Проблемы развития предпринимательства в переходной экономике Беларуси
Переход Республики Беларусь к рыночным отношениям повлек за собой кардинальные изменения в организационно-правовых структурах, формах собственности предприятий и организаций. Функционирование субъектов хозяйствования в рыночных условиях сопровождается проблемами, корни которых глубоко уходят в историю социально-экономических и других общественных отношений. Однако ни одна из этих проблем не является столь острой, как возрождение экономического базиса, ядром которого выступает предпринимательство. Объективное значение предпринимательства в современной рыночной экономике подтверждается все более растущим в обществе пониманием необходимости его развития на качественно иной основе, нежели это имело место в последние годы. В своем развитии предпринимательству приходится сталкиваться с серьёзными трудностями роста. Среди причин, сдерживающих развитие предпринимательства в Республике Беларусь, особо выделяются нестабильность и незавершенность законодательной базы, несовершенство системы налогообложения, недостаточность собственных финансовых средств, трудности с получением банковских кредитов, помещений, давление со стороны криминальных структур. Долгие годы в экономике Беларуси господствовал стереотип, согласно которому считалось, что эффективными могут быть только предприятия-гиганты. Но как показал мировой опыт, крупные предприятия не обеспечивают динамизм экономики, ее гибкость, эффективную работу на потребителя. На гигантских промышленных объединениях около 20% мощностей не достаточно загружено, а в некоторых областях гораздо больше. Тогда как малые предприятия, быстрее реагируют на запросы потребителей, смело вступая в конкуренцию между собой и промышленными гигантами, выпуская новейшую продукцию, наполняя ею рынок. Без малых предприятий, нельзя сбалансировать экономику.
В условиях перехода к рыночной экономике благоприятное воздействие на общую социально-экономическую ситуацию в Республике оказывает предпринимательство. Выступая альтернативой государственному сектору экономики, оно способствует формированию конкурентной среды, создает дополнительные рабочие места, снижая этим социальную напряженность в обществе. В основе предпринимательства лежит предприимчивость — особый вид творческой активности в сфере экономики, заключающийся в реализации новых идей, технических и организационных нововведений, приносящих коммерческий успех. Предпринимательство явление широкомасштабное, получившее развитие во всех странах мира. По количеству малых и средних предприятий на 1000 жителей лидером являются США — 74,2, Италия — 68, в России — 5,65, в Республике Беларусь — 5,64. По удельному весу занятых предпринимательством в общей численности занятых на первом месте стоит Япония — 78 %, потом идут Италия — 73 %, США — 54 %, в России — 9,6 % и в Беларуси — 5 %. Распространение предпринимательства во всех странах мира объясняется той ролью, которую оно выполняет в экономике государств. Предпринимательский сектор оперативно реагирует на изменение рыночного спроса, формирует конкурентную среду, создает дополнительные рабочие места, обеспечивает возможность для проявления и реализации творческого потенциала людей, что делает этот сектор экономики мощным источником инноваций. При переходе к рыночной экономике, её главным регулятором становится рынок, который экономически, законами спроса и предложения, определяет развитие общественно-необходимого производства, цену товара, его качество, потребительские свойства, даёт импульс развитию научно-технического прогресса и в тоже время гасит ненужное, нерентабельное, неконкурентоспособное производство. Рынок воздействует тем самым на интересы предпринимателей, заставляет их улучшать производство, качество товара. Конкуренция предпринимателей понуждает их снижать затраты на производство и соответственно цены. В этом смысле воздействие на экономику с помощью интереса оказывается более существенным, нежели в условиях административно-командной системы, где главным способом воздействия выступали директивные команды государственного руководства хозяйства на основе планов, а экономические меры находились на втором месте. Надо сказать, что государственное всеобъемлющее руководство экономикой имеет, в принципе, большие возможности заставить производство развиваться в определённом направлении. Государство может способствовать решению макро задач путём сосредоточения усилий на избранном направлении. Поворот к рынку в нашей стране поставил дилемму двух выборов: социалистического переустройства плановой экономики в сторону рынка на базе общественных форм собственности, или отказа от последних, глобальной приватизации и регресса к капиталистической модели. Однако независимо от этого при любой рыночной модели возникает вопрос о роли государства в экономике, необходимость его воздействия на хозяйственную деятельность автономных предпринимателей, основаниях и пределах допустимого государственного вмешательства в неё.
