Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Для студентов заочного отделения

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

И ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ПО КУРСУ «СОЦИОЛОГИЯ»

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

Назначение контрольной работы. Учебным планом для студентов заочной формы обучения предусмотрено написание контрольной работы по курсу " Социология". Выполнение контрольной работы служит допуском к сдаче зачета по данному курсу.

Контрольная работа - одна из форм обучения и контроля знаний студентов. Она является эффективным средством усвоения учебного материала, овладения знаниями по изучаемому предмету, умения работать с источниками.

Подготовка студентом заочного отделения контрольной работы проходит следующие этапы:

· выбор темы;

· подбор литературы по выбранной теме;

· написание текста работы, ее оформление, представление преподавателю.

Выбор темы. Тема контрольной работы выбирается студентом из общего списка тем по номеру соответствующему последней цифре номера зачетной книжки. Последующее самовольное изменение темы контрольной работы не разрешается.

Подбор литературы. После ознакомления с заданиями, имеющимися в контрольной работе, необходимо подобрать учебную литературу.

 

Именно на этом этапе проявляется умение студента систематизировать огромное количество информации, необходимой для освещения заданий в контрольной работе.

Источниками для написания контрольной работы служат:

- монографии и учебники;

- статьи из научных журналов;

- словари;

- данные конкретных исследований;

- материалы, получаемые через Интернет.

Оформление контрольной работы.

Контрольную работу оформляют в тетради или на листах бумаги А4 объемом 7-10 страниц. Текстовый материал должен быть в печатном или разборчивом рукописном виде. Шрифт текстового редактора Word Times New Roman, размер 14 кегль, междустрочный интервал полуторный, выравнивание по ширине, абзац – отступ 1 см) на одной стороне листа белой бумаги формата А 4 (210х297 мм), до тридцати строк на странице. Текст необходимо печатать, сохраняя поля таких размеров: левое – 30 мм, правое – 15 мм, верхнее – 20 мм, нижнее – 20 мм. Страницы текста работы должны быть пронумерованы и иметь поля. Плотность текста должна быть одинаковой.

2. Оформление титульного листа смотрите в Приложении.

3. На второй странице работы необходимо представить оглавление, на предпоследней - перечень использованных источников литературы, последняя страница должна быть чистой и предназначена для замечаний преподавателя при проверке работы.

4. В тексте контрольной работы должны присутствовать ссылки на все использованные в ходе выполнения задания источники.

5. Контрольная работа должна быть сдана на кафедру до начала экзаменационной ceccии.

Объем контрольной работы должен быть от 5 до 10 страниц.

Если работы выполнены от руки, то в этом случае объем может быть увеличен, при этом работа должна быть легко читаемая.

Контрольная работа начинается с титульного листа, который оформляется в соответствии с Приложением 1 (на титульном листе отмечаются название учебного заведения, предмет, по которому выполняется контрольная работа, тема, курс, факультет, фамилия, имя и отчество студента (полностью), год выполнения контрольного задания).

В конце работы приводится список использованной литературы, после которого помещается дата и подпись.

Контрольная работа предполагает выполнение контрольных заданий (развёрнутые ответы на вопросы). Выполняется письменно. В каждом варианте контрольной работы по 2 задания (вопроса). Результаты контрольной работы оцениваются в 30 баллов (1 верный ответ – 10 баллов; раскрытие сути вопроса – 10 баллов, определение ключевых понятий – 10 баллов). Предлагается от 5 до 10 вариантов контрольных работ на выбор (по согласованию с преподавателем).

Критерии выставления оценок по итогам выполнения контрольных работ:

− оценка «отлично» (5) предполагает полное раскрытие темы, свободное оперирование соответствующей терминологией, демонстрацию содержательных выводов, способность использовать теоретические конструкции для анализа ключевых проблем социологии;

− оценка «хорошо» (4) предполагает хорошее раскрытие темы, достаточно свободное оперирование категориями социологии;

− оценка «удовлетворительно» (3) предполагает фрагментарное овладение тематикой, репродуктивный характер письменных ответов, поверхностное знакомство с соответствующей терминологией;

− оценка «неудовлетворительно» (2) предполагает отсутствие у учащегося знаний по соответствующей тематике.

