Экономическая сущность инноваций, критерии их определения и виды
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Термин "инновация" был введен в оборот еще в начале нашего столетия Йозефом Шумпетером, американским экономистом, известным своими работами в области истории экономических учений. Й.Шумпетер рассматривал инновации как посредника между изобретением и его внедрением в экономику. Однако эта точка зрения не стала общепринятой. Одним из первых исследователей проблем инноваций в России был Н.Д.Кондратьев. Он известен тем, что впервые в работе "Большие циклы конъюнктуры" ввел понятие "длинной волны" применительно к инновациям, характеризующим влияние радикальных инноваций на мировое промышленное развитие. К таким инновациям относил: изобретение паровых машин, идею строительства железных дорог, электроэнергетику и автомобилестроение. На практике используются различные термины. Вопрос состоит в том, как они соотносятся?
Следовательно, с момента принятия к распространению новшество становится инновацией. Наиболее распространенным определением инноваций является следующий вариант: Инновация – это объект, внедренный в производство в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога. Актуальным является вопрос, все ли усовершенствования относятся к инновациям. Единой точки зрения на эту проблему нет. Основными являются две позиции. Рассматривая инновации с позиций макроэкономического подхода, можно сказать, что они отвечают двум критериям:
· обеспечивают качественный скачок в уровне развития техники в результате реализации изобретения (критерий новизны); · обеспечивают значительное увеличение экономического, социального, экологического эффекта в результате инновации (критерий эффективности). Такой подход может быть оправдан, если рассматривать инновации с позиций научно-технического прогресса и их воздействия на развитие производительных сил общества. Другие авторы считают, что практически любое усовершенствование, обеспечивающее экономию затрат или создающее новый спрос, является инновацией. Эта позиция является обоснованной, если рассматривать инновации с точки зрения предприятия (т.е. на микроуровне). Для предприятия, стремящегося выжить в условиях конкуренции, любое усовершенствование направлено на создание дополнительного спроса либо на экономию затрат. Таким образом, инновации — это усовершенствования: · обеспечивающие экономию затрат и создающие условия для увеличения прибыли или снижения цены; · создающие дополнительный потребительский спрос. Надо признать, что, не имея возможности внедрять принципиально новые разработки, многие предприятия в условиях кризиса ориентируются в своей инновационной деятельности главным образом на простые усовершенствования. Наиболее полную классификацию инноваций разработал известный российский ученый А.И. Пригожин на основе следующих признаков:
Базовые основаны на научных открытиях и крупных изобретениях новых поколений техники и технологии; их накопление приводит к новому технологическому уровню; Улучшающие инновации способствуют диффузии, растворению базовых инноваций; Псевдоинновации - к сожалению, наиболее распространенные — позволяют путем незначительного совершенствования базовых и улучшающих инноваций достигнуть максимальной их эффективности. При этом расширяются рынок сбыта и сфера использования инноваций.
Расширяющие инновации направлены на использование принципов и методов базовых инноваций в других экономических областях; Замещающие инновации предназначены для производства операций другим, более эффективным способом; Улучшающие инновации служат для повышения качества выполняемых работ. Наибольшее применение на практике находят инновации технологического характера — продукт инновации в виде новых продуктов и процесс ввода новых технологий, оборудования и материалов. К организационным инновациям относятся разработка и внедрение новой организационной структуры управления предприятием; к экономическим - использование неприменяемых ранее систем и форм оплаты труда, методов управления издержками производства; к маркетинговым - освоение новых рынков и способов продвижения; к социальным - применение ранее неиспользуемых методов мотивации труда; к экологическим - использование новых технологий — реализация новых технологий в области охраны окружающей среды; к информационным — использование новых информационных технологий.
В промышленности принято различать два вида технологических инноваций — продуктовые и процессные. Продуктовые инновации охватывают внедрение технологически новых или усовершенствованных продуктов. Технологически новый продукт (радикальная продуктовая инновация) — это продукт, технологические характеристики которого (функциональные признаки, конструктивное выполнение, дополнительные операции, а также состав используемых материалов и компонентов) или предполагаемое использование принципиально новые либо существенно отличаются от аналогичных характеристик и использования ранее производимых продуктов. Такие инновации могут быть основаны на принципиально новых технологиях или на сочетании существующих технологий в новом их применении (в том числе на использовании результатов исследований и разработок). Пример инноваций радикального типа (принципиально новых) — микропроцессоры и кассетные видеомагнитофоны. Первый портативный кассетный плеер, сочетавший в себе существенные принципы построения магнитофонов и миниатюрных ушных громкоговорителей, являлся инновацией второго типа. В обоих случаях ни одно готовое изделие ранее не выпускалось. Технологически усовершенствованный продукт - это существующий продукт, качественные или стоимостные характеристики которого были заметно улучшены за счет использования более эффективных компонентов и материалов, частичного изменения одной или ряда технических подсистем (для комплексной продукции). Процессные инновации включают разработку и внедрение технологически новых или значительно усовершенствованных производственных методов, включая методы передачи продуктов. Инновации такого рода основаны на использовании нового производственного оборудования, новых методов организации производственного процесса или их совокупности, а также на использовании результатов исследований и разработок. Такие инновации нацелены, как правило, на повышение эффективности производства или передачи уже существующей на предприятии продукции, но иногда предназначаются и для производства и поставки технологически новых или усовершенствованных продуктов, которые не могут быть произведены либо поставлены с использованием обычных производственных методов.
В сфере услуг услуга считается технологической инновацией, если ее характеристики или способы использования либо принципиально новые, либо значительно (качественно) усовершенствованы в технологическом отношении. Использование существенно усовершенствованных методов производства или передачи услуг также является технологической инновацией. Последнее охватывает изменения в оборудовании или организации производства, связанные с производством или передачей новых или кардинально усовершенствованных услуг, которые не могут быть произведены или переданы с использованием существующих производственных методов, или с повышением эффективности производства или передачи имеющихся услуг. Стратегические инновации носят, как правило, перспективный характер и предназначены для обеспечения конкурентоспособности продукта или услуги предприятия, организации; реактивные инновации возникают как реакция на действия конкурентов и, так же как стратегические, направлены на повышение конкурентоспособности товара или услуги.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|