Проявление механизма переноса в психологическом консультировании.
В ситуации консультирования не может происходить адекватное эмоциональное взаимодействие без принятия во внимание переноса и контрпереноса. Как правило, они сосуществуют, иногда их сравнивают с двумя сторонами магнитофонной ленты. Имеется в виду перенос чувств, влечений, установок из "там и тогда" в "здесь и теперь" и наоборот. Такую транспозицию осуществляет клиент в отношении консультанта (перенос) и консультант в отношении клиента (контрперенос). Перенос Открытие S. Freud "переноса" - одно из фундаментальных достижений психоанализа. Это учение нередко определяют как систематический анализ переноса. Вначале Freud считал перенос препятствием на пути развития психотерапии, однако в 1907 г., после первой встречи с С. Jung в Вене, позиция основателя психоанализа изменилась. На мнение Freud повлияла категоричность утверждения Jung, что "перенос - это альфа и омега терапии". Возможность переноса в консультировании и психотерапии в настоящее время в большей или меньшей мере признают представители почти всех теоретических ориентации. Перенос является составной частью консультативного (терапевтического) контакта. Данный психологический феномен присутствует в любых межличностных отношениях, однако в консультативном контакте он намного интенсивнее вследствие природы самого контакта. Консультант заведомо обладает авторитетом, мало говорит о себе и остается анонимным, поскольку к нему обращаются за помощью. Этим облегчается возникновение переноса. Возможны два основных определения переноса. Согласно классическому психоаналитическому определению, перенос - это оживление комплекса Эдипа в терапевтической ситуации. Реакция на терапевта такова, словно он - участник ранних эдиповых отношений клиента, т. е. представляет собой отца или мать. В эдиповом контексте определение слишком ограничено; его трудно принять, не придерживаясь психоаналитической ориентации. Считая перенос универсальным феноменом консультативного контакта, его можно определить как повторение в отношениях с консультантом чувств и установок, привычных в прошлом со значимыми людьми (прежде всего - родителями). Creenson (1965; цит. по: Сох, 1988) предлагает более обобщенное определение: "Перенос - это неадекватное и персеверативное переживание чувств, влечений, фантазий, установок и задействование защитных механизмов, возникших в прошлом в отношениях со значимыми людьми, при актуальном межличностном взаимодействии. Подчеркнем, реакция переноса представляет собой повторение прошлого и неприемлема в настоящем".
В консультировании и психотерапии переносу свойственны такие черты (Gelso, Fretz, 1992): 1. Перенос всегда ошибочен в том смысле, что клиент представляет консультанта в ложном свете, т. е. приписывает ему черты, свойственные другим людям в других обстоятельствах и времени. Конечно, ошибочны не все представления клиента; консультанту важно отличать реалистичные реакции от реакций переноса. 2. Перенос бывает положительным и отрицательным. Положительный перенос основывается на зависимости клиента от идеализированного образа отца, любящего и опекающего, вызывающего чувство защищенности и потребность в творческом самовыражении. Положительная установка клиента в отношении консультанта, возникшая в силу переноса, выражает отношения прошлого. Например, клиент, которому в детстве недоставало любви, склонен видеть в консультанте человека более сильного и любящего, чем тот есть на самом деле. Отрицательный перенос основывается на испытанных в детстве чувствах отвержения и враждебности. Если в консультировании эти установки не изменяются, терапия становится невозможной. 3. Возникновению переноса содействуют нейтральность и неопределенность консультанта.
