Для студентов заочного отделения
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ПО КУРСУ «СОЦИОЛОГИЯ» ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ Назначение контрольной работы. Учебным планом для студентов заочной формы обучения предусмотрено написание контрольной работы по курсу " Социология". Выполнение контрольной работы служит допуском к сдаче зачета по данному курсу. Контрольная работа - одна из форм обучения и контроля знаний студентов. Она является эффективным средством усвоения учебного материала, овладения знаниями по изучаемому предмету, умения работать с источниками. Подготовка студентом заочного отделения контрольной работы проходит следующие этапы: · выбор темы; · подбор литературы по выбранной теме; · написание текста работы, ее оформление, представление преподавателю. Выбор темы. Тема контрольной работы выбирается студентом из общего списка тем по номеру соответствующему последней цифре номера зачетной книжки. Последующее самовольное изменение темы контрольной работы не разрешается. Подбор литературы. После ознакомления с заданиями, имеющимися в контрольной работе, необходимо подобрать учебную литературу.
Именно на этом этапе проявляется умение студента систематизировать огромное количество информации, необходимой для освещения заданий в контрольной работе. Источниками для написания контрольной работы служат: - монографии и учебники; - статьи из научных журналов; - словари; - данные конкретных исследований; - материалы, получаемые через Интернет. Оформление контрольной работы. Контрольную работу оформляют в тетради или на листах бумаги А4 объемом 7-10 страниц. Текстовый материал должен быть в печатном или разборчивом рукописном виде. Шрифт текстового редактора Word Times New Roman, размер 14 кегль, междустрочный интервал полуторный, выравнивание по ширине, абзац – отступ 1 см) на одной стороне листа белой бумаги формата А 4 (210х297 мм), до тридцати строк на странице. Текст необходимо печатать, сохраняя поля таких размеров: левое – 30 мм, правое – 15 мм, верхнее – 20 мм, нижнее – 20 мм. Страницы текста работы должны быть пронумерованы и иметь поля. Плотность текста должна быть одинаковой.
2. Оформление титульного листа смотрите в Приложении. 3. На второй странице работы необходимо представить оглавление, на предпоследней - перечень использованных источников литературы, последняя страница должна быть чистой и предназначена для замечаний преподавателя при проверке работы. 4. В тексте контрольной работы должны присутствовать ссылки на все использованные в ходе выполнения задания источники. 5. Контрольная работа должна быть сдана на кафедру до начала экзаменационной ceccии. Объем контрольной работы должен быть от 5 до 10 страниц. Если работы выполнены от руки, то в этом случае объем может быть увеличен, при этом работа должна быть легко читаемая. Контрольная работа начинается с титульного листа, который оформляется в соответствии с Приложением 1 (на титульном листе отмечаются название учебного заведения, предмет, по которому выполняется контрольная работа, тема, курс, факультет, фамилия, имя и отчество студента (полностью), год выполнения контрольного задания). В конце работы приводится список использованной литературы, после которого помещается дата и подпись. Контрольная работа предполагает выполнение контрольных заданий (развёрнутые ответы на вопросы). Выполняется письменно. В каждом варианте контрольной работы по 2 задания (вопроса). Результаты контрольной работы оцениваются в 30 баллов (1 верный ответ – 10 баллов; раскрытие сути вопроса – 10 баллов, определение ключевых понятий – 10 баллов). Предлагается от 5 до 10 вариантов контрольных работ на выбор (по согласованию с преподавателем).
Критерии выставления оценок по итогам выполнения контрольных работ: − оценка «отлично» (5) предполагает полное раскрытие темы, свободное оперирование соответствующей терминологией, демонстрацию содержательных выводов, способность использовать теоретические конструкции для анализа ключевых проблем социологии; − оценка «хорошо» (4) предполагает хорошее раскрытие темы, достаточно свободное оперирование категориями социологии; − оценка «удовлетворительно» (3) предполагает фрагментарное овладение тематикой, репродуктивный характер письменных ответов, поверхностное знакомство с соответствующей терминологией; − оценка «неудовлетворительно» (2) предполагает отсутствие у учащегося знаний по соответствующей тематике.
Тематика контрольных работ: 1. Предмет социологии и её место в системе наук 2. Структура и функции социологии 3. Методы социологического исследования 4. Основные категории и законы социологии 5. Парадигмы социологии 6. Происхождение социологии. Социальная мысль древности, античности и средневековья 7. Происхождение социологии. Социальная мысль эпохи Возрождения, Нового времени и Просвещения 8. Зарождение социологии. Классический этап: Основные представители и их идеи 9. Развитие социологии на Западе в XX в 10. Социология в России 11. Общество как система. Структура общества. Основные сферы жизни общества и их взаимосвязь. 12. Социальные группы и общности и их типы. 13. Понятие культуры и его социологическая трактовка. Основные элементы культуры. 14. Понятие, классификация и функции социальных институтов. 15. Социальные процессы и их характеристика. 16. Индивид, личность, индивидуальность: характеристика понятий 17. Формирование личности: специфика и основные этапы 18. Социализация личности: специфика, средства и институты
В зависимости от тематики контрольной работы, в результате её выполнения студент должен: · продемонстрировать знание предмета социологии, его проблемного поля, дисциплинарного статуса, специфику ее подхода к изучению социальных явлений в сравнении с другими социальными и гуманитарными науками (философией, историей, психологией); понимание роли и места социологических знаний в процессе освоения основной образовательной программы по специальности;
· знать основные этапы становления социологии как науки, вклад О.Конта, Э.Дюркгейма, К.Маркса, М.Вебера, русских социологов в этот процесс; особенности современного периода в развитии социологии и ее перспективы; · иметь представление о концепциях общественного развития Платона, Аристотеля, Н.Макиавелли, Т.Гоббса; уметь продемонстрировать на примерах развитие знаний об обществе; · знать основные методы социологического познания (опрос, наблюдение, анализ документов, социометрия, метод экспертных оценок), характеристики типа знания, добываемого с помощью социологического метода (идеологическая нейтральность, конкретность, реальность, точность); о методике и процедуре социологического исследования (составление программы социологического исследования, выдвижение научных гипотез, понятие сплошного и выборочного опроса, генеральной и выборочной совокупности, репрезентативности опроса, открытых и закрытых вопросов, правил составления шкал, обработки первичных данных); · уметь привести примеры, подтверждающие отличие предметов различных социальных наук, а также примеры решения сложных социальных проблем с использованием средств социологии. · знать отличие понятий «человек», «личность», «индивид». Основные факторы развития личности. Биологическая наследственность и социальная сущность личности. · иметь представление о развитии социальных воззрений на личность (в древнем Китае, Индии, в эпоху Античности, Средневековья, эпохи Возрождения, Просвещения; отличие взглядов на место и роль личности в современном западном и восточном обществах); · уметь самостоятельно проанализировать свой ролевой набор, рассказать о способах выхода из своих ролевых конфликтов. · знать сущность понятий «социальное», «социальное действие», «взаимодействие»; значение мотива в социальном действии; различные типы мотивации (по М. Веберу) и их влияние на формирование социальной реальности; элементы деятельности: потребности, цель, средства; типы взаимодействия (социальные отношения, социальные институты, социальные общности);основные принципы регуляции социального взаимодействия (личностная целесообразность, взаимная эффективность, социальное равновесие).
· иметь представление о влиянии природно-географических факторов на зарождение, формирование и развитие социальных отношений, особенностях биологии и потребностей человека как предпосылке социальной жизни; отличии мнимого и социального действия, о механизме обмена ценностями при социальных отношениях, формах социального взаимодействия (кооперация, конкуренция, конфликт); · уметь привести примеры социального действия с выделением его составляющих, однопорядкового и разнопорядкового обменов ценностями в процессе деятельности. · знать, что социализация личности - процесс усвоения ею социальных норм и освоения социальных ролей. Основные этапы социализации, их особенности и противоречия; первичная и вторичная социализация, ее агенты; роль социализации в жизни личности и общества; · иметь представление о механизме самовозобновляемости общественной жизни посредством социализации; последствиях социальной изоляции (феральные люди); об отличии социализации и воспитания; сущности ресоциализации и десоциализации; · уметь привести примеры об особенностях процесса социализации в различные периоды жизни человека и в различных типах обществ. · знать сущность социального контроля как механизма социальной регуляции поведения людей. Основные элементы социального контроля: ценности, нормы, санкции, связь между ними. Определение и классификация социальных норм. Норма как стандарт должного поведения. Контроль и самоконтроль. Социальные отклонения: одобряемые и осуждаемые, индивидуальные и групповые; · иметь представление о конкретных формах социального отклонения: девиантном и делинквентном поведении; теориях, объясняющих причины отклонений; · уметь самостоятельно анализировать проблему влияния отклоняющегося поведения на развитие общества, привести конкретные примеры из истории и современности. · знать социологическую трактовку культуры как совокупности ценностей, норм, обычаев, традиций, языка, являющихся результатом реализации человечеством своей социальной природы; социальные причины зарождения, расцвета и гибели культур; социальные функции культуры;
· иметь представление о многообразии форм культуры, сущности основных элементов культуры: языка, знаний и убеждений, ценностей, норм, традиций; специфике молодежной культуры; · уметь самостоятельно раскрыть роль культуры в жизни общества, привести примеры форм языка (литературного, разговорного, диалектов, профессиональных «языков», молодежного сленга). · знать причины социального неравенства как основы стратификации общества, исторические типы социальной стратификации (рабство, касты, сословия, классы, страты), критерии социальной стратификации: богатство, власть, престиж, отличительные черты и параметры высшего, среднего и низшего социальных слоев; сущность и виды социальной мобильности, понятие открытого и закрытого общества; · иметь представление о социальном неравенстве и стратификации в современном российском обществе; роли и значении среднего класса в стабилизации общественной ситуации; об абсолютной и относительной бедности, ее социальных причинах, государственной политике по борьбе с бедностью; о каналах социальной мобильности, проблемах, сопровождающих этот процесс; · уметь привести примеры проявлений стратификационных различий и социальной мобильности в жизни.
Список рекомендованной литературы: Основная литература: 1. История социологии: учебник для бакалавров / А.В. Воронцов (и др.) под общей ред. А.В. Воронцова. – М.: Издательство Юрайт, 2015. – 459с. 2. Социология: краткий курс лекций / Д.В. Кухарчук. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательство Юрайт, 2015. – 192 с. 3. История социологии. В 2 т. Т.1: Учебник и практикум для академического бакалавриата / А.И. Кравченко. – М.: Издательство Юрайт, 2014. – 291 с.
76.Мягков А.И. Социология. Основы общей теории. – Изд-во «Флинта», 2011.
Дополнительная литература 1. Белановский С.А. Методика и техника фокусированного интервью. М.,1993. 2. Бутенко И.А. Анкетный опрос как общение социолога с респондентом. М., 1989. 3. Гречихин В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований. М., 1988. 4. Как провести социологическое исследование. М., 1995. 5. Ноэль Э. Массовые опросы: введение в методику демоскопии. М.,1978.7 6. Рабочая книга социолога. М., 1983. 7. Парникель Ю.Л. Прикладная социология. Новгород, 1998. 8. Социология: Словарь-справочник. М., 1991. Т.4. Социологическое исследование. 9. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. М., 1987.
Приложение 1
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|