Проектная структура управления
Линейно - штабная организационная структура предприятия Линейно - штабная структура включает в себя специализированные подразделения (штабы), которые не обладают правами принятия решений и руководства какими - либо нижестоящими подразделениями, а лишь помогают соответствующему руководителю в выполнении отдельных функций, прежде всего, функций стратегического планирования и анализа. Так, штабы выполняют предварительный анализ поступающей от нижних эшелонов информации, готовят по ней аналитические отчеты и обзоры, разрабатывают проекты приказов и распоряжений. Кроме того, штабы ликвидируют один из важнейших недостатков обычной линейной структуры, осуществляя тактической и стратегическое планирование деятельности в рамках своей службы. Штабы и их сотрудники, как правило, не обладают правом принятия решений и руководства подразделениями. Достоинства линейно - штабной структуры: 1. более глубокая, чем в линейной, проработка стратегических вопросов; 2. некоторая разгрузка высших руководителей; 3. возможность привлечения внешних консультантов и экспертов; Недостатки линейно - штабной структуры: 1. Недостаточно четкое распределение ответственности, т. к. лица, готовящие решение, не участвуют в его выполнении. 2. Тенденции к чрезмерной централизации управления
Дивизионная структура управления В этом типе структур сделана попытка сочетать централизованную координацию и контроль деятельности с децентрализованным управлением. Основной принцип, лежащий в основе любой дивизионной структуры управления, заключается в разделении всей структуры фирмы на дивизионы. Дивизион - это крупное структурное подразделение предприятия, обладающее большой самостоятельностью за счет включения в себя всех необходимых служб.
Ключевыми фигурами в управлении организациями с дивизионной структурой являются уже не руководители функциональных подразделений, а менеджеры, возглавляющие производственные отделения (дивизионы). Структуризация по дивизионам, как правило, производится по одному из критериев: 1. по выпускаемой продукции (изделиям или услугам). Полномочия по руководству производством и сбытом какого-либо продукта или услуги передаются одному руководителю, который является ответственным за данный вид продукции. Руководители функциональных служб (производственной, снабженческой, технической, бухгалтерской, маркетинговой и т. д.) должны отчитываться перед управляющим по этому продукту. 2. по ориентации на определенные группы потребителей. Подразделения группируются вокруг определенных групп потребителей. Цель такой организационной структуры состоит в том, чтобы удовлетворять потребности конкретных потребителей так же хорошо, как это делает компания, которая обслуживает всего одну их группу. 3. по обслуживаемым территориям. Если деятельность компании распространена на несколько регионов, в которых требуется использование различных стратегий, то целесообразно формировать дивизиональную структуру управления по территориальному принципу. Вся деятельность компании в определенном регионе в этом случае должна подчиняться соответствующему руководителю, несущему за нее ответственность перед высшим руководящим органом фирмы. Структура облегчает решение проблем, связанных с местными обычаями, особенностями законодательства и социально-экономической среды региона. Преимущества дивизионной структуры: 1. она обеспечивает управление многопрофильными предприятиями с общей численностью сотрудников порядка сотен тысяч и территориально удаленными подразделениями;
2. обеспечивает большую гибкость и более быструю реакцию на изменения в окружении предприятия; 3. более тесная связь производства с потребителями. Недостатки дивизионной структуры: 1. Несовпадение, а часто и противоречие, интересов самостоятельных подразделений и общих интересов корпорации 2. Основные связи - вертикальные, поэтому остаются общие для иерархических структур недостатки 3. Дублирование функций на разных "этажах" и как следствие - очень высокие затраты на содержание управленческой структуры Органический (адаптивный) тип структур управления Бригадная (кросс-функциональная) форма управления Основой этой структуры управления является организация работ по рабочим группам (бригадам), во многом прямо противоположной иерархическому типу структур. Основными принципами такой организации управления являются: 1. автономная работа рабочих групп (бригад); 2. самостоятельное принятие решений рабочими группами и координация деятельности по горизонтали; 3. замена жестких управленческих связей бюрократического типа гибкими связями; 4. привлечение для разработки и решения задач сотрудников разных подразделений. Работники находятся под двойным подчинением - административным (руководителю функционального подразделения, в котором они работают) и функциональным (руководителю рабочей группы или бригады, в которую они входят). При этом отдельные работники могут входить в состав только одной бригады, или работать сразу в нескольких бригадах. Кроме того, они еще могут работать по планам своего структурного подразделения. Осуществление руководства в таких условиях непростая задача. Такая форма организации называется кросс-функциональной, во многом она близка к матричной. Преимущества бригадной (кросс-функциональной) структуры: 1. сокращение управленческого аппарата, повышение эффективности управления; 2. гибкое использование кадров, их знаний и компетентности; 3. сокращается потребность в специалистах широкого профиля. Недостатки бригадной (кросс-функциональной) структуры: 1. сложность в координации работ отдельных бригад; 2. высокая квалификация и ответственность персонала;
3. высокие требования к коммуникациям.
Проектная структура управления Деятельность предприятия рассматривается как совокупность выполняемых проектов, каждый из которых имеет фиксированное начало и окончание. Под каждый проект выделяются трудовые, финансовые, промышленные и т. д. ресурсы, которыми распоряжается руководитель проекта. Каждый проект имеет свою структуру, и управление проектом включает определение его целей, формирование структуры, планирование и организацию работ, координацию действий исполнителей. После выполнения проекта структура проекта распадается, ее компоненты, включая сотрудников, переходят в новый проект или увольняются (если они работали на контрактной основе). По форме структура управления по проектам может соответствовать как бригадной (кросс-функциональной) структуре, так и дивизионной структуре, в которой определенный дивизион (отделение) существует не постоянно, а на срок выполнения проекта. Преимущества структуры управления по проектам: 1. высокая гибкость; 2. сокращение численности управленческого персонала по сравнению с иерархическими структурами. Недостатки структуры управления по проектам: 1. Высокие требования квалификации, личным и деловым качествам руководителя проекта, 2. Сложность взаимодействия большого числа проектов в компании 3. Усложнение процесса развития организации как единого целого
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|