Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ранжирование территорий по степени воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду и здоровье населения

Введение

 

Концепция национальной безопасности Российской Федерации важным условием обеспечения национальных интересов в области экономики предусматривает переход к устойчивому развитию, обеспечивающему сбалансированное решение социально-экономических задач, проблем сохранения окружающей среды в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущего поколений. Переход к устойчивому развитию предполагает обеспечение безопасности во всех отношениях, а тесная взаимосвязь всеобщей безопасности страны и устойчивого развития определяют условия дальнейшего существования общества. Эта взаимосвязь должна опираться на результаты комплексного анализа всей совокупности показателей социальной, экономической и экологической сфер жизни общества. Рассмотрение проблем безопасности и устойчивого развития в единстве возможно в рамках разработки концепции эколого-экономической безопасности на различных уровнях.

В этих условиях разработка теоретических основ эффективного обеспечения эколого-экономической безопасности и развития национальной экономики на основе мониторинга и диагностики реальных угроз, а также экономических, социальных, организационных и иных мер, направленных на преодоление негативных тенденций, их локализацию и устранение, предупреждение наступления событий, представляющих угрозу безопасности, обладает высокой актуальностью.

Следует отметить, что методология и методика диагностики формирования, функционирования и развития системы эффективного обеспечения эколого-экономической безопасности в условиях современной реформы в научной литературе разработаны недостаточно. Тем не менее, несмотря на значительный объем исследований по рассматриваемой проблематике, ее научная разработанность далеко не исчерпывающая. В этих условиях важнейшее значение имеет применение методов системного анализа для изучения проблем безопасности в регионе.


1. Сущность и содержание категории «эколого-экономическая безопасность»

 

Выявление содержания эколого-экономической безопасности и разработка научных основ ее обеспечения требуют рассмотрения ряда теоретических положений, связанных с определением сущностного содержания исследуемой категории.

Постановка и эффективное решение проблемы эколого-экономической безопасности должны характеризоваться строгой методологической последовательностью ее рассмотрения, позволяющей наиболее полно увязать все особенности ее реализации.

Исходным моментом, в структурировании содержания эколого-экономической безопасности выступает выделение совокупности ее элементов: объект безопасности, субъект безопасности, угроза, чувствительность к опасности, критерии и показатели безопасности, пороговые значения. Общеметодологический подход к определению содержания понятия «эколого-экономическая» безопасность» осуществим через названные категории.

Для раскрытия сущности и содержания эколого-экономической безопасности, прежде всего, необходимо выяснить, что понимать под безопасностью. Научное понимание и соответственно, определение безопасности в настоящее время отсутствует. Это объясняется особой сложностью, внутренней противоречивостью и неоднозначностью основополагающею понятия «безопасность».

Безопасность любого исследуемого объекта свидетельствует, что он в состоянии решить стоящие перед ним задачи, а в случае возникновения различного рода непредвиденных обстоятельств, опасностей или угроз в состоянии от них защититься или восстановить свою работоспособность.

Следует четко осознать, что достижение абсолютной безопасности в реальной действительности невозможно. Это связано с тем, что нельзя достичь совершенной безвредности продуктов, нельзя достичь абсолютной надежности технических и технологических систем, предотвратить нанесение ущерба внешней среде в процессе производства.

В публикациях по проблеме обеспечения экономической безопасности разных авторов и само понимание экономической безопасности, иее критерии существенно различаются. Поэтому достаточно четкое определение и содержание этой категории пока отсутствует.

Под экономической безопасностью субъекта Российской Федерации или региона понимается совокупность текущего состояния, условий и факторов, характеризующих стабильность, устойчивость и поступательность развития экономики территории, органически интегрированной в экономику Федерации. На уровне города (района, поселка) с градообразующим предприятием экономическая безопасность предполагает поддержание устойчивого развития данного предприятия, исключающего отрицательное влияние на состояние и условия жизни проживающего на данной территории населения.

Существует множество подходовк определению понятия«экономическая безопасность», имеется их противоречивость и неопределенное поле использования (с вторжением в проблематику международных отношений, экологии, социологии, юриспруденции и т.д.)

В целом же методологический анализ выделяет три основных подхода к определению экономической безопасности: через интересы (национальные, государственные, общественные и т.д.); через экономическую независимость (экономики от внешних рынков, выработки экономической политики от влияния извне) через стабильность или устойчивость (национальной экономики, экономического развития, социально-экономической системы и др.)

Определение экономической безопасности как условие устойчивости (стабильности) экономического развития через интересы являются наиболее популярными, они фокусируют внимание на поддержании определенных характеристик функционирования экономики перед лицом неблагоприятных факторов. Для рассмотрения данной проблемы на общенациональном макроэкономическом уровне опираются на определение экономической безопасности через стабильность. Определение экономической безопасности через «независимость» практически никогда не фигурирует в чистом виде, а входит составной частью в определения через «интересы» или «устойчивость».

