Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел 3. Хронология и синхрония




Схемы в обобщении знаний

Процесс развития человеческого общества совершается во времени и пространстве. Поэтому изучение истории невозможно без овладения учащимися умением соотносить исторические события с определенным временем и определенным местом. Без знания хронологической последовательности происходивших событий, не может быть понимания исторического процесса и его движения.

Однако здесь возникают большие трудности, обусловленные возрастными особенностями младших школьников. Учащиеся шестого класса с их конкретным, образным, опирающимся на личный опыт мышлением, с большим трудом ориентируются в историческом времени. Они по началу слабо воспринимают такие абстрактные понятия как "век", "начало века", "средина". Кроме того, дети этого возраста склонны смешивать легенды, сказку и вымысел с реальными и историческими событиями.

В начале изучения истории, дети не представляют себе длительность событий во времени, последовательность их и связи между собой. Большую роль в формировании временных представлений детей играет работа над изучением хронологии и синхронии. К.Д.Ушинский считал сравнение изучаемых явлении важнейшим приемом в дидактике. У учащихся 6-7 классов сравнение явлений занимает в изучении истории большое место.

По мере накопления у учащихся исторических представлений возрастает роль сравнения с ранее изученным в самом курсе истории. И в этих случаях внимание учеников привлекают наиболее яркие и эмоциональные признаки явлений.

Сравнение может быть плодотворным в образовательном и воспитательном отношении тогда, когда оно целенаправленно, проводится по важнейшим признакам явлений и помогает раскрыть существо явлений. Обязательным требованием к целенаправленному сравнению является четкое вычленение признаков, по которым оно проводится.

Результаты сравнения исторических явлений учащимися 5-6 классов зависят в большей мере от конкретности и образности сравниваемого материала. Сравнение проходит при значительной активности учеников и плодотворнее тогда, когда оно производится на основе наглядности - непосредственного восприятия сравниваемого материала (подлинные предметы, картины, карты и т. п.), чем тогда, когда оно осуществляется на основе представлений памяти. При наличии наглядного материала весь класс сравнивает одинаковый материал. Между тем представления различны даже у учеников одного класса в зависимости от виденного и прочитанного ими, а также и от памяти каждого.

При сравнении исторических явлений на основе имеющихся у учеников знаний, их конкретность имеет особенно большое значение. При сравнении явлений, которые непосредственно не выражены в образной форме, например, республики и монархии. Условием плодотворности сравнения является предварительная актуализация знаний, на основе которых эти явления сопоставляются.

На основе исследований психологов и методистов можно сделать вывод, что при сравнении наглядно выраженных предметов, например орудий труда, ученики легче выделяют черты различия, чем сходства. Это необходимо учитывать при составлении синхронических схем и таблиц, для более эффективного проведения обобщения знаний.

В процессе сравнения возникают абстракция и обобщение. Путь к обобщению идет через абстрагирование, то есть мысленное отвлечение от несущественных свойств и признаков явлений, в целях выделения общих существенных признаков. Ha основе обобщения признаков и свойств формируются исторические понятия: явления мысленно объединяются в группы, каждая из которых, как правило, обозначается особым термином. На основе обобщения причинно-следственных связей и отношений последовательности формируются понятия о закономерностях общественного развития.

Формирование исторических понятий изолированно одно от другого невозможно; понятия формируются в их взаимосвязи. Нельзя формировать понятие "раб" вне связи с понятием "рабовладелец", понятие "средневековый город" - вне связи с понятиями "ремесло", "цехи".

Отражая отношения единичного, особенного и общего в исторической действительности, одни понятия обобщают широкий круг исторических явлений - общее; другие обобщают только определенную часть данных явлений, отличающуюся от остальных каким-то существенным признаком, - особенное. Более широкие понятия называются родовыми, более узкие - видовыми. Понятие "крепостной крестьянин", объединяющее в нашем сознании группу крестьян, отражает особенное по отношению к понятию "крестьянин"; первое из них является видовым, второе родовым. Понятие "каменный топор" является видовым и подчиненный родовому понятию "топор" и соподчиненным с другими видовыми понятиями "бронзовый и железный топоры".

