Динамика показателей физической и технической подготовленности у баскетболистов группы начальной подготовки (формирующий эксперимент)
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
За время проведения формирующего педагогического эксперимента в физической и технической подготовленности баскетболистов контрольной и экспериментальной групп отмечены существенные изменения. Достоверные различия (P <0,05 ÷ P<0,01) средних значений зафиксированы в следующих показателях (табл. 3). Формирующий эксперимент показал, что между экспериментальной и контрольной группой (табл. 3) обнаружены достоверные различия по многим показателям. Тесты, характеризующие физическую подготовку, улучшились на достоверном уровне по двум показателям - бег 40 сек (м) и прыжок по Абалакову (P < 0,05); тесты, характеризующие техническую подготовку, имеют достоверные результаты по трем показателям - скоростное ведение (P < 0,05), передача мяча (P < 0,05), бросок с дистанции (P < 0,05). Также имеются достоверные различия внутри групп. В блоке физической подготовки в контрольной группе достоверные изменения обнаружены по 2 тестам: прыжок в длину с места и прыжок по Абалакову (P< 0,05÷0,01), в экспериментальной группе по 4 тестам (P< 0,05 ÷ 0,01). В блоке технической подготовки достоверные различия обнаружены в одном тесте: бросок с дистанции (P< 0,05).
Таблица 3 Средние показатели тестирования физической и технической подготовленности юных баскетболистов 9-11 лет (формирующий эксперимент)
Примечание: t = 2,13 Р < 0,05 = 2,95 Р < 0,01 t = 4,07 Р < 0,001
Объясняется это как индивидуальными способностями, так и различиями педагогических влияний на баскетболистов начальной подготовки контрольной и экспериментальной группы. В заключение, полагаем, что учебно-тренировочная программа, построенная на основе использования экспериментальной методики по обучению техническим приемам в нападении, оказала положительное влияние на физическую и техническую составляющие подготовки баскетболистов группы начальной подготовки.
Заключение по главе
Создание нового отношения к начальному этапу подготовки баскетболистов и осуществление этого отношения в конкретном проекте невозможно представить без детального изучения. По результатам констатирующего педагогического эксперимента можно утверждать, что сформированные контрольная и экспериментальная группы баскетболистов в целом однотипны. Это положение подтверждается результатами сравнений средних значений показателей по t - критерию Стьюдента. По данным наших исследований достоверных значений в показателях, характеризующих физическую и техническую подготовленность баскетболистов начальной подготовки, не обнаружено. Необходимо все условия и пути реализации готовности юных баскетболистов к учебно-тренировочной деятельности рассматривать как целостное явление, как единый предмет исследования. За время проведения формирующего педагогического эксперимента в физической и технической подготовленности баскетболистов контрольной и экспериментальной групп отмечены существенные изменения. Формирующий эксперимент показал, что между экспериментальной и контрольной группой (табл. 3) обнаружены достоверные различия по многим показателям. Тесты, характеризующие физическую подготовку, улучшились на достоверном уровне по двум показателям - бег 40 сек (м) и прыжок по Абалакову (P < 0,05); тесты, характеризующие техническую подготовку, имеют достоверные результаты по трем показателям - скоростное ведение (P < 0,05), передача мяча (P < 0,05), бросок с дистанции (P < 0,05).
Также имеются достоверные различия внутри групп. В блоке физической подготовки в контрольной группе достоверные изменения обнаружены по 2 тестам: прыжок в длину с места и прыжок по Абалакову (P< 0,05÷0,01), в экспериментальной группе по 4 тестам (P< 0,05 ÷ 0,01). В блоке технической подготовки достоверные различия обнаружены в одном тесте: бросок с дистанции (P< 0,05). Объясняется это как индивидуальными способностями, так и различиями педагогических влияний на баскетболистов начальной подготовки контрольной и экспериментальной группы.
ВЫВОДЫ
1. Изучение техники игры начинается с приемов, которые чаще всего встречаются в игре. Это перемещения по площадке, затем изучение техники игры в нападении и постепенно вводятся элементы защиты. . Главными задачами на этапе начальной спортивной подготовки являются обеспечение всесторонней физической подготовленности занимающихся, овладение ими рациональной спортивной техникой. Начальный этап обучения юных спортсменов баскетболу преследует две главные цели: знакомство детей младшего школьного возраста с баскетболом как действенным средством физического воспитания и отбор одаренных детей для привлечения в специализированные отделения ДЮСШ. . Начальный этап обучения детей младшего школьного возраста баскетболу представляет собой педагогический процесс, который содержит две стороны дополняющие друг друга, - обучение и тренировку. Причем при работе с детьми младшего школьного возраста обучение имеет преобладающее значение. В экспериментальной группе занятия проводились по модернизированному учебному плану с применением экспериментальной программы. Суть экспериментальной программы заключалась в том, что была разработана экспериментальная методика обучения техническим приемам игры в нападении, направленная на техническую подготовку юных баскетболистов. В контрольной группе тренировки проводились по общепринятой методике без учета предложенного комплекса упражнений.
