Модели управления персоналом
Модель управления персоналом представляет собой комбинацию методов, приемов, применяемых для наиболее эффективного использования потенциала работника. Можно говорить о нескольких типах моделей, которые также учитывают особенности национального менталитета. 1. Модель «спортивная команда» («рынок труда») характеризуется: ¨ краткосрочным наймом за пределами организации; ¨ отбором кадров по профессиональным критериям; ¨ конфронтационностью отношений между работником и администрацией; ¨ минимальным обучением и повышением квалификации персонала; ¨ игнорированием социальных потребностей и преобладанием чисто экономической ориентации работников (главный мотивирующий фактор ¾ денежное вознаграждение за индивидуальные результаты); ¨ связью уровня заработной платы с общеэкономическими условиями; ¨ преданностью работников профессии, а не организации. Такая модель свойственна американским фирмам с агрессивной стратегией. 2. Модель «человеческий капитал» («крепость»), характерная для Японии, предполагает: ¨ переменную занятость, при которой персонал делится на временных и постоянных (ядро) работников, для которых практикуется долгосрочный (пожизненный) наем; ¨ инвестиции в обучение, решение социальных проблем; ¨ непрерывное образование и повышение квалификации на рабочем месте; ¨ участие работников в управлении; ¨ постоянную ротацию кадров; ¨ групповые принципы продвижения, вознаграждения; ¨ обусловленность уровня заработной платы возрастом и стажем.
Японская система управления персоналом формировалась в условиях нехватки трудовых ресурсов и решала задачу удержания работников, повышения эффективности их использования. В этой системе работники и технологии не рассматривались как противоположности, а новые технологии являлись средством гарантии занятости.
Сравнительные особенности американской и японской моделей 3. Партнерская (западноевропейская) модель основывается: ¨ на социальном партнерстве и коллективном договоре; ¨ предоставлении руководящих должностей прежде всего своим сотрудникам; ¨ сокращении или ликвидации статусного разрыва между руководством и подчиненными; ¨ создании благоприятных условий труда; ¨ поощрении открытого делового общения; ¨ помощи в поисках работы при увольнениях; ¨ участии в прибылях; ¨ постоянном повышении квалификации. 4. Российская модель характеризуется: ¨ патернализмом; ¨ ориентированностью большинства руководителей на решение проблем организации, а не персонала; ¨ незащищенностью квалифицированных работников любого ранга от произвола собственников и администрации; ¨ непрофессионализмом работников сферы управления человеческими ресурсами (руководство службами персонала осуществляется доверенными лицами собственника, а не специалистами); ¨ незаинтересованностью основной массы работодателей и работников в росте квалификации и повышении производительности труда; ¨ слабым давлением на организацию специалистов извне; ¨ трудностью увольнения работников (поэтому приходится делать ставку не на привлечение их со стороны, а на развитие имеющегося трудового потенциала).
Такая модель сформировалась на базе крайне негативных процессов, имеющих место в социально-трудовой сфере России: ¨ усиления дефицита квалифицированной рабочей силы на фоне повышения роли знаний и постоянного снижения ее качественного (прежде всего образовательного) уровня по сравнению Западом;
¨ деградации трудового сознания, которая, по данным исследований, произошла у 80% работников; ¨ резкого ухудшения демографической ситуации в стране; ¨ несоответствия кадровой политики большинства предприятий требованиям рыночной экономики; ¨ углубления мотивационного кризиса, вызываемого ростом неудовлетворенности трудом; ¨ жесткости профессионально-квалификационной структуры отечественного рынка труда, его малой восприимчивостью к изменениям; ¨ экономической и правовой неподготовленностью персонала к работе в рыночных условиях.
Долгое время в России считалось, что управление персоналом не требует специальной профессиональной подготовки, а менеджером в этой сфере может быть любой опытный руководитель, обладающий жизненным опытом, дисциплиной и здравым смыслом. В то же время менеджмент персонала имеет в России особое значение потому, что у людей велик иррационализм поведения и значительны национально-культурные различия. Российские люди тяготятся чрезвычайно жестким распорядком, четкостью заданий. Они способны сами себе устанавливать режим и способ действий. Их творчество нацелено на экономию труда ¾ сделать так, чтобы ничего не делать, что позитивно, если идет речь о выполнении лишней работы. 5. Модель «академия» предполагает: ¨ опору на собственные кадры и пополнение персонала только за счет молодых специалистов и внутреннее их продвижение; ¨ коллективные результаты труда и вознаграждение; ¨ воспитание лояльности и преданности организации, готовности принять нормы; ¨ стимулирование повышения квалификации и развития персонала; ¨ ориентацию на образование, интеллект. Модель характерна для государственных организаций. Ей свойственна низкая текучесть персонала, удовлетворенность им своим положением.
Рекомендация: Для самоконтроля полученных знаний выполните тренировочные задания
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|