Именно им следует молиться о ниспослании в семью мира, об укреплении супружеских уз, о достижении семейного счастья.
Пётр и Феврония Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа! Сегодня Святая Церковь чтит память святых князей Петра и Февронии, покровителей христианского брака. Это – русские православные святые, Муромские чудотворцы. История их жизни— это история верности, преданности и настоящей любви, способной на жертву ради любимого человека. История вечной любви… Супруги Пётр и Феврония княжили в Муроме в конце 12 - начале 13 веков. Они жили счастливо, и скончались в один день. Благоверный князь Петр был вторым сыном Муромского князя Юрия Владимировича. Он вступил на Муромский престол в 1203 году. За несколько лет до этого святой Петр заболел проказой - тело князя покрылось струпьями и язвами. Никто не мог исцелить Петра от тяжкой болезни. Со смирением перенося мучения, князь во всём предался Богу. В сонном видении ему было открыто, что его может исцелить дочь пчеловода благочестивая дева Феврония, крестьянка деревни Ласковой в Рязанской земле. Святой Петр послал в ту деревню своих людей. А Феврония в качестве платы за лечение пожелала, чтобы князь женился на ней после исцеления. Петр пообещал жениться, но в душе слукавил, поскольку Феврония была простолюдинкой: "Ну как это можно - князю дочь древолаза взять себе в жёны!". Действительно – это было невозможно! В то время общество было разделено на сословия, которые не смешивались. Браки заключались только в пределах своего сословия. Тем более – что такое было в 13-м веке – КНЯЗЬ? Это совсем не то, что мы привыкли понимать под этим словом. В близкие нам времена (в 19-м, в 20-м веках) князь – это был просто: человек из высшего общества, человек не простой, сын известных родителей,
наверное – образованный, возможно – богатый, но не более того. А в Древней Руси Князь – это был как Царь, это самодержец – или над всем государством, или над какой-то его частью. Конечно же, этот правитель просто не мог жениться на крестьянке. Феврония исцелила князя, но поскольку дочь пчеловода прозрела лукавство и гордость Петра, она велела ему оставить несмазанным один струп как свидетельство греха. Вскоре от этого струпа вся болезнь возобновилась, и князь со стыдом снова вернулся к Февронии. Феврония вновь вылечила Петра, и уже тогда он женился на ней. И вот Пётр вместе с молодой княгиней возвращается в Муром. Князь Петр полюбил Февронию за благочестие, мудрость и доброту. Святые супруги пронесли любовь друг ко другу через все испытания. После смерти брата Пётр стал самодержцем в городе. Бояре уважали своего князя, но надменные боярские жены невзлюбили Февронию. Они не желали иметь правительницей над собой крестьянку, и подучивали своих мужей недоброму. Гордые бояре потребовали, чтобы князь отпустил свою супругу. Но святой Петр отказался, и супругов изгнали. Они на лодке отплыли по Оке из родного города. Святая Феврония поддерживала и утешала святого Петра. Но вскоре город Муром постиг гнев Божий, и народ потребовал, чтобы князь вернулся вместе со святой Февронией. Приехали послы из Мурома, умоляя Петра вернуться на княжение. Бояре поссорились из-за власти, пролили кровь, и теперь снова искали мира и спокойствия. Пётр и Феврония со смирением возвратились в свой город, и правили долго и счастливо, соблюдая все заповеди и наставления Господни безупречно, молясь беспрестанно, и милостыню творя всем людям, находившимся под их властью, как чадолюбивые отец и мать. Святые супруги прославились благочестием и милосердием. Были ли у них дети - устное предание не донесло сведений об этом.
Святости они достигли не многочадием, но взаимной любовью и хранением святости брака. Именно в этом - смысл и назначение его. Когда пришла старость, они приняли монашество с именами Давид и Евфросиния и умолили Бога, чтобы умереть им в одно время. Похоронить себя завещали вместе в специально приготовленном гробу с тонкой перегородкой посередине. Брачные обеты даже после пострига сохраняют для них свою силу, потому что они исполняют и последнее свое обещание друг другу — умереть одновременно. Скончались они в один день и час 25 июня 1228 года, каждый в своей келье. Люди сочли нечестивым хоронить в одном гробу монахов и посмели нарушить волю усопших. Дважды их тела разносили по разным храмам, но дважды они чудесным образом оказывались рядом. Так и похоронили святых супругов вместе в одном гробе около соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Так Господь прославил не только Своих святых, но и еще раз запечатлел святость и достоинство брака, обеты которого в данном случае оказались не ниже иноческих. Пётр и Феврония были канонизированы на церковном соборе 1547 года. Днём памяти святых является 25 июня (8 июля н. ст.). А сегодня – день перенесения их святых мощей. Святые Петр и Феврония являются образцом христианского супружества. Своими молитвами они низводят Небесное благословение на вступающих в брак. Святые благоверные князья Петр и Феврония почитаются Церковью как покровители христианского брака. Именно им следует молиться о ниспослании в семью мира, об укреплении супружеских уз, о достижении семейного счастья. Они поставлены в один ряд с апостолами и мучениками и другими великими святыми. И удостоены они такого прославления “ради мужества и смирения”, проявленных ими в хранении заповедей Божиих в отношении брака. Значит, каждый из тех кто подвизается в христианском браке, и следует их примеру, может быть поставлен в этот ряд и может стяжать венец, которого удостоились святые Петр и Феврония Муромские.
