Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел 5. Воспитание и социализация в педагогическом процессе в высшей школе

Примерный перечень рефератов по дисциплине «Педагогика и психология высшей школы»

Темы сформулированы ориентировочно, допускается изменение детализация в соответствии с индивидуальными интересами и специализацией исполнителя. Исполнитель может предложить свою собственную тему и согласовать ее с преподавателем.

 

Раздел 1. Общие основы педагогики и психологи в высшей школе.

1. Высшее образование в современном мире: миссия, роль, структура, функции.

2. Миссия, структура и функции современного университета.

3. Объект, предмет и основные категории педагогики. Специфика педагогики высшей школы. Система педагогических наук и связь педагогики с другими науками

4.Формирование устойчивой мотивации и ценностного отношения студентов к образовательной деятельности в вузе

5. Социально-психологические аспекты профессионального становления личности.

6. Психологические основы организации образовательного процесса в вузе.

Раздел 2 Современный педагог высшей школы: личность и деятельность

1. Профессионально важные личностные качества современного вузовского преподавателя.

2. Самосознание педагога и структура педагогической деятельности.

3. Педагогические способности и педагогическое мастерство преподавателя высшей школы.

4. Педагогическое общение. Стили педагогического общения. Особенности педагогического общения в вузе

5. Культура речи преподавателя высшей школы. Слагаемые ораторского искусства.

6. Педагогические конфликты и способы их разрешения.

7. Социально-педагогические роли преподавателя в современной высшей школе (лектор, руководитель практических и лабораторных занятий, научный консультант, тьютор, фасилитатор и пр)

Раздел 3. Дидактика высшей школы

1. Общее понятие о дидактике. Специфика дидактики высшей школы.

2. Современные модели и концепции обучения и их реализация в образовательном процессе высшей школы.

3. Закономерности и принципы обучения как основной ориентир в преподавательской деятельности.

4. Методы обучения и их реализация в высшей школе.

5. Формы организации учебного процесса в высшей школе.

6. Современные образовательные технологии (общая характеристика).

7. Методические аспекты подготовки и проведения лекции. Психологические особенности деятельности преподавателя при подготовке и чтении лекции.

8. Семинарские и практические занятия в ВШ. Виды семинарских занятий и их дидактические возможности.

9. Лабораторные работы. Методика их организации и проведения.

10. Коллоквиум как форма организации образовательного процесса в высшей школе. Методика его подготовки и проведения.

11. Формы и структура самостоятельной работы студентов.

12.Основы педагогического контроля в высшей школе. Формы и способы измерения и оценки результатов учебно-познавательной деятельности студентов. рейтинговый контроль образовательных результатов

13. Педагогическое проектирование в профессиональной деятельности преподавателя высшей школы.

14. Проектная деятельность студентов и ее роль в профессинальном становлении личности.

15. Модульное построение содержания учебной дисциплины.

16. Деловая игра как форма активного обучения. Возможности применения деловой игры в образовательном процессе высшей школы.

17. Сюжетно-ролевая игра как форма активного обучения. Возможности применения сюжетно-ролевой игры в образовательном процессе высшей школы.

18 Организационно-деятельностная игра как форма активного обучения. Возможности применения организационно-деятельностной игры в образовательном процессе высшей школы.

19. Эвристические технологии обучения и возможности их использования в образовательном процессе высшей школы.

20 Изучение и анализ професcионально значимых ситуаций (case study)

21. Метод «мозгового штурма», его модификации.

22. Технология знаково-контекстного обучения.

23 Технологии развивающего обучения.

24. Технологии дистанционного образования.

25.Междисциплинарные связи и интегрированные курсы высшей школе.

26. Развитие творческого мышления студентов.

27. Развитие критического мышления студентов

28 Междисциплинарные связи и интегрированные курсы высшей школе.

29. Организация процесса обучения и содержание образование в одном из ведущих университетах мира (общий обзор или по определенному направлению подготовки)

30 Организация высшего образования в развитых странах.

