Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Состав российского экспорта по основным товарным группам в 1995 - 2007 годах




Показатели развития мировой экономики, задания, задачи и методические рекомендации по их выполнению

Мировая экономика: понятие, структура и закономерности развития

Показатели, характеризующие различные аспекты экономики:

1) масштабы экономики (на уровне национальной экономики – объем ВВП/ВНП, на уровне мировой экономики – валовой мировой продукт (ВМП));

2) уровень социально-экономического развития национальной экономики, в том числе:

– ВВП/ВНП в расчете на душу населения;

– темпы роста объема и душевого ВВП/ВНП;

– отраслевая структура экономики;

– показатели, характеризующие уровень и качество жизни населения (размер заработной платы, пенсии, величина прожиточного минимума и др.);

– показатели, характеризующие эффективность экономики (производительность труда, уровень рентабельности производства по отраслям и др.).

 

Задание 1.

На основе данных, приведенных в таблице 1, проведите анализ степени включенности различных групп стран в международные экономические отношения.

Рассчитайте структуру населения, территории, валового мирового продукта (ВМП) и объема экспорта, а также сумму ВВП на одного человека. Сделайте соответствующие выводы.

Чем вы объясняете различия в структуре населения и ВМП? Чем вы объясняете различия в структуре ВМП и мирового экспорта?

Таблица 1

Экономико-географическая характеристика

Групп стран мира

 

  Группа стран   Население, млн. чел.   Территория, тыс. км.   ВВП, млрд. долл. США Объем экспорта, млрд.долл. США
Развитые страны с рыночной экономикой     900,6            
Развивающиеся страны       21648,4  
Страны с переходной экономикой     450,4         3246,6  
Мир в целом        

 

Задание 2.

Рассчитайте и назовите показатели, характеризующие масштабы национальной экономики, степень участия в МЭО и уровень социально-экономического развития США.

Территория США - 9363,3 тыс. км2. Численность населения – 305,2 млн. чел., в т. ч. 50,9% - женщины. Средняя продолжительность жизни 76,9 года.

Объем ВВП в 2008 году равен 14246 млрд. долл.

В 2008 году экспорт товаров из США – 1023 млрд. долл., импорт – 1861 млрд. долл.

Задание 3.

Таблица 2

Состав российского экспорта по основным товарным группам в 1995 - 2007 годах

(млн. долл.)

Товарные группы      
Продовольствие и с/х сырье (кроме текстильного)      
Минеральные продукты      
Продукция химической промышленности, каучук      
Текстиль, текстильные изделия и обувь      
Металлы, драгоценные камни и изделия из них      
Машины, оборудование и транспортные средства      
Экспорт всего      

По данным таблицы 2 рассчитайте:

- товарную структуру российского экспорта;

- коэффициент относительной экспортной специализации (КОЭС).

Удельный вес товарных групп в мировом экспорте составляет:

- продовольствие и сельскохозяйственное сырье – 7,2%;

- минеральные продукты – 4,8%;

- продукция химической промышленности и каучук – 9,2%;

- текстиль, текстильные изделия, обувь – 7,6%;

- металлы, драгоценные камни и изделия из них – 6,6%;

- машины, оборудование и транспортные средства – 38,2%.

При расчете коэффициента относительной экспортной специализации сделаем допущение, что структура мирового экспорта за исследуемый период изменялась менее значительно, чем по отдельным странам.

Результаты оформите в самостоятельноразработанной таблице, сделайте выводы.

 

Методические рекомендации по выполнению практических заданий

 

К основным показателям уровня международной специализации отрасли относят коэффициент относительной экспортной специализации (КОЭС) и экспортная квота в производстве отрасли.

Коэффициент относительной экспортной специализации (КОЭС) определяется по формуле:

К (1)

где Э – удельный вес товара (совокупности товаров отрасли) в экспорте страны;

Э – удельный вес товара (товаров-аналогов) в мировом экспорте.