4. За время проведения формирующего педагогического эксперимента в физической и технической подготовленности юных баскетболистов контрольной и экспериментальной групп отмечены существенные изменения. Формирующий эксперимент показал, что между экспериментальной и контрольной группой обнаружены достоверные различия по многим показателям. Тесты, характеризующие физическую подготовку, улучшились на достоверном уровне по двум показателям - бег 40 сек (м) и прыжок по Абалакову (P < 0,05); тесты, характеризующие техническую подготовку, имеют достоверные результаты по трем показателям - скоростное ведение (P < 0,05), передача мяча (P < 0,05), бросок с дистанции (P < 0,05). Также имеются достоверные различия внутри групп. В блоке физической подготовки в контрольной группе достоверные изменения обнаружены по 2 тестам: прыжок в длину с места и прыжок по Абалакову (P< 0,05÷0,01), в экспериментальной группе по 4 тестам (P< 0,05 ÷ 0,01). В блоке технической подготовки достоверные различия обнаружены в одном тесте: бросок с дистанции (P< 0,05). Объясняется это как индивидуальными способностями, так и различиями педагогических влияний на баскетболистов начальной подготовки контрольной и экспериментальной группы. . Учебно-тренировочная программа, построенная на основе использования экспериментальной методики по обучению технике перемещений юных баскетболистов, оказала положительное влияние на физическую и техническую составляющие подготовки юных баскетболистов.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Главным в выборе средств подготовки должно быть разностороннее воздействие на организм. Большое внимание следует уделять разнообразным играм с мячом. На наш взгляд, можно добиться более значимых улучшений показателей физической, технической и тактической подготовки, если организовать занятия мальчиков (учебные игры) совместно с девочками для внесения разнообразия в учебный процесс. При проведении спортивных игр среди начинающих спортсменов надо учитывать анатомо-физиологические особенности детей этого возраста, относительную подверженность их организма различным влияниям окружающей среды и быструю утомляемость. При организации и проведении спортивных игр необходимо учитывать тот факт, что дети демонстрируют большую сознательность в игровых действиях, у них появляется умение делиться впечатлениями, сопоставлять и сравнивать наблюдаемое. Они начинают более критически относиться к поступкам и действиям товарищей по игре. Появление способности абстрактно, критически мыслить, сознательно контролировать движения позволяет школьникам успешно усваивать правила игры, выполнять действия, объясняемые и показываемые руководителем.
В подготовительной части занятия необходимо выполнять упражнения, которые помогают успешно решать задачи основной части занятия. С этой целью рекомендуем использовать игровые упражнения, которые характеризуются всесторонними формами движений. Используя задания, необходимо следить за тем, чтобы тренировка была непрерывной и интенсивной. В то же время упражнения и игры не должны быть, излишне утомительными и слишком эмоциональными, иначе они могут оказать отрицательное влияние на способность занимающихся тонко воспринять технические приемы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абалаков, В.М. Новая аппаратура для изучения спортивной техники.- М.: ФиС, 1960. - 89 с. . Адаптация организма учащихся к учебным и физическим нагрузкам / Под ред. А.Г. Хрипковой, М.В. Антроповой. - М.: Педагогика, 1982. -240с. . Ананьев Б.Г., Дворяшина М.Д. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия - М.: Просвещение, 1968. -С.58-97. . Анненков В.Н. Средства и методы технико-тактической подготовки юных баскетболистов 8-11 лет: Автореф. дис. …канд. пед. наук. - СПб, 1993. - 24 с. . Анискина С.Н. Методика обучения технике игры в баскетбол. -М., 1991. . Арсак К. Программирование игр и головоломок. - М.: Наука, 1990 - 224 с. . Бальсевич В.К., Запорожанов В.А. Физическая активность человека. - Киев: Здоровья, 1987. - С.124-147. . Бальсевич В.К. Онтокинезеология человека.. - М.: Теория и практика физической культуры, 2000. - 275 с. . Баскетбол: Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва. - М., 1984. - 154 с. . Бернштейн Н.А. О построении движений. М.: Медгиз, 1947. -255с. 11. Блинов В.М. Эффективность обучения (методологический анализ определения этой категории в дидактике). - М.: Педагогика, 1976. - С. 20-56. 12. Боген М.М. Обучение двигательным действиям.-М.:ФиС,1985.- 192с. . Бойко В.В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека. -М.: ФиС, 1987. -144с.
