Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Трагедия Михаэля Кольхаса в новелле Клейста




Это единственное из всех произведений Клейста, кот.по своей политической актуальности перекликается с его поздними драмами. Именно с учетом этого аспекта в полной мере раскрывается ее финал. Антитеза Бранденбурга и Саксонии, последовательно переходящая через всю повесть. Кольхас ущемлен в своих законных правах в Саксонии, где он не может найти справедливость. Хотя придворные рисуются в отрицательном свнте, последний помогает герою добиться правды. И хотя К. казнят по бранденбургским юридическим установлениям за беззакония, допущенные им на саксонской земле, его иск к юнкеру Троника полностью удовлетворен, обидчик наказан по всей строгости закона, а сыновей казненного кюрфюрст Бранденбургский посвящают в рыцари. Именно он явл.высшим носителем справедливости, что полностью признает и Кольхаас. Так ретроспективно в разработке истор.сюжета из 16века Клейст засвидетельствовал свое полит.осуждение союзнице Наполеона Саксонии и возвеличил Пруссию.

 

Особенности романтической школы во Франции

Во Франции, как и в Англии ром-м не был единым направлением: в самом начале 19 в. выступили реакционные ром-ки, объявившие поход против революции и просветителей; позже, перед Июльской рев-ей, в лит. борьбу вступили представители прогрессивного ром-ма, нанесшие сокрушительный удар по ис-ву Реставрации. Главная особенность – ром-м как мировоззренческая и художественная система обрел законченные формы позже, чем в др. крупных европейских странах. Общенациональным явлением он становится только в 20-е годы. Во Ф. главной идеи ром-ма (идея всесилия личности) предшествовала мысль о власти необходимости судьбы на свободной волей, о тщете индивидуальных поступков (Шатобриан, Сенакур, ранний Ламартин).

В первые же годы 19в. начинают свою деят-ть ряд публицистов, философов, задачи которых сводились к ниспровержению идей рев-ии и Просвещения. Они считали разум источником зла, предлагали восстановить в правах веру, религию, церковь, требовали восстановления единой католической церкви с ее главой – папой. Отвергали принцип народовластия, призывая к возвращению феодальной монархии.

Черты трагедийного мироощущения в комедии Клейста «Разбитый кувшин»

Жизнь К. сложилась трагически, была полна тяжелых кризисов и конфликтов. Разочарование в науке, знакомство с фил. Канта окончательно подорвало его веру в познаваемость мира и силу разума. Современник огромной социальной ломки, он остро ощущал обреченность всего старого, традиционного и мучительно искал выхода. Но сам оставался на реакционных позициях. В рез-те этого душевного и идейного конфликта он в 1811г. покончил с собой.

Свое время, связанное с заменой рушащихся феодальных устроев новыми буржуазно-капиталистическими общественными отношениями, К. воспринимал как эпоху столкновения иррациональных сил, неподвластных контролю человеческой воли и разума. Нелепые недоразумения и житейские конфликты своей частной жизни он считает проявлением фатальной роковой бессмыслицы, господствующей в мире. Отсюда доминирующей идеей некоторых его драм становится идея рока. Комедия «Р.к» вошла в число шедевров нем.классич.драматургии, до сих пор ставиться в театрах. Здесь К. хотел показать не просто социальные контрасты нем.деревни. Хотя персонажи пьесы совершенно четко разделены на две группы по соц.признаку – судейские и крестьяне. Последние обрисованы с авторской симпатией. (Судья Адам, корыстный и глуповатый председатель местной власти, разбирает дело о разбитом кувшине Марты; виноват сам судья т.к. ночью домогался да ее дочери Евы и прыгая из окна, застуканный ее женихом, разбил кувшин. Он пытается свалить вину на жениха, но в конце концов оказывается разоблаченным (парик). Ева молчит т.к. хочет спасти жениха от солдатчины. Одиночество Евы, ее сознание внутренней правоты, хотя видимость говорит против нее, вызвано страхом крестьянки перед властями.)

 

Взгляды романтиков на народную поэзию

См. билет 6 (1ч.)

 

Философские аспекты поэмы Кольтриджа «Сказание о старом мореходе»

Поэма-фантазия: история старого морехода, совершившего преступление против природы, убив альбатроса, проецируется на поэтическую структуру гимна стихиям природы, тем живым силам, кот. властвуют над человеком. Природа воспринимается поэтом как чрезвычайное подвижное, вечно меняющееся, таинственное и прекрасное целое. Показательно, что герой – бывалый и много видевший во время путешествий мореход – не перестает удивляться красоте природы, каждый раз открывая ее заново. «Жизнь-в-смерти» найденный К. пластический образ, символизирующий кару, возмездие за совершенное против природы преступление. Смерть и жизнь в смерти появляются вместе, но второй призрак страшнее. Одно из ярких ром.обобщений, подчеркивающее всеобщий упадок, гибель и разложение. Старый моряк – это персонифицированная больная совесть человека, которому нет прощения. Мореход проходит мучительное осознание своей вины перед природой. Убитый альбатрос висит у него на шее вместо креста. Но когда он благословляет водяных змей, мертвая птица падает в пучину моря, несколько освободив его от угрызений совести. Но окончательное расставание с прошлым происходит в сцене встречи с отшельником, когда весь корабль – символ преступления, вины и наказания – уходит под воду.

В финале звучит тема прощения всех тех, кто сумеет осознать свою вину перед природой, и восстановит нарушенное в мире равновесие.

 

 

Эволюция лирического героя Ламартина. «Озеро», «Одиночество».

У Л. часто проходит тема драматизма отношений чел-ка с миром, передается сложная гамма его чувств. Это особенно очевидно в стихотворениях, где на первом плане оказывается живое впечатление, состояние души, драматический эпизод личной жизни. Они несут печать фил. кредо автора. В «Озере», где запечатлены трагические переживания автора – утрата возлюбленной, мысли о собственной близкой смерти, - можно тоже рассматривать как звено в цепи размышлений поэта о «безбрежности океана веков» и ограниченности чел.жизни.

О время, не лети! Куда, куда стремиться

Часов твоих побег?

О дай, о дай ты нам подоле насладиться

Днем счастья, днем утех!

И пусть время неодолимо, любовь может соперничать с ним. Таков пафос заключительных строф элегии, где обращаясь к озеру, скалам, звездам, поэт просит повторять: «Они любили».

Элегию «Одиночество» тоже связывают с именем возлюбленной поэта. Она написана через несколько месяцев после ее кончины. Начинается с типичного для романтиков описания пейзажа. Кругом все находиться в движении, а сам он неподвижен, внутренне мертв. Он хочет покинуть эту землю: «Что общего еще между землей и мной?». Но он остается на земле – беспомощный, опустошенный.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...