31 Опыт интеграции и сотрудничества российского высшего образования с высшим образованием развитых стран.

Раздел 4. Информатизация образовательного процесса в высшей школе. Если специалисты по ИТ (ИКТ) дополнят этот список, предложив собственное видение возможностей и перспектив в этой сфере и сформулировав темы рефератов по этой проблематике, я буду очень признателен и благодарен.

1. Информатизация образовательного процесса в высшей школе: история, современное состояние перспективы, проблемы и достижения

2. Электронные библиотеки, распределенные и централизованные издательские системы и их роль в образовательном процессе высшей школы

3. Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе высшей школы.

4. Современные мультимедийные средства обучения и их использование в подготовке современного специалиста (с учетом содержания и специфики профессиональной подготовки)

Раздел 5. Воспитание и социализация в педагогическом процессе в высшей школе

1. Организация и содержание воспитания и социализации личности в современном университете (методологические основы, закономерности, принципы, основные направления воспитания и социализации и их краткая характеристика).

2. Социально-психологические аспекты профессионального становления личности в образовательном процессе вуза

3. Психологические аспекты воспитания студентов. Образовательная среда как воспитательный фактор.

 

4. Межличностные и межгрупповые конфликты в студенческой среде способы их профилактики и разрешения.

5.Социалиация иностранных студентов в образовательной среде российского вуза (можно рассматривать специфику социализации отдельных этнических групп).

6. Организация воспитания в зарубежных университетах (страна и университет по выбору исполнителя).

7. Нравственное воспитание студентов. Становление профессионально-нравственной позиции будущего специалиста в образовательном процессе вуза.

8. Физическое воспитание студентов в вузе. Организация спортивной и физкультурно-оздоровительной деятельности студентов. Формирование культуры ЗОЖ студентов

9. Эстетическое воспитание студентов. Формирование профессионально-эстетической культуры будущего специалиста.

9.Экологическое воспитание студентов. Формирование профессионально-экологической культуры.

10. Гражданское и патриотическое воспитание студентов в образовательном процессе вуза.

11. Формирование правовой культуры студентов в образовательном процессе вуза.

12 Формирование экономической культуры студентов в образовательном процессе вуза.

 

1. Краевский, В. В. Общие основы педагогики: учеб. пособие для вузов / В. В. Краевский. – 4-е изд., стер. – М.: Академия, 2008. – 254 с.

2. Краевский, В. В. Основы обучения: дидактика и методика: учеб. пособие для вузов / В. В. Краевский, А. В. Хуторской. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр Академия”, 2008. – 346 с

3. Подласый И. П. Педагогика: в 3-х кн. – 2-е изд. испр. и доп. – М.: ГИЦ ВЛАДОС, 2007.

4. Фокин, Ю. Г. Теория и технология обучения: деятельностный подход: учеб. пособие для вузов / Ю.Г. Фокин. – 3-е изд. испр. – М.: академия, 2008. – 239 с.

5. Кроль, В. М. Педагогика: учеб. пособие для студ. вузов / В. М. Кроль. – М.: Высш. шк., 2008. – 316 с.

6.Попков В. А., Коржуев А. В. Теория и практика высшего профессионального образования. – М.: Академический проект, 2014

7.Мудрик, А. В. Социальная педагогика: учеб. для студентов вузов / А. В. Мудрик. – 7-е изд., испр. и доп. – М.: Академия, 2009. – 229 с.