14. Бойко В.С., Сологуб А.А., Грачев Ю.С. Индивидуальное обучение и совершенствование студентов в баскетболе в условиях самостоятельных занятий. - Брянск, 1999. - 98 с. 15. Бриль М.С. Отбор в спортивных играх. -М.: Прогресс, 1977. - С.242-254. 16. Бурнашев И.М. Педагогическая оценка эффективности средств и методов подготовки юных баскетболистов в специализированных классах общеобразовательной школы: Автореф. дис. …канд. пед. наук. - М.: МОПИ им. Н.К. Крупской, 1985. - 23 с. 17. Венгер Л.А. Педагогика способностей. -М.: Просвещение, 1973. - С.79-81. 18. Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта. -М.: ФиС, 1986. - 208с. 19. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теорет. и эксперим.психол.исслед. -М.: Педагогика, 1986. - 239с. . Дьячков В.М. Совершенствование технического мастерства спортсменов - М.: Физкультура и спорт, 1972. - 150 с. . Железняк Ю.Д., Портнов Ю.М. Спортивные игры: Учебник. - М., 2000. . Жданов С.В. Модельные характеристики как фактор в управлении подготовкой юных баскетболистов. - М.: Физкультура и спорт, 1989. - 174 с. . Зимкин Н.В. Физиология мышечной деятельности, труда и спорта. -Л.: Наука, 1969. -С.390-394. 24. Зинин А.М. Первые шаги в баскетболе. - М.: Физкультура и спорт, 1972. - 159 с. . Кожевникова З.Я. Баскетбол // Спортивные игры /Под ред. Ю.И. Портных. - М.: Физкультура и спорт, 1975. - С. 149-218. 26. Костикова Л.В., Шерстюк А.А., Григорович И.М. Особенности обучения и тренировке баскетболистов 10-13 лет. -М., 1999. 27. Лебедева Н.Т. Двигательная активность в процессе обучения младших школьников. - Минск: Народная асвета, 1979. - 78с. 28. Леонов А.Д., Малый А.А. Баскетбол. - К.: Рад. шк., 1989. - 104 с. 29. Нестеровский Д.И. Баскетбол: теория и методика обучения: Учеб. пособие для пед. вузов. - Пенза, 2001. - 4.1. Основы обучения технике игры. - 231 с. 30. Николич А., Параносич В. Отбор в баскетболе. - М.: Ф и С, 1984. - 144с. 31. Основы теории и методики физической культуры: Учеб. для техн. физ. культ. / Под ред. А.А. Гужаловского. - М.: ФКиС, 1986. - 362 с. 32. Островский Г.Л., Бутвиловский А.П. Структура двигательных способностей баскетболистов 14-15 лет и обоснование комплекса тестов для их измерения. // Научно-методические основы подготовки резервов в спортивных играх: Сб. науч. трудов. - Л.: ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта, 1981. - С. 70. . Петяйкин И.П. Возрастные особенности проявления решительности при выполнении физических упражнений//Психомоторика.-Л.,1976.-С.51-55. 34. Петерсон Т.Я. Мини-баскетбол. -М.: ФиС, 1973. -50с. . Пинхолстер Г. Энциклопедия баскетбольных упражнений - М.: Физкультура и спорт, 1973. - 85 с. 36. Полянцева Н.В. Тренировка точности выполнения технических приемов игры у юных баскетболистов 10-12 лет: Автореф. дис. …канд. пед. наук. - Киев, 1990. - 23 с. . Рекутина, Н.В. Игровой и соревновательный методы обучения//Физ. культура в школе. 1988. №1. - С.32-33. 38. Смирнов В.М., Дубровский В.И. Физиология физического воспитания и спорта: Учеб. для студ.сред. и высш.учебных заведений. -М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. -608с. . Туревский, И.М., Филин, В.П., Кофман, Л.Б. Зигзаги ловкости. - Тула: Приокское книжное изд-во, 1993. - 208 с. . Туревский, И.М. Структура психофизической подготовленности человека. - Тула: РИО ТППО, 1997. - 201 с. . Фарфель В.С. Развитие движений у детей школьного возраста. -М.: АПН РСФСР, 1959. -64с. . Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ.высш.учеб.заведений. - 2-е изд., -М.: "Академия", 2002. -480с. . Черемисин В.П. Методология подготовки баскетболистов высокой квалификации // Теоретико-методологические основы спортивных игр. - М.: Малаховка, 1997. - С.65-67. . Шерстюк А.А., Костикова Л.В., Григорович И.Н. Баскетбол: основные технические приемы, методика обучения в группах начальной подготовки: Учеб. пособие. - Омск: ОТФК, 1991. - 60 с. . Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника.- М.:Педагогика, 1989. -560с. 46. Юный баскетболист: Пособие для тренеров /Под ред. Е.Р. Яхонотова. - М.: Физкультура и спорт, 1987. - 122 с. 47. Яхонтов Е.Р. Юный баскетболист. - М., 1987.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|