Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Требования к уровню подготовки учащихся

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 529

Петродворцового района Санкт-Петербурга

«Согласовано» Зам. директора по УВР:     «___»____________20___г.   Принято Педагогический совет Протокол №___ от «__» _________ 20____ Утверждаю: Директор ГБ ОУ СОШ № 529   Приказ №___ от «__» _________ 20____г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

попредмету «Литература», 5 класс

На 2015-2016 учебный год

 

 

Разработчик программы:

учитель русского языка и литературы

Куренкова Елена Владиславовна

Санкт-Петербург

Год

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе:

· Государственного стандарта основного общего образования, утверждённого 17 декабря 2010 г. Приказом Министерства образования и науки РФ № 1897;

· Примерной программы по учебным предметам. Литература 5-9 класс (Стандарты второго поколения)

· Концепции курса, представленной в программе по литературе для 5-11-х классов общеобразовательной школы /Авторы-составители: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010 – 200 с. к УМК для 5-9 классов /Авторы программы Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев).

Программа предусматривает возможность интеграции с МХК, русским языком и ИКТ

 

Задачи программы:

 

· развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, необходимые для успешной социализации и самореализации личности;

· развивать умение смыслового чтения и анализа, основанного на понимании образной природы искусства слова, опирающегося на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

· формировать умение читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

· способствовать овладению возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

· способствовать овладению важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

· научить использовать опыт общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании;

· повысить индивидуальную активность;

· повысить внутреннюю мотивацию к изучению предметов;

· расширить кругозор школьников.

 

Отличительной особенностью данной программы является включение в её структуру электронного приложения, которое содержит интерактивное поурочно-тематическое планирование с активными гиперссылками для эффективной организации учебного процесса.

Программа предполагает развитие информационной культуры учащихся, что позволяет рассматривать и изучать одни и те же объекты (произведения) с различных точек зрения. Таким образом, учащиеся погружаются в информационно-культурное пространство.

Построенная таким образом программа представляет собой гибкую методическую систему, обеспечивающую такую духовно-практическую деятельность педагога и ученика, при которой знания не даются в готовом виде, а добываются учащимися самостоятельно или в совместной деятельности с учителем, родителями, учениками.

На основании диагностики 2014 – 2015 г.г., проводимой в рамках проекта КИС «Развитие» выявлено, что

· для 5 а класса характерен высокий уровень развития таких познавательных умений, как анализ и синтез.

· для 5 б класса характерен высокий уровень развития такого познавательного умения, как аналогия

Задачи на данные виды умений учащиеся могут выполнять в форме как групповой, так и самостоятельной работы.

Такие умения, как аналогия (для учащихся 5а класса), анализ/синтез, абстрагирование, сравнение (для учащихся 5б класса), находятся в зоне ближайшего развития учащихся, поэтому для их полноценного развития будут использоваться работа в группе и работа с помощью педагога.

Для учащихся 5а и 5б классов характерен высокий уровень развития регулятивных УУД. Задачи, предполагающие реализацию этих видов умений, будут способствовать созданию ситуаций успеха для значительного количества учеников, а также могут помочь выявить индивидуальные ресурсы компенсации «западающих» умений.

Необходимо уделить внимание развитию коммуникативных / / личностных умений.

Поэтому при постановке учебных целей необходимо учитывать:

· развитие стойкого положительного отношения к школе;

· развитие мотивации к учёбе как к неигровой деятельности;

· актуальна работа по сплочению классного коллектива.

Общая характеристика учебного предмета

Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры, коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.

Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.

Курс литературы в 5 классе строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно - тематического принципов.

Формы организации образовательного процесса

· уроки-практические работы; · уроки - «погружения»; · уроки - деловые игры; · уроки-соревнования; · уроки-консультации; · компьютерные уроки · уроки с групповыми формами работы; · уроки взаимообучения учащихся; · уроки- мастерские; · уроки – проекты; · уроки, которые ведут учащиеся; · уроки-зачеты; · уроки-конкурсы; · уроки-диспуты; · уроки-игры; · уроки-диалоги; · уроки-конференции; · уроки-семинары; · уроки-экскурсии; · уроки-путешествия.

Место учебного предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования, в том числе в 5 классе – 105 часов (3 урока в неделю).


 

Результаты изучения учебного предмета

Личностными результатами являются:

• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

• самоопределение и самопознание, ориентация в системе личностных смыслов на основе соотнесения своего «я» с художественным миром авторов и судьбами их героев.

Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:

· умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

· умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

· умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

· умении осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

· умении самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

· умении самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

· умении соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

· умении оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

· умении владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

· умении определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:

1) в познавательной сфере:

• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2) в ценностно-ориентационной сфере:

• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

3) в коммуникативной сфере:

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

4) в эстетической сфере:

• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

 

Требования к уровню подготовки учащихся

Предметные результаты:

- адекватное восприятие воспринятых на слух или прочитанных произведений в объеме программы;

- знание изученных текстов;

- овладение элементарными навыками анализа содержания литературного произведения (умение воспроизвести сюжет, оценить роль изобразительных средств в раскрытии идейно-художественного содержания);

- умение использовать основные теоретические понятия, связанные с сюжетом (композиция, завязка, кульминация, развязка: пролог, эпилог).

 

Метапредметные результаты:

- овладение техникой составления плана;

- овладение различными типами пересказа;

- умение подбирать аргументы при обсуждении произведения, в том числе целесообразное использование цитирования;

- умение формулировать доказательные выводы;

- умение владеть разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов.

- уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение

- уметь определять понятия, анализировать, обобщать; устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, сравнивать по сущностным признакам, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждение, делать умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и выводы;

 

Личностные результаты:

- знание наизусть художественных текстов в рамках программы;

- формирование читательского мастерства: умение дать доказательное суждение о прочитанном, определить собственное отношение к прочитанному;

- овладение навыками литературных игр;

- формирование собственного мнения;

- формирование навыка чтения отдельной группы учащихся.

- развитие стойкого положительного отношения к школе;

- развитие мотивации к учёбе как к неигровой деятельности.


 

Учебно-тематическое планирование

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ раздела / темы Наименование разделов и тем Количество часов
Всего Теоретические занятия практические занятия, уроки развития речи Контрольные занятия
ПЗ Р/Р
1. Введение          
2. Мифология          
3. Устное народное творчество          
4. Древнерусская литература          
5. Басни          
6. Литература XIX века          
  А.С. Пушкин.          
  М.Ю. Лермонтов          
  Н.В. Гоголь          
  И.С. Тургенев   4+2      
  Н.А. Некрасов          
  Л.Н. Толстой          
  А.П. Чехов          
7. Литература XX в.          
  А.А. Блок          
  И.А. Бунин          
  С.А. Есенин          
  Л.Н. Андреев          
  А.И. Куприн          
  А.П. Платонов          
  П.П. Бажов          
  Е.И. Носов          
  В.П. Астафьев          
  В.Г.Распутин          
  Внеклассное чтение          
8. Зарубежная литература          
  Д. Дефо          
  Х.Л. Андерсен          
  М. Твен          
  Ж. Рони-Старший          
  Дж. Лондон          
  А. Линдгрен          
  Внеклассное чтение          
9. Резерв          
  Итого: 105 часов      

Ресурсное обеспечение:

Учебно-методический комплект

1. Учебник «Литература. 5 класс» (Авт.-сост. Г.С.Меркин). В 2-х частях.-2-е изд.-М.: ООО «Русское слово - учебник», 2014.

2. Планирование и материалы к курсу «Литература 5 класс» (Авт.-сост. Г.С.Меркин, Б.Г. Меркин). М.: «Русское слово», 2008.

3. Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы: проект. - М.: Просвещение, 2011.- (Стандарты второго поколения).

4. Рабочая программа к учебникам Г.С.Меркина «Литература. 5 класс»/ авт.-сост. Ф.Е.Соловьева. - М.:ООО «Русское слово – учебник», 2012. (ФГОС. Инновационная школа)

5. Соловьёва Ф.Е. Рабочая тетрадь к учебнику Г.С.Меркина «Литература». 5 класс: В 2 ч. - М.:: ООО «Русское слово - учебник», 2013.

6. Соловьева Ф.Е Тематическое планирование к учебнику "Литература. 5 класс" (авт.-сост. Г.С. Меркин)/под ред. Г.С. Меркина. - М.:ООО "ТИД "Русское слово" - РС",2010 г.

7. Соловьева Ф. Е. Уроки литературы. К учебнику «Литература. 5 класс» (авт.-сост. Г.С.Меркин): методическое пособие/Ф.Е.Соловьёва/ под ред. Г.С. Меркина. – 2 изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2011.

Рекомендуемая литература для учителя:

· Программа курса «Литература». 5 – 9 классы общеобразовательной школы /Авт.-сост.: Г.С. Меркин, С.А. Зинин. – М.:ООО «Русское слово – учебник», 2012. (ФГОС. Инновационная школа)

· Уроки литературы с применением информационных технологий. 5-11 классы. Изучение «сквозных» тем в процессе преподавания литературы. Методическое пособие с электронным интерактивным приложением / авт.-сост.: Г.М.Вялкова – М.: Планета, 2013. – 128 с.

