Подготовила Алла Сергеенко
АССОЦИАЦИЯ - ЭТО КРУГ ЕДИНОМЫШЛЕННИКОВ Процессы трансформации затронули все структуры российского общества, коснулись они и системы образование. Инициатива обновления содержания образования исходит не только от Министерства образования РФ, Российской академии образования, но и от профессиональных объединений, педагогов-предметников. О предстоящем Съезде представителей ассоциации учителей музыки, изобразительного искусства и мировой художественной культуры, об основных вопросах, выносимых на обсуждение, рассказала директор Института художественного образования и культурологи РАО Екатерина Михайловна Акишина. Екатерина Михайловна, Вы работаете в образовании много лет. Какие изменения произошли за последние годы в подходах к преподаванию гуманитарных дисциплин, в том числе в области «Искусства»? Так, в настоящее время в области преподавания искусства мы должны учитывать факторы усиления влияния массовой культуры на сознание и восприятие молодежи. Например, фактор стихийной музыкальной среды оказывает большое влияние на формирование музыкального вкуса учащихся. Кроме того, сильно изменились и сами ученики. Исследователи подчеркивают, что современному поколению свойственны стремление к новизне, «кумиромания», жажда экстравагантности и эксклюзивизм. Все эти социально-психологические особенности также надо учитывать при разработке программ и педагогических технологий преподавания гуманитарных дисциплин, предметов искусства.
Я бы хотела выделить и такие новейшие подходы, как личностно-ориентированный и компетентностный. Их положения сейчас являются базовыми и для предметной области «Искусство». Да, и талантам приходится задумываться о компетенциях! Это реальность. И это надо осознавать, и в этой реальности работать. На съезде будет обсуждаться проект концепции преподавания предметной области «Искусство». В какой стадии находится разработка концепции, каковы ее основные идеи, подходы? Какие изменения произойдут с принятием концепции в преподавании дисциплин предметной области «Искусство?
Единое основание поможет этой сфере стать более сильной, более четко ставящей цели перед педагогом и учениками. Причем не только цели, но и перспективы дальнейшего развития и совершенствования. Каковы основные тезисы Вашего доклада «Разработка современной концепции преподавания предметной области «Искусство: актуальные проблемы и перспективы»? Среди других важных аспектов доклада - мои представления об уроке искусства, как целостном процессе, в котором педагог решает задачу заинтересовать детей высокохудожественными произведениями в процессе активного взаимодействия с ними. На этом уроке есть возможность применять те технологии и системы творческого развития детей, которые отвечают профессиональным предпочтениям учителя. В своем докладе я также подчеркиваю, что, к сожалению, представители профессионального искусства редко обращают внимание на общее художественное образование, а перспективы отечественной культуры рассматривают лишь в своей, профессиональной системе координат. Это совершенно непредусмотрительно для судеб высокого искусства: ему, искусству, не может быть комфортно в обществе людей, которые в детстве и юности остались художественно неразвитыми, но при этом получают портфели министров, директоров, становятся менеджерами, заказчиками.
Искусство является объединяющим фактором. Учитывает ли концепция национальные особенности, традиции регионов? Таким образом, интерес, вовлеченность в культуру своего региона, своей нации, знание традиций, любовь к фольклору своего народа - все это очень значимо и продуктивно для творчества. С другой стороны, узкая закрытая позиция, нежелание знать об открытиях и достижениях искусства других стран и народов чреваты снижением качества собственных творческих работ. Когда, как говорится, приходится изобретать велосипед. Поэтому необходимо соблюдать баланс между погружением в региональные культурные особенности и знанием и включением в мировую культуру. Какова, на ваш взгляд, роль Ассоциации учителей музыки, изобразительного искусства и мировой художественной культуры в продвижении передового педагогического опыта, инновационных форм и методов обучения? Создание общих информационных ресурсов, методических копилок, проведение мастер-классов, круглых столов, вебинаров по актуальной проблематике художественного образования - все это прекрасная школа передового педагогического опыта. Кроме того, ассоциация - это круг единомышленников. Общение с близкими по духу людьми всегда вдохновляет, воодушевляет, помогает преодолеть сложности и естественно возникающее профессиональное выгорание. Люди как будто заряжаются друг от друга. Начинают видеть новые горизонты в профессии.
Ассоциация - это и особая среда, способствующая развитию, взаимообмену и поощрению инноваций в художественном образовании. Как вы считаете, нужна ли консолидация ассоциаций учителей музыки, изобразительного искусства, МХК? Поделитесь опытом популяризации искусства в Институте художественного образования и культуры, возглавляемого Вами. Это: · разработка и издание учебно-методических пособий, технологий, методик, программ, отвечающих современным требованиям к художественному образованию; · работа аспирантуры и диссертационного совета; · поддержка молодых ученых, проведение исследований в области художественного образования - все это позволяет охватывать все новые и новые темы, обращаться к исследователям из разных регионов нашей страны. Так, недавно в нашем Диссертационном совете защитился педагог-музыкант из Омска. В апреле была защищена диссертация преподавателя литературы из Смоленска, организовавшего интересный проект по интеграции уроков литературы и городского театра - из Смоленска. Таким образом, благодаря работе с аспирантами и соискателями мы передаем наш теоретический и практический опыт в регионы. Кроме того, мы организуем ежегодные курсы повышения квалификации, конференции, семинары. В нашем институте активно реализуется система дистанционного образования. Вы видите, работа идет весьма масштабная. У нас есть обширные ресурсы для исследований, в том числе, уникальная коллекция детского рисунка. Екатерина Михайловна, каковы Ваши ожидания от предстоящего съезда? Подготовила Алла Сергеенко
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|