В обучении истории установление подчинения и соподчинения понятий является одним из необходимых условий формирования у учащихся системы понятий об обществе и его развитии. Чем богаче система исторических понятий у учащихся, тем легче и сознательнее они усваивают новые родственные понятия.

Опыт обучения истории показывает, что при обобщении признаков относительно несложных явлений, не требующих углубленного анализа, но разнообразных по форме и назначению, например, орудий труда, полезно ознакомление с несколькими видами явлений. В 6 классе школьники уже на первых уроках знакомятся со многими древними орудиями труда. Ученики усваивают термин, правильно применяют его в своих ответах и, как правило, верно, относят к этому понятию новые аналогичные предметы. Напротив, вычленение и обобщение в признаке сложных общественных явлений, например рабовладельческой демократии, феодального поместья, можно произвести тщательным анализом и синтезом одного типического явления, отражающего общие признаки и свойства понятия.

При большом числе обобщаемых объектов внимание учащихся рассеивается, им трудно сосредоточить его на существенных свойствах и признаках явлений. Понятие "рабовладельческая демократия" раскрывается на политическом строе Афин, а понятие "феодальное поместье" - на его обобщенном типическом описании, схеме и одном-двух изображениях. В этих случаях абстрагирование и обобщение признаков явлений совпадают с анализом и синтезом типического явления.

Составление синхронических таблиц формирует у учащихся умение соотносить события во времени и сопоставлять в их последовательности.

При составлении синхронистических таблиц необходимо научить школьников сочетать хронологическую последовательность событий в вертикальных столбцах с расположением одновременных событий по горизонтали. Приемы составления синхронистических таблиц необходимо далее закреплять у учащихся в 6 классе, где происходит усложнение этого вида заданий: школьникам приходится соотносить во времени не только отдельные события, но основные этапы и результаты сложных исторических процессов, происходивших синхронно в различных странах, например установление феодализма в Западной Европе.

Установление последовательности исторических явлений и четкая локализация их во времени - необходимое условие познания исторического процесса с его закономерностями.

Формирование у школьников представлений о времени и последовательности явлений опирается на их личный опыт: длительность дня, смену времен года, "было до и после". Дети хорошо понимают, что начало процесса, предшествует его завершению, что использование предмета следует за ого появлением и т. д.

Однако есть огромная разница между личным опытом ребенка и познанием отношений последовательности и временных отношений в истории. На основе своего опыта ученик имеет представления о таких отрезках времени, как минута, час, сутки, год, пять лет. В обучении историй в 5 классе ученику приходится иметь дело со столетиями, тысячелетиями и даже с десятками и сотнями тысяч лет. Отразить непосредственно в своих представлениях такие отрезки времени ученик не может.

В первое время обучения истории хронология является основном объектом заучивания и не сразу становится ориентиром во времени. Механическое запоминание исторических дат не приносит пользы. Поэтому работа над изучением хронологии на уроках истории, должна опираться и на особенности курса эпизодических рассказов, и на психологические возрастные особенности учащихся.

Длительность времени младшие ученики часто определяют насыщенностью этими событиями; им представляется, что чем больше событий приходится на отрезок времени, тем он продолжительнее, и, напротив, чем меньше событий, тем он короче. Последовательность конкретных событий, легко воссоздаваемых детским воображением, ученики усваивают и воспроизводят относительно легко.

Усвоение последовательности в социально-экономических процессах создает для учащихся 5-6 классов серьезные трудности. У учащихся 6 класса часто, а у учащихся 7 класса уже гораздо реже возникает представление, будто бы то, что они раньше учили, раньше и было.

Хронология, заучиваемая только в двусторонних связях (событие - дата), без установления временных взаимоотношений между фактами, представляет трудный для запоминания и бесполезный материал. Система взаимосвязанных и соотнесенных друг с другом хронологических дат создает в сознании ученика канву, позволяющую расположить на ней изучаемые факты и исполняющую роль "временного костяка" исторического процесса. При этом, чем более многосторонние временные отношения устанавливаются (какое событие произошло позже одних и раньше других и насколько позже или раньше, сколько времени прошло между началом и концом процесса, как связываются год и век, начало и конец века, дата события и наше время и т. д.), тем хронологическая канва в целом и каждая дата в ней усваиваются сознательнее и прочнее. Постепенно хронологические даты становятся для учеников средством определения и проверки последовательности, длительности и одновременности исторических фактов и процессов.

