Цели и задачи проведение этапа формулирования и проверки консультативных гипотез.
Первая фаза расспроса клиента – формирование консультативных гипотез. На этой фазе психолог еще ничего не знает о клиенте и поэтому больше всего заинтересован в том, чтобы последний максимально полно рассказывал о себе и о своей ситуации. На этой фазе консультант осуществляет следующие действия: § Эмпатическое слушание. Этому соответствует активный отклик консультанта на то, что рассказывает клиент, частое произнесение слов типа «Конечно», «Угу», «Да-да». § Принятие концепции клиента на этапе расспроса. Мы не должны вступать в споры с клиентом на этом этапе, обличать, уличать его, чтобы не вызвать ответную защитную реакцию. § Структурирование беседы. Первый прием – задавая какой-либо вопрос, меняя тему обсуждения, консультанту следует объяснять клиенту, почему он это делает, чем это вызвано, чтобы для клиента сохранялась хотя бы какая-то видимость логики всех переходов в разговоре. Второй прием – краткое комментирование того, что говорит клиент, регулярное подведение итогов сказанного. Это помогает клиенту быть более последовательным и лаконичным в своей речи, не повторять одно и то же по несколько раз. Кроме того, клиент получает возможность прислушаться к себе, услышать себя, понять себя. Клиент получает стимул еще раз проверить себя, обдумать, действительно ли это так. § Осмысление того, что говорит клиент. Осмысление это имеет целью формулирование одной или нескольких консультативных гипотез. Гипотеза – предположительное суждение о закономерной (причинной) связи явлений. Психологу-консультанту необходимо выявить суть затруднений клиента, сформулировав их как психологическую проблему. Формулировка психологической проблемы заключается в переводе запроса клиента на психологический язык на основе изучения всей информации о клиенте и его ситуации. Оформленный в виде психологической проблемы запрос клиента и будет выступать в качестве зависимой переменной будущей консультативной гипотезы. После этого психологу-консультанту необходимо найти независимую переменную – то, что определяет нежелательные для клиента события. Для этого он использует весь свой багаж психологического знания. Чем больше гипотез возникает у консультанта при столкновении с ситуацией, тем более он профессионально оснащен, тем легче ему работать.
Вторая фаза расспроса клиента – проверка консультативных гипотез. Эта фаза начинается тогда, когда консультант уже имеет достаточно информации для того, чтобы сформулировать консультативные гипотезы и начать их проверку. Для проверки своих консультативных гипотез психолог-консультант может избрать два алгоритма: 1. Начать задавать клиенту вопросы, направленные на уточнение возникших у консультанта идей. 2. Изложить свою гипотезу клиенту и спросить его, что он по этому поводу думает. Редко бывает так, чтобы клиент сразу же принял гипотезу и согласился с ней. Обычно завязывается диалог, в результате которого гипотеза корректируется, обрастает множеством значимых и характерных для данной ситуации фактов и переживаний, то есть она максимально индивидуализируется. Но и в том, и в другом случае для того, чтобы гипотеза консультанта подтвердилась или была опровергнута, необходимо обсудить две–три конкретные ситуации, которые должны быть: 1. тесно связанными с содержанием основных жалоб клиента; 2. типичными для жизни клиента; 3. развернутыми, описывающими негативные, позитивные и нейтральные характеристики отношений. Работа с конкретными ситуациями важна потому, что чем более подробно говорит человек, тем меньше в его рассказе отпечатков субъективности, односторонности, тем больше возможностей для консультанта понять те аспекты реальности, которые не замечаются рассказчиком.