НО святые благоверные князья жили давно; мы живём в совсем другое время. И вот: как в наше время спастись, живя в браке? На этот вопрос отвечает православный писатель протоиерей Александр Торик в повести под названием «Флавиан»;
Книга 2-я, ГЛАВА 9-я: БРОШЕННАЯ ЖЕНА: — Сколько же лет вы вместе прожили, Лидия Александровна? - спросил отец Флавиан. — Двадцать восемь, батюшка, через неделю ровно двадцать восемь исполнится, то есть исполнилось бы. — Немало, однако, немало... Лидия отвечала: — Я тоже думала, что немало. Казалось, что мы так сроднились уже. Даже мысли друг друга иногда угадывали: он подумает, а я — скажу! Никогда и представить себе не могла, что вся жизнь в одночасье перевернётся! Оказалось, что я (по его словам!) «никогда его не понимала, подавляла в нём личность, лишала его общения с окружающим миром, не дала ему настоящей чувственной страсти, да и в интимных отношениях была нехороша»... А та, которую он встретил, вдохнула в него новую силу, зажгла в нём желание жить, поняла его тонкую натуру... — А лет ей сколько? – спросил батюшка. — Двадцать шесть, но выглядит моложе. — Понятно... Лидия продолжала: — Батюшка! Когда я за Вячеслава замуж выходила, он даже писал с ошибками, ножом и вилкой пользоваться не умел. Много лет я его шлифовала, достойным манерам учила, так что теперь его иногда спрашивают: не из «благородных» ли он? В его нынешней работе, в тех кругах, где он вращается, без определённого уровня культуры обходиться нельзя, там международная элита — бизнесмены, политики. Кстати, тоже многие нынче с молодыми жёнами, старые жёны сейчас не в моде... Что мне делать, батюшка? Уже полтора года, как Вячеслав меня бросил, а сердце всё болит, ведь я ему всю свою жизнь посвятила, от интересной творческой работы отказалась, в перспективе от хорошей карьеры. Его жизнью жила, его работой, была ему служанкой, поварихой, горничной, матерью, наставником, тылом, убежищем в трудностях, двоих детей ему родила - Эдика и Римму. Вырастила их, воспитала, выучила. Вячеслава их школьные проблемы, болезни, уроки, кружки, родительские собрания, экзамены и прочие детские заботы никогда не касались. Я сама его от всего этого уберегала, освобождая время и силы для профессионального роста, для общения с друзьями, и для полноценного отдыха.
Он только тогда, когда детям с поступлением в институты помощь потребовалось, подключился; тогда его положение уже давало такие возможности, а в остальном... Он больше своей жизнью жил, а мы с детьми — своей. Дети с ним, после того как он нас покинул, около трёх месяцев не разговаривали, считали предателем. Но потом я их всё же примирила с отцом, нельзя детям отца судить и отвергать, грех это большой. Я права, батюшка? — Правы, Лидия Александровна, в этом вопросе вы совершенно правы. Лидия продолжала: — Сейчас у детей с Вячеславом отношения хорошие, встречаются периодически, дни рожденья вместе празднуют. С Алиной, новой женой его, вполне дружелюбно общаются. Переболело у них, прошла обида, примирились с реальностью. Объясните мне — что я не так сделала, почему он ушёл, батюшка?, - вопрошала Лидия. И батюшка ответил: — Многое вы сделали не так, Лидия Александровна, самое главное сделали не так. Муж у вас на месте Бога был, вы ему вместо Господа служили, кумира, идола из него сделали. А он, как и всякий ложный божок, обманул, не оправдал возложенных на него надежд и принесённых ему жертв. Служа мужу, вы не только не направили его душу к Богу, но и сами к Нему не шли. А строить семью без Бога, это всё равно, что строить дом из кирпича без раствора, как дети из кубиков. Можно очень даже симпатичный теремок сгородить, красивый, нарядный. Только прочным он не будет, чуть толкни его — он и рассыпается. Быть христианином — значит иметь веру, знать, во что ты веруешь, и жить по вере. И цель христианского брака — это соединение двух людей ради совместного шествия путём христианского подвига совершенствования в любви в Небесное Царствие Господа нашего Иисуса Христа. Все другие цели — рождение детей, взаимопомощь в быту, радости супружеского общения — по значению вторичны и имеют созидательное значение лишь в случае осознания супругами главной духовной цели их союза. Полнота семейного счастья возможна только в том случае, если вместе с супругами всегда будет жить ещё один «Член семьи» — Христос! То есть, если брак будет настоящим христианским, построенным на заповедях, данных Самим Господом. Супругов Господь, можно сказать, «подбирает» друг ко другу в соответствии с духовным состоянием каждого из них, и они становятся «инструментом спасения» друг для друга. Соответственно, если один из супругов имеет в себе какие-либо неизжитые страсти, то второму супругу, порой неосознанно, придётся исполнять обязанности «хирурга», а то и «скальпеля», вынужденного причинять боль ради удаления смертельно опасной духовной «опухоли». И в течение совместной жизни супруги периодически меняются этими ролями – то один из них скальпель, то другой. Аминь.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|