Хронологическая канва в обучении истории служит не только систематизации уже изученных исторических фактов, но и лучшему усвоению новых. Для прочного усвоения хронологии необходимо значительное число тренировочных упражнений и известные усилия памяти. Сознательному и прочному усвоению временных отношений способствует их наглядное выражение. Так, хронологическая таблица пространственно выражает двусторонние связи между фактами и их датами и последовательность самих фактов; в ней можно так же выразить связи между годом и веком, веком и тысячелетием. Синхронистическая таблица показывает, кроме этого, одновременность исторических фактов, относящихся к разным странам или к разным сторонам исторического процесса. Более наглядно временные отношения выражает масштабность таблицы, то есть показ относительной продолжительности временных отрезков соответствующими им по длине пространственными отрезками. Таковы "линии", "ленты", "лестницы" времени благодаря наглядности пространственных отношений, выраженные через них временные отношения легче усваиваются и прочнее сохраняются в памяти.

Выражение временных отношений через пространственные наиболее важно в обучении истории древнего мира в 6 классе. Ученикам, еще слабо овладевшим понятиями об историческом времени, приходится усваивать хронологический материал, наиболее трудный во всем школьном курсе истории: счет лет до нашей эры, редкую хронологическую канву по огромному историческому периоду, значительное число приблизительных дат, которые, как правило, усваиваются учащимися хуже, чем точные даты.

Определение хронологической последовательности событий многими учащимися достигается не только посредством запоминания дат, но и с помощью опоры на связи и отношения между этими событиями.

Следовательно, правильное понимание содержания исторических событий является необходимым условием воспроизведения их в хронологической последовательности.

Первоначальные понятия об исторических процессах формируются у учащихся путем расположения следующих друг за другом взаимосвязанных фактов и состояний. Этим путем в их сознании образуются последовательные тематические "цепи" фактов. Вместе с тем усвоенные учащимися факты и существенные святи между соседними по времени фактами не складываются в их сознании автоматически в последовательную цепь, то есть в знания о процессе в целом. Наблюдения и исследования показали, что, даже хорошо понимая связи между двумя соседними фактами, школьники с большим трудом охватывали цепь в целом и пропускали в ней звенья, имеющие большое значение. Формирование у учеников 6-7 классов знаний об исторических процессах требует двух самостоятельных этапов работы: анализа связей между соседними звеньями процесса и затем синтеза их в единую цепь.

При стимулировании учителем активной учебной деятельности учащихся 6-7 классов у них быстро развивается способность оперировать хронологическими знаниями и использовать смысловые связи для временной локализации исторических фактов и установления их последовательности.

Среди смысловых связей, на основе которых устанавливается последовательность фактов, особо важное место принадлежит причинно-следственным связям. Причинно-следственные связи выделяются из отношений последовательности: причины каждого факта заключаются в предшествовавших ему фактах и он сам, в свою очередь, может явиться причиной фактов последующих. Опираясь на формируемую в обучении систему исторических понятий, учащиеся определяют и систематизируют более частные понятия и единичные факты.

Приемы работы по формированию временных представлений у детей весьма разнообразны. Многие из них отражены в заданиях учебника. Главным образом, это задания связанные с запоминанием дат, вычислением длительности исторических событий, временных промежутков между ними, отдаленности исторического события от нашего времени. Систематическая работа с хронологией на уроке, должна вырабатывать умение учащихся рассказывать о историческом событии, соотносить его с определенным временем, называть либо точную дату этого события, либо столетия либо часть столетия (середина, конец или начало). Работу с хронологией в той или иной форме, необходимо предусматривать на каждом уроке, иначе школьники не считают нужным обращать внимания на время происходящего события.

