Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Схема морфологического разбора имени




СХЕМЫ И ОБРАЗЦЫ ФОНЕТИЧЕСКОГО, МОРФЕМНОГО, СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО, МОРФОЛОГИЧЕСКОГО И СИНТАКСИЧЕСКОГО

РАЗБОРОВ

СХЕМА ФОНЕТИЧЕСКОГО РАЗБОРА

:

Транскрипция слова. Характеристика гласных и согласных звуков:

а) Гласные звуки характеризуются в следующем порядке:1) ряд (движение языка по горизонтали); 2) подъем (движение языка по вертикали); 3) лабиализация (участие-неучастие губ при образовании звуков).

б) Согласные звуки характеризуются в следующем порядке: 1) по участию голоса и шума; 2) по твердости-мягкости; 3) по месту образования; 4) по способу образования.

 

 

ОБРАЗЕЦ ФОНЕТИЧЕСКОГО РАЗБОРА

Горение

Г [г ] - согласный, парный звонкий, пара [к], парный твердый пара [ г,, ], заднеязычный, смычный (взрывной);

о [ ^] - гласный, редуцированный, средно-заднего ряда, средне-заднего подъема, нелабиализованный;

р [ р, ]- согласный, сонорный, непарный звонкий, парный твердый, пара [р ]переднеязычный, смычный (дрожащий);

э [ э] - гласный, ударный, переднего ряда, среднего подъема, нелабиализованный;

н [н, ] - согласный, сонорный, непарный звонкий, парный мягкий, пара [н ] переднеязычный, смычный (носовой);

и [и] – гласный, подвергается количественной редукции, переднего ряда, верхнего подъема, нелабиализованный;

й [й ] - согласный, сонорный, непарный звонкий, непарный мягкий, среднеязычный, щелевой;

ь [ ь ] – гласный, редуцированный, переднего ряда, верхне-среднего подъема, нелабиализованный.

 

 

СХЕМА МОРФЕМНОГО РАЗБОРА

 

1. Выясняем, к какой части речи (изменяемой или неизменяемой) отно­сится данное слово. Если изменяется, то в какой форме употреб­ляется, изменяется ли эта форма, как именно (глаголы - по лицам и числам, в прошедшем времени - по родам и числам; имена - склоняют­ся, а прилагательные, кроме того, изменяются по родам в единствен­ном числе).

2. Изменяем данную форму в соответствии с п.1-м. Сравнивая подо­бранные формы с данной, находим, какая часть слова изменяется. Изменяемая часть слова - окончание, даем его характеристику, при­водим примеры с тем же окончанием. Если данная форма инфинитив, то выделяем суффикс инфинитива (-ть, -ти, -чь), приводим примеры.

3. Отбросив окончание (или суффикс инфинитива), находим основу формы.

4. Отбросив формообразующие аффиксы, находим основу слова.

5.Подбираем родственные слова (слова с тем же корнем), сопоставляем каждое с основой слова (п.5), выделяем словообразующие аффиксы, даем характеристику, приводим аналогичные примеры; выделяем ко­рень как общую часть родственных слов.

6.Даем на основании п.п.5,6 характеристику основы слова: простая или сложная, членимая или нечленимая, свободная или связанная - с до­казательствами.

 

ОБРАЗЕЦ МОРФЕМНОГО РАЗБОРА

1) Раздумывала - глагол в форме прошедшего времени, изменяется по числам, в единственном числе по родам.

2)Форма рода - раздумывал.

Форма числа - раздумывали.

3)В данной форме выделяем окончание -а, указывает на ед.ч., ж.р.; читал -а, говорил -а.

Основа формы - раздумывал-а.

Другие формы:

Форма инфинитива - раздумывать - выд. суф. -л-, формообразующий прош. вр.; чита-л, говори-л.

Форма настоящего времени - раздумывает, форма вида отсутствует - других формообразующих аффиксов нет.

4)Основа слова - раздумыва -л-а.

Родственные слова: думать - выд. преф. раз-, суф. -ива-, словообра­зующие со значением интенсивного действия; размышлять, разгляды­вать.

Дума, задумка, придумать - других словообразующих аффиксов нет, корень -дум-.

5)Основа слова простая, т.к. содержит один корень; членимая, т.к., кроме корня, содержит словообразующие аффиксы; свободная, т.к. есть слово дума, у которого основа равна корню.

 

СХЕМА СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РАЗБОРА

1)На основе пунктов 1-5 морфемного анализа выделить основу слова.