8.. Воскрекасенко, О. А. Диагностика адаптации обучающихся в высшей школе: учебно-методическое пособие / О. А. Воскрекасенко; М-во образования и науки РФ, Пензенский государственный университет. – Пенза: Изд-во Пенз. гос. ун-та, 2014. – 117 с.: табл

9 Полат Е. С., Бухаркина М. Я. Современные педагогические и инновационные технологии в системе образования. – М.: Академия, 2011

10 Захарова, И. Г. Информационные технологии в образовании: [учеб. пособие. для учрежд. высш. проф. образ.] / И. Г. Захарова. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Академия, 2011. – 188 с

11 Борытко, Н. М. Диагностическая деятельность педагога: учеб. пособие для вузов / Н. М. Борытко: под ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. – 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2008. – 284

12.Воскрекасенко О. А. Основные тенденции развития мирового образовательного пространства: учебно-методическое пособие. – Пенза: ПГПУ им. В. Г. Белинского, 2011

13. Панфилова, А. П. Тренинг педагогического общения: учеб. пособие для вузов / А. П. Панфилова. – 2-е изд., испр. – испр. – М.: Академия, 2008. – 335 с

14. Шарипов Ф. В.. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие. – М.: Логос, 2012.

15. Хуторской, А. В, Педагогическая инноватика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. / А. В. Хуторской. – М.: Академия, 2008. – 253 с. –

 

16.Матяш Н. В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение: учебное пособие. – М.: Академия, 2012.

17.Родионов М. А., Храмова Н. Н.,.Макарова С. А, Коноваленко В. Е. Система формирования мотивационно ориентированной образовательной среды: учебное пособие. – Пенза: ПГПУ им. В. Г. Белинского, 2013.

18.Родионов М. А., Храмова Н. Н.,.Макарова С. А, Коноваленко В. Е. Система формирования мотивационно ориентированной образовательной среды: учебное пособие. – Пенза: ПГПУ им. В. Г. Белинского, 2013.

19.Питанова, М. Е. Психология проектирования развивающей образовательной среды: учебно-методическое пособие / М. Е. Питанова; М-во образования и науки РФ, Пензенский государственный университет. – Пенза: Изд-во Пенз. гос. ун-та, 2014. – 101 с.: ил.

20.Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

21. Субъект. Современность. Развитие: монография / М. Е. Питанова [и др.]; под ред. Л. В. Шваревой; М-во образования и науки РФ, Пензенский государственный университет. – Пенза: Изд-во Пенз. гос. ун-та, 2014. – 133 с.: ил.

22 Иванченко, Г. В. Творчество, профессионализм, духовность: имплицитные концепции: монография / Г. В. Иванченко, М. Ю. Казарян, Н. В. Кошелева. – М.: Смысл, 2012. – 191 с.:

ил.

23. Позиция субъекта учения как психологическая система: внешние и внутренние связи: монография / Рос. акад. образования, Психологический ин-т; под ред. Е. Д. Божович. – М.: Памятники исторической мысли, 2013. – 293 с.: ил

24 Гальперин, П. Я. Лекции по психологии: учеб. пособие для вузов / П. Я. Гальперин. – 4-е изд. – М.: АСТ: КДУ, 2007. – 397 с.: ил.

25.Марцинковская, Т. Д. Общая психология: учеб. пособие для студ. вузов / Т. Д. Марцинковская. – М.: Академия, 2010. – 381 с.

26 Волкова Е. В. Психология социальных способностей: дифференцированно-интегрированный подход. – М.: Институт психологии РАН, 2011

27.Общение и познание. – М.: Институт психологии РАН, 2012.

28.Утлик, Э. П. Психология личности: учеб. пособие для вузов / Э. П. Утлик. – М.: Академия, 2008. – 314 с.

29. Овчарова, Р. В. Практическая психология образования: учеб. пособие для вузов / Р. В. Овчарова. – 4-е изд., стер. – М.: академия, 2008. – 445 с. – (Высшее профессиональное образование).

30.Габай, Т. В. Педагогическая психология: учеб. пособие для вузов / Т. В. Габай. – 4 - е изд., стер. – М.: Академия, 2008, 239 с.

Зеер, Э. Ф. Психология профессионального образования: учеб. для вузов / Э. Ф. Зеер. – М.: Академия, 2009.

Рекомендую также поискать в интернете работы Абрахама Маслоу, в частности» Мотивация и личность» и Карла Роджерса («Свобода учиться) а также Р.Бернс «Развитие Я-концепции и воспитание»

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...