Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рекомендации по подготовке, методическому и техническому обеспечению деловой игры




САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

 

 

ДЕЛОВАЯ ИГРА ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «МЕДИАЦИЯ»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

 

 

Санкт-Петербург

 

НОУ СЮА

 


 

ББК 67.410

 

Нахова Е.А.

 

Нахова Е.А.

Деловая игра по учебной дисциплине «Медиация»: учебно-методическое пособие / Нахова Е.А. - СПб.: НОУ СЮА, 2013. - 68 с.

 

Настоящее издание является (организационным) учебно-методическим пособием, предназначенным для проведения практических занятий (деловой игры) по учебной дисциплине «Медиация» в Санкт-Петербургской юридической академии.

Методическое пособие предназначено для преподавателей и студентов Санкт-Петербургской юридической академии, обсуждено и одобрено на заседании кафедры гражданского процесса «___» ________________2013 года, протокол № ___.

 

Рецензенты:

Кокорин И.С. - кандидат юридических наук, доцент (Санкт-Петербургская юридическая академия)

Свиридонова Т.И. – кандидат юридических наук, доцент (Северо-Западный филиал РПА Минюста России)

ББК 67.410

Нахова Е.А., 2013

НОУ СЮА, 2013


 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………..4

 

Рекомендации по подготовке, методическому и техническому обеспечению ролевой игры………………………………………………………6

 

Примерный план практических занятий по подготовке и проведению деловой игры…………………………………….……………………………….11

 

Примерный сценарий деловой игры…………………………………..19

 

Методические рекомендации по подведению итогов и оценке результатов деловой игры……………………………………………………..21

 

Рекомендуемая литература…………………………………………….…22

 

Приложения…………………………………………………………...…..32

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Настоящие пособие содержат логически последовательную, взаимосвязанную систему положений об организации и проведении аудиторных практических занятий и практических занятий (деловой игры), проводимых в зале учебных судебных заседаний, при обучении студентов Санкт-Петербургской юридической академии.

Основными задачами разработки настоящего учебно-методического пособия являются:

· повышение качества и эффективности подготовки высококвалифицированных юристов;

· обеспечение единства взглядов преподавательского состава на содержание практических занятий, в том числе в виде деловых игр;

· сохранение преемственности в преподавании и организации обучения.

Для достижения перечисленных задач необходима:

· изучение опыта преподавания в других юридических вузах (факультетах) и иных организациях;

· творческое применение настоящих методических рекомендаций.

В основу разработки учебно-методического пособия положены:

· международные и национальные стандарты медиации;

· устав, учебные планы и иные основополагающие документы академии (ФГОС);

· исследования в области вузовской педагогической науки;

· требования программы учебной дисциплины «Медиация»;

Специфика юридической деятельности постоянно требует от практических работников приобретения разнообразных знаний действующего законодательства и особенностей правоприменительной практики.

В связи с тем, что решение задач по дисциплине из традиционных сборников уже не достаточно при подготовке юристов, одной из значимых форм проведения практических занятий является деловая игра.

Кроме того, качество подготовки специалистов в области юриспруденции непосредственно зависит от инновационной активности образовательных учреждений. Сегодня уже стало аксиомой, что без инновационной деятельности невозможно поддерживать современный уровень качества образования. Данное учебно-методическое пособие ставит своей целью оказать практическую помощь профессорско-преподавательскому составу во внедрении и использовании в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий по учебным дисциплинам медиация, третейское разбирательство, гражданский и арбитражный процесс.

В результате аудиторных практических занятий в форме деловой игры по учебной дисциплине «Медиация», проводимых в специально оборудованной аудитории, у студентов должно сформироваться представление об общих условиях и порядке проведения медиативных процедур. Структура практического занятия в форме деловой игры определяется программой учебной дисциплины и целями, стоящими перед студентами. При этом структура отдельных занятий может уточняться, дополняться и изменяться.


 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ, МЕТОДИЧЕСКОМУ И ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ

 

Нормативные акты, регламентирующие организацию, планирование и ведение учебного процесса в учебных заведениях России являются основными документами, определяющими структуру, ход практических занятий и распределение учебного времени. В соответствии с этими документами основными видами занятий являются лекции, семинары, практические занятия, самостоятельная работа, консультации, зачеты, экзамены.

Проведению практических занятий в форме деловой игры предшествуют лекции по дисциплине «Медиация». В процессе чтения лекций раскрываются основные теоретические и практические вопросы программы учебной дисциплины «Медиация».