2)Определить, производная основа или непроизводная. Для этого дать толкование данного слова через ближайшее родственное слово, более простое по структуре и значению (либо только по структуре, либо только по значению). Если такого толкования дать нельзя, основа непроизводная, анализ закончен.

3)Для производной основы подобрать производящее слово (см. п.2) и определить, какая его часть вошла в производное (все слово, вся основа, часть основы).

4)Выявить, чем производное слово отличается от производящего (аффиксами; аффиксами и принадлежностью к другой части речи; только изменением части речи; наличием двух или более производя­щих и одного производного; только семантикой).

5)На основании п.4 сделать вывод о способе словообразования, его разновидности.

 

 

ОБРАЗЕЦ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РАЗБОРА

 

1) Настольный - прилагательное, изменяется по падежам, числам, в ед.ч. по родам.

2) Форма падежа - настольного.

Форма рода - настольная.

Форма числа - настольные.

Выд. окончание -ый прилагательного им.п., ед.ч., м.р.

3) Основа формы - настольн-ый.

Других форм не имеет, т.к. относительное прилагательное.

Основа слова равна основе формы - настольн -ый.

Настольный - такой, который находится на столе.

4) Производящее слово - стол (см. п.2). Из производящего в производ­ное вошла вся основа: стол - настольный.

5)Производное слово отличается от производящего префиксом на-, суффиксом -н- и частью речи. Морфологический способ словообразования, префиксально-суффик­сальный.

 

 

СХЕМА МОРФОЛОГИЧЕСКОГО РАЗБОРА ИМЕНИ

СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО

1)Доказать часть речи по трем признакам (семантическому, морфоло­гическому, синтаксическому).

2)Начальная форма (им. п. ед.ч.; если существительное употребляется только во мн.ч., то им. п. мн.ч.).

3)Собственное или нарицательное.

4)Одушевленное или неодушевленное.

5)Лексико-грамматический разряд (собственно-конкретное, веществен­ное, собирательное, абстрактное).

6)Род.

7)Тип склонения, вариант (если существительное стоит вне системы трех склонений, дать пояснения).

8)Падеж, его значение (определяется постановкой сначала падежного, а затем смыслового вопроса от господствующего слова, кроме им.п.)

9) Число.

10) Роль в предложении.

ОБРАЗЕЦ МОРФОЛОГИЧЕСКОГО РАЗБОРА ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО

Парк в Спасском великолепен.

Парк- существительное, т.к. 1) обозначает предмет в широком смысле слова и отвечает на вопрос что?; 2) обладает независимыми грамматическими категориями рода, числа и падежа, категорией одушевленности-неодушевленности, собственности-нарицательности; 3) в предложении выполняет любую синтаксическую функцию, чаще выступает в роли подлежащего или дополнения.

2) Н.ф. – парк.

3) Нарицательное, т.к. обозначает предмет из ряда однородных.

4) Неодушевленное, т.к. форма им. падежа мн.числа совпадает с формой вин. падежа.

И.П. (что?) парки, вижу (что?) парки.

5) Конкретное, собственно- конкретное, т.к. обозначает конкретный предмет, имеет форму ед. и мн. числа парк - парки, сочетается с количественными и неопределенно-количественными числительными: парк, два, три парка, много парков.

6) Мужской род.

7) 2 склонение, т.к. мужской род, в им. пад. нулевое окончание.

8) Употреблено в им. падеже, показатель(нулевое окончание и функция подлежащего).

9) В ед. числе, показатель – нулевое окончание.

10) В предложении является подлежащим.

 

 

СХЕМА МОРФОЛОГИЧЕСКОГО РАЗБОРА ИМЕНИ

ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО

1) Выписать текстовую форму имени прилагательного вместе с существи­тельным (существительное взять в скобки). Доказать часть речи по трем признакам (семантическому, морфологическому, синтаксическому).

2)Начальная форма (им. п. ед. ч., муж. р.).

3)Разряд по значению (для качественных прилагательных с перечисле­нием всех признаков).

4) Полная или краткая форма в тексте. Для качественных прилагатель­ных образовать от полной формы все краткие; если краткой формы образовать нельзя, дать пояснения. 5)Степень сравнения, ее значение. Образовать все возможные формы степеней сравнения.

6)Тип и вариант склонения.

7)С какой частью речи (членом предложения) согласуется.

8)Число.

9)Род (в ед.ч.).

10)Падеж.

11)Роль в предложении.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...