 

Тематика контрольных работ:

1. Предмет социологии и её место в системе наук

2. Структура и функции социологии

3. Методы социологического исследования

4. Основные категории и законы социологии

5. Парадигмы социологии

6. Происхождение социологии. Социальная мысль древности, античности и средневековья

7. Происхождение социологии. Социальная мысль эпохи Возрождения, Нового времени и Просвещения

8. Зарождение социологии. Классический этап: Основные представители и их идеи

9. Развитие социологии на Западе в XX в

10. Социология в России

11. Общество как система. Структура общества. Основные сферы жизни общества и их взаимосвязь.

12. Социальные группы и общности и их типы.

13. Понятие культуры и его социологическая трактовка. Основные элементы культуры.

14. Понятие, классификация и функции социальных институтов.

15. Социальные процессы и их характеристика.

16. Индивид, личность, индивидуальность: характеристика понятий

17. Формирование личности: специфика и основные этапы

18. Социализация личности: специфика, средства и институты

 

В зависимости от тематики контрольной работы, в результате её выполнения студент должен:

· продемонстрировать знание предмета социологии, его проблемного поля, дисциплинарного статуса, специфику ее подхода к изучению социальных явлений в сравнении с другими социальными и гуманитарными науками (философией, историей, психологией); понимание роли и места социологических знаний в процессе освоения основной образовательной программы по специальности;

· знать основные этапы становления социологии как науки, вклад О.Конта, Э.Дюркгейма, К.Маркса, М.Вебера, русских социологов в этот процесс; особенности современного периода в развитии социологии и ее перспективы;

· иметь представление о концепциях общественного развития Платона, Аристотеля, Н.Макиавелли, Т.Гоббса; уметь продемонстрировать на примерах развитие знаний об обществе;

· знать основные методы социологического познания (опрос, наблюдение, анализ документов, социометрия, метод экспертных оценок), характеристики типа знания, добываемого с помощью социологического метода (идеологическая нейтральность, конкретность, реальность, точность); о методике и процедуре социологического исследования (составление программы социологического исследования, выдвижение научных гипотез, понятие сплошного и выборочного опроса, генеральной и выборочной совокупности, репрезентативности опроса, открытых и закрытых вопросов, правил составления шкал, обработки первичных данных);

· уметь привести примеры, подтверждающие отличие предметов различных социальных наук, а также примеры решения сложных социальных проблем с использованием средств социологии.

· знать отличие понятий «человек», «личность», «индивид». Основные факторы развития личности. Биологическая наследственность и социальная сущность личности.

· иметь представление о развитии социальных воззрений на личность (в древнем Китае, Индии, в эпоху Античности, Средневековья, эпохи Возрождения, Просвещения; отличие взглядов на место и роль личности в современном западном и восточном обществах);

· уметь самостоятельно проанализировать свой ролевой набор, рассказать о способах выхода из своих ролевых конфликтов.

· знать сущность понятий «социальное», «социальное действие», «взаимодействие»; значение мотива в социальном действии; различные типы мотивации (по М. Веберу) и их влияние на формирование социальной реальности; элементы деятельности: потребности, цель, средства; типы взаимодействия (социальные отношения, социальные институты, социальные общности);основные принципы регуляции социального взаимодействия (личностная целесообразность, взаимная эффективность, социальное равно­весие).

· иметь представление о влиянии природно-географических факторов на зарождение, формирование и развитие социальных отношений, осо­бенностях биологии и потребностей человека как предпосылке социальной жизни; отличии мнимого и социального действия, о механизме обмена цен­ностями при социальных отношениях, формах социального взаимодействия (кооперация, конкуренция, конфликт);

· уметь привести примеры социального действия с выделением его составляющих, однопорядкового и разнопорядкового обменов ценностями в процессе деятельности.

· знать, что социализация личности - процесс усвоения ею социальных норм и освоения социальных ролей. Основные этапы социализации, их особенности и противоречия; первичная и вторичная социализация, ее агенты; роль социализации в жизни личности и общества;

· иметь представление о механизме самовозобновляемости общественной жизни посредством социализации; последствиях социальной изоляции (феральные люди); об отличии социализации и воспитания; сущности ресоциализации и десоциализации;

· уметь привести примеры об особенностях процесса социализации в различные периоды жизни человека и в различных типах обществ.

