Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Беседа с классом. Анализ текста.

Тема: «Нравственные испытания и воспитание человека на войне (на примере повести В. Быкова «Сотников»)

 

 

Цель урока: ознакомить обучающихся с примерами проявления героизма русского народа в годы Великой Отечественной войны

 

Задачи:

- показать обучающимся высокие нравственные качества простых людей, которых война сделала настоящими героями;

- способствовать формированию навыков анализа текста и составлению сравнительной характеристики образа (персонажа);

- воспитывать чувства гордости за свой народ и свою Родину, уважения к подвигу соотечественников в годы Великой Отечественной войны;

- способствовать формированию гражданской позиции обучающихся и воспитанию художественного вкуса.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

Мы продолжаем знакомство с литературой военных лет. Вы знаете, что борьба с фашистами велась не только на полях Великой Отечественной, но и в тылу врага. Сегодня мы поговорим о партизанском движении, которое сыграло большую роль в Победе над врагом, на примере повести Василя Быкова «Сотников». Творчество Быкова нам знакомо по его потрясающей по психологизму повести «Облава», но напомню, что сам Василий (Василь) Владимирович - участник Великой Отечественной война.

Война застала его на Украине, где он участвовал в оборонных работах. Во время отступления, в Белгороде, отстал от своей колонны и был арестован и чуть не расстрелян как немецкий шпион. Воевал в составе армейского инженерного батальона.

В статье «Как была написана повесть «Сотников» (1937 г.) писатель сообщает: «Партизанский опыт войны у меня в самом деле отсутствует… Но дело в том, что, принимаясь за нее, я все-таки располагал необходимыми знаниями, которые почерпнул из воспоминаний партизанских руководителей, из многочисленных устных рассказов рядовых участников борьбы, моих земляков…

Прежде всего и главным образом меня интересовали два нравственных момента, которые упрощенно можно определить так: что такое человек перед сокрушающей силой бесчеловечных обстоятельств? На что он способен, когда возможности отстоять свою жизнь исчерпаны им до конца и предотвратить смерть невозможно?»

В процессе работы с текстом мы будем заполнять таблицу, чтобы легче было сделать сопоставительный анализ характеров, позиций и поступков двух главных героев: Сотникова и Рыбака. Примерные разделы таблицы:

эпизод Рыбак Сотников
     

 

(Наиболее выигрышными для анализа являются следующие эпизоды: встреча с полицаями на дороге; сцена преследования; в избе у Демчихи; по дороге в полицию; в плену у фашистов и последний час жизни. Анализ этих эпизодов – предыдущее домашнее задание).

Беседа с классом. Анализ текста.

 

Примерные вопросы для анализа?

1. Каковы нравственные принципы героев?

2. Обозначьте поступки героев, в которых раскрывается их духовная сущность.

Обучающиеся отмечают, что с самого начала именно Рыбак вызывает симпатию своей практичностью, умением быстро реагировать, готовностью выполнить любое задание командира: достать продукты для голодающих партизан. В походе он ведет себя достойно: заботится о больном горле Сотникова, дает ему полотенце обмотать шею, первым прокладывает путь по заснеженной равнине. Важно заострить внимание обучающихся на определенной ограниченности Рыбака: он мыслит только сегодняшним моментом и не соотносит его с тем, что идет смертельная схватка с фашизмом. Учитель должен дополнить наблюдения школьников материалом X главы: «… а над прочими обстоятельствами он не очень раздумывал…» Но все равно с первых глав Рыбак вызывает симпатии. Пусть он рассуждает простовато, но с таким человеком в разведке не пропадешь.

Настораживает в поведении Рыбака другое: он не всегда считается с высокими нравственными принципами: то шапку снимет мужика, то не побрезгует щами в доме старосты, которого считает предателем. Он живет и действует, не размышляя над вопросами морали и нравственности.

Анализируя образ Сотникова в сопоставлении с Рыбаком, обучающиеся отмечают, что он физически слаб, но над физической силой господствует постоянная мыслительная деятельность: все, что происходит вокруг, даже самые частные подробности партизанского быта, он воспринимает в масштабе всей войны.

