Смыслоразличительная функция знака препинания
Возможные темы сочинений и их тематическая градация
Блок 1.
Связь лексики и грамматики языка (8).
| Блок 2. Синтаксис и пунктуация (4).
| Блок 3. Богатство, точность, образность и выразительность русской лексики (12).
| Блок 4. Язык и мышление (4).
| Блок 5. Устная и письменная речь (2).
| Блок 6. Морфология (3).
| Блок 7. Текст. Текстообразующие элементы (2).
| Блок 8. Язык как система (1).
|
Тест 1. «В языке есть… слова. В языке есть… грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения». (Лев Васильевич Успенский)
Тест 2. «Один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение». (Лев Васильевич Успенский)
Тест 9. «Грамматика позволяет нам связать между собой любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете». (Лев Васильевич Успенский)
Тест 13. «Обладая и лексическим, и грамматическим значением, слово способно объединяться с другими словами, включаться в предложение». (Ираида Ивановна Постникова)
Тест 25. «Правила синтаксиса определяют логические отношения между словами, а состав лексикона соответствует знаниям народа, свидетельствует о его образе жизни». (Николай Гаврилович Чернышевский)
Тест 27. «Я понял, что человек может знать великое множество слов, может совершенно правильно писать их и так же правильно сочетать их в предложении. Всему этому учит нас грамматика». (Михаил Васильевич Исаковский)
Тест 30. «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». (Георгий Владимирович Степанов)
Тест 33.«Язык – это то, что человек знает. Речь – это то, что человек умеет». (Андрей Александрович Мирошниченко)
| Тест 5. «Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются». (Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин)
Тест 15. «Что же в языке позволяет ему выполнять его главную роль – функцию общения? Это синтаксис». (Александр Александрович Реформатский)
Тест 16. «Пунктуационные знаки имеют своё определённое назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет своё определённое место в системе письма, имеет свой неповторимый «характер»». (Светлана Ивановна Львова)
Тест 20. «Способность слова связываться с другими словами проявляется в словосочетании». (Ираида Ивановна Постникова)
| Тест 3.«Точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла». (Константин Александрович Федин)
Тест 7.«Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения». (Константин Георгиевич Паустовский)
Тест 8. «К оценке достоинств речи мы должны подходить с вопросом: насколько же удачно отобраны из языка и использованы для выражения мыслей и чувств различные языковые единицы?». (Борис Николаевич Головин)
Тест 11. «Придание образности словам постоянно совершенствуется в современной речи посредством эпитетов». (А. А. Зеленецкий)
Тест 12. «Читатель проникает в мир образов художественного произведения через его речевую ткань». (Маргарита Николаевна Кожина)
Тест 17.«Автор идёт от мысли к словам, а читатель – от слов к мысли». (Н. Шамфор)
Тест 18. «Выразительность – это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление». (Александр Иванович Горшков)
Тест 23. «Художественный текст заставляет обратить внимание не только и не столько на то, что сказано, но и на то, как сказано». (Е. В. Джанджакова)
Тест 24. «Художник мыслит образами, он рисует, показывает, изображает. В этом и заключается специфика языка художественной литературы». (Георгий Яковлевич Солганик)
Тест 26. «Самое удивительное в том, что писатель-мастер умеет, взяв обычные, всем известные слова, показать, сколько оттенков смысла скрывается и открывается в его мыслях, чувствах». (Илья Наумович Горелов)
Тест 32. «Фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства». (Из учебника русского языка)
Тест 35.«Русский язык… обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли». (Владимир Галактионович Короленко)
| Тест 10. «Язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных». (Иван Александрович Гончаров)
Тест 21. «Языком человек не только выражает что-либо, он им выражает также и самого себя». (Георг фон Габеленц)
Тест 22.«Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит». (Дмитрий Сергеевич Лихачёв)
Тест 31. «Язык – это то, благодаря чему, с помощью чего мы выражаем себя и вещи». (Поль Рикёр
| Тест 19. «Устная фраза, перенесённая на бумагу, всегда подвергается некоторой обработке, хотя бы по части синтаксиса». (Борис Викторович Шергин)
Тест 34. «Некоторые учёные даже предлагают выделить два языка – устный и письменный, настолько большие различия существуют между устной и письменной речью». (Андрей Александрович Мирошниченко)