· знать сущность социального контроля как механизма социальной регуляции поведения людей. Основные элементы социального контроля: ценности, нормы, санкции, связь между ними. Определение и классификация социальных норм. Норма как стандарт должного поведения. Контроль и самоконтроль. Социальные отклонения: одобряемые и осуждаемые, инди­видуальные и групповые;

· иметь представление о конкретных формах социального отклонения: девиантном и делинквентном поведении; теориях, объясняющих причины отклонений;

· уметь самостоятельно анализировать проблему влияния отклоняющегося поведения на развитие общества, привести конкретные примеры из истории и современности.

· знать социологическую трактовку культуры как совокупности ценностей, норм, обычаев, традиций, языка, являющихся результатом реализации человечеством своей социальной природы; социальные причины зарождения, расцвета и гибели культур; социальные функции культуры;

· иметь представление о многообразии форм культуры, сущности основных элементов культуры: языка, знаний и убеждений, ценностей, норм, традиций; специфике молодежной культуры;

· уметь самостоятельно раскрыть роль культуры в жизни общества, привести примеры форм языка (литературного, разговорного, диалектов, профессиональных «языков», молодежного сленга).

· знать причины социального неравенства как основы стратификации общества, исторические типы социальной стратификации (рабство, касты, сословия, классы, страты), критерии социальной стратификации: богатство, власть, престиж, отличительные черты и параметры высшего, среднего и низшего социальных слоев; сущность и виды социальной мобильности, понятие открытого и закрытого общества;

· иметь представление о социальном неравенстве и стратификации в современном российском обществе; роли и значении среднего класса в стабилизации общественной ситуации; об абсолютной и относительной бедности, ее социальных причинах, государственной политике по борьбе с бедностью; о каналах социальной мобильности, проблемах, сопровождающих этот процесс;

· уметь привести примеры проявлений стратификационных различий и социальной мобильности в жизни.

 

 

Список рекомендованной литературы:

Основная литература:

1. История социологии: учебник для бакалавров / А.В. Воронцов (и др.) под общей ред. А.В. Воронцова. – М.: Издательство Юрайт, 2015. – 459с.

2. Социология: краткий курс лекций / Д.В. Кухарчук. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательство Юрайт, 2015. – 192 с.

3. История социологии. В 2 т. Т.1: Учебник и практикум для академического бакалавриата / А.И. Кравченко. – М.: Издательство Юрайт, 2014. – 291 с.

