Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Влияние цвета на эмоциональное состояние человека




Простейшая форма переживания чувства — это так называемый чувственный или эмоциональный тон. Под чувственным тоном понимают эмоциональную окраску, своеобразный оттенок психического процесса. Хорошо известно, что некоторые цвета, звуки, запахи могут сами по себе, независимо от их значения, от воспоминаний и мыслей, связанных с ними, вызывать у нас приятное или неприятное чувство. Так, хорошая музыка, запах розы, вкус апельсина приятны большинству людей, имеют положительный эмоциональный тон. Скрежет металла, запах горелой резины, вкус горького лекарства неприятны. Чувственный тон как бы объединяет в себе отражение наиболее общих и часто встречающихся признаков, полезных и вредных факторов окружающей среды (Рогов Е. И., 1999).

Желая предупредить эмоциональное напряжение человека, следует учитывать характер воздействия цвета на него. Даже, казалось бы, такие незначительные детали, как цвет окружающих предметов, стен комнаты и пр., вызывают у человека различные переживания. Постоянно находясь в океане многоцветья, человек откликается на это своими эмоциональными переживаниями.

Склонность к тому или иному цвету или сочетанию цветов может существенно меняться у человека под влиянием различных факторов. При этом у каждого человека имеются собственные устойчивые предпочтения, составляющие «личную цветовую шкалу». В. С. Лобзин и М. М. Решетников (1986) предложили оригинальную таблицу, позволяющую учитывать воздействие цвета на психоэмоциональное состояние человека (см.таблицу).

Чувственный (эмоциональный) тон — слабовыраженная эмоциональная реакция; эмоциональная окраска, своеобразный оттенок психического процесса.


ГЛАВА 2. АФФЕКТИВНАЯ СФЕРА ■ 423

Влияние цвета на психоэмоциональное состояние человека

 

 

Цвет Расположение цветового объекта
Вверху На уровне глаз Внизу
Красный Возбуждает, мобилизует Возбуждает Воспринимается неестественно, может «обжигать»
Розовый Вызывает ощущение легкости, счастья Вызывает чувство нежности Часто ассоциируется с обонятельными ощущениями
Оранжевый Способствует концентрации внимания Вызывает ощущение тепла, способствует релаксации Вызывает эффект «принадлежности» и ощущение тепла, иногда воспринимается неестественно
Желтый Вызывает приятные ощущения разрядки, способствует расслаблению Возбуждает, может вызывать неприятные ощущения Вызывает эффект «приподнятости», иногда парения
Зеленый Воспринимается неестественно Успокаивает Успокаивает, «охлаждает», может оказывать снотворное действие
Голубой Вызывает ощущение легкости, способствует расслаблению «Охлаждает», вызывает отчуждение «Охлаждает» (более вы-раженно, чем зеленый)
Синий Вызывает тревожность, беспокойство Вызывает отчуждение в группе, в отношениях с руководством Вызывает тревогу, «холод», ощущение бездны
Коричневый Вызывает чувство тяжести, давления Угнетает, усиливает болезненную настроенность Вызывает ощущение уверенности, твердости

РЕЗЮМЕ

Главные проблемы, требующие своего разрешения в период ранней взрослости,— это достижение идентичности и близости. Близость представляет собой единение двух идентичностей, но без утраты каждым индивидуумом своих неповторимых особенностей. Близость — основа любви. Любовь складывается из таких эмоций, как интерес—возбуждение и удовольствие—радость. Зачастую любовь сопровождается чувством ревности, которое может выражаться эмоциями гнева, печали, злости и т. д.

В период ранней взрослости человек переживает новый комплекс эмоций. Среди них — эмоции родительских отношений, которые включают в себя: радость от общения с ребенком, чувство привязанности и взаимного доверия, чувствительность к потребностям ребенка, чувство интереса к ребенку и восхищение им. Одной из характеристик материнства и материнской любви является эмоциональная доступность, готовность дать ребенку свое тепло, свою нежность, а впоследствии и понимание, поддержку, одобрение. В целом эмоциональная сфера человека в этом возрасте уже сформирована и стабильна.


ГЛАВА 3

МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА

I Мотив (от лат. movere — приводить в движение, толкать) — сложное психологическое образование, побуждающее к сознательным действиям и поступкам и служащее для них основанием (обоснованием).

Потребность — переживаемое состояние внутреннего напряжения, возникающее вследствие отражения в сознании нужды (нужности, желаннос-ти чего-то) и побуждающее психическую активность, связанную с целепо-лаганием.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...