Понятие "нейтральность" в психотерапии не имеет определения. Нейтральность не идентична равнодушию или дефициту заботливости. Имеется в виду, что консультант беспристрастен и не навязывает клиенту своих ценностей. Неопределенность означает сокрытие от клиента своих чувств, установок, событий жизни. Нейтральность и неопределенность консультанта создают специфическую атмосферу отношений, которая позволяет возникнуть и полностью проявиться переносу. Он проявляется и при отсутствии этих условий, однако они облегчают возникновение переноса и усиливают его. 4. Перенос - бессознательный процесс. Хотя чувства клиента по отношению к консультанту могут быть и вполне сознательными, но сам факт, что они привнесены из других, более ранних отношений, не осознается. В консультировании психодинамической ориентации консультант побуждает клиента к осознанию такого переноса. 5. Перенос чаще возникает в сферах, где имеются неразрешенные детские конфликты со значимыми личностями. Люди склонны превратно воспринимать настоящее, когда они увязли в эпизодах прошлого. В психотерапии и консультировании ценность переноса весьма велика. Он позволяет проникнуть в прошлое клиента и увидеть, каким образом ранний опыт, связанный со значимыми личностями (родители, близкие), модифицирует реакции настоящего. Это очень важно в случаях, когда расстройства поведения, личные проблемы постоянно "подпитываются" коварными реакциями переноса. Консультант, будучи объектом переноса, интерпретирует проекции и предоставляет клиенту возможность взглянуть на свое поведение в ракурсе причинности, чтобы избавиться от травм и фантазий прошлого. Такая работа придает консультированию характер "коррекции эмоционального опыта". Решение, стоит ли делать перенос объектом обсуждения, равносильно выбору между операцией и консервативным лечением. Первый вариант приводит к значимым внутренним изменениям, а второй чаще сохраняет status quo. Конечно, выбор всегда определяется конкретной ситуацией. В некоторых случаях не рекомендуется слишком углубляться в реакции переноса клиента и их интерпретацию: - при искаженном восприятии реальности; - при нехватке времени для работы с переносом (кратковременное консультирование или психотерапия); - при отсутствии нормального рабочего альянса с клиентом; - когда клиент из - за ослабления механизмов психологической защиты не может быть толерантен к тревоге и фрустрации; - когда целью консультирования является не разрешение глубинных конфликтов, а, например, приспособление к текущим жизненным ситуациям. Однако не следует забывать о проблемах, которые возникают из - за непреодоленного переноса в случае прекращения консультативного контакта, когда осталась без обсуждения интенсивная любовь клиента к идеализированному консультанту (положительный перенос) или ненависть к нему (отрицательный перенос). Поэтому консультанту не подобает игнорировать чувства клиента. Они должны быть обсуждены, конечно, с выбором надлежащей глубины обсуждения. Трансформация переноса в процессе консультирования похожа на эмоциональное развитие ребенка. Ребенок постепенно переходит от мнения о родителях как всемогущих и всезнающих к более реалистичному подходу, оценивая их как относительно простых людей, но тем не менее занимающих особое, важное положение в его эмоциональном мире. Подобным образом и клиент в ходе консультирования начинает реалистичнее оценивать консультанта; опыт контакта становится составной частью психики самого клиента. Перенос в сущности создает условия для интериоризации консультанта и способствует формированию специфической, но надежной инстанции, в которую можно обратиться при затруднениях в жизни.
Положительному переносу всегда присуща определенная, чаще всего временная идеализация консультанта с эротическим оттенком при условиях разнополости и гетеросексуальности клиента. Эротическая установка в отношении консультанта нередко выражается косвенно - паузами молчания, жалобами, что нечего сказать и голова совсем пустая; манипулятивными движениями, если консультант не пришел или опаздывает, забыванием уплатить за консультацию, интересом к личной жизни консультанта; конкуренцией с другими клиентами из - за консультанта; постоянным цитированием его высказываний и т. п.