  1. Основы социологии и политологии: учеб. Пособие для ссузов / В.С. Боровик, Б.И. Кретов. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2014. – 447 с.
  1. Аберкомби Н., Хилл С., Тернер Б. Социологический словарь: пер. с англ. / Под ред. С.А. Ерофеева. – Казань: Изд-во Казанского университета, 1997.
  2. Айзенк Ганс Ю. Проверьте свои способности: Пер. с англ. – М.: Педагогика-Пресс, 1992.
  3. Арон Р. Этапы развития социологической мысли / Общ. ред. П.С. Гуревича. – М.: Изд. Группа «Прогресс-Политика», 1992.
  4. Амелин В.Н. Социология политики. – М., 1992.
  5. Антология русской классической социологии. – М., 1995.
  6. Арутюнян Ю.В., Дробыжева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология. – М., 1998.
  7. Бакулина С.Д. Толерантность от истории понятия к современным социокультурным смыслам. – Изд-во «Флинта», 2014.
  8. Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований. – М., 1995.
  9. Бутенко И.А. Анкетный опрос как общение социолога с респондентом. – М., 1989.
  10. Бурдье П. Социология политики. – М., 1993.
  11. Бергер В.Я. Приглашение в социологию: Гуманистическая перспектива: Пер. с англ. – М.: Аспект Пресс, 1996.
  12. Бергер В., Лукман Т. Социологическое конструирование реальности. Трактат по социологии знания. – М.: Медиум, 1995.
  13. Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы: Пер. с англ. – М.: Фаир Пресс, 2000.
  14. Бишон С., Тейлор Д. Тренинг изменений в организации. – С.Пб.: Питер, 2002.
  15. Блау М.П. Исследование формальных организаций // Американская социология. Перспективы, проблемы, методы / Под ред. Г.В. Осипова. – М.: Прогресс, 1972. – С.93 – 100.
  16. Василенко И.в., Парамонова В.А. История российской социологии: учебное пособие. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2004.
  17. Вебер М. Избранные произведения. – М., 1990.
  18. В контексте конфликтологии: диагностика и методология управления конфликтной ситуацией / Отв. Ред. Т.М. Дридзе, Л. Н. Цой. – М.: Изд-во Института социологии РАН, 2001.
  19. Готлиб А.С. Введение в социологическое исследование: качественный и количественный подходы. – Изд-во «Флинта», 2014.
  20. Готлиб А.С. и др. Процедуры и методы социологического исследования: практикум. – Изд-во «Флинта», 2014.
  21. Громов Г.Р. Очерки информационной технологии. – М., 1993.
  22. Давыдов А.А., Чураков А.Н. Модульный анализ и моделирование социума. – М.: Институт социологии РАН, 2000.
  23. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии: Пер. с франц. - М.: Наука, 1990.
  24. Дюркгейм Э. Социология: Ее предмет, метод, предназначение: Пер. с франц. – М.: Канон, 1990.
  25. Ельмеев В.Д. Социологический метод: теория, антология, логика. – Спб., 1995.
  26. Зайверт Л. Ваше время в Ваших руках: Советы руководителя, как эффективно использовать время: Пер. с нем. – М., 1994.
  27. Зеркин Д. П. Основы конфликтологии. - Ростов-на-Дону, 1998.
  28. Иванов В.Н. Социальные технологии в современном мире. – М.: Славянский диалог, 1996.
  29. Ионин Л.Г. Социология культуры. – М., 1998.
  30. Крайг Г. Психология развития. – М., 2000.
  31. Клайберг Ю.А. Социальные нормы и отклонения. – М., 1997.
  32. Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. – М., 2000.
  33. Кранзеева Е.А. Гендерная социология. – Изд-во «КемГУ», 2011.
  34. Костюченко Т.Я. Прагматические аспекты теории коммуникации. Культурная антропология. - Изд-во «КемГУ», 2009.
  35. Михайловский В.Н. Формирование научной картины мира и информация. – С.Пб., 1994.
  36. Математические методы анализа и интерпретация социологических данных. – М., 1989.
  37. Методы сбора информации в социологических исследованиях. – М., 1990.
  38. Нечаев В.Я. Социология образования. – М.: Изд-во МГУ, 1992.
  39. Орлов П. Угрозы в социальной сфере: их диагностика и возможности управления // Вопросы экономики. – 1995. – №1. – С.107-116.
  40. Орлова А.В. Введение в социологию религии. – Изд-во «КемГУ», 2011.
  41. Основы изучения человеческого развития: Учебное пособие. – М.: Права человека, 1998.
  42. Орлова Э.А. Ведение в социальную и культурную антропологию. – М., 1994.
  43. Осадчая Г.И. Социальная сфера общества: теория и методология социологического анализа. – М., 1996.
  44. Попова И.П. Маргинальность. Социологический анализ. – М., 1996.
  45. Пугачев В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом: Учебник для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2000.
  46. Рабардель П. Люди и технологии. Континентальный подход к анализу современных инструментов. – М.: Институт психологии РАН, 1999.
  47. Радаев В.В. Экономическая социология: учебник для вузов / В.В. Радаев; Гос. университет – Высшая школа экономики. – М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2005.
  48. Рожков Н.А. Обзор русской истории с социологической точки зрения. Часть 1; часть 2. – Изд-во «Лань», 2014.
  49. Сборник деловых игр, конкретных ситуаций практических задач: Метод. Пособие / Под ред. В.И. Матирко – М.: Высшая школа, 1991.
  50. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования образовательных систем. – М.: Логос, 1999. – 2
  51. Смелзер Н. Дж. Социология: Пер. с англ. – М.: Феникс, 1994.
  52. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество: пер. с англ. – М.: Прогресс, 1992.
  53. Салазкина Л.П. Теоретические основы управления социально-культурной сферы: учебное пособие. – Изд-во «КемГУКИ», 2008.
  54. Смелзер Н. Социология. - Москва, 1994.
  55. Соколов С. В. Социальная конфликтология. - М., 2001.
  56. Социология на пороге XXI века. Новые направления исследования. – М., 1998.
  57. Социологическое исследование: методы, методика, математика и статистика. Словарь-справочник. / Под ред. Г.В. Осипова. – М., 1991.
  58. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1993.
  59. Социология в России. – М., 1996.
  60. Тард Г. Общественное мнение и толпа. - Изд-во «Лань», 2014.
  61. Таранов П.С. Золотая книга руководителя. – М.: Град, 2000.
  62. Тоффлер О. Смещение власти: знание, богатство и принуждение на пороге XXI века. – М.: Изд-во АН СССР, 1991.
  63. Управление в образовании: проблемы и подходы / Под ред. П. Карстаны, К. Ушакова – М.: Сентябрь, 1995.
  64. Филипова Т.В. Социология в Интернете // Социологические исследования. – 2000. - № 5.
  65. Франчук В.И. Социальные организации и совершенствование управления. – М.: Экономика, 1995.
  66. Франчук В.И. Основы современной социологии организаций. – М., 1995.
  67. Федотова Л.Н. Социология массовых коммуникаций. Теория и практика. Учебник для бакалавров. – М., 2014.
  68. Хруцкий Е.А. Организация проведения деловых игр: Учебн.-метод. Пособие для преподавателей сред. спец. учебн. заведений. – М.: Высшая школа, 1991.
  69. Шереги Ф.Э., Харчева В.Г., Сериков В.В. Социология образования: прикладной аспект. – М.: Юрист, 1997.
  70. Радугин А. А., Радугин К. А. Социология: Курс лекций. - М., 1996.
  71. Тадевосян Э.В. Социология. Учебное пособие. - М., 1998.
  72. Громов И., Мацкевич А., Семенов В. Западная социология. - СПб., 1997.
  73. Здравомыслов А.Г. Методология и процедура социологических исследований. - М., 1996.
  74. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. – М., 1995.
  75. Кравченко А.И. История социологии. – Изд-во «Проспект», 2008.