Разнообразные приемы освоения хронологии, включают в себя некоторые игровые моменты, оживляющие урок, которые обеспечивают прочное запоминание и осмысление исторических событий, особенно дат.

К числу такого рода игровых приемов относится "хронологический диктант". Пространственная локализация изучаемых исторических явлений - одно из необходимых условий сознательного усвоения учащимися системы исторических знаний в целом. Для учеников 6 класса конкретное определение территории, где происходили события, является предпосылкой различения исторической действительности от сказки, события которой происходят "в некотором царстве, в некотором государстве, за тридевять земель".

Пространственная локализация позволяет раскрывать географическую среду, то есть ту часть природы, которая находится в особо тесном взаимодействии с обществом и испытывает на себе его воздействие. Лишь при знании пространственных отношений между государствами, экономическими районами, центрами культуры могут быть поняты экономические культурные связи, ход военных действий и т. д.

Значение пространственной локализации особенно велико при изучении истории древности и средневековья - тех периодов, в которые зависимость человека от природы была наиболее сильной, а средства преодоления пространства и различных природных препятствий - рек, гор, пустынь и тому подобное - были еще крайне слабыми. Первоначальной опорой для познания детьми пространственных отношений служит их непосредственный жизненный опыт, личное наблюдение над пространственными отношениями вокруг них.

Простейший путь формирования пространственных представлений в процессе обучения истории - наблюдение иллюстрации, воспроизводящей соответствующие элементы (предметы, людей) с их пространственными отношениями, возможности создания у учащихся 5-6 классов представлений о пространственных отношениях сложного комплекса явлений без зрительной опоры в виде картины или схематического плана весьма ограничены. При наличии у школьника достаточно отчетливых представлений об отдельных элементах комплекса исторических явлений роль зрительной опоры может выполнить и рисунок, и схематический чертеж изучаемого комплекса, даже вычерченный самим учеником на основе словесного описания. В процессе выполнения схемы или рисунка глубже осмысливаются связи и пространственные отношения между отдельными элементами изучаемого комплекса.

Формирование знаний в пространственной локализации явлений, выходящими за пределы, охватываемые нашим взглядом, осуществляется посредством их схематизации - в основном посредством работы с картой и картосхемой.

Пространственные отношения между явлениями, воспринятые на основе карты, запоминаются с большим трудом и менее прочно, чем воспринятые на основе изобразительного материала. Происходит это, очевидно, оттого, что создаваемые у детей представления об условных знаках карты значительно менее отчетливы и устойчивы, чем образные представления о людях и предметах, создаваемые на основе картины. Дети значительно легче воспроизводят в своем воображении реалистические образы картин в их соотношении друг с другом, чем условные знаки карты

Пространственные связи и отношения усваиваются тем отчетливее и прочнее, чем проще и нагляднее сама схема.

В формировании знаний о пространственных отношениях в истории существенную роль играет зрительная память учащихся, опирающаяся на изобразительную и условную наглядность. Существенное значение имеют яркость и образность самого материала. Не менее важен и прием мысленного наложения на карту линейных схем. В усвоении пространственных отношений большую роль играет мыслительная деятельность учащихся. Если знание пространственных отношений необходимо для понимания экономической, политической истории и истории культуры, то, в свою очередь, осознание учащимися существенных экономических, политических и культурных связей между различными пунктами и районами способствует формированию знаний о пространственных отношениях между ними

Усвоению главного, существенного в исторических явлениях помогают схемы разных типов. Поскольку в литературе нет единого общепринятого понимания схем как учебных пособий, то мы, прежде всего, говорим, о каких схемах-пособиях по истории идет здесь речь, и наметим их основные виды.