Подарки тоже служат формой выражения чувств к консультанту. Дарение может означать многое и усложняет консультирование: иногда это просто взятка, порой демонстрация желания иметь с консультантом особые, доверительные отношения, и благодаря выбору подарка клиент хочет доказать знание вкуса и потребностей консультанта. При таких мотивах клиента консультант должен отказаться от подарка, если не желает быть втянутым в игры манипулятивного характера. Однако в некоторых случаях подарки отражают искреннюю благодарность, уважение к консультанту, и отказ от них может оскорбить клиента. Вообще в процессе консультирования лучше избегать подарков и подождать завершения терапии, тогда подарок становится поводом к последнему обсуждению с клиентом достигнутых успехов и соответствия (или несоответствия) подарка реальной цене консультирования в экзистенциальном смысле. Когда клиенты тем или иным способом выражают чувства, консультант должен относиться к этому с пониманием. Они проявляют подлинные чувства, хотя часто и нереалистичные. Если консультант принимает чувства клиента, даже не отвечая на них, и не позволяет клиенту испытывать отверженность, консультирование становится глубже и интенсивнее. С другой стороны, клиенты должны понимать, что консультант не может быть их сексуальным партнером. Такое табу помогает осознать жизненные ограничения на удовлетворение желаний. Перено́с (или Трансфе́р от англ. transference) — психологический феномен, заключающийся в бессознательном переносе ранее пережитых (особенно в детстве) чувств и отношений, проявлявшихся к одному лицу, совсем на другое лицо. Например, на психотерапевта в ходе психотерапии. Был замечен и описан Зигмундом Фрейдом, показавшим его первостепенную важность для понимания клиента (пациента) в процессе психоанализа. Контрпереносом в свою очередь называется перенос, возникающий у терапевта на клиента. Считается, что правильная интерпретация контрпереноса также важна для понимания происходящего в ходе психоаналитического процесса. Поскольку процесс переноса большей частью является бессознательным, пациент не воспринимает различные источники переноса и связанных с ним фантазий, установок и чувств (таких, как любовь, ненависть и гнев). Феномен переноса проявляется неожиданно для субъекта и может вызывать состояние дистресса. Исходными фигурами, с которых переносятся такие эмоциональные паттерны, чаще всего являются родители, но нередко в качестве источников переноса выступают братья и сестры, бабушки и дедушки, учителя, врачи, а также герои из детства.
Перенос представляет собой форму объектных отношений и, как любые объектные отношения, он воспроизводит первые детские привязанности и имеет универсальный характер. Помимо аналитической ситуации перенос может проявляться в самых разных условиях: при других формах психотерапии, при лечении соматических заболеваний, в школе, на работе и в социальном взаимодействии. Тем не менее наиболее отчетливо и интенсивно перенос проявляется в процессе психоанализа. Перенос — понятие динамическое; в процессе анализа он меняется, а потому аналитик может репрезентировать разных людей из прошлого пациента. Не все реакции на аналитика являются переносом. Некоторые из них возникают в ответ на его установки или актуальное поведение.
В индивидуальной психотерапии на лицо взаимодействие пациента и психотерапевта. В групповой психотерапии это взаимодействие терапевта и группы, каждого участника и группы, а так же каждого участника и руководителя группы. Любое взаимодействие это, прежде всего отношения между людьми. Причём эти отношения подразумевают не только, большую эмоциональную включённость терапевта (как в случае клиент - центрированной психотерапии), но так же и нейтральность психоаналитика. В 1912 году З. Фройд писал, что аналитик должен вести себя как «хирург, который отбрасывает в сторону все свои собственные чувства, включая человеческую симпатию, и концентрирует своё сознание на одной единственной цели - провести операцию как можно лучше». Нейтральность это, прежде всего сознательный, волевой контроль. Как же быть с бессознательным отношением к другому объекту? Каким образом можно его проследить? Как увидеть динамику развития отношений? Причём объективную