посвященного 375-летию со дня рождения мастера Антонио Страдивари
(1644-18.12.1737). К 1 октября - Международному дню музыки 24 сентября 2019 года, в 14.00., в литературном клубе «Прикосновение» библиотеки «Фолиант» состоится литературно - музыкальный альянс «Загадка скрипок Антонио Страдивари». Он будет посвящен 375-летию со дня рождения гениального мастера по изготовлению смычковых инструментов, ученика великого Николо Амати. Известно, что последняя скрипка виртуоза Страдивари (1644-1737), появилась на свет, когда ему было 93 (!) года. На встрече читатели чуть ближе прикоснутся к биографии мастера. Получат большое удовольствие, послушав игру на скрипке в исполнении лучших скрипачей мира Николо Паганини, Ванессы Мэй и Дэвида Гарретта. Посмотрев документальный фильм «Почему скрипки Страдивари такие дорогие?», смогут понять, в чем заключается секрет скрипок Страдивари. Узнают, почему на аукционах стартовая цена этих штучных изделий, имеющих собственные имена, не опускается ниже 2-х миллионов долларов, а иногда доходит до 20-ти. Итак… Величайший на все времена мастер смычковых инструментов Антонио Страдивари родился в Италии в 1644 г. в селении близ Кремона. Сюда семья Страдивари перебралась из Кремона, когда там свирепствовала чума. Здесь прошло детство будущего скрипичного мастера. В юности Антонио пробовал стать ваятелем, художником, резчиком по дереву. Это потом поможет ему безошибочно подбирать материал для своих шедевров. Позже он увлекся игрой на скрипке. К сожалению, и тут его ждало разочарование - при наличии идеального музыкального слуха его пальцам не хватало подвижности. Увлекшись скрипками, Антонио устроился в мастерскую Николо Амати, внука родоначальника известной династии итальянских скрипичных мастеров - Андреа Амати. В мастерской Антонио работал бесплатно в обмен на полученные здесь знания. Николо Амати оказался не только прекрасным скрипичным мастером, но и хорошим учителем как для Антонио, так и для другого ученика - Андреа Гварнери, ставшим со временем также знаменитым мастером.
В 1666 г. Страдивари сделал свою первую скрипку, звуки которой напоминали скрипки его учителя. Ему же хотелось сделать ее другой. С каждым вновь созданным инструментом совершенствуется его звук, улучшается качество. В 1680 г. он начинает работать самостоятельно. В поисках собственного стиля он пытается уйти от дизайна Амати, использует новые материалы, другой способ обработки. У его скрипок разная форма: одни он делает уже, другие - шире, некоторые из них были короче, другие - длиннее. Его инструменты украшены кусочками перламутра, слоновой кости, изображениями купидончиков или цветов. Но главное отличие скрипок Страдивари от других заключалось в необыкновенном, особом звучании. Долгие годы мастер искал собственную модель, улучшая и совершенствуя скрипки, пока, наконец, в 1700 году не сконструировал свою непревзойденную скрипку. До конца своих дней Страдивари продолжал экспериментировать, но принципиальных отклонений от уже созданной модели больше не делал. Долгие годы он упорно и кропотливо отрабатывал технику обработки древесины, сочетал разные породы дерева, получая согласованное звучание разных частей скрипки. Для верхней деки мастер брал ель, для нижней - клен. Страдивари был одним из первых, кто заметил, что звучание скрипки во многом зависит от свойств лака, которым покрывали инструмент. Благодаря эластичности лака деки могли резонировать и «дышать», что придавало тембру особенный «объемный» звук. Предполагают, что смеси готовились из смол деревьев, росших в Тирольских лесах, однако, точный состав лаков так и не был установлен.
Каждая скрипка, изготовленная великим мастером, подобно живому существу, имела свое имя и ни с чем несравнимый неповторимый голос. Ни один мастер в мире не сумел достичь подобного совершенства. За свою долгую, 93-летнюю жизнь Страдивари подарил миру более тысячи скрипок, каждая из которых прекрасна и уникальна. Самыми лучшими из них считаются инструменты, созданные мастером с 1698 по 1725 годы. К сожалению, сегодня в мире насчитывается около 600 подлинных инструментов. Попытки скрипичных мастеров создать подобие скрипки Страдивари не увенчались успехом. Антонио Страдивари был женат дважды. От первого брака у него осталось трое детей. Они жили в просторном доме, где у мастера была собственная мастерская. К сожалению, жена умерла от одной из эпидемий, которые в те времена случались часто и уносили жизни многих людей. Страдивари женился во второй раз. В этом браке у него было шестеро детей. Двое его детей, Франческо и Омобоно, когда подросли, стали работать вместе с отцом, постигали секреты его мастерства. Они научились делать великолепные инструменты, но ни один из них не достиг совершенства формы и красоты звучания скрипки отца. Сам мастер продолжал изготавливать инструменты, будучи уже почтенным старцем. Умер он на 94-м году жизни, в 1737 году. После второй мировой войны в Советский Союз хлынул поток «скрипок Страдивари» производства немецких мануфактур. Никакой ценности эти инструменты не имеют. Настоящих скрипичных экспертов мирового уровня трое - Чарльз Бир в Англии, Этьен Ватло во Франции и Карло Морасси в Италии. Теоретическая вероятность того, что где-то в мире «всплывет» скрипка Страдивари, очень мала. Все скрипки (их около 1500) находятся на учете и зафиксированы в каталогах. Они имеют двойные имена (мастер-владелец или мастер-исполнитель). Например, в России есть инструменты Страдивари-Ойстрах и Страдивари-Коган. И все же чудеса случаются. Последняя скрипка Страдивари была обнаружена 30 лет назад в Екатеринбурге, у нее была испорчена верхняя дека.
ЛИТЕРАТУРА: 1. Витачек Е. Ф. Очерки по истории изготовления смычковых инструментов / Под ред. Б. Доброхотова. - М.: «МузГИЗ», 1952. 2. Газарян С. В мире музыкальных инструментов: Кн. для уч-ся ст, классов.- 2-е изд..- М.: «Просвещение», 1989.- 192с. -илл. 18. 09.19. Россинская Светлана Владимировна, гл. библиотекарь библиотеки «Фолиант» МБУК «Библиотеки Тольятти», e-mail: rossinskiye@gmail.com; Страница группы Вконтакте: http://vk.com/library_foliant; 30-78-00.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|