Под схемой как учебным пособием по истории понимается чертеж или рисунок, знакомящий школьников с определенными существенными чертами исторических явлений. Ее основной педагогический смысл и отличие от учебной картины заключается в том, что в ней обозначены различными изобразительными средствами те стороны, свойства и связи изучаемых явлений, на которые нужно направить вин мание и мысль школьника, и отсутствуют те, от которых он должен абстрагироваться, отвлечься при изучении данных явлений. Простейшим видом схемы как учебного пособия по истории является схематический рисунок предметов. В отличие от других видов схем он создает образ предмета. Но в отличие от фотографии или картины образ в схеме идеализирован, из него устранены детали, он передает лишь наиболее существенные черты предмета. При изображении сложного предмета схематический рисунок отчетливо выделяет каждую из его частей и показывает связи между ними. Таков, например, схематический рисунок прялки, на котором обозначены колесо, веретено, педаль с ногой на ней, отчетливо раскрыто взаимодействие между ними. Рисунок средневековых крепостных укреплений в разрезе показывает ров с водой, обложенный камнями, примыкающий к нему вал и стоящую на валу стену и башню.

Схематический рисунок осуществляет изобразительными средствами и анализ, и синтез предмета. Он часто позволяет показать в предмете то, что нельзя увидеть на фотографии или реалистическом рисунке. Широко, например, известен рисунок пирамиды в разрезе, показывающий не только ее внешний контур, но и внутреннюю кладку плит, устройство погребальной камеры и хода к ней; таковы же разрезы корабля и т. п. На схематическом рисунке могут быть показаны не только неодушевленные предметы, но и люди. Например, к схематическому рисунку приближается рисунок македонской фаланги в учебнике по истории древнего мира.

В обучении целесообразно сопоставление реалистического изображения предмета и его схематического рисунка. В этом случае у учащихся создается конкретный образ, а в их сознании вычленяются важнейшие свойства и связи предмета. Это является и лучшим приемом объяснения учащимся отличия схематического рисунка от реалистического.

Наиболее распространенным видом схематических учебных пособии по истории являются чертежи, на которых природные и общественные явления (горы, реки, города, пути сообщения, войска и т. п.), обозначенные условными знаками, размещены в соответствии с размещением самих явлении на земной поверхности. Условно мы можем назвать их картографическими. Общим для них является то, что они представляют некоторое подобие участка земной поверхности в определенное время и передают пространственные отношения между обозначенными на них явлениями. В остальном картографические пособия чрезвычайно разнообразны.

В пособии на картографической основе может быть отражена поверхность всего земного шара, территория одной страны, площадь селения или даже здания, например древнегреческого театра или средневекового храма. В картографическом пособии могут быть показаны самые различные явления действительности с абстрагированием от других ее явлений и сторон. Так, на физики географической карте, часто используемой в обучении истории, передается рельеф местности, гидрографическая сеть и другие природные явления с абстрагированием от жизни людей на этой территории. И напротив, карта может показывать только политические границы государств, расселение народов, абстрагируясь от других общественных явлений и большинства явлений природных

Важнейшую роль в преподавании истории играет такое пособие, как карта. Она принадлежит к группе условно-схематических пособий (картосхемы, схемы, планы, диаграммы), которые не отражают реальных образов, но передают предметы и явления в абстрагированном виде, в соответствующей логической обработке. Условные пособия дают возможность определить место и значение событий и явлений в историческом процессе, как во времени, так и в пространстве, позволяют зримо представить взаимоотношения между ними.

Исторические карты обычно содержат большое количество разнообразных сведений. Карты отражают возникновение государств, изменение их территории, различные формы зависимости государств друг от друга. На карте обозначаются районы и центры восстаний, освободительных движений, революций; ход этих событий; приводятся данные экономического характера; сведения по военной истории- пути походов, места битв, стратегические планы полководцев. Можно без преувеличения сказать, что из наглядных пособий по истории - карта самое главное: без других средств этот предмет изучать трудно, без карты невозможно.

Карты можно использовать каждую отдельно, в комплексе с иными печатными средствами, а, также сочетая, их друг с другом, они могут дополнять друг друга, как целое и его часть. Это дает возможность, скажем, составить сначала общее представление об обстановке в мире в определенный исторический период, а потом сосредоточиться на более тщательном анализе положения в отдельном регионе, на континенте, в стране, не упуская при этом из виду сведений глобального характера, содержащихся на первой карте. Две или более карт, относящихся к сопредельным хронологическим периодам, позволяют прослеживать развитие какого-нибудь исторического процесса, явления, понимание которых совершенно невозможно без создания у школьников пространственных представлений две или более карт относятся к одному и тому же хронологическому периоду, но отражают разные его проблемы. Сочетание таких карт позволяет характеризовать изучаемое время более разносторонне, помогает выявлять причины отдельных явлений. Например, если одна карта посвящена экономическому развитию какого-то государства, а на другой показано революционное движение в нем, то, сопоставляя пособия, можно, безусловно, сделать важные выводы относительно особенностей революционной борьбы, ее причин, масштаба распространения.

