Раздел 5. Воспитание и социализация в педагогическом процессе в высшей школе
Примерный перечень рефератов по дисциплине «Педагогика и психология высшей школы» Темы сформулированы ориентировочно, допускается изменение детализация в соответствии с индивидуальными интересами и специализацией исполнителя. Исполнитель может предложить свою собственную тему и согласовать ее с преподавателем.
Раздел 1. Общие основы педагогики и психологи в высшей школе. 1. Высшее образование в современном мире: миссия, роль, структура, функции. 2. Миссия, структура и функции современного университета. 3. Объект, предмет и основные категории педагогики. Специфика педагогики высшей школы. Система педагогических наук и связь педагогики с другими науками 4.Формирование устойчивой мотивации и ценностного отношения студентов к образовательной деятельности в вузе 5. Социально-психологические аспекты профессионального становления личности. 6. Психологические основы организации образовательного процесса в вузе. Раздел 2 Современный педагог высшей школы: личность и деятельность 1. Профессионально важные личностные качества современного вузовского преподавателя. 2. Самосознание педагога и структура педагогической деятельности. 3. Педагогические способности и педагогическое мастерство преподавателя высшей школы. 4. Педагогическое общение. Стили педагогического общения. Особенности педагогического общения в вузе 5. Культура речи преподавателя высшей школы. Слагаемые ораторского искусства. 6. Педагогические конфликты и способы их разрешения. 7. Социально-педагогические роли преподавателя в современной высшей школе (лектор, руководитель практических и лабораторных занятий, научный консультант, тьютор, фасилитатор и пр)
Раздел 3. Дидактика высшей школы 1. Общее понятие о дидактике. Специфика дидактики высшей школы. 2. Современные модели и концепции обучения и их реализация в образовательном процессе высшей школы. 3. Закономерности и принципы обучения как основной ориентир в преподавательской деятельности. 4. Методы обучения и их реализация в высшей школе. 5. Формы организации учебного процесса в высшей школе. 6. Современные образовательные технологии (общая характеристика). 7. Методические аспекты подготовки и проведения лекции. Психологические особенности деятельности преподавателя при подготовке и чтении лекции. 8. Семинарские и практические занятия в ВШ. Виды семинарских занятий и их дидактические возможности. 9. Лабораторные работы. Методика их организации и проведения. 10. Коллоквиум как форма организации образовательного процесса в высшей школе. Методика его подготовки и проведения. 11. Формы и структура самостоятельной работы студентов. 12.Основы педагогического контроля в высшей школе. Формы и способы измерения и оценки результатов учебно-познавательной деятельности студентов. рейтинговый контроль образовательных результатов 13. Педагогическое проектирование в профессиональной деятельности преподавателя высшей школы. 14. Проектная деятельность студентов и ее роль в профессинальном становлении личности. 15. Модульное построение содержания учебной дисциплины. 16. Деловая игра как форма активного обучения. Возможности применения деловой игры в образовательном процессе высшей школы. 17. Сюжетно-ролевая игра как форма активного обучения. Возможности применения сюжетно-ролевой игры в образовательном процессе высшей школы. 18 Организационно-деятельностная игра как форма активного обучения. Возможности применения организационно-деятельностной игры в образовательном процессе высшей школы.