76.Мягков А.И. Социология. Основы общей теории. – Изд-во «Флинта», 2011.

  1. Добреньков В. И., Кравченко А.И. - Методы социологического исследования: учеб. для вузов / МГУ им. М. В. Ломоносова. - М.: Инфра-М, 2006. - 767 с. - (Классический университетский учебник). - Библиогр.:с.735-767. - Прил.: с. 697-720. - Слов.: с. 721-734. - ISBN 5-16-002113-2(в пер.): Гриф.
  2. Добреньков В.И. - Методология и методика социологического исследования: Учеб.для вузов / МГУ им. М.В.Ломоносова, Социолог.фак. - М.: Академический проект:Альма Матер, 2009. - 537,[1]с.: ил. - (Gaudeamus). - Библиогр.:с.515-532. - Слов.:с.504-514; Соц.фак.МГУ XX лет. - ISBN 978-5-8291-1151-9 - ISBN 978-5-902766-80-3(в пер.). Гриф;
  3. Смехнова Г.П. - Основы прикладной социологии: Учеб. пособие для вузов. - Изд. испр.и доп. - М.: Вузовский учеб., 2009. - 250,[2]с. - (Вузовский учебник). - Библиогр.:с.245. - Слов.:с.218-223; Прил.: с. 224-244. - ISBN 978-5-9558-0061-5(в пер.).
  4. . Шереги Ф.Э., Горшков М.К. Основы прикладной социологии. Учебник. М., 2003. http://www.sheregi.ru/files/Prikl_Sociologia_1_312.pdf
  5. Башкирова Ю.В., Матвеев В.В.Методы сбора информации в социологических исследованиях: учебно-методическое пособие, - Изд-во НовГУ, - В.Новгород, 2009.-32 с. http://people.novsu.ru/profiles/html/profileView.do?userid=buv3&lang=ru

 

Дополнительная литература

1. Белановский С.А. Методика и техника фокусированного интервью. М.,1993.

2. Бутенко И.А. Анкетный опрос как общение социолога с респондентом. М., 1989.

3. Гречихин В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований. М., 1988.

4. Как провести социологическое исследование. М., 1995.

5. Ноэль Э. Массовые опросы: введение в методику демоскопии. М.,1978.7

6. Рабочая книга социолога. М., 1983.

7. Парникель Ю.Л. Прикладная социология. Новгород, 1998.

8. Социология: Словарь-справочник. М., 1991. Т.4. Социологическое исследование.

9. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. М., 1987.

 


Приложение 1

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...