Методы сбора оценочной информации
Существует два подхода к сбору кадровой информации. Традиционный сфокусирован на отдельном человеке вне организационного контекста и основан на субъективном мнении руководителя или эксперта. Нетрадиционный предполагает оценку в рамках группового взаимодействия, где люди за счет имитации конкретной деятельности могут полностью раскрыть себя и свои способности. При этом учитываются достижения группы в целом, а также степень развития и освоения новых навыков. В рамках традиционного подхода можно назвать следующие способы сбора кадровой информации: 1. Наблюдение оцениваемого лица: ¨ в процессе повседневного или эпизодического общения; ¨ в рамках деловой игры, групповой дискуссии (так называемый «аквариум»);
Сотрудник участвует в обсуждении проблемы и отстаивает свою точку зрения в группе. Присутствующие делятся на участников и наблюдателей. Участники ведут дискуссию, прерываясь каждые 20 мин. Наблюдатели задают вопросы, комментируют, оценивают. Дискуссия записывается на пленку, и потом ей дают оценку специалисты и вышестоящие менеджеры (считается, что они лучше понимают требования к должности и, в отличие от непосредственных руководителей, не имеют оснований давать необъективные, тенденциозные оценки).
¨ в презентации делового проекта. 2. Собеседование (кадровое интервью), в том числе «интервью наоборот».
Метод состоит в том, что испытуемому предлагается провести собеседование с несколькими кандидатами на работу и соответственно решить вопрос. Метод ориентирован на проверку умения правильно оценивать и подбирать работников.
Основные моменты собеседования фиксируются письменно. Это источник информации. Полноценное оценочное интервью требует 1-3 ч.
Эффективность собеседования обеспечивается: ¨ созданием его структурированной схемы; ¨ тренингом в области техники проведения; ¨ протоколированием; ¨ сочетанием интервью с играми и заданиями, моделирующими работу. 3. Опрос лиц, сталкивавшихся с оцениваемым в служебной и неслужебной обстановке (360-градусный метод оценки). Заполняются общая и особенная для каждого уровня экспертов формы. Но этот метод потенциально конфликтен. 4. Анализ документов: ¨ автобиографии; ¨ самоотчетов; ¨ данных программированного контроля (ответов на специальные вопросы); ¨ отчетов экспертов; ¨ анкет.
Рассмотрим в качестве примера анкету, предназначенную для оценки профессиональной деятельности работника: 1. Общие сведения (фамилия, имя, должность и продолжительность работы в ней, общий стаж работы, подразделение, проверяющий, его должность). 2. Показатели (дается оценка по 5-балльной шкале): ¨ профессиональные навыки и знания (понимание своих обязанностей, прошлые знания и опыт, степень адаптированности к новому, признание ошибок); ¨ объем работы (выработка, соблюдение норм и стандартов, эффективность использования рабочего времени); ¨ качество работы (точность, отсутствие ошибок, обязательность); ¨ инициатива и творчество (внутреннее побуждение к принятию на себя ответственности, выполнение обязанностей, умение генерировать и осуществлять оригинальные идеи и замыслы); ¨ коммуникативные навыки (способность ясно излагать идеи, обмениваться информацией, умение общаться на разных уровнях иерархии и с клиентурой); ¨ надежность (способность четко выполнять инструкции и распоряжения, срочные задания; прочие трудовые навыки); ¨ потенциальная способность руководить (организовывать других для успешного выполнения задания, совершенствовать деятельность подчиненных).
5 баллов ¾ систематическое перевыполнение норм, превышение ожидаемой отдачи. 4 балла ¾ систематическое выполнение норм с более частым перевыполнением, чем недовыполнением, ожидаемая отдача. 3 балла ¾ средняя квалификация; выполнение норм, ожидаемая отдача, работа в заданном режиме, баланс недовыполнения и перевыполнения. 2 балла ¾ необходимы улучшения, неполное выполнение норм, необеспечение ожидаемой отдачи, несоответствие стандартам. 1 балл ¾ неудовлетворительно; невыполнение минимальных требований и необеспечение ожидаемой отдачи. Все доминирующие качества должны иметь оценку 4-5. Наличие низких оценок среди недоминирующих качеств может не учитываться, но они должны коррелироваться с другими. Анкеты заполняются путем: ¨ постановки вопросов интервьюером, ответы на которые он лично фиксирует; ¨ компьютерного опроса; ¨ самостоятельных ответов.
5. Медицинское освидетельствование. 6. Психологическое тестирование.
Физические и умственные способности обычно оцениваются общими и специальными тестами; социальные способности (к контактам, управлению) ¾ с помощью собеседования, участия в групповых дискуссиях; мотивация ¾ тестами, на основе документов, интервью; профессиональные способности ¾ путем тестирования, изучения документов; опыт ¾ на основе документов, собеседования; моральные качества оцениваются с помощью тестов и стресс-интервью; профессионализм ¾ тестов и документов; коммуникативные способности оцениваются посредством собеседований, дискуссий, тестов.
7. Графологическая и физиогномическая экспертиза. 8. Астрологическое прогнозирование. 9. Оценка специально выполняемых работ: ¨ изготовление материального объекта; ¨ составление, редактирование документа; ¨ действия в искусственно созданных, но близких к реальным условиям (ситуационное моделирование) ¾ подбор деловых бумаг, интервьюирование, разработка проектов документов и проч. Критериями оценки при этом являются способность организовывать и планировать, решительность, гибкость, устойчивость к стрессам, стиль работы.
Пример технологии оценки персонала на японских предприятиях:
1. Изучение биографии (в том числе семейных отношений, характера образования, физического развития, особенностей интеллекта, общительности и проч.). 2. Знакомство с результатами ежегодной аттестации, содержащимися в личном деле. 3. Экспертная оценка способностей и личных качеств менеджеров на предмет выдвижения обычно на основе трехсторонних анкет, которые заполняет руководитель, подчиненные и сам субъект. Анкета включает блоки: способности, опыт работы, развитие и совершенствование 24 черт характера. 4. Выполнение письменных заданий (разработка проекта, подготовка делового письма, составление доклада). 5. Экзамены, собеседования, интервью.
Приведем расчетную эффективность различных способов оценки (в %). Центры оценки ¾ 70-80; тесты на профессиональную пригодность ¾ 60; тесты на общие способности ¾ 50-60; биографическое тестирование ¾ 40; личностное тестирование ¾ 40; интервью ¾ 30; графологические и астрологическе методы ¾ 10. Сегодня в западных фирмах кандидаты все чаще рассматриваются на предмет их соответствия не только требованиям рабочего места, но и организации в целом, ее традициям, культуре. Поэтому принимаются во внимание их личностные качества, например способность поддерживать хорошие отношения с окружающими, работать в команде и т. п. Ниже приводятся рекомендации специалистов о целесообразности применения тех или иных методов сбора кадровой информации («+» означает, что метод применим; «-» ¾ метод не применим; «+/-» ¾ однозначной рекомендации нет).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|