Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формирование и состав учетной политики.




Учетная политика предприятия формируется на основе совокупности основополагающих принципов и правил, выбор для использования которых требует системного подхода с целью максимальной оптимизации. Поэтому при выборе учетной политики нужно иметь в виду, что на нее влияют:

1. Организационно-правовая форма организации (акционерное об­щество, государственное и муниципальное унитарное предприятие, общество с ограниченной ответственностью, производственный коо­ператив и т.д.);

2. Отраслевая принадлежность и вид деятельности (промышлен­ность, сельское хозяйство, торговля, строительство, посредническая деятельность и т.д.);

3. Особенности деятельности: производственной (технологическая структура, потребляемые ресурсы)коммерческой (организация снабжения и сбыта, системы и формы расчетов, взаимоотношения с покупателями), финансовой (взаимоотношения с банками и другими финансовыми институтами, налоговой системой), управленческой (структура, независимость от собственников, отчетность перед ними, уровень технического обеспечения, в том числе компьютерной техникой).

4. Масштабы деятельности организации (объем производства и ре­ализации продукции, численность работающих, стоимость имущест­ва организации и т.д.);

5. Управленческая структура организации и структура бухгалтерии;

6. Финансовая стратегия организации

Например, стремление орга­низации к уменьшению налога на прибыль и налога на имущество бу­дет способствовать выбору таких вариантов учета, которые позволят увеличить себестоимость, - применение ускоренных методов аморти­зации основных средств, метода ЛИФО при оценке израсходованных производственных запасов. Если для организации, наоборот, важно иметь в отчетности высокие показатели прибыли и рентабельности, то она должна выбирать варианты учета и оценки объектов учета, позво­ляющие уменьшить текущие затраты на производство продукции и ее реализацию, - понижающие коэффициенты амортизации, метод ФИФО при оценке израсходованных производственных запасов и т.п.;

7. Текущие и долгосрочные цели предпринимательства (привлечение дополнительных финансовых ресурсов, укрепление конкурентных позиций на рынке, осуществление инвестиционных программ, повышение котировок акций и др.);

8. Материальная база (наличие технических средств регистрации информации, компьютерной техники и т.д.);

9. Степень развития информационной системы в организации, в том числе управленческого учета;

10. Кадровое обеспечение – уровень квалификации персонала (опыт, навыки, степень понимания стоящих перед ним задачи и проблем, способность их разрешать)

11. Хозяйственная ситуация – развитость инфраструктуры рынка, состояние хозяйственного, налогового, бухгалтерского законодательства, благоприятность инвестиционного климата и т.д.

При формировании учетной политики важно определить способы и методы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, приемы организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, виды учетных регистров и обработки информации и иные соответствующие способы, методы и приемы.

Отправными точками при формировании учетной политики организации являются допущения и требования, соответствующие общим принципам бухгалтерского учета.

Учетная политика основана на допущениях:

· Имущественной обособленности – то есть предполагается, что активы и обязательства организации существуют отдельно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций.

· Непрерывности деятельности – здесь предполагается, что организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности

· Последовательности применения учетной политики. Принятая организацией учетная политика организации применяется от одного отчетного года к другому всеми ее структурными подразделениями.

· Временной определенности фактов хозяйственной деятельности - предполагает отнесение фактов хозяйственной деятельности к тому отчетному году, в котором они имели место, - независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами

Помимо этого учетная политика должна обеспечивать выполнение следующих требований:

· Полноты – отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете должно осуществляться в полном объеме.

· Своевременности - отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности должно осуществляться своевременно.

· Осмотрительности.Должна быть большая готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов.

· Приоритета содержания перед формой – отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности должно быть не столько исходя из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования.

· Непротиворечивости – предполагает тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца.

· Рациональности – ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйствования и величины организации.

При формировании учетной политики утверждаются:

1) рабочий план счетов;

2) формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

3) порядок проведения инвентаризации активов и обязательств;

4) методы оценки активов и обязательств;

5) правила документооборота и технология обработки данных;

6) порядок контроля за бухгалтерскими операциями;

7) другие решения, необходимые для организации учета.

