Теория прамонотеизма (Э. Лэнг, В. Шмидт)
Им. А.Г и Н.Г. Столетовых»
Кафедра «Философия и религиоведение»
Доклад по дисциплине "Религиоведение" на тему: "Концепции происхождения религии"
Выполнил ст.гр. ТР-11*: Принял: ст.пр. Викулов И.Е.
Владимир, 2016
Теории происхождения религии Объектом изучения со стороны представителей философского знания религия стала очень рано. В античные времена было несколько утверждений: 1 – боги создаются по своему собственному образу и подобию, 2 - в основе поклонения богам лежит страх перед явлениями природы. Средневековая теология воспринимала религию как откровение, которое дано людям от Бога в качестве единственного средства спасения и искупления первородного греха. В эпоху просвещения объяснение возникновения религии изложено в трудах французского просветителя Поля-Анри Гольбаха (1723–1789). По его утверждению, психологическая основа существования религии заключена в чувстве страха и беспокойства, свойственном человеку в силу его природы. По мере исчезновения этого страха в процессе развития познавательных способностей человека необходимость в религии постепенно отпадает. Следующий этап изучения истории религии - возникновение научных школ, которые попытались представить различные точки зрения на природу, механизм возникновения и развития религиозных воззрений. С начала ХIХ в. можно вести речь о возникновении специализированной истории религии, которая стала строиться на изучении конкретных фактов и их последующем обобщении в виде гипотезы или теории. Мифологическая концепция (М. Мюллер) Первая из научных концепций происхождения религии возникла в первой половине ХIХ в. в среде немецких филологов, самым ярким представителем которых был Макс Мюллер (1823–1900). Он подошел к проблеме религии с лингвистической стороны, отталкиваясь от изучения классических религиозных текстов Древней Индии, большую часть которых он сам впервые перевел на немецкий язык. Религиозность, по мнению Мюллера, происходит не из чувства божественного откровения, а служит одним из проявлений чувственного опыта, который человек получает в процессе непосредственного соприкосновения с действительностью.
Не существует сверхъестественной стороны религии, так как природа человека основана на чувственном восприятии. С помощью чувств человек получает представление об окружающем мире. Одни из этих предметов легко достижимы и доступны обычным человеческим чувствам (осязанию, обонянию и т. д.). Другие доступны какому-либо одному чувству, но остаются недосягаемыми для всех остальных. Эта недоступность внушила первобытному человеку представление о недостижимом и бесконечном, что привело к появлению идеи Бога. Образность Бога не является чистой абстракцией, а всегда существует в виде конкретных вещей или явлений. Наиболее точным методом исследования религии, с точки зрения мифологической концепции, является метод филологических и этимологических исследований, позволяющий раскрыть первоначальный смысл мифов и преданий, закрепленных в священных текстах. Рассуждения Мюллера о природе происхождения религии, относительно верные с филологической точки зрения, но совершенно не подкреплены историческими данными. Материалистическая концепция (К. Маркс, Ф. Энгельс) Карл Маркс (1818–1883) и Фридрих Энгельс (1821–1893). Особенностью подхода Маркса к религии стало признание социальной природы этого феномена, его включенности в систему не просто социальных, но социально-экономических отношений. Специфика религии порождена тем, что она является продуктом определенных социальных условий, которые «программируют» формы религиозности, их структуру и роль в обществе. Кроме того, социальная природа религии заключается в той функции, которую она выполняет в обществе. Любая религия, по мнению Маркса, вырабатывается правительственными кругами с целью подчинения себе остальных социальных групп, что позволяет обеспечить более тонкое и эффективное воздействие на людей.
Энгельс же применил метод исторической реконструкции для выявления последовательной эволюции социальных и экономических институтов, вызвавших к жизни такой социальный феномен, как религия. Рост производительности труда и разделение труда приводят к возникновению частной собственности и государства, которое, нуждаясь в идеологической «подпорке», выстраивает из разрозненных культов централизованную религию. Анимистическая концепция (Э.Б. Тайлор) Вторая половина XIX в. в религиоведении прошла под безусловным доминированием анимистической теории происхождения религии. Основоположник – английский антрополог Эдуард Барнет Тайлор (1832–1917). Анимизм, «дикарская религия» анализируются в контексте исследования первобытной культуры, главным образом духовной.[1] Ключевой термин «анима» (от лат. anima, animus – душа, дух). Именно анимизм (веру в наличие души как у человека, так и у неодушевленных предметов) Тайлор считает исходной стадией формирования религии, из которой впоследствии развились остальные, более сложные формы. В своей работе «Первобытная культура» он фиксирует две предпосылки зарождения религии: 1) религиозные учения и обряды рассматриваются как части религиозных систем, порожденных исключительно человеческим сознанием, без вмешательства сверхъестественных сил, – рациональная постановка вопроса о религии; 2) разбору подвергаются сходства и различия традиционных религий с религиями цивилизованных обществ – сравнительный анализ религии. Первичная стадия анимизма – представление людей о наличии души. На вторичной стадии происходит распространение этого представления также на явления природы и неодушевленные предметы. переход от идеи индивидуальной души к идее наличия существ, бестелесных по сути, Тайлор объявляет условием зарождения религиозного сознания. Согласно этой концепции, у первобытного человека возникла идея о существовании души, которая путем долгой эволюции смогла стать идеей бога.
Теория прамонотеизма (Э. Лэнг, В. Шмидт) Британский филолог Эндрю Лэнг (1844–1912). Свою теорию, где ученый отстаивает наличие исходной формы религии - веру в единого бога, назвал теорией прамонотеизма – первобытный монотеизм (от лат. mono – единый и греч. theos – бог). Веру в наличие единого бога можно объяснить рациональным заключением первобытного человека, согласно которому окружающий мир, не являясь продуктом человеческих трудов, создан сверхъестественным существом. Бог воспринимается не как дух, а как реально живущее человекоподобное существо. В XX в. идея прамонотеизма нашла отклик в трудах представителей католической церкви. Активным продолжателем теории прамонотеизма стал австрийский священник и исследователь примитивной религии Вильгельм Шмидт (1868–1954). Вера в единого бога присуща примитивным малочисленным народам, что подтверждает наличие в их развитии прамонотеистической стадии, которая оказалась преодолена в дальнейшем остальными народами. Лэнгом и Шмидтом монотеизм отождествлялся с идеей Высшего существа (не обязательно бога), предшествовавшей политеизму или существовавшей параллельно с верой в наличие многих богов и духов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|