динамику. Не ту динамику, которую чувствуешь и видишь сознательно как терапевт, и не ту динамику, что думает о работе с терапевтом пациент. А ту, что будет отражать реальное положение дел в работе терапевта с пациентом. Такой объективный инструмент есть, и это - перенос и контрперенос. Тут психотерапевт «неглубинной» школы, логично задаст вопрос: «Зачем вообще мне в своей работе с моими пациентами нужно видеть какую-то бессознательную динамику? Пришёл ко мне пациент, выговорился, выплеснул эмоции, что-то понял в своих отношениях с близкими людьми, я (терапевт) проявил эмпатию и пациент ушёл довольный». Вроде бы справедливое замечание коллеги. Нам представляется важным, думать о качестве и о глубинной красоте работы с душой пациента. Можно, к примеру, на одном и том же поле вырастить и сорняк, и красивые розы. И там и там будет расти зелень. Неужели мы скажем, что и сорняк, и розы это одно и тоже? Часто бывает в психотерапевтической практике особенно при краткосрочной работе с симптомами, когда приходит пациент, который боится лифтов, и через 2-3 встречи с психотерапевтом он уже не боится лифтов. Но через неделю он теперь боится ездить на общественном транспорте. Механизмы смещения работают в психики, здесь как видите мало поверхностной работы. Психотерапевт работает с внутренним миром своего пациента. Этот внутренний мир (со своими внутренними интроицированными объектами) можно увидеть только, с помощью переноса пациента, и собственного контрпереноса психотерапевта. Так ли это? Нужно ли видеть и использовать в своей психотерапевтической практике перенос и контрперенос? Попытаемся ответить на эти вопросы. З.Фройд отмечал, что: «не следует думать, что перенос порождается анализом, и что он наблюдается только в связи с ним. Анализ лишь вскрывает и обособляет перенос. Это общечеловеческий феномен, от него зависит успех врача». В целом психоанализ не создаёт перенос, а обнаруживает его. З.Фройд писал: «Перенос – это универсальное явление человеческой психики, которое оказывает влияние на взаимоотношение человека с его окружением». В психоаналитическом словаре перенос (трансфер) трактуется как в широком смысле универсальное явление, наблюдаемое в отношениях между людьми и состоящее в перенесении чувств и привязанностей друг на друга. А в узком смысле как процесс, характеризующийся смещением бессознательных представлений, желаний, влечений, стереотипов мышления и поведения с одного лица на другое и установлением таких отношений, когда опыт прошлого становится моделью взаимодействия в настоящем. Ещё в 1895 году З.Фройд упоминал о переносе, который он рассматривал как источник сопротивления аналитическому процессу. В опубликованной в 1905 году работе «Фрагмент анализа истерии (история болезни Доры)» З.Фройд отметил особую роль переноса при аналитической работе, в процессе которой вновь оживает целый ряд ранних психических переживаний пациента, но не в виде воспоминаний, а в качестве актуального отношения к личности аналитика. Речь идёт о возникновении не единичного переноса, а ряда переносов. Фройд писал: «Это новые издания, копирование побуждений и фантазий, которые должны пробуждаться и осознаваться во время проникновения анализа вглубь с характерным для этого сплава замещением значимого прежнего лица личностью врача». А в 1909 году он отмечал: «Перенос возникает спонтанно во всех человеческих взаимоотношениях, и то же самое происходит между пациентом и аналитиком». В то время З.Фройд понимал перенос как реакции пациента на психоаналитика и осознание психоаналитиком этих реакций в свой адрес. Многие современные психоаналитики расширяют понятие перенос и интерпретируют всё, то, что сказал пациент во время сеанса, как исключительно проявления переноса. Сведения, сообщаемые пациентом, рассматриваются как сознательное или бессознательное привнесение им в настоящее своего детского прошлого и его эмоционального содержания. Мои собственные теоретические и практические взгляды на проявление и использование переноса очень близки к данной позиции. Хотя в адрес такого подхода существует много критики. В особенности в современном психоанализе. Признаком переноса является проявление в отношениях аналитика и анализируемого принципиально несвойственных им