Работы по формированию учетной политики можно разделить на два раздела: методический и организационно-технический.

 

В таблице ниже приведен состав каждого из разделов.

Методический раздел.   Организационно-технический раздел
1. классификация активов и обязательств 2. оценка 3. методики учета движения объектов 1. рабочий план счетов 2. документооборот 3. организация учетной службы 4. порядок проведения инвентаризации 5. организация системы внутреннего контроля

Методический раздел.

Выбранные способы оценки и методики учета представляются в учетной политике исходя из того набора способов и методов, которые определены законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету. Если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы учета, то при формировании учетной политики организация сама разрабатывает соответствующий способ, исходя из действующих положений по бухгалтерскому учету,а также МСФО.

Организационно-технический раздел.

Начинается с утверждения рабоче­го плана счетов. На основе действующего плана счетов организация пропи­сывает рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий полный пе­речень синтетических и аналитических счетов.

Рабочий план счетов организации является важной составляющей сис­темы бухгалтерского учета организации, поскольку классификация объек­тов бухгалтерского учета, положенная в его основу, определяет возможности дальнейшей детализации информации бухгалтерского учета.

Для учета специфических операций организация может по согласованию с

Минфином России вводить в План счетов бухгалтерского учета дополни­тельные синтетические счета, используя свободные номера счетов.

Также в организационно-техническом разделе утверждается технология обработки информации. В нефтегазовых компаниях широко используется автоматизированная система управления внутренними процессами пред­приятия, созданная немецкой компанией - «SAP AG».

Хозяйственные операции организации должны оформляться оправда­тельными документами. Эти документы служат первичными учетными до­кументами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первичные документы составляются по формам, утвержденным Госкомстатом. Если для какой-то операции форма не утверждена (например, акт выполненных работ), компания может разработать ее самостоятельно, включив в нее все обязательные реквизиты.

Обязательные реквизиты первичных учетных документов прописаны Законом «О бухгалтерском учете»:

а) наименование документа;

б) дата составления документа;

в) наименование организации, от имени которой составлен документ;

г) содержание хозяйственной операции;

д) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном вы­ражении;

е) наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяй­ственной операции и правильность ее оформления.

Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, утверждает руководитель организации по согласованию с главным бухгал­тером. Документы, которыми оформляются хозяйственные операции с де­нежными средствами, подписываются руководителем организации и глав­ным бухгалтером или уполномоченными ими на то лицами. fr Внесение исправлений в кассовые и банковские документы не допуска­ется. В остальные первичные учетные документы исправления могут вно­ситься лишь по согласованию с участниками хозяйственных операций, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц, которые подписали до­кументы, с указанием даты внесения исправлений.

В крупных нефтегазовых компаниях, имеющих разветвленную структу­ру, подразделения компании могут быть расположены на большом расстоя­нии от головного офиса. Бухгалтерские службы сталкиваются с задержками при передаче оригиналов бумажных документов.

В целях организации документооборота компания устанавливает сроки сдачи документов, например: табели рабочего времени, документы на со­трудников, принятых на работу, отчеты об использовании бланков строгой отчетности, отчет работника о командировке и т.д. График документооборо­та составляется в виде таблицы, в которой указываются ответственные за оформление, исполнение, обработку и проверку каждого документа, а также срок исполнения документа и порядок передачи в архив.

Порядок и сроки проведения инвентаризации должны быть также за­креплены в учетной политике.

Р Организация инвентаризации и порядок отражения инвентаризацион­ных разниц регламентируются Приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49 «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательствах». До начала отчетного года в соот­ветствии с приказом руководителя организации создается постоянно дейст­вующая инвентаризационная комиссия. При большом объеме работ для од­новременного проведения инвентаризации создаются рабочие инвентариза­ционные комиссии. Персональный состав этих комиссий утверждает руко­водитель организации.

Система внутреннего контроля в компании является важнейшей zfcnm. системы управления организации. Наиболее распространенными организации системы внутреннего контроля являются: служба внутреннего аудита и контрольно-ревизионная служба.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...