С помощью КОЭС можно в первом приближении определить круг товаров и отраслей, которые являются международно-специализированными для данной страны. Чем выше (больше единицы)соотношение в пользу национальной структуры экспорта по определенному товару или группе товаров, тем более явной является международная специализация соответствующей отрасли. Наоборот, чем ниже это соотношение (меньше единицы), тем меньше оснований считать соответствующие товары и отрасли международно-специализированными.

Экспортная квота экономики исчисляется, как отношение экспорта товаров и услуг к валовому внутреннему продукту страны, и показывает, какая доля всей произведенной национальной продукции реализуется на мировом рынке.

Экспортная квотав производстве отрасли представляет собой удельный вес экспортируемых отраслью товаров и услуг в их общем объеме. Этот показатель показывает, в какой степени национальная экономика или отдельные ее отрасли ориентированы на внешние рынки. Увеличение экспортной квоты в производстве свидетельствует об интенсификации международных связей и о повышении конкурентоспособности международно-специализированной продукции.

Если экспортная квота отрасли выше, чем по экономике в целом, это свидетельствует о направлении специализации страны в международной торговле.

Чем большую долю в составе экспортируемой продукции международно-специализированных отраслей занимают изделия новейших наукоемких отраслей обрабатывающей промышленности, тем более прогрессивных характер носит международная специализация страны. И наоборот, явное преобладание в экспорте продукции добывающих отраслей промышленности, сельского хозяйства – свидетельство обычно пассивной роли страны в международном разделении труда, относительной отсталости ее международной специализации.

 

 

Для иллюстрации неравномерности экономического развития следует:

– привести показатели, характеризующие темпы экономического роста за определенный период по странам, группам стран и регионам. Показатели динамики также можно рассмотреть на примере отдельных стран в разные периоды развития экономики;

– привести показатели, характеризующие такие показатели по странам и регионам, как размер ВВП на душу населения, величина доходов, величина заработной платы, прожиточный минимум и др. Эти показатели следует приводить в сравнении по странам и регионам, отразив соотношение между ними в наиболее и наименее развитых странах мира, между регионами мира. Также целесообразно отразить дифференциацию отдельных показателей, характеризующих уровень и качество жизни, по различным группам населения в пределах одной страны.

 

 

Задание 1.

Укажите, на какие группы делятся страны мира по уровню социально-экономического развития согласно классификации ООН, и распределите между ними следующие страны:

1.Афганистан, Бельгия, Венгрия, Германия, Аргентина, Швеция, Казахстан, Австралия, Израиль, Заир, Эфиопия, Алжир, Китай, КНДР, Македония.

 

2. Венесуэла, Ирак, Ливия, Египет, Грузия, Канада, Таиланд, Бангладеш, Вьетнам, Северная Корея, Уругвай, Марокко, ЮАР, Новая Зеландия, Кения.

 

3. Албания, Украина, Нидерланды, Люксембург, Польша, Бразилия, Индонезия, Швейцария, Намибия, Словения, Алжир, Монголия, Тунис, Киргизия, Чили.

 

 

Задание 2.

По данным национальных счетов, экономическое развитие Венгрии характеризовалось следующими показателями (в млрд. форинтов, в текущих ценах):

1. ВВП.......................................................................1409

2. Амортизация основного капитала.......................133

3. Чистый факторный доход из-за рубежа..............-55

4. Чистые текущие трансферты...................................6

5. Потребление........................................................1004

6. Внутренние капиталовложения..........................358

Рассчитайте:

- чистый внутренний продукт;

- валовой национальный продукт;

- валовой национальный располагаемый доход;

- сбережения;

- текущий платежный баланс.

 

Задание 3.

По данным таблицы определите темпы роста экспорта и импорта по каждой из представленных стран.

Рассчитайте внешнеторговый оборот и внешнеторговое сальдо. Сделайте выводы.

Таблица

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...