Типы структур управления организациями
Структуры управления»
Организационная структура – разделение экономического объекта, предприятий, компаний, учреждения на подразделения, отделы, цехи, лаборатории, участки, группы с целью упорядочения управления, налаживания взаимодействия звеньев, установления подчиненности, соподчиненности и ответственности.
Структура управления – совокупность взаимосвязанных элементов управления, расположенных на различных ступенях подчинения и обеспечивающих эффективное функционирование предприятия как целостной системы (элементы управления: руководители, специалисты, служащие).
Производственная структура – оптимальное сочетание главных, дополнительных, подсобных и вспомогательных отраслей в хозяйстве. Отношения между элементами структуры управления поддерживаются благодаря связям, которые принято подразделять на горизонтальные и вертикальные. Вертикальные связи - это связи руководства и подчинения, например связь между директором предприятия и начальником цеха. Необходимость в них возникает при иерархичности построения системы управления, то есть при наличии различных уровней управления, на каждом из которых преследуются свои цели.
Горизонтальные связи - это связи коопераций равноправных элементов, например связи между начальниками цехов. Носят характер согласования и являются одноуровневыми.
В структуре управления организацией различаются линейные и функциональные связи. Линейные связи - представляют собой схему непосредственного подчинения по всем вопросам нижестоящих подразделений вышестоящим. Это система достаточно проста и может быть эффективна, если не велико число рассматриваемых вопросов и по ним могут быть даны решения в ближайших подразделениях.
Функциональные связи - представляют собой схему подчинения нижестоящего подразделения ряду функциональных подразделений, решающих отдельные вопросы управления - технические, плановые, финансовые и т. В этом случае указания поступают более квалифицированные. Однако при таких связях иногда возникают проблемы не согласованности действия отдельных функциональных подразделений. Принято прямую подчиненность по организационно-административным вопросам считать линейной, а технологического характера - функциональной. Соответственно это находит отражение в схемах структур управления прямыми и прерывистыми линиями. Конкретное выражение структура управления находит в следующих организационно-распорядительных документах: - уставе предприятия, - штатном расписании, - положении о службе управления, - должностных инструкциях, - оргограмме (самой схеме структуры управления). В состав любой структуры управления органически входят следующие элементы: 1. Орган управления – это самостоятельное структурное подразделение аппарата управления, выполняющее определенные функции: - административная служба, которая включает всех линейных руководителей предприятия, - службы специалистов (планово-экономическая, учетно-бухгалтерская, агрономическая, инженерная и др.) 2. Иерархический ряд структуры – важный элемент, который носит многоуровневый характер расположения органов управления в определенном порядке. Общепринято располагать структуру управления по значимости степени полномочия органа управления. Иерархический ряд можно отобразить следующим образом: а) Высший орган управления – Общее собрание трудового коллектива; б) Исполнительный орган – Совет трудового коллектива, в) Линейные руководители – Руководитель предприятия,
- Зам. Руководителя, - Руководители подразделений, -Руководители производственных трудовых коллективов (бригады, звенья) г) Функциональные руководители – Службы главных специалистов, - Службы старших специалистов, - Спецслужбы предприятия (кадровая, делопроизводства, юридическая, охраны труда и др.) Иерархический ряд определяет ступени структуры управления предприятием, под которым понимается совокупность органов управления определенного управленческого уровня. Число ступеней управления соответствует числу ступеней в организационном строении 2-, 3- и 4- ступенчатые. Факторы, определяющие структуру управления предприятием При формировании структуры управления необходимо учитывать факторы, влияющие на ее строение, которые можно подразделить на общие и частные. Из общих факторов на структуру оказывают влияние: 1. социально-экономическая основа способа производства – состояние материально-технической базы, - достигнутый уровень производительных сил, - характер производства. 2. Отраслевые особенности - состав производимой продукции, - технология производства, - объемы производства. - уровень технической оснащенности труда. 3. Цель, принципы, функции и методы управления. К факторам частного порядка, влияющим на структуру относят: 1. Организационно-производственная структура, 2. Размеры и тип производства, 3. Уровень специализации и концентрации, 4. Обеспеченность и уровень квалификации кадров, 5. Наличие средств связи и транспорта, 6. Количество и размещение населенных пунктов, городов. В основе классификации структур управления (в сельскохозяйственных предприятиях) положены следующие признаки: 1. Число ступеней (2-, 3- и 4- ступенчатые). 2. Виды основных внутрихозяйственных подразделений (бригадная, отделенческая, цеховая и комбинированная). 3. Уровень внутрихозяйственной специализации (территориальная, отраслевая и смешанная). 4. Установленные взаимосвязи и соподчинение (линейная, функциональная, линейно-функциональная и др.).
Типы структур управления организациями В современной теории менеджмента выделяются два типа управления организациями: бюрократический и органический. Они построены на принципиально различных основаниях и имеют специфические черты, позволяющие выявлять сферы их рационального использования и перспективы дальнейшего развития.
Бюрократическая структура характеризуется высокой степенью разделения труда, развитой иерархией управления, цепью команд, наличием многочисленных правил и норм поведения персонала и подбором кадров по их деловым и профессиональным качествам. Большинство современных организаций представляют собой варианты бюрократии. Причины столь длительного и широко масштабного использования бюрократической структуры состоит в том, что ее характеристики еще достаточно хорошо подходят для большинства промышленных фирм, организаций сферы услуг и всех видов государственных учреждений. Объективность принимаемых решений позволяет эффективно управляемой бюрократии адаптироваться к происходящим изменениям. Трудности, возникающие в бюрократических структурах, связаны с преувеличением значимости правил, процедур и норм. Это приводит к тому, что организация утрачивает гибкость поведения.Еще одни недостаток бюрократических структур – отсутствие способности спонтанно и по-новому реагировать на окружающие условия. Упор на строгое соблюдение правил ведет к негибкости и полному нарушению способности организации порождать новые элементы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|