На всем протяжении второго этапа консультативной беседы необходимо стимулировать клиента на описание собственных чувств и чувств других людей. Чувства глубже отражают действительность, больше говорят о плохо осознаваемых, часто скрытых для самого клиента желаниях и конфликтах, лежащих в основе проблем. Вторая фаза расспроса клиента осуществляется на этапе «формулирование и проверка консультативных гипотез». Формулировки вопросов здесь «более тонкие» и направлены они на уточнение возникших у консуль- танта идей и гипотез. Следует подчеркнуть, что структурирование процесса консуль- тирования, выделение в нем структурных компонентов, этапов и фаз необходимо для понимания и анализа этого процесса, для создания условий и предпосылок к тому, чтобы консультант мог проанализировать и отрефлексировать свою деятельность. Мы остановимся на наиболее известных направлениях психо- логического консультирования в настоящее время. Это клиент- центрированная терапия К. Роджерса, ряд направлений системной семейной терапии, гештальттерапия, когнитивная психотерапия, краткосрочная, ориентированная на решение, терапия, нарра- тивный подход, приемы консультативной работы М. Эриксона, нейролингвистическая психотерапия и многие другие. В после- 16 дующих темах мы познакомимся с теоретическими положениями, приемами и методами работы психолога-консультанта в русле каждого из этих направлений. Помимо идей и теоретических построений, взглядов на за- кономерности личностного развития каждого из направлений мы обратим особое внимание на технологию процесса консуль- тирования, которая разрабатывалась во всех названных школах психологического консультирования и психотерапии. Можно ли выстроить своеобразный алгоритм деятельности психолога-консультанта? В какой степени эта модель может соче- тать в себе опыт, идеи и технологии, предлагаемые в разных шко- лах? В какой степени эта модель может быть интегративной? Приглашаем всех желающих к исследованию, в котором по- пытаемся найти ответы на поставленные вопросы. Мировой практике известен широкий круг направлений пси- хологического консультирования. Описать их все в полном объеме не представляется возможным в силу ряда причин. Одна из них — трудность воссоздания оригинала и передачи мыслей и идей авто- ра той или иной школы психологического консультирования или психотерапии: К. Роджерса, Ф. Перлза и др. Изложение взглядов теоретиков и практиков того или иного направления консульта- тивной и психотерапевтической работы не может быть свободно от субъективных интерпретаций того, кто это делает: любое из- ложение — это всегда взгляд на концепцию сквозь призму опыта, мировоззрения, способа мышления. Многочисленные описания, существующие на данный момент, — подтверждение тому (см.: Нельсон-Джоунс Р., 2001; Рудестам К., 2000; Соколова Е. Т., 2002; Николс М., Шварц Р., 2004; Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М., 2003). На современном этапе развития психологического знания доста- точно активно проникают в сферу психологического консультиро- вания интегративные процессы. Э. Г. Эйдемиллер, И. В. Добряков, И. М. Никольская (2003), А. Б. Холмогорова (2006), М. Николс, Р. Шварц (2004) подчеркивают необходимость такого шага. Э. Г. Эй- демиллер, И. В. Добряков, И. М. Никольская (2003) описывают в своей работе «интегративную модель аналитико-синтетической семейной психотерапии» и «интегративные тенденции игровой и семейной психотерапии». А. Б. Холмогорова формулирует принци- пы интегративной психотерапии и психопрофилактики расстройств аффективного спектра (депрессивных, тревожных и соматоформ- ных расстройств). М. Николс, Р. Шварц (2004) описывают возмож- ные подходы интеграции в рамках семейной психотерапии. По мнению Л. С. Выготского, «никакая наука не ограничи- вается простым накоплением материала», но «она подвергает его многообразной и многостепенной переработке», что «она 17 группирует, обобщает материал, создает теории, гипотезы, по- могающие шире осмыслить действительность» (Выготский Л. С., 2000. — С. 35). Нам глубоко симпатичны идеи интеграции усилий в плане психологической помощи человеку, который нуждается в такой помощи. На страницах данного учебного пособия реализуются эти идеи.
Этап 2. Расспрос клиента, формирование и проверка консультативных гипотез
ЛИТЕРАТУРА:
1) http://allk.ru/book/738/7104.html 2) http://www.academia-moscow.ru/ftp_share/_books/fragments/fragment_14477.pdf 3) http://psy-diplom.ru/shpargalki/etapy-konsultativnoy-besedy/
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|