжелые явления школьной и соци­альной дезадаптации [Лебединская К.С., 1969; и др.].
Эпилепти формным Эпилептиформные расстройства (судорожные при­падки, так называемые эпилептические эквиваленты), если они наблюдаются часто, не только способствуют ухудшению психи­ческого состояния и интеллектуальной работоспособности ребен­ка, но и являются формальным противопоказанием для его обу­чения в школе. Показанное в этих случаях обучение на дому не компенсирует полностью потерь, связанных с невозможностью полноценного общения со сверстниками.
Апатико-адинамичес ким апатико-адинамические расстройства, внося в психическое состояние медлительность, вялость, слабость побуждения к деятельности, наиболее грубо усугубляют умствен­ное недоразвитие.
атипичные основные закономерности могут частично нарушаться. Так, например, при олигофрении, обусловленной гидроцефалией, частично нарушается фактор тотальности пора­жения, так как в этом случае отмечается хорошая механическая память. Также может частично нарушаться закон иерархичности недоразвития: например, при лобной олигофрении грубо нарушена целенаправленность, а при олигофрении, обусловленной недоразви­тием щитовидной железы, отмечается резкая слабость побуждений, по степени своей выраженности как бы пе­рекрывающие тяжесть недоразвития логического мышления. Атипичность структуры интеллектуального дефекта может быть свя­зана и с грубым западением какой-либо из отдельных корковых функций (памяти, пространственного гнозиса, речи и т.д.), свя­занным с компонентом локального повреждения.
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...