Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Типы структур управления организациями

Структуры управления»

 

Организационная структура – разделение экономического объекта, предприятий, компаний, учреждения на подразделения, отделы, цехи, лаборатории, участки, группы с целью упорядочения управления, налаживания взаимодействия звеньев, установления подчиненности, соподчиненности и ответственности.

 

Структура управления – совокупность взаимосвязанных элементов управления, расположенных на различных ступенях подчинения и обеспечивающих эффективное функционирование предприятия как целостной системы (элементы управления: руководители, специалисты, служащие).

 

 

Производственная структура – оптимальное сочетание главных, дополнительных, подсобных и вспомогательных отраслей в хозяйстве.

Отношения между элементами структуры управления поддерживаются благодаря связям, которые принято подразделять на горизонтальные и вертикальные.

Вертикальные связи - это связи руководства и подчинения, например связь между директором предприятия и начальником цеха. Необходимость в них возникает при иерархичности построения системы управления, то есть при наличии различных уровней управления, на каждом из которых преследуются свои цели.

 

Горизонтальные связи - это связи коопераций равноправных элементов, например связи между начальниками цехов. Носят характер согласования и являются одноуровневыми.

 

 

В структуре управления организацией различаются линейные и функциональные связи.

Линейные связи - представляют собой схему непосредственного подчинения по всем вопросам нижестоящих подразделений вышестоящим. Это система достаточно проста и может быть эффективна, если не велико число рассматриваемых вопросов и по ним могут быть даны решения в ближайших подразделениях.

Функциональные связи - представляют собой схему подчинения нижестоящего подразделения ряду функциональных подразделений, решающих отдельные вопросы управления - технические, плановые, финансовые и т. В этом случае указания поступают более квалифицированные. Однако при таких связях иногда возникают проблемы не согласованности действия отдельных функциональных подразделений.

Принято прямую подчиненность по организационно-административным вопросам считать линейной, а технологического характера - функциональной. Соответственно это находит отражение в схемах структур управления прямыми и прерывистыми линиями.

Конкретное выражение структура управления находит в следующих организационно-распорядительных документах:

- уставе предприятия,

- штатном расписании,

- положении о службе управления,

- должностных инструкциях,

- оргограмме (самой схеме структуры управления).

В состав любой структуры управления органически входят следующие элементы:

1. Орган управления – это самостоятельное структурное подразделение аппарата управления, выполняющее определенные функции:

- административная служба, которая включает всех линейных руководителей предприятия,

- службы специалистов (планово-экономическая, учетно-бухгалтерская, агрономическая, инженерная и др.)

2. Иерархический ряд структуры – важный элемент, который носит многоуровневый характер расположения органов управления в определенном порядке. Общепринято располагать структуру управления по значимости степени полномочия органа управления. Иерархический ряд можно отобразить следующим образом:

а) Высший орган управления – Общее собрание трудового коллектива;

б) Исполнительный орган – Совет трудового коллектива,

в) Линейные руководители – Руководитель предприятия,

- Зам. Руководителя,

- Руководители подразделений,

-Руководители производственных трудовых коллективов (бригады, звенья)

г) Функциональные руководители – Службы главных специалистов,

- Службы старших специалистов,

- Спецслужбы предприятия (кадровая, делопроизводства, юридическая, охраны труда и др.)

Иерархический ряд определяет ступени структуры управления предприятием, под которым понимается совокупность органов управления определенного управленческого уровня. Число ступеней управления соответствует числу ступеней в организационном строении 2-, 3- и 4- ступенчатые.

Факторы, определяющие структуру управления предприятием

При формировании структуры управления необходимо учитывать факторы, влияющие на ее строение, которые можно подразделить на общие и частные.

Из общих факторов на структуру оказывают влияние:

1. социально-экономическая основа способа производства

– состояние материально-технической базы,

- достигнутый уровень производительных сил,

- характер производства.

2. Отраслевые особенности

- состав производимой продукции,

- технология производства,

- объемы производства.

- уровень технической оснащенности труда.

3. Цель, принципы, функции и методы управления.

К факторам частного порядка, влияющим на структуру относят:

1. Организационно-производственная структура,

2. Размеры и тип производства,

3. Уровень специализации и концентрации,

4. Обеспеченность и уровень квалификации кадров,

5. Наличие средств связи и транспорта,

6. Количество и размещение населенных пунктов, городов.

В основе классификации структур управления (в сельскохозяйственных предприятиях) положены следующие признаки:

1. Число ступеней (2-, 3- и 4- ступенчатые).

2. Виды основных внутрихозяйственных подразделений (бригадная, отделенческая, цеховая и комбинированная).

3. Уровень внутрихозяйственной специализации (территориальная, отраслевая и смешанная).

4. Установленные взаимосвязи и соподчинение (линейная, функциональная, линейно-функциональная и др.).

 

Типы структур управления организациями

В современной теории менеджмента выделяются два типа управления организациями: бюрократический и органический. Они построены на принципиально различных основаниях и имеют специфические черты, позволяющие выявлять сферы их рационального использования и перспективы дальнейшего развития.

Бюрократическая структура характеризуется высокой степенью разделения труда, развитой иерархией управления, цепью команд, наличием многочисленных правил и норм поведения персонала и подбором кадров по их деловым и профессиональным качествам.

Большинство современных организаций представляют собой варианты бюрократии. Причины столь длительного и широко масштабного использования бюрократической структуры состоит в том, что ее характеристики еще достаточно хорошо подходят для большинства промышленных фирм, организаций сферы услуг и всех видов государственных учреждений. Объективность принимаемых решений позволяет эффективно управляемой бюрократии адаптироваться к происходящим изменениям.

Трудности, возникающие в бюрократических структурах, связаны с преувеличением значимости правил, процедур и норм. Это приводит к тому, что организация утрачивает гибкость поведения.Еще одни недостаток бюрократических структур – отсутствие способности спонтанно и по-новому реагировать на окружающие условия. Упор на строгое соблюдение правил ведет к негибкости и полному нарушению способности организации порождать новые элементы.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...