· Писатель и литературный процесс: сборник научных статей / ред. И.И.Кулакова – Белгород: БелГУ, 2010. – 168 с.

· Уроки литературы. К учебнику «Литература. 5 класс» (авт.-сост. Г.С. Меркин): методическое пособие / Ф.Е. Соловьева; под ред. Г.С. Меркина. – М.: ООО ТИД «Русское слово – РС», 2011. – 320 с.

· Контрольно-измерительные материалы. Литература: 5 класс /сост. Е.Н. Зубова. – М.: ВАКО, 2010. – 96 с.

· Лапина Е.Ю. Литература: тесты к учебнику 5-9 кл.- М.: Дрофа, 2007

Рекомендуемая литература для ученика

· Древнерусская литература: Хрестоматия для 5 – 9 кл. / Сост. О.В.Творогов. – М., 2002.

· Зарубежные писатели. Хрестоматия. В 2 ч. / Под ред. Н.П. Михальской. – М., 1996.

· Зуева Т.В. Русский фольклор: Словарь – справочник, – М., 2002

· Литература Древней Руси: Библиографический словарь / Под ред. О.В.Творогова. – М., 1996.

· Русские писатели XIX – начала XX века: Библиографический словарь./ Под ред. Н.Н. Скатова. – М., 1995.

· Литература. Тесты. 5-8 классы.Издательство: Дрофа, 2002 год

· Шинкарев В.Всемирная литература Издательство: Красный Матрос, 2000 год

· Я познаю мир: Литература. Издательство: АСТ, 2006

 

Оборудование

Материальная база кабинета:

· компьютер;

· проектор;

· экран;

· локальная сеть;

· принтер;

Медиаресурсы

1. Электронная библиотека школьника

2. Таблицы демонстрационные к основным теоретико-литературным понятиям

3. Портреты поэтов и писателей

4. медиаприложение к учебнику литературы 5 класса

Интернет-ресурсы:

Библиотеки:

· http://www.bibliogid.ru

· http://www.bibliotekar.ru

Электронная библиотека нехудожественной литературы по русской и мировой истории, искусству, культуре, прикладным наукам. Книги, периодика, графика, справочная и техническая литература для учащихся средних и высших учебных заведений. Статьи и книги по литературе, истории, мифологии, религии, искусству, прикладным наукам, художественные галереи и коллекции.

· http://www.drevne.ru

Образовательный портал «Древнерусская литература».

· http://www.gramma.ru

· http://www.gumer.info

Библиотека Гумер - гуманитарные науки (например, литературоведение).

· http://www.encyclopedia.ru

Каталог электронных энциклопедий (ссылки) по разным направлениям.

· http://www.krugosvet.ru

· http://www.Lib.ru

Библиотека Максима Мошкова.

· http://www.litera.ru

Сервер "Литература" объединяет информацию о лучших литературных ресурсах русского Интернета: электронные библиотеки, рецензии на книжные новинки, литературные конкурсы и многое другое. На сервере также размещен сетевой литературный журнал "Словесность".

· http://litera.edu.ru

Коллекция: русская и зарубежная литература для школы.

· http://www.litwomen.ru

Сайт мировых новостей о литературе.

· http://magazines.russ.ru

Электронная библиотека современных литературных журналов России.

· http://www.russianplanet.ru

Сайт имеет следующие рубрики: библиотека детской русской и зарубежной литературы, история, филолог, вокруг света, мир знаний, Пушкин, шахматы, музеи, новости.

· http://www.russianplanet.ru/filolog/ruslit/index.htm

Сайт о древней литературе Руси, Востока, Западной Европы; о фольклоре.

· http://www.pushkinskijdom.ru

Сайт института русской литературы (Пушкинский дом) Российской Академии наук (статус государственного учреждения).

· http://www.vavilon.ru

Сайт посвящен современной русской литературе.

· http://feb–web.ru

Сайт Президентской библиотеки им. Б. Н. Ельцина

· http://www.prlib.ru/Pages/Default.aspx

Электронные наглядные пособия:

Библиотекарь. РУ

· http://www.bibliotekar.ru/index.htm

Русская литература 18-20 вв.

· http://www.a4format.ru/

Большая художественная галерея

· http://gallerix.ru/

Интернет-ресурсы: Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС http://www.gia3.ru/publ/opyt_i_praktika/trebovanija_k_sovremennomu_uroku_v_uslovijakh_vvedenija_fgos/4-1-0-4

· Сайт: Единая коллекция образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/catalog/teacher/

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...