Тема 4. Распределение затрат и методы калькулирования себестоимости продукции.
Стр 1 из 3Следующая ⇒ 1. Распределение затрат. 2. Позаказный метод калькулирования себестоимости. 3. Попроцессный метод калькулирования себестоимости (попередельный).
1. Распределение затрат. Одной из важнейших задач управленческого учета является калькулирование себестоимости продукции. Себестоимость продукции – это выраженные в денежной форме затраты на её производство и реализацию. Показатель себестоимости имеет большое значение. На основе этого показателя: 1. Определяют цену продукции 2. Принимаются управленческие решения. В зависимости от того, какие затраты включаются в себестоимость продукции, выделяют следующие ее виды: 1. Цеховая – включает прямые затраты и общепроизводственные расходы. Характеризует затраты цеха на изготовление продукции. 2. Производственная – состоит из цеховой себестоимости и общехозяйственных расходов. Свидетельствует о затратах предприятия, связанных с выпуском продукции. 3. Полная себестоимость – производственная себестоимость, увеличенная на сумму коммерческих и сбытовых расходов. Характеризует затраты предприятия, связанные с производством и реализацией продукции. Существует также плановая и фактическая себестоимость. В расчеты плановой себестоимости включаются максимально допустимые затраты предприятия на изготовление продукции. Фактическая себестоимость характеризует размер действительно затраченных средств на выпущенную продукцию. Себестоимость продукции определяется в процессе калькулирования. Калькулирование определяется как система экономических расчетов себестоимости единицы определенных видов продукции (работ, услуг). Существуют различные методы учета затрат в зависимости от целей калькулирования.
Методы учета производственных затрат и калькулирование себестоимости продукции классифицируются: 1. По отношению к технологическому процессу – позаказный, попередельный, попроцессный. 2. По объекту калькулирования – деталь, узел, изделие, группа однородных изделий, процесс, передел, производство, заказ. 3. По способу сбора информации, обеспечивающему контроль за затратами: а) по способу предварительного контроля, нормативный метод; б) текущий учет затрат с последующим контролем (фактический метод). Традиционно, в отечественном учете калькулируется полная себестоимость, включающая в себя все затраты предприятия. Прямые затраты, как трудовые, так и материальные, могут быть непосредственно отнесены на конкретный вид продукции или услуг, общепроизводственные расходы могут быть распределены по видам продукции только при помощи специальных методов. Распределение затрат – процесс отнесения понесенных затрат к определенным объектам затрат. Объект затрат – организационное подразделение, контракт или другая учетная единица, по которой собираются данные о затратах и измеряется стоимость процессов, продукции, работ, проектов капиталовложений и т.д. По объектам затрат обычно выделяют методы распределения затрат при массовом и серийном производстве (по деталям, изделиям, процессам, переделам) и при индивидуальном и мелкосерийном производстве (по заказам). В России в настоящее время в зависимости от характера производства используют попроцессный, попередельный и позаказный методы калькулирования себестоимости. Другой важной категорией процесса распределения затрат является центр затрат. Центр затрат – организационная единица или область деятельности, где целесообразно накапливать информацию об издержках на приобретение активов (входящие в затраты) и расходах (затраты на выходе).
Чаще всего это структурные подразделения низшего уровня, не обладающие относительной самостоятельностью, такие, как производственный участок, бригада, цех. Все группировки затрат предназначены для принятия управленческих решений. В системе управленческого учета затраты распределяются по двум группам:1) по центрам ответственности 2) по конкретным видам продукции, работ и услуг в конкретном цехе, бригаде. Процесс осуществляется в два этапа: 1. Сбор затрат по центрам ответственности. 2. Отнесение их на конкретную продукцию, обрабатываемую в данном цехе (или другую калькуляционную единицу). Себестоимость готовой продукции может рассчитываться по двум вариантам: 1. Включение всех затрат 2. С включением части затрат – переменных затрат («директ-костинг») Основное различие этих методов заключается в порядке распределения постоянных расходов. В первом случае все затраты распределяются между реализованной продукцией и остатками готовой продукции на складе. При втором методе постоянные расходы полностью относят на реализацию. Методы калькулирования себестоимости влияют на форму финансовой отчетности. В финансовом отчете при использовании метода включения затрат операционную прибыль рассчитывают в два этапа: 1. Рассчитывают валовую прибыль как разность между выручкой от реализации (без НДС) и всеми производственными затратами т.е. переменными затратами. 2. Рассчитывают операционную прибыль как разность между валовой прибылью и коммерческими и административными расходами. В финансовом отчете при использовании метода включения только переменных затрат («директ-костинг») на первом этапе рассчитывают маржинальную прибыль как разницу между выручкой от реализации и всеми переменными затратами. А на втором этапе вычитают постоянные затраты и определяют операционную прибыль. Данные о маржинальной прибыли лежат в основе принятия управленческих решений, связанных с сокращением или развитием производства продукции. Если величина дохода, приносимого продуктом, больше чем переменные расходы, это сразу сказывается на величине маржинальной прибыли. При традиционном методе учета полных затрат трудно рассчитать влияние на прибыль изменений в выручке, так как постоянные общепроизводственные расходы усреднены (на учетную единицу) и относятся на продукцию.
Прямые затраты – затраты материалов и расходы на оплату труда производственных рабочих – нетрудно исчислить при калькулировании себестоимости. Общепроизводственные расходы нельзя прямо отнести на конкретные виды готовой продукции. При их списании часто прибегают к нормативным коэффициентам, рассчитанным для каждого подразделения. Коэффициент рассчитывают в три этапа. 1. Составляют бюджет общепроизводственных расходов. Прогнозируемую величину общепроизводственных расходов рассчитывают на основании данных о динамике затрат. 2. Выбирают базу распределения общепроизводственных расходов. Для этого определяют связь между общепроизводственными расходами и объемом готовой продукции, используя какой-либо из измерителей производственной деятельности. Например, число отработанных часов, сумму начисленной заработной платы производственных рабочих. 3. Исчисляют нормативный коэффициент общепроизводственных расходов путем деления прогнозируемой на предстоящий период величины общепроизводственных расходов на прогнозируемое количественное выражение базы распределения. (Часы, денежные единицы). Затем общепроизводственные расходы относят на каждый вид продукции посредством этого коэффициента. Сумму относимых общепроизводственных расходов определяют умножением нормативного коэффициента общепроизводственных расходов на фактическую величину выбранной базы распределения. Полученную сумму добавляют к затратам материалов и начисленной оплате труда производственных рабочих, приходящимся на одно изделие. В результате получают себестоимость готовой продукции. При определении себестоимости единицы производственной продукции используют формулу: Себестоимость единицы производственной продукции = производственная себестоимость готовой продукции: количество единиц готовой продукции.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|