Восхищают высокие нравственные принципы Сотникова: он не способен «разжиться и более теплой одежкой», и шапкой, зная, как бедствуют в деревне мужики; не ссылается на болезнь, когда нужно идти на опасное задание. («Потому и не отказал, что другие отказались»). Он не садится за стол в доме старосты, хотя и в глубине души колеблется, сомневаясь в его предательстве. Для него недопустимы несправедливость, неоправданная жестокость, легкое отношение к жизни.

Главное различие героев – в их духовном уровне развития. Но это различие не дает основание заподозрить даже Сотникову в Рыбаке будущего предателя.

В качестве информации можно привести мнение самого В. Быкова из уже названной статьи «Как была написана повесть «Сотников», когда он увидел бывшего сослуживца, как считалось геройски погибшего среди пленных РОА-вцев. «Оказывается, в том памятном бою на плацдарме он не был убит, а был только ранен и попал в плен. В лагере, где он потом оказался, сотнями умирали от голода, а он хотел жить и, вознамерившись обмануть немцев, записался во власовскую армию с надеждой улучить момент и перебежать к своим. Но, как назло, удобного момента все не было, фронт находился в жесткой обороне, а за власовцами зорко следили гитлеровцы. С начала нашего наступления ему пришлось принять участие в боях против своих, хотя, разумеется, он стрелял вверх: разве он враг своим? - утешал он себя. В конце концов оказался в

плену, конечно же, сдался сам, иначе бы тут не сидел...

Я слушал его и верил ему: он говорил правду. Безусловно, он не был из числа тех, которые жаждали служить врагу, его личная храбрость и воинское мастерство были засвидетельствованы высокой наградой. Просто, оказавшись в плену, он превыше всего поставил собственную жизнь и решил обхитрить фашистов. И вот плачевный результат этой хитрости...»

3. Каково идейно-художественное назначение воспоминаний Сотникова и Рыбака о детстве? (гл. XV-XVI)

 

Анализируя воспоминания о детстве, обучающиеся понимают, что для Сотникова его проступок – кража револьвера у отца. Это стало для него «уроком на всю жизнь. И он ни разу больше не солгал ни отцу, ни кому-либо другому, за все держал ответ, глядя людям в глаза». Уже тогда, в детстве он умел предъявлять к себе высокие моральные требования.

Рыбак же в детстве, испугавшись ответственности, не только не подверг себя собственному суду, но так и не решил, «как было поступать правильно». Мысль о том, что он мог погибнуть, уже тогда стала для него спасительным оправданием перед голосом совести.

4. Как ведут себя герои в момент опасности?

Анализ эпизодов, обозначенных в домашнем задании, помогает обучающимся понять логику поведения героев.

Рыбак:

· Помогая раненому товарищу, ощущал, что «в то же время появилась неопределенная досада-предчувствие - как бы этот Сотников не навлек беды на обоих. В этом изменчивом и неуловимом потоке чувств все чаще стала напоминать о себе, временами заглушая все остальное, тревога за собственную жизнь», поэтому он даже обрадовался, когда Сотников сам предложил оставить его в хате. Вновь возникла возможность снять с себя ответственность за жизнь товарища и переложить ее на плечи другого человека, пусть даже это женщина, обремененная детьми. Он подверг опасности целую семью.

 

· На чердаке дома Демчихи он встает первым, чтобы сдаться в плен, лишь бы спасти свою жизнь – «остальное для него уже не имело значения».

 

· Важно обратить внимание обучающихся на то, что Рыбак ни на минуту не теряет надежды и желания вернуться в партизанский отряд: «Только б вырваться из этой клетки, и ничего плохого он себе не позволит». Но на допросе у следователя раскрывается вся ущербность неразвитого сознания и духовного мира: не осознавая до конца весь смысл сложившейся ситуации, простодушно полагая, что с фашистами можно поиграть, Рыбак идет от компромисса к компромиссу, все глубже и глубже погружаясь в пучину предательства. Он выдает всех: дислокацию партизанского отряда, Демчиху, старосту Петра и Сотникова. «Минутное замешательство» отделило его от согласия на предложение «служить великой Германии». Рыбак не отдает себе отчет в роковых последствиях своего согласия.

