Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Экономическая сущность инноваций, критерии их определения и виды




 

Термин "инновация" был введен в оборот еще в начале нашего столетия Йозефом Шумпетером, американским экономистом, известным своими работами в области истории экономических учений. Й.Шумпетер рассматривал инновации как посредника между изобретением и его внедрением в экономику. Однако эта точка зрения не стала общепринятой.

Одним из первых исследователей проблем инноваций в России был Н.Д.Кондратьев. Он известен тем, что впервые в работе "Большие циклы конъюнктуры" ввел понятие "длинной волны" применительно к инновациям, характеризующим влияние радикальных инноваций на мировое промышленное развитие. К таким инновациям относил: изобретение паровых машин, идею строительства железных дорог, электроэнергетику и автомобилестроение.

На практике используются различные термины. Вопрос состоит в том, как они соотносятся?

Русский вариант Английский вариант
Новшество Новация
Новый порядок, новый обычай, новый метод, изобретение, новое явление
Нововведение Инновация
Процесс использования новшества или объект, внедренный в производство

Следовательно, с момента принятия к распространению новшество становится инновацией.

Наиболее распространенным определением инноваций является следующий вариант:

Инновация – это объект, внедренный в производство в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога.

Актуальным является вопрос, все ли усовершенствования относятся к инновациям. Единой точки зрения на эту проблему нет. Основными являются две позиции.

Рассматривая инновации с позиций макроэкономического подхода, можно сказать, что они отвечают двум критериям:

· обеспечивают качественный скачок в уровне развития техники в результате реализации изобретения (критерий новизны);

· обеспечивают значительное увеличение экономического, социального, экологического эффекта в результате инновации (критерий эффективности).

Такой подход может быть оправдан, если рассматривать инновации с позиций научно-технического прогресса и их воздействия на развитие производительных сил общества.

Другие авторы считают, что практически любое усовершенствование, обеспечивающее экономию затрат или создающее новый спрос, является инновацией. Эта позиция является обоснованной, если рассматривать инновации с точки зрения предприятия (т.е. на микроуровне). Для предприятия, стремящегося выжить в условиях конкуренции, любое усовершенствование направлено на создание дополнительного спроса либо на экономию затрат.

Таким образом, инновации — это усовершенствования:

· обеспечивающие экономию затрат и создающие условия для увеличения прибыли или снижения цены;

· создающие дополнительный потребительский спрос.

Надо признать, что, не имея возможности внедрять принципиально новые разработки, многие предприятия в условиях кризиса ориентируются в своей инновационной деятельности главным образом на простые усовершенствования.

Наиболее полную классификацию инноваций разработал известный российский ученый А.И. Пригожин на основе следующих признаков:

 

Признак Виды инноваций Примеры
По распространенности единичные; диффузные  
По месту в производственном цикле сырьевые; обеспечивающие (связывающие); продуктовые  
по уровню воздействия на экономику базовые; улучшающие; псевдоинновации.  
по преемственности замещающие; отменяющие; возвратные; открывающие; ретровведения;  
по ожидаемому охвату доли рынка локальные; системные; стратегические;  
По степени новизны и инновационному потенциалу радикальные; комбинаторные; совершенствующие.  
По степени новизны для рынка новые для отрасли в мире; новые для отрасли в стране; новые для данного предприятия (группы предприятий).  
по уровню воздействия на процесс производства расширяющие; заменяющие; улучшающие.  
По уровню воздействия на факторы производства комплексные; локальные.  
по области применения технологические (продуктовые и процессные); организационные; маркетинговые; экономические; социальные; экологические; информационные.  
по причинам возникновения стратегические; реактивные.  
По характеру удовлетворяемых потребностей инновации подразделяются   создающие новые потребности; на удовлетворяющие имеющиеся потребности иным способом; более эффективно удовлетворяющие имеющиеся потребности.  
по месту в системе (на предприятии, в фирме) инновации на входе предприятия; инновации на выходе предприятия; инновации системной структуры предприятия  

Базовые основаны на научных открытиях и крупных изобретениях новых поколений техники и технологии; их накопление приводит к новому технологическому уровню; Улучшающие инновации способствуют диффузии, растворению базовых инноваций; Псевдоинновации - к сожалению, наиболее распространенные — позволяют путем незначительного совершенствования базовых и улучшающих инноваций достигнуть максимальной их эффективности. При этом расширяются рынок сбыта и сфера использования инноваций.