Из определения безопасности через «устойчивость», взятого за основу нашего анализа, вытекает общий принцип исследования проблемы эколого-экономической безопасности.

Мировым сообществом экологическая безопасность понимается как отсутствие угрозы для окружающей среды, которая представляется как «преобразованная человеком окружающая среда», ставшая сферой его обитания, в которой соблюдается защищенность жизненно важных интересов граждан, общества, государства, а также ресурсов и космического пространства от внутренних и внешних воздействий, негативных процессов, создающих угрозы здоровью людей, биологическому разнообразию и устойчивому функционированию экологических систем и выживанию человечества.

Таким образом, понятие «экологической безопасности» трактуется по-разному: то как «состояние защищенности» объекта от угроз со стороны загрязненных природных объектов, то как «состояние» объекта, при котором отсутствует угроза окружающей среды со стороны этого объекта, а то как «отсутствие недопустимого экологического риска, связанного с возможностью нанесения ущерба».

Экологическая безопасность – приемлемая на данном этапе социально-экономического развитая степень защищенности жизненно важных интересов личности, общества, государства, мирового сообщества от последствий и угроз, которые обусловлены негативными изменениями (деградацией) окружающей среды, возникающими в результате антропогенного и природного воздействия на нее.

Необходимо отметить, что экологическая безопасность как общественная ценность имеет ряд особенностей:

1) Суперприоритетность. Гарантии экологической безопасности должны находиться в одном ряду с гарантиями военной, государственной и личной безопасности, с гарантиями основных прав и свобод человека.

2) Коллективный характер присвоения экологической безопасности как специфического жизненного блага.

3) Сложный и противоречивый характер взаимодействия экологической безопасности с другими социальными ценностями.

4) Неопределенный характер экологической безопасности, сложность ее оценки.

5) Неподчиненность экологической безопасности как социального блага закону убывания ценности благ во времени.

6) Системный характер. Достижение и поддержание экологической безопасности на приемлемом уровне требует кардинального преобразования всех сторон жизни общества, в том числе: формирование нового «экологизированного» мировоззрения, экологизация структуры национальной экономики в направлении снижения ее природоемкости.

Эколого-экономическая безопасность – это сочетание экономических, политических и экологических условий и факторов, которые обеспечивают устойчивое и эффективное социально-экономическое развитие общества, направленное на улучшение качества жизни людей и сохранение окружающей природной среды.

В основу теоретического исследования было положено рассмотрение и выявление сущности эколого-экономической безопасности, базирующегося на понятиях «развитие» и «устойчивость», как динамического явления и взаимосвязанной системы состояний эколого-экономических отношений разного уровня.

Пол «устойчивостью» будем понимать способность данной системы адекватно реагировать на внешние и внутренние воздействия и функционировать, вести себя так, чтобы сохранять при этом стабильную внутреннюю структурно-функциональную организацию и развиваться в направлении достижения заданных целей своего существования.

В таком понимании устойчивости экономической системы – это, прежде всего, устойчивость ее внутренне структурно-функциональной организации (санкционирование и развитие в определенных генетически заданных границах) и устойчивость в достижении, реализации внешних главных стратегических целей развития.

Раскрывая сущность эколого-экономической безопасности, следует отметить многообразные аспекты этой сложной политико-экономической категории, и что наиболее важной ее особенностью является способность экономической системы к устойчивому сохранению основных значений экономических финансовых, социальных, экологических и других показателей в параметрах, обеспечивающих основы ее функционирования.

Объект – это то, на что направлены действия субъекта по обеспечению его безопасности. Законом РФ«Обезопасности» определено, что к основным, объектам безопасности относятся: личность – ее права и свободы, жизненно важные интересы: общество – его материальные и духовные ценности; государство – его конституционный строй суверенитет и территориальная целостность.

Субъекты безопасности – те организации, государственные институты службы отдельные личности, которые обеспечивают безопасность объекта на основе практических действий при введении в действие механизма обеспечения безопасности и организации практических действий.

В соответствии с существующими правовыми актами, основными субъектами обеспечения безопасности России являются различные органы, которые в пределах своей компетенции обеспечивают реализацию федеральных программ защиты жизненно важных интересов объектов безопасности: их состав подробно описан в работах. Кроме того, к субъектам безопасности относятся граждане, общественные или иные организации и объединения, обладающие нравами по обеспечению безопасности.

Состояние того или иного объекта эколого-экономической безопасности может быть оценено целой гаммой как качественных, так и количественных критериев и показа гелей.

Ранжирование территорий по степени воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду и здоровье населения

 

Для выбора оптимальной стратегии регионального природопользования наиболее часто используются различные методы для оценки ранжирования территорий, многие из которых имеют практическое значение. Наиболее простой и доступный – это исчисление общего объема выбросов, сбросов, захоронений вредных веществ, а также этих величин на единицу продукции, населения или территории. При этом может учитываться и класс вредности веществ.