Рыбак, который во имя спасения, в жажде выжить любой ценой незаметно освобождает свою душу и сознание от нравственных норм и разрывает связь с людьми.

 

Сотников:

· Все острее ощущает неразрывность связи с людьми, свою моральную ответственности и обязательства перед ними: чувства отчаяния и безмерной вины за то, что схвачены партизаны, арестованы староста, Демчиха и ее дети, охватывают его. Главное желание Сотникова – спасти, «выгородить Демчиху» и Петра.

· Во время допроса Сотникова следователем Портновым и разговора с Рыбаком в камере проявляется его идейная и духовная зрелость: «Это же машина! Или ты будешь ей служить, или она сотрет тебя в порошок».

Сотников считает, что «обременен многими обязанности пред людьми и страной» и, видя, что уже никогда не может помочь себе, готов, спасая других «все взять на себя».

Во многих отношениях Сотников — обычный труженик войны. Он тоже “боялся иногда за свою жизнь, когда мог легко и незаметно погибнуть в бою”. “Выходя из боя живым, он таил в себе тихую радость, что и пуля миновала его”. Все это по-человечески было понятно. Сотников по натуре совсем не герой, и когда смерть становится реальностью, то он выбирает ее прежде всего потому, что его моральная основа в таких обстоятельствах не позволяет ему сделать иначе, искать другого выхода.

 

Итоги сравнительно-сопоставительного анализа:

Сотников Рыбак
Совершает подвиг самопожертвования во имя Родины: видит свой долг в том, чтобы «уйти из этого мира по совести». Гибель партизана на площади на глазах жителей деревни потрясает, призывает к сопротивлению, становится примером стойкости и непокоренности: восхищение в глазах мальчика «в старой армейской буденовки, глядящем на него из толпы». Герой останется жить в памяти людей. Человек, пожертвовавший жизнью ради их спасения, бессмертен. Согласившись стать полицаем, обрек себя на духовную смерть. Показана неумолимая логика духовно-нравственного падения человека, сделавшего хотя бы шаг к компромиссу с нечеловеческой сущностью фашизма. Запомнился людям как прислужник оккупантов: шагая в колонне полицаев, наталкивается, как на выстрел на «взгляд какого-то дядьки в розвальнях», «и в этом взгляде его отразилась такая ненависть…». Лишь тогда пришло осознание: удирать некуда. Даже неудавшаяся попытка самоубийства в нужнике полицейского участка становится закономерным финалом пути человека, который в слепой жажде выжить любой ценой привел себя к духовной смерти.

В своей статье В. Быков писал: «В "Сотникове" я с самого начала знал, чего хочу в конце, и последовательно вел моих героев к сцене казни, где один помогает вешать другого. Не желая того, переживая. Но уж такова логика фашизма, который, ухватив свою жертву за мизинец, не остановится до тех пор, пока не проглотит ее целиком…Рыбак тоже не негодник по натуре: сложись обстоятельства иначе, возможно, проявилась бы совсем другая сторона его характера, и он предстал бы перед людьми в другом свете. Но неумолимая сила военных ситуаций вынудила каждого сделать самый решающий в человеческой жизни выбор — умереть или остаться жить подлецом, и каждый выбрал свой”. Духовная глухота не позволяет Рыбаку понять глубину падения.

 

Подведение итогов урока

В конце урока учитель должен подвести обучающихся к выводу, что только зрелость мировоззрения, высокие духовно-нравственные принципы, идейная вооруженность позволяют человеку принять в сложной жизненной ситуации и жестоких обстоятельствах единственно правильное решение, когда он встанет перед выбором жить с позором или умереть достойно. В этом источник подвига простого труженика Сотникова.

 

Домашнее задание

Прочитать другие повести В. Быкова. Написать отзыв о прочитанной повести о войне.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...