черт, таких как преувеличенная нежность или враждебность и т. д. Именно «неуместное», «преувеличенное» и «необычайное» дают психоаналитику предполагать влияния переноса. Перенос на врача может осуществиться по образу отца, матери, брата, сестры или какого-либо другого лица, с которым ранее больной находился в определённых отношениях. Перенос является одним из основных феноменов в исследованиях теории психоанализа, и главным инструментом в руках практикующего психоаналитика в ситуации психоаналитического лечения. Причём при анализе перенос выступает в виде «сильнейшего сопротивления», в то время как вне анализа у пациента происходит оживление инфантильных образов, и поскольку аналитическое исследование натыкается на скрытую сексуальность, то силы вызвавшие регрессию либидо, восстают против аналитической работы в форме различного рода сопротивлений. Как уже было высказано выше, психоанализ - это взаимодействие двух бессознательных. Соответственно если перенос это «посыл» в сторону аналитика, то обратный процесс, в психоанализе именуется контрпереносом. В том же психоаналитическом словаре контрперенос определяется как перенесение бессознательных чувств и реакций аналитика на пациента. В широком смысле как эмоциональное отношение аналитика к пациенту, испытываемые им в процессе анализа чувства к нему, его реакции на психическое состояние поведения больного. В узком смысле как бессознательные процессы, связанные с реакцией психоаналитика на перенос пациента. Во введённом Фройдом в 1910 году отношением к этому термину, а также с советом Фройда психоаналитикам (1912) преодолевать контрперенос, видно, что контрперенос неотъемлемая часть психоаналитической работы, без его проработки, нельзя говорить о полноценно проведённом психоаналитическом лечении. Образно говоря, терапевт, вскрывает «замок» переноса «ключом» контрпереноса. Невротическая структура характера психоаналитика, которую, в общем, он уже преодолел в процессе индивидуального обучающего анализа, может заново в огромной степени реактивироваться в обращении с определёнными пациентами (как осложнение контрпереноса). Контрперенос, по сути, и есть то что «болит» у психоаналитика. Контрперенос вскрывает неотработанные, конфликтные особенности психоаналитика. Нарцизм, агрессивность, неудовлетворённая сексуальность, неудачи в отношениях, и т.д. всё это может иметь место в душе у психоаналитика, в аналитической ситуации. Очень важный момент, это к какой временной шкале мы относим феномен переноса. Если мы говорим, что перенос это то, что было в прошлом в отношениях со значимыми объектами – то тогда перенос имеет отношение к прошлому. Если мы говорим, что перенос можно обнаружить в ситуации психоаналитического сеанса «здесь и теперь» в отношениях с аналитиком, то тогда это имеет отношение к настоящему. Наконец имеет ли перенос отношение к будущему? На мой взгляд, имеет, согласно психоаналитическому пониманию принципа «навязчивого повторения». Когда пациент в переносе перекладывает на отношения с аналитиком определенный внутренний бессознательный сценарий, то это есть, то, что на самом деле бессознательно видит в нас пациент. То, что реально происходит, и будет происходить в наших с ним отношениях.
Случай Долоресс: Пациентка Долоресс 30 лет. Замужем. Долоресс второй ребёнок в семье, есть старший брат. Отношения у пациентки с братом хорошие, и всегда были таковые. Отец всегда, злоупотреблял алкоголем. По словам пациентки, она в детстве много пережила из-за алкоголизма отца. Отношения с матерью всегда были ровные, хотя пациентки казалось, что мать любит больше брата, чем её. Большую, часть времени она проводила на работе и Долоресс страдала от недостатка внимания со стороны матери. Отношения с мужем в браке у Долоресс протекали с разной динамикой. Так в начале супружеской жизни, Долоресс была очень зависима от своего мужа, как материально, так и психологически. Она должна была сидеть дома и выполнять только домашние обязанности, послушно подчиняясь мужу. Мужа очень часто подолгу не было дома, всё объяснялось загруженностью на работе (так же мало внимания как со стороны матери - навязчивый повтор). Однако Долоресс узнала, что муж ей изменяет с другой женщиной. Отношения чуть было не дошли до