Расширяющие инновации направлены на использование принципов и методов базовых инноваций в других экономических областях; Замещающие инновации предназначены для производства операций другим, более эффективным способом; Улучшающие инновации служат для повышения качества выполняемых работ.

Наибольшее применение на практике находят инновации технологического характера — продукт инновации в виде новых продуктов и процесс ввода новых технологий, оборудования и материалов. К организационным инновациям относятся разработка и внедрение новой организационной структуры управления предприятием; к экономическим - использование неприменяемых ранее систем и форм оплаты труда, методов управления издержками производства; к маркетинговым - освоение новых рынков и способов продвижения; к социальным - применение ранее неиспользуемых методов мотивации труда; к экологическим - использование новых технологий — реализация новых технологий в области охраны окружающей среды; к информационным — использование новых информационных технологий.

В промышленности принято различать два вида технологических инноваций — продуктовые и процессные.

Продуктовые инновации охватывают внедрение технологически новых или усовершенствованных продуктов.

Технологически новый продукт (радикальная продуктовая инновация) — это продукт, технологические характеристики которого (функциональные признаки, конструктивное выполнение, дополнительные операции, а также состав используемых материалов и компонентов) или предполагаемое использование принципиально новые либо существенно отличаются от аналогичных характеристик и использования ранее производимых продуктов. Такие инновации могут быть основаны на принципиально новых технологиях или на сочетании существующих технологий в новом их применении (в том числе на использовании результатов исследований и разработок). Пример инноваций радикального типа (принципиально новых) — микропроцессоры и кассетные видеомагнитофоны. Первый портативный кассетный плеер, сочетавший в себе существенные принципы построения магнитофонов и миниатюрных ушных громкоговорителей, являлся инновацией второго типа. В обоих случаях ни одно готовое изделие ранее не выпускалось.

Технологически усовершенствованный продукт - это существующий продукт, качественные или стоимостные характеристики которого были заметно улучшены за счет использования более эффективных компонентов и материалов, частичного изменения одной или ряда технических подсистем (для комплексной продукции).

Процессные инновации включают разработку и внедрение технологически новых или значительно усовершенствованных производственных методов, включая методы передачи продуктов. Инновации такого рода основаны на использовании нового производственного оборудования, новых методов организации производственного процесса или их совокупности, а также на использовании результатов исследований и разработок. Такие инновации нацелены, как правило, на повышение эффективности производства или передачи уже существующей на предприятии продукции, но иногда предназначаются и для производства и поставки технологически новых или усовершенствованных продуктов, которые не могут быть произведены либо поставлены с использованием обычных производственных методов.

В сфере услуг услуга считается технологической инновацией, если ее характеристики или способы использования либо принципиально новые, либо значительно (качественно) усовершенствованы в технологическом отношении. Использование существенно усовершенствованных методов производства или передачи услуг также является технологической инновацией. Последнее охватывает изменения в оборудовании или организации производства, связанные с производством или передачей новых или кардинально усовершенствованных услуг, которые не могут быть произведены или переданы с использованием существующих производственных методов, или с повышением эффективности производства или передачи имеющихся услуг.

Стратегические инновации носят, как правило, перспективный характер и предназначены для обеспечения конкурентоспособности продукта или услуги предприятия, организации; реактивные инновации возникают как реакция на действия конкурентов и, так же как стратегические, направлены на повышение конкурентоспособности товара или услуги.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...