Исчезновение Эроса | "ОНА" Глубинные аспекты женской психологии
Исчезновение Эроса | " ОНА" Глубинные аспекты женской психологии Перевод В. Мершавка Раскрытие своей божественной сущности привело Эроса к невыносимым страданиям. Наступил конец райской жизни, ибо обнаружилась его истинная сущность — не божественного жениха на гибельной свадьбе или творца райских наслаждений, а живого воплощения любви. Это раскрытие оказалось для него весьма чувствительным и не менее болезненным, чем слава обманщика и хвастуна, вделавшего меньше, чем обещал. Как странно, что наши наилучшие способности могут причинить столько боли! Вряд ли все можно предвидеть заранее, но, тем не менее, именно так и происходит во многих жизненных ситуациях. Мой учитель рассказал мне случай, вполне подходящий для иллюстрации того, о чем говорилось выше. Очень возбужденный молодой человек пришел на консультацию после шести месяцев анализа. " Тони, все это ужасно! " — " Что случилось? Плохие новости? " — спросил Тони, не менее возбужденный. — " Но что же случилось, скажи мне, наконец! " — " Тони, мой невроз исчез, я не знаю, как жить дальше! " Смысл этого примера абсолютно ясен. Потеря старого способа адаптации к реальности — плохая новость для человека, даже если он может адаптироваться по-новому гораздо лучше. Как Эрос, так и Психея оказались глубоко травмированы при наступлении следующего этапа эволюционного процесса, хотя для каждого из них рана оказалась благотворной и полезной. По иронии судьбы, именно в тот момент, когда приходит влюбленность, вы должны признать индивидуальность и уникальность личности другого человека и, как следствие этого, — его потребность в собственном личностном пространстве и некоторой дистанции. Отдалившись друг от друга, вы сразу начинаете осознавать наличие этой дистанции, ощущать разобщенности и осложнение отношений. Как правило, у человека (мужчины или женщины) возникает страшное чувство слепой подчиненности, едва он вообразит в своем партнере бога или богиню. Вслед за этим приходят изоляция и одиночество.
Эрос выполнил свое обещание: у Психеи родился ребенок. Конечно это была девочка, а не мальчик, и не богиня, а простая смертная. А Эрос покинул Психею. Так происходит и в реальной жизни: на смену райским наслаждениям приходит обыденное и земное. Когда подобные события происходят в реальности очень часто ранний брак превращается в печальную драму. Как только женщина обнаружит, что мужчина не является создателем и творцом рая, как она предполагала, едва она раскроет уловки и секрет его " невидимости", оба супруга переживают сильное потрясение. Оно несет в себе огромный потенциал расширения сознания, но проявляется в болезненных переживаниях. И мужчина, и женщина покидают райский сад и находят твердую основу в человеческой жизни и человеческом измерении. И очень здорово, что все именно так и происходит, ибо люди делают больше хорошего, совершая человеческие поступки, чем божественные деяния. Однако цена этому — человеческое страдание. Итак, Эрос улетел к матери, Афродите и с этого момента будет занимать очень мало места в нашей истории. Бедная Психея отныне продолжит свое странствие в одиночестве, хотя у нее гораздо больше помощников, чем она думает. Даже великая пожирающая свекровь, Афродита, продолжает заботиться о ней на всем извилистом и запутанном пути. В это время мужчина может разорвать брачные узы и вернуться в родительский дом. Или, не сделав это физически, он может погрузиться в непрерывное молчание, перейти на поверхностный уровень общения и не включаться эмоционально. Это означает, что он вернулся в материнский дом — если не к реальной матери, то к своему материнскому комплексу. В это время власть над сознанием женщины берет в свои руки Афродита.
Рассматривая Эроса в качестве анимуса — мужской части женской психики — мы можем вспомнить, что именно Эрос сделал так, что в раю Психея находилась в бессознательной власти анимуса до тех пор, пока не зажгла светильник. Когда это случилось и раскрылась полная идентичность Эроса с анимусом, он улетел обратно в свой внутренний мир, к которому принадлежал. Анимус Юнг отмечал, что анима и анимус сильнее всего проявляют себя в качестве посредников между сознательной и бессознательной частями психики. Вернувшись в мир Афродиты, Эрос стал помогать Психее наладить отношения с Афродитой, Зевсом и другими богами и богинями внутреннего архетипического мира. Как мы убедимся впоследствии, Эрос будет поддерживать Психею в критические моменты ее развития, привлекая на помощь всевозможные природные силы и существа: тростник, муравьев и орла. Если женщина уже прошла в своем развитии через подростковый период, она должна избавиться от власти доминирующего, второстепенного и в значительной степени бессознательного мужского компонента, часто определяющего ее отношение к внешнему миру. Развитие женщины может продолжаться, если анимус, осознанный как таковой, займет положение между сознательным эго и бессознательным внутренним миром и станет посредником между ними, помогая, где только сможет. Впоследствии он поможет открыть для нее подлинный духовный мир. Находящаяся под властью анимуса женщина, абсолютно этого не осознавая устанавливает отношения с внешним миром при его посредничестве. Она свято верит в то, что ее поведение определяется не только с анимусом, сколько сознательным выбором эго. Но фактически, за редким исключением, эго в значительной степени отстраняется об этой функции, а ведущая роль переходит к анимусу. Зажигая светильник сознания, женщина видит абсолютно верную картину: анимус, находящийся отделы от ее эго. Подобно Психее, женщина обычно переполнена чувствами. Анимус представляется ей весьма могущественным и богоподобным по сравнению с ее слабым и беспомощным сознанием. В этот момент у нее возникает ощущение сильного отчаяния и угрожаюгщая ей опасности. Затем наступает шокирующий момет первого осознания своего анимуса, и женщину переполняет чувство собственной неадекватности, не менее опасное, чем гипертрофированное чувство величия превосходства. Обнаружив внутри себя нечто вроде богоподобия, она может оказаться на вершине блаженства. В этом случае женщине угрожает " влюбитьсяв саму любовь".
Если вы можете осмысливать и сглаживать это развитие, постоянно находясь в динамическом равновесиимежду крайностями в отношении к мужчине как к мужчине-смерти и мужчине-богу, раю и изгнанию, восторгу и отчаянию, значит, вы уже приступили к решению воистину человеческой задачи — развитию сознания. Я прошу вас поверить такому моему обещанию: если вы готовы принять мужчину в его реальном облике, вам не потребуется ничего, кроме светильника. Вы сможете узнать в мужчине бога — не такого, каким хотели увидеть в раю, — а в более значительном, Олимпийском смысле. В мою голову не приходит ничего более важного, что имело бы смысл обещать. Это событие в жизни Психеи чем-то напоминаетмомент из жизни Парсифаля, когда тот впервые нашел замок Грааля7. Парсифаль увидел замечательный и непостижимый для него мир, но не остался в нем. Точно также Психея потеряла Эроса почти сразу, едва раскрыв его истинную неземную сущность.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|