Предпринимательство является неотъемлемым элементом рыночной экономики. В основе предпринимательской деятельности лежит предприимчивость — особый вид творческой активности в сфере экономики, заключающийся в реализации новых идей, технических и организационных нововведений, приносящих коммерческий успех. Одним из условий перехода к стабильной рыночной экономике является развитие предпринимательского сектора Зарубежный опыт, свидетельствуют о том, что на развитие предпринимательства в каждой стране оказывают влияние политические, экономические, юридические, технологические, социально-культурные, природно-климатические и демографические условия. В отдельно взятой стране роль конкретных факторов различна.
Благодаря предпринимательскому сектору создаются дополнительные рабочие места, значительно его участие в формировании доходной части бюджета. Поддержка предпринимателей без образования юридического лица является одним из приоритетов экономической политики Республики Беларусь. Без эффективной инфраструктуры невозможно оказать действенную помощь в развитии предпринимательскому сектору Республики. 1)финансовые; 2)институциональные; 3) образовательные; 4) государственные; 5) информационные.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы: Важнейшим фактором, влияющим на эффективность деятельности малого и среднего предпринимательства является степень развитости рыночных отношений. Кардинальные сдвиги в экономике Республики происходили вплоть до 1994 – 95 гг., после чего внутренняя и внешняя экономическая политика государства несколько изменилась. Зарегулированность и одновременно нестабильность предпринимательского законодательства Республики Беларусь отпугивает как отечественных, так и иностранных инициативных людей от инвестирования денежных средств в национальную экономику. Чрезмерно пристальное “внимание”, обращаемое государством на производителей, сложности процедуры внедрения передовых технологий в производство, постоянные проверки и массовые штрафы за нарушение запутанных законов и многочисленных подзаконных нормативных актов обусловили то, что малый бизнес практически разочаровался в производстве. Если ещё около 5 лет назад предприниматели становились в очередь за кредитами на открытие новых производств, покупку оборудования, то теперь желания получать кредиты со стороны малого бизнеса, почти нет. Многие представители этой “весовой категории” бизнеса предпочитают заниматься импортом польского и турецкого ширпотреба, а не шить его здесь, в Беларуси. Нет желания вкладывать заработанное в любые производства. Где уж тут говорить о доверии иностранных инвесторов.
Предпринимательство нуждается в особой государственной поддержке, причём не только финансовой, правовой и организационной. Развитие предпринимательства как социального явления предполагает формирование идеологии его поддержки, возведённой в ранг государственной политики. Это необходимо, потому что сегодня предпринимательство является неотъемлемой частью экономики нашей Республики и играет заметную роль в производстве экспортной продукции, росте занятости населения. Поддержка предпринимательства имеет двойное обоснование. Во – первых это является эффективным средством решения социальных проблем и, прежде всего, проблем занятости. Поэтому развитие предпринимательства должно датироваться государством и обществом. Во – вторых, важно развивать предпринимательство и с точки зрения эффективности использования народнохозяйственных ресурсов. При таком подходе средства, выделяемые предпринимателям, с позиций рыночной экономики должны рассматриваться как инвестиции, способные принести прибыль. Мировой опыт показывает, что предпринимательство – это один из важнейших факторов формирования и развития рыночной экономики. В развитых странах малый бизнес вовлёк в свою деятельность 50 – 60% работоспособного населения и сформировал 70 – 80% новых рабочих мест, на его долю приходится от20 до 60% валового национального продукта. Таким образом, предпринимательство является основным элементом рыночной экономики. Поэтому развитие малого и среднего бизнеса должно стать одной из главных задач региональной политики нашего государства.
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ
1. С.В. Дадалко Пути развития предпринимательства/Минск "Армита-Маркетинг, Менеджмент" 2001г. 2. В.Н. Шимов Экономическое развитие Беларуси на рубеже веков:проблемы, итоги, перспективы/Минск БГЭУ 2003г. 3. Лацкевич Н. В. Организационно-экономичсеские развитие предпринимательства в Республике Беларусь/автореферат Минск 2003г. 4. Б.И.Врублевский Основы предпринимательской деятельности/Гомель ХЦ НТУ "Развитие" 1993г. 5. Верхан П.К. Предпринимательство: его функции и общественно-политическая ответственность/Минск 1992г. 6. Учебное пособие “Экономика предпринимательства: курс лекций”/ Москва “Владос” 1999г. 7. Экономическая теория. Учебник под ред. Н.И.Базылева, С.П.Гурко Минск БГЭУ 1999г. 8. Л.Ф.Догиль, Б.Д.Семёнов. Предпринимательство и малый бизнес. Минск Вышейшая школа 1997г.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|