19. Эвристические технологии обучения и возможности их использования в образовательном процессе высшей школы. 20 Изучение и анализ професcионально значимых ситуаций (case study) 21. Метод «мозгового штурма», его модификации. 22. Технология знаково-контекстного обучения. 23 Технологии развивающего обучения. 24. Технологии дистанционного образования. 25.Междисциплинарные связи и интегрированные курсы высшей школе. 26. Развитие творческого мышления студентов. 27. Развитие критического мышления студентов 28 Междисциплинарные связи и интегрированные курсы высшей школе. 29. Организация процесса обучения и содержание образование в одном из ведущих университетах мира (общий обзор или по определенному направлению подготовки) 30 Организация высшего образования в развитых странах. 31 Опыт интеграции и сотрудничества российского высшего образования с высшим образованием развитых стран. Раздел 4. Информатизация образовательного процесса в высшей школе. Если специалисты по ИТ (ИКТ) дополнят этот список, предложив собственное видение возможностей и перспектив в этой сфере и сформулировав темы рефератов по этой проблематике, я буду очень признателен и благодарен. 1. Информатизация образовательного процесса в высшей школе: история, современное состояние перспективы, проблемы и достижения 2. Электронные библиотеки, распределенные и централизованные издательские системы и их роль в образовательном процессе высшей школы 3. Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе высшей школы. 4. Современные мультимедийные средства обучения и их использование в подготовке современного специалиста (с учетом содержания и специфики профессиональной подготовки) Раздел 5. Воспитание и социализация в педагогическом процессе в высшей школе 1. Организация и содержание воспитания и социализации личности в современном университете (методологические основы, закономерности, принципы, основные направления воспитания и социализации и их краткая характеристика). 2. Социально-психологические аспекты профессионального становления личности в образовательном процессе вуза 3. Психологические аспекты воспитания студентов. Образовательная среда как воспитательный фактор.
4. Межличностные и межгрупповые конфликты в студенческой среде способы их профилактики и разрешения. 5.Социалиация иностранных студентов в образовательной среде российского вуза (можно рассматривать специфику социализации отдельных этнических групп). 6. Организация воспитания в зарубежных университетах (страна и университет по выбору исполнителя). 7. Нравственное воспитание студентов. Становление профессионально-нравственной позиции будущего специалиста в образовательном процессе вуза. 8. Физическое воспитание студентов в вузе. Организация спортивной и физкультурно-оздоровительной деятельности студентов. Формирование культуры ЗОЖ студентов 9. Эстетическое воспитание студентов. Формирование профессионально-эстетической культуры будущего специалиста. 9.Экологическое воспитание студентов. Формирование профессионально-экологической культуры. 10. Гражданское и патриотическое воспитание студентов в образовательном процессе вуза. 11. Формирование правовой культуры студентов в образовательном процессе вуза. 12 Формирование экономической культуры студентов в образовательном процессе вуза.
1. Краевский, В. В. Общие основы педагогики: учеб. пособие для вузов / В. В. Краевский. – 4-е изд., стер. – М.: Академия, 2008. – 254 с. 2. Краевский, В. В. Основы обучения: дидактика и методика: учеб. пособие для вузов / В. В. Краевский, А. В. Хуторской. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр Академия”, 2008. – 346 с 3. Подласый И. П. Педагогика: в 3-х кн. – 2-е изд. испр. и доп. – М.: ГИЦ ВЛАДОС, 2007. 4. Фокин, Ю. Г. Теория и технология обучения: деятельностный подход: учеб. пособие для вузов / Ю.Г. Фокин. – 3-е изд. испр. – М.: академия, 2008. – 239 с. 5. Кроль, В. М. Педагогика: учеб. пособие для студ. вузов / В. М. Кроль. – М.: Высш. шк., 2008. – 316 с. 6.Попков В. А., Коржуев А. В. Теория и практика высшего профессионального образования. – М.: Академический проект, 2014 7.Мудрик, А. В. Социальная педагогика: учеб. для студентов вузов / А. В. Мудрик. – 7-е изд., испр. и доп. – М.: Академия, 2009. – 229 с.