Возможно и сопоставление их с установленными в регионе (стране) санитарно-гигиеническими нормативами (ПДК, ПДВ, ВСВ), нахождение величины отклонения от них. Так, индекс нагрузки на окружающую природную среду (а значит, и ее качество) может быть определен по формуле:

 

Y= (H*Q*V) / S

 

где Н – численность населения, проживающего на данной территории; V – объем выписка продукции в регионе; Q – объем вредных веществ, выбрасываемых в окружающую среду; S – площадь территории.

Т.Л. Акимова, В.В. Батонян, О.В. Моисеенков, В.В Хаскин отмечают, что вариабельность природно-производственных комплексов в значительней мере определяется плотностью населения и техногенной насыщенностью территории, хотя принадлежность ее к определенной природно-климатической зоне тоже имеет больше значение. В соответствии с энергетическим подходом к соизмерению природных и производственных потенциалов территории, зональная принадлежность и производственная насыщенность территории могу быть количественно оценены с помощью энергетических показателей.

Масштаб технической энергетики и плотность населения, отнесенные к биотическому потенциалу территории, характеризуют эколого-экономические системы разных типов. Поэтому в основу типизации может быть взят «эргодемографический индекс» (ЭДИ). В зависимости от конкретных условий ЭДИ может варьировать в пределах нескольких порядков, что позволяет довольно отчетливо контрастировать различные территориальные комплексы.

На практике применяются оценка и ранжирование территории по совокупности признаков экологической напряженности с помощью суммарных балльных оценок. Использование индексов промышленной нагрузки, устойчивости экосистем, загрязнение воздуха, нагрузки на водные ресурсы, демографической напряженности, учет плотности потребления энергоресурсов и др. функционально взаимосвязанных параметров позволяет дать обобщенную оценку экологического состояния территории и ее частей.

При эколого-экономической оценке территории следует обратить внимание на то, что если оценивается территория макрорегиона, то важно также изучить в границах такой территории, каково ее состояние в региональном разрезе.

Показателями, определяющими степень природоемкости и хозяйства, служит система показателей, характеризующих уровень потребления природных ресурсов и уровень нарушенности экосистем в результате хозяйственной деятельности (на единицу конечной продукции). Информативными являются аналогичные показатели на душу населения.

Растущее влияние хозяйственно-экономической деятельности на окружающую среду любого административно-территориального образования, как правило, связано с увеличением производства новых веществ и продуктов и выбросами различных загрязнителей и отходов. В совокупности все факторы антропогенного воздействия на природную среду территории приводят к серьезным изменениям естественных ландшафтов, загрязнению атмосферы, водных объектов и почвы.

При эколого-экономической оценке территории экологическое действие факторов окружающей среды на здоровье человека оценивается с учетом того реального обстоятельства, что ни один из указанных факторов – химических, биологических и физических – практически не является изолированным: все они действуют в комплексе между собой, соединяясь также с социально-экономическими и наследственными факторами.

Ввиду того, что вся система указанных факторов очень многочисленна, очень сложно выделить группу факторов или определить один ведущий фактор по воздействию на организм и состояние здоровья человека. Все это указывает на то, что комплекс условий жизни человека весьма сложен. Он включает в себя не только эколого-экономические и социальные характеристики местности с оценкой состава почв, воды, атмосферы, природных ресурсов, климата географических зон и природных экосистем, но также условия труда и быта людей, их обычаи и привычки, физиологическую реактивность организма. Вразличные периоды жизни у людей разных возрастов, разного пола ответные реакции организма па химические, биологические, физические, экологические и социальные факторы проявляются индивидуально.

Поэтому все отмеченное должно учитывать методы определения и оценки реальной нагрузки на здоровье человека всего многообразия факторов окружающей природной среды, а также методологии обоснования допустимых нагрузок на человеческий организм и здоровье населения. Указанные особенности должны стать основой разработки систем природоохранительных мероприятий и законов, разработки программ и планов по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов, а также организации системы санитарного контроля и гигиенического регламентирования факторов окружающей среды.

Процесс разработки и реализации концепции эколого-экономической безопасности опирается на систему показателей состояния окружающей природной среды региона во взаимосвязи с его социально-экономическим развитием, которая является основой для проведения эколого-экономического анализа. Государственная стратегия обеспечения эколого-экономической безопасности должна носить долговременный характер и исходить из того, что в эколого-экономическом отношении эффективно «прогнозирование и предотвращение», чем «реагирование и исправление» в отражении угроз. Этому может способствовать, рассмотренная система критериев и индикаторов, показателей» эколого-экономической оценки и анализа и предложенные схемы их проведения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...