Взятые в сочетании карты позволяют судить о проявлении сразу нескольких черт общего кризиса на каком-нибудь отдельном историческом этапе или по ним можно наглядно проследить процесс углубления общего кризиса капитализма на протяжении времени - для этого карты необходимо рассматривать в хронологической последовательности. Иногда карты могут быть использованы вместе с карикатурой, диаграммами, таблицами. В результате анализа наглядных пособий учащиеся глубже осознают общие закономерности исторического развития в новейшее время и лучше усваивают учебный материал.

Наряду с картами в преподавании истории используются также картосхемы, то есть карты с упрощенно-обобщенным изображением элементов содержания. Картосхемы, чаще всего, отражают только какое либо одно историческое явление или событие.

Условность картографических пособий позволяет показывать на одном чертеже не только одномоментные разрезы процессов, но и сами процессы - развитие исторических явлений в течение десятков и сотен лет. Основным средством для этого служит отображение на чертеже нескольких разновременных состояний развития исторических явлений: рост территории государства или, напротив, его распад, расселение людей на новых территориях, перемещения войск во время сражения и т. п.

Практически в одном чертеже, но разными условными знаками показываются состояния, которые в рассмотренных выше случаях были отражены несколькими чертежами.

В картографических пособиях, охватывающих относительно длительные исторические периоды, обозначаются и происходившие в течение этих периодов отдельные события - войны, сражения, восстания, открытия,- часто не совпадающие между собой по времени. Большую динамичность картографическим пособиям придают линии и стрелы, обозначающие маршруты походов и путешествий, направления завоеваний и колонизационных потоков.

Картографические пособия играют важную роль в формировании исторических представлений у учащихся при условии, что использование их в обучении сочетается с образным рассказом учителя и с использованием пособий, содержащих реальные образы исторической действительности. Карта и план служат зрительной опорой для творческого воображения учащихся. На этой основе отдельные, фрагментарные представления о явлениях, обозначенных на карте (плане) условными знаками, могут группироваться в сознании учащихся в относительно целостные картины. На основе плана можно воссоздать в сознании учащихся целостную картину средневекового поместья.

Составление картографического пособия на доске непосредственно перед глазами учащихся может отражать исторические процессы. Например, сначала на доске обозначена лишь река с пустынными берегами, затем появляются дорога и переправа через реку, постоялый двор, торговые лавки и постепенно возникает средневековый город. Эти пособия не только сообщают новые сведения, но и помогают систематизировать отдельные знания, приобретенные учащимися из других источников:

а) о природе и об общественной жизни;

б) об экономической и политической истории;

в) о последовательных этапах истории одной или нескольких стран;

г) о синхронных и аналогичных явлениях в разных странах.

Всякое учебное пособие по истории, логическая схема отражает историческую действительность. Но она отражает не внешние образы исторических явлений, как это делает картина или фотография, и не расположение явлений на определенной территории с их пространственными отношениями, как это делает карта, а существенные черты исторических явлений, связи и отношения между ними. Логическая схема показывает в чертеже анализ и синтез явления, расчленяя его на составные части или вычленяя его признаки и показывая связи и взаимоотношения этих частей и признаков. Отдельные части, и признаки явления обозначаются условными знаками - геометрическими фигурами, символическими изображениями - или надписями, а отношения и связи между частями обозначаются их взаимным расположением и связывающими их линиями и стрелками.

Логические схемы в обучении истории могут быть разделены на схемы статические и динамические. Статическая схема показывает историческое явление в определенный момент: его существенные части, признаки, стороны и связи. В основе статических схем лежат отношения части и целого, а также особенного и общего. Статическими являются, например, схема "Древнеегипетское государство" в учебнике истории древнего мира и схема "Феодальная лестница" в учебнике истории средних веков. Динамическая схема показывает процесс развития исторического явления, расчленяя этот процесс на звенья по их последовательности и причинно-следственным связям.

Дети нередко не могут выделить или объединить что-либо только мысленно, а нуждаются в постоянной поддержке, которую оказывает им реальное, действенное расчленение предмета и фактическое соединение его отдельных частей. В обучении истории расчленение и соединение явлений осуществляются на схематическом чертеже. Логическая схема является опорой для мыслительной деятельности учащихся. Она не только фиксирует внимание школьника на том или ином материале, но как бы ведет его мысль по пути анализа и синтеза явлений, причем условные знаки обозначают те стороны, признаки и этапы, которые необходимо выявить в явлении или процессе, и те связи между ними, которые нужно установить. Логическая схема помогает абстрагироваться от внешних, второстепенных признаков явлений, выделить отдельные существенные части или признаки с их взаимосвязями, я затем охватить явление (процесс) целиком на той же основе - увидеть структуру явления или процессу в целом. Необходимость напрягать намять для запоминания результатов анализа отвлекает учащихся от мыслительной работы и мешает ей. Зрительная опора освобождает ученика от напряжения памяти, облегчает его мыслительную работу, что особенно важно при синтезе явлений, так как все вычлененные элементы находятся перед глазами и школьнику легко охватить их в своем сознании,

Более глубокому и сознательному усвоению содержания логической схемы способствует вычерчивание и заполнение ее непосредственно перед глазами учащихся в ходе объяснения на основе нового материала. Во-первых, это помогает концентрировать внимание учащихся на последовательно появляющихся перед ними знаках и соответственно на содержании схемы. Во-вторых, на глазах учащихся складывается из отдельных частей единое целое. В-третьих, вычерчивание схемы может отражать исторический процесс: появление и ликвидацию органов управления, зарождение новых социальных групп, возникновение новых признаков исторического явления и т. п.

Менее совершенный схематический рисунок учителя на доске может оказаться педагогически более полезным, чем заранее заготовленная и даже художественно оформленная логическая схем.

Символическая наглядность создает возможность мышлению оперировать не только словесными обобщениями, но одновременно и зрительными образами.

Разбирая на обобщающе-повторительном уроке вопрос о возникновении классов и государств в древней Греции, учитель в ходе беседы составил на доске следующую логическую схему. (прил. 1)

Опираясь на данную схему, как на план, ученики выполняли письменную работу: "Почему и как в древней Греции появились классы, и возникло рабовладельческое государство". В работе они использовали конкретное содержание материала учебника, но последовательность изложения материала определялась логической схемой.

Достоинством такой схемы является то, что работа над ней направляет мысль учеников. Но если у ученика нет конкретных знаний о процессах, раскрываемых схемой, он может просто заучить ее, а учитель принимает заученное за подлинные знания. Поэтому прием работы с логическими схемами в младших классах может быть применен только при условии тщательной проверки того, какие конкретные представления об исторических явлениях и о связях между ними вкладывают учащиеся в обозначаемые ими звенья логической схемы.

Необходимо отметить, что самостоятельное восстановление изученных связей в памяти детей без специального повторения возможно только тогда, когда однотипные явления изучаются без большого перерыва во времени. Если между изучением однотипных явлений проходит большой промежуток времени, необходимо предварительно восстановить в памяти учащихся ранее изученный материал.

Существенную помощь в работе по подведению учащихся к пониманию закономерностей исторического процесса оказывает использование таблиц. Одна из задач таблиц - сопоставление явлений и процессов, происходивших в разных странах, но однородных по своему характеру. Под руководством учителя шестиклассники составляли на уроке таблицу с целью выделить общее и различное в развитии стран Западной Европы и Византии в период раннего средневековья.

Подобные таблицы можно составить по многим темам истории средних веков, например:"Зарождение капитализма в Западной Европе" и т. д. Основные показатели для сравнения фактов в таких таблицах дает учитель (прил. 2)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...