| Тест 4.«Сходство между наклонением условным и повелительным состоит в том, что оба они… выражают не действительное событие, а идеальное, то есть представляемое существующим только в мысли говорящего». (Александр Афанасьевич Потебня)
Тест 14.«Местоименные слова – слова вторичные, слова-заместители. Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова, без наличия которых существование местоимений «обесценено»». (Александр Александрович Реформатский)
Тест 29.«Русский язык… богат глаголами и существительными, разнообразен формами, выражающими оттенки чувств и мыслей». (Лев Николаевич Толстой)
| Тест 6.«Заставляя героев говорить друг с другом, вместо того чтобы передать их разговор от себя, автор может внести соответствующие оттенки в такой диалог. Тематикой и манерой речи он характеризует своих героев». (Литературная энциклопедия)
Тест 36. «Функции абзаца тесно связаны с функционально-стилевой принадлежностью текста, вместе с тем отражают и индивидуально-авторскую особенность оформления текста». (Нина Сергеевна Валгина)
| Тест 28. «Язык подобен многоэтажному зданию. Его этажи – единицы: звук, морфема, слово, словосочетание, предложение… И каждая из них занимает своё место в системе, каждая выполняет свою работу». (Михаил Викторович Панов)
|
Блок № 1
Связь лексики и грамматики языка (8).
Внутри грамматики принято выделять такие разделы, как морфология (наука о грамматических свойствах слова) и синтаксис (наука о грамматических свойствах предложения и словосочетания). Единицами синтаксиса принято считать структуру таких конструируемых единиц языка, как свободное словосочетание и предложение
Таким образом, обращаем внимание на следующие моменты:
А) Знак препинания:
Смыслоразличительная функция знака препинания
• Запятая - указывает на следование объектов и событий друг за другом. Информирует о наличии в предложении структурно равноправных элементов.
• Точка указывает на законченность предложения с точки зрения пишущего, указывает на завершённость высказывания, на законченность мысли.
• Вопросительный знак в конце предложения: указывает не только на членение речи, но и на вопросительный характер предложения, на особый его тип по цели высказывания, требует ответа. Указывает на ожидание ответа.
• Восклицательный знак в конце предложения показывает, насколько сильно автора волнует содержание его собственного высказывания.
на эмоциональную напряжённость
• Двоеточие ставят, когда хотят показать, что далее следует пояснение сделанного сообщения (перед рядом однородных членов, в бессоюзном сложном предложении, перед прямой речью), а также он указывает на разъяснение предыдущей части высказывания.
• Тире ставят, когда хотят указать, что в предложении есть пропуск каких-либо слов. Тире указывает на следование событий друг за другом.
на временной интервал. В обозначении чередования: хотят сказать, что в диалоге сменился автор или от прямой речи перешли к обычному
тексту. Тире указывает на варианты названия, на значение противоположности (Я мрачен - ты весел), указывает на значение следования –
одно событие следует за другим - внезапно, вопреки ожиданиям (Отступил - и вдруг споткнулся), что событие происходит т закономерно, как
следствие предыдущего. (Хочешь есть - работай вместе со всеми).
• Кавычки хотят указать, что заключенное в них сообщение принадлежит не автору, при обозначении границы прямой речи или цитаты.
Заключают в кавычки сообщение, от которого пишущий хочет «откреститься».
• Скобки ставят, когда хотят указать, что сообщение несёт не основную, а дополнительную информацию, они указывают на вспомогательный характер информации.
• Точка с запятой указывает на то, что именно здесь граница основной части сообщения, но далее есть другая информация - для размышления читателя.
• Многоточие передаёт недосказанность, недоговорённость, • Отражает эмоциональную окраску речи - передаёт прерванность мысли, вызванную общим эмоциональным напряжением, указывает на неполноту информации. • Может передавать многозначительность сказанного, указывать на подтекст, скрытый смысл.
Б) Синтаксические понятия:
• повествовательные, побудительные, вопросительные предложения;
• восклицательные и невосклицательные предложения;
• простые предложения;
• двусоставные и односоставные предложения;
• типы односоставных предложений (определённо-личные, неопределённо-личные, безличные, назывные)
• неполные предложения
• распространённые и нераспространённые предложения
Воспользуйтесь поиском по сайту: