Основные положения Федерального закона № 173 «О валютном регулировании и валютном контроле», определяющие порядок осуществления валютных операций
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Нормативно – правовая база проведения валютного контроля в РФ Целью валютного контроля является обеспечение соблюдения норм валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования, а также нормативных документов Таможенного союза, которыми устанавливаются отдельные правила валютного регулирования. Соблюдение указанных норм обеспечивается - проведением контролирующих мероприятий органов и агентов валютного контроля (документальный контроль и инспекционные проверки); - привлечением к административной и уголовной ответственности в случае их нарушения. Таким образом, к нормативным актам, составляющим правовую базу валютного контроля, относятся: - Договор о порядке перемещения физическими лицами денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза (5 июля 2010 г.). - Кодекс об Административных правонарушениях и Уголовный кодекс РФ; - валютное законодательство РФ, состоящее из Федерального закона ФЗ-173 «О валютном регулировании и валютном контроле»; - принятые в соответствии с ним акты органов валютного регулирования; - принятые в соответствии с вышеуказанными нормативными актами акты органов и агентов валютного контроля. В Федеральном законе ФЗ-173 «О валютном регулировании и валютном контроле» определен порядок совершения валютных операций, а также права и обязанности органов и агентов валютного контроля. Ответственность за нарушение данного порядка установлена в КоАП РФ: - статьей 15.25 «Нарушение валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования», - статьями 16.4 и 16.2, по которым наступает ответственность за недекларирование и недостоверное декларирование перемещаемых физическими лицами наличных денежных средств и денежных инструментов,
- а также статьей 193 Уголовного кодекса РФ – Невозвращение руководителем организации иностранной валюты из-за границы в крупном размере (30 млн руб). Таким образом, задачами валютного контроля являются: - контроль за законностью совершения валютных операций. К незаконным относятся операции, запрещенные валютным законодательством РФ; - контроль за исполнением обязанности по репатриации денежных средств по внешнеторговым контрактам; - контроль за соблюдением открытия и ведения счетов; - контроль за соблюдением порядка применения паспорта сделки, документов учета и отчетности по валютным операциям; - контроль за исполнением таможенных правил при перемещении наличных денежных средств и денежных инструментов через таможенную границу ТС. Основным нормативным актом Центрального банка как органа валютного регулирования является Инструкция № 138-И, которой определяются: - порядок представления резидентами и нерезидентами в уполномоченные банки документов и информации, которые связаны с проведением валютных операций; - правила оформления паспортов сделок; - правила учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением. (Инструкция Банка России от 4 июня 2012 г. N 138-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением"). Каждой орган исполнительной власти, являющийся органом или агентом валютного контроля, принимает собственные акты. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются на основе и во исполнение федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, а также по их инициативе в пределах их компетенции. Нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание таких актов в виде писем и телеграмм не допускается. В нарушение данного требования Правил сохраняется практика принятия нормативных правовых актов в виде писем, которым ввиду очевидного несоответствия требованиям Правил стараются придать методический или рекомендательный характер. Например, Письмо ФТС России от 10.01.2008 N 01-11/217 "О направлении Методических рекомендаций по квалификации нарушений валютного законодательства".
Данные нормативные акты можно разделить на 2 группы: - акты, устанавливающие порядок проведения мероприятий и действий по осуществлению валютного контроля данным органом или агентом валютного контроля; - межведомственные соглашения о порядке обмена информацией и документами в сфере валютного контроля.
Основные положения Федерального закона № 173 «О валютном регулировании и валютном контроле», определяющие порядок осуществления валютных операций Современное валютное законодательство РФ направлено на либерализацию валютных отношений, которая подразумевает сведение к минимуму или полную отмену валютных ограничений и была необходима как один из этапов подготовки к вступлению в ВТО. Валютное законодательство Российской Федерации представлено Федеральным Законом от 10.12.2003 № 173 «О валютном регулировании и валютном контроле». В Законе определяются для целей валютного регулирования понятия «валюта Российской Федерации», «иностранная валюта», «валютные ценности», «валютные операции», «резиденты и нерезиденты», «уполномоченные банки». Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» устанавливает разрешительный порядок осуществления валютных операций: если порядок осуществления валютных операций не установлен Правительством Российской Федерации в соответствии с названным Законом, то валютные операции осуществляются без ограничений. В настоящее время действуют положения закона ФЗ-173 «О валютном регулировании и валютном контроле» об осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами, между нерезидентами без ограничений. Кроме того, резиденты имеют право без ограничений открывать счета в банках за рубежом.
При этом законом установлен ряд запретов и ограничений при осуществлении валютных операций. К прямым запретам относится только запрет совершения валютных операций между резидентами (за приведенными в законе исключениями). К основным ограничениям относятся: 1) Осуществление только через счета в уполномоченных банках: а) операций по купле-продаже наличной иностранной валюты; б) расчетов при совершении валютных операций между резидентами и нерезидентами; в) валютных операций между нерезидентами. 2) Требование об уведомлении налоговых органов об открытии, закрытии, изменении реквизитов счета в банке за рубежом в течение 1 месяца со дня открытия, закрытия, изменения реквизитов данного счета, а также представление ежеквартального отчета о движении средств по счетам за рубежом. 3) Установление обязанности резидента по репатриации денежных средств при осуществлении внешнеторговой деятельности. С 2012 года на резидента, осуществляющего внешнеторговую деятельность, возложена обязанность по представлению в уполномоченный банк информации о сроках получения от нерезидентов на свои счета в уполномоченных банках иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации за исполнение обязательств по указанным договорам (при экспорте), либо сроках исполнения нерезидентами обязательств по указанным договорам (при импорте). Согласно закону, функции органов валютного регулирования возлагаются на Правительство РФ и Центральный банк. Органы валютного регулирования издают в пределах своей компетенции акты органов валютного регулирования. Центральный банк формирует и публикует статистическую информацию о валютных операциях, а также имеет право устанавливать единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления. В законе определяется и система валютного контроля, в которую входят Правительство РФ, органы и агенты валютного контроля, определяются их права и обязанности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|