развода. В тот период она решила, научится шить одежду. Она окончила курсы шитья и стала успешно работать, сразу стало много клиентов, появилось ощущение, что нашла своё ремесло в жизни. Тогда она и пришла в анализ. Хотя в начале аналитического лечения она испытывала неуверенность в себе как мастере. После полутора лет работы в анализе она открыла своё дело, модный салон по пошиву одежды. Мотивы её, были таковыми, что ей хотелось независимости от мужа. Сейчас Долоресс хозяйка модного салона по пошиву одежды. Муж так же имеет свой бизнес, у него свой магазин. Параллельно процессу психоаналитической работы пациентка родила ещё одного ребёнка. Сейчас отношения с мужем хорошие, и не о каком разводе пациентка не думает. В работе с Долоресс, я всегда стараюсь обнаруживать её перенос и по возможности отслеживать свой контрперенос. Ещё З.Фройд писал, что без видения и проработки переноса, не может быть психоанализа. Приведу самый простой пример. Как-то я должен был выступать на большой конференции с докладом, а так же проводить мастер-класс по Балинт-группе. Не скрою, что я испытывал некоторые переживания по этому поводу как всё пройдёт. Утром до начала работы конференции у меня был сеанс с Долоресс. На котором она мне рассказала сон. Сон Долоресс: «Я прихожу к Вам Доктор на сеанс, мы начинаем его проводить, потом в кабинет входят ещё какие-то ученики. Вы в замешательстве, я тоже чувствую себя неловко, но потом Вы начинаете проводить со всеми какой-то урок. Для этого зачем-то достаёте таблицы, одна женщина задаёт Вам много вопросов. Вы всё объясняете, и все довольные уходят». Уже на сеансе я понял, что пациентка чувствует, что я много думаю о предстоящем мастер классе (хотя я ей, конечно, ничего об этом не говорил), так как конечно нелепо, чтобы на индивидуальном сеансе появился ещё кто-то. Она мне показала, что я больше должен думать о пациентах во время работы. Она во сне и была той женщиной, которая задавала мне вопросы. В переносе я был как её мать которая ей в детстве мало уделяла внимания. Но с другой стороны, уже по её сну, я ещё утром понял, как пройдёт мой мастер-класс. Всё, в сущности, так и вышло; было много участников на группе (хотя до сна пациентки я переживал, прейдёт ли хоть кто-то на Балинт-группу), было, объяснение как по таблицам, была так же одна женщина, которая много не понимала, в общем, всё как во сне. Здесь проявился перенос (на меня как на учителя, который долго объясняет, наверно так иногда происходит в сеансах), а так же то, что перенос это есть возможность понимания будущего. Того развития, которое нам в переносе проговаривают пациенты. Как- то у М.Балинта я прочитал английское выражение, которое дословно означает, что пациент «залазит под кожу своему психоаналитику». Так происходит с контрпереносом, актуальные конфликты и переживания психоаналитика, о которых себе признаться тяжело, очень часто находишь в анализе своих пациентов, которые показывают своим переносом, что, происходит в жизни психоаналитика. Итак, перенос и контрперенос являются неотъемлемой и важной частью психоаналитической работы. В метафоричной форме можно сказать, что: 1) перенос это то, в какие «психоодежды» одевает пациент своего психоаналитика (причём пациент объективно уверен, что именно эти одежды подходят его аналитику). 2) контрперенос это то, какой психоаналитик без «психоодежды» (без защит), то какой он на самом деле в своей внутренней реальности и со своими отношениями и конфликтами. 3) можно заключить, что перенос пациента вторичен по отношению к контрпереносу психоаналитика. Как будто бы, пациент находит слабые места у психоаналитика и бьёт по ним. 4) Перенос имеет отношению к трём временным модальностям; к прошлому, к настоящему и что очень важно и к будущему. 5)Только прорабатывая контрперенос, психоаналитику можно успешно проводить психоаналитическую практику. Грубо говоря, счастье пациента, успех лечения – зависят от того, насколько улучшается жизнь (может связанная с внутренними фантазиями) самого психоаналитика.
ЛИТЕРАТУРА:
1) http://psychoanalyse.narod.ru/spielrein/ermak.htm 2) https://ru.wikipedia.org/wiki/Перенос_(психология) 3) http://azps.ru/hrest/34/9359311.html
©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|