8.. Воскрекасенко, О. А. Диагностика адаптации обучающихся в высшей школе: учебно-методическое пособие / О. А. Воскрекасенко; М-во образования и науки РФ, Пензенский государственный университет. – Пенза: Изд-во Пенз. гос. ун-та, 2014. – 117 с.: табл 9 Полат Е. С., Бухаркина М. Я. Современные педагогические и инновационные технологии в системе образования. – М.: Академия, 2011 10 Захарова, И. Г. Информационные технологии в образовании: [учеб. пособие. для учрежд. высш. проф. образ.] / И. Г. Захарова. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Академия, 2011. – 188 с 11 Борытко, Н. М. Диагностическая деятельность педагога: учеб. пособие для вузов / Н. М. Борытко: под ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. – 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2008. – 284 12.Воскрекасенко О. А. Основные тенденции развития мирового образовательного пространства: учебно-методическое пособие. – Пенза: ПГПУ им. В. Г. Белинского, 2011 13. Панфилова, А. П. Тренинг педагогического общения: учеб. пособие для вузов / А. П. Панфилова. – 2-е изд., испр. – испр. – М.: Академия, 2008. – 335 с 14. Шарипов Ф. В.. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие. – М.: Логос, 2012. 15. Хуторской, А. В, Педагогическая инноватика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. / А. В. Хуторской. – М.: Академия, 2008. – 253 с. –
16.Матяш Н. В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение: учебное пособие. – М.: Академия, 2012. 17.Родионов М. А., Храмова Н. Н.,.Макарова С. А, Коноваленко В. Е. Система формирования мотивационно ориентированной образовательной среды: учебное пособие. – Пенза: ПГПУ им. В. Г. Белинского, 2013. 18.Родионов М. А., Храмова Н. Н.,.Макарова С. А, Коноваленко В. Е. Система формирования мотивационно ориентированной образовательной среды: учебное пособие. – Пенза: ПГПУ им. В. Г. Белинского, 2013. 19.Питанова, М. Е. Психология проектирования развивающей образовательной среды: учебно-методическое пособие / М. Е. Питанова; М-во образования и науки РФ, Пензенский государственный университет. – Пенза: Изд-во Пенз. гос. ун-та, 2014. – 101 с.: ил. 20.Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 21. Субъект. Современность. Развитие: монография / М. Е. Питанова [и др.]; под ред. Л. В. Шваревой; М-во образования и науки РФ, Пензенский государственный университет. – Пенза: Изд-во Пенз. гос. ун-та, 2014. – 133 с.: ил. 22 Иванченко, Г. В. Творчество, профессионализм, духовность: имплицитные концепции: монография / Г. В. Иванченко, М. Ю. Казарян, Н. В. Кошелева. – М.: Смысл, 2012. – 191 с.: ил. 23. Позиция субъекта учения как психологическая система: внешние и внутренние связи: монография / Рос. акад. образования, Психологический ин-т; под ред. Е. Д. Божович. – М.: Памятники исторической мысли, 2013. – 293 с.: ил
24 Гальперин, П. Я. Лекции по психологии: учеб. пособие для вузов / П. Я. Гальперин. – 4-е изд. – М.: АСТ: КДУ, 2007. – 397 с.: ил. 25.Марцинковская, Т. Д. Общая психология: учеб. пособие для студ. вузов / Т. Д. Марцинковская. – М.: Академия, 2010. – 381 с. 26 Волкова Е. В. Психология социальных способностей: дифференцированно-интегрированный подход. – М.: Институт психологии РАН, 2011 27.Общение и познание. – М.: Институт психологии РАН, 2012. 28.Утлик, Э. П. Психология личности: учеб. пособие для вузов / Э. П. Утлик. – М.: Академия, 2008. – 314 с. 29. Овчарова, Р. В. Практическая психология образования: учеб. пособие для вузов / Р. В. Овчарова. – 4-е изд., стер. – М.: академия, 2008. – 445 с. – (Высшее профессиональное образование). 30.Габай, Т. В. Педагогическая психология: учеб. пособие для вузов / Т. В. Габай. – 4 - е изд., стер. – М.: Академия, 2008, 239 с. Зеер, Э. Ф. Психология профессионального образования: учеб. для вузов / Э. Ф. Зеер. – М.: Академия, 2009. Рекомендую также поискать в интернете работы Абрахама Маслоу, в частности» Мотивация и личность» и Карла Роджерса («Свобода учиться) а также Р.Бернс «Развитие Я-концепции и воспитание»
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|