Перед проведением практического занятия в форме деловой игры преподаватель составляет развернутый рабочий план, в котором указываются: тема, время и место проведения занятия, рассматриваемые вопросы, цели проведения деловой игры (познавательные и воспитательные), дополнительные примеры для развертывания дискуссии, необходимые примеры из практической деятельности, материальное обеспечение занятия и т.п.

На практических занятиях студенты реально устанавливают пути приложения теоретических знаний к решению практических вопросов их применения.

Практические занятия призваны прежде всего выработать у студентов навыки применения полученных теоретических знаний для решения совместно с преподавателем практических задач в рамках изучения таких дисциплин как «Медиация», «Гражданское процессуально право», «Арбитражный процесс», «Третейское разбирательство». Они углубляют, расширяют, детализируют знания, полученные на лекциях в обобщенной форме, и содействуют выработке навыков профессиональной деятельности. Практические занятия развивают научное мышление и речь, позволяют проверить знания студентов и выступают как средства оперативной обратной связи.

Рекомендуется максимально использовать имеющиеся в распоряжении преподавателя технические средства обучения, (диктофоны, аудио- видеоаппаратуру, компьютерную технику, учебные фильмы, слайды, презентации и т.п.), использовать бланки и образцы процессуальных документов, справочники практикующего юриста, другие вспомогательные источники.

Важной составляющей практического занятия является его направленность на развитие творческой инициативы у студентов при решении поставленных перед ними учебных задач.

Еще в стенах учебного заведения будущий юрист должен овладеть необходимыми элементарными навыками оценки правовых ситуаций, принятия тактических решений, организационных действий, составления гражданско-процессуальных документов.

В этом состоит одна из задач повышения качества юридического образования, особенно в части гражданско-правового профиля.

Работа студентов в небольших учебных группах с использованием деловых игр значительно активизирует усвоение теоретического материала, овладение практическими навыками при решении различных задач из медиативной практики, максимально раскрывая творческие способности каждого из учащихся.

Деловая игра – это имитационный игровой метод обучения, характеризующийся следующими признаками: наличие проблемы и распределение ролей между участниками ее решения; взаимодействие участников занятия (каждый из участников в соответствии со своей ролью может соглашаться или не соглашаться с мнением других участников, высказывать свое мнение и т.д.); ввод преподавателем в процессе занятия корректирующих условий; оценка результатов обсуждения и подведение итогов игры преподавателем и ее участниками.

В деловой игре знания и умения усваиваются не абстрактно, а в контексте профессии. В процессе игры осваиваются нормы профессиональных и социальных действий; при этом каждый ее участник находится в активной позиции, взаимодействует с другими участниками, таким образом познавая и себя. Игровая обстановка дает возможность не бояться ошибок, интеллектуально раскрепощаться и активизироваться творческому потенциалу личности. Деловая игра, будучи школой коллективных отношений, выполняет важную социализирующую функцию, служит средством актуализации, применения и закрепления знаний и средством развития практического мышления.

Для достижения целей деловой игры разрабатывается сценарий ее проведения, предусматривающий ее правила и состав участников.

Для организации игры в группе учащихся каждый студент «назначается» на определенную роль, например, медиатора, стороны медиации.

Материалы учебного (игрового) медиативного дела являются основой информационного обеспечения.

Каждая часть такого дела должна начинаться с изложения исходных материалов (исходной информации, исходных данных).

В соответствии с содержанием исходных данных студентам следует предлагать задания, состоящие из нескольких вопросов и содержащие, например, требования обсудить исходную информацию, оценить правовую ситуацию, выработать план конкретных действий, составить соответствующие процессуальные и процедурные документы документы и т.п.

После обсуждения и практического разрешения вопросов, поставленных перед обучающимися в соответствии с игровой ситуацией первой вводной, следует очередная вводная информация (вторая часть) в развитие ситуации из вводной первой. Последовательность частей (этапов) обусловливается логикой учебного дела. Такой подход к изложению учебного материала позволяет студентам оценить правильность своих действий на предыдущем этапе работы и призван выработать у них способность оперативного реагирования на изменяющуюся обстановку.

Практические занятия с проведением деловых игр в определяющей степени будут способствовать дальнейшему углублению теоретических знаний, приобретению и закреплению профессиональных навыков, умений и компетенций у студентов при изучении дисциплины «Медиация».


 

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ

 

Общие цели:

1. Проверка знаний, умений и навыков студентов по оценке медиативных ситуаций.

2. Привитие студентам навыков и умений осуществлять аналитическую работу, подготавливать необходимые процессуальные и процедурные документы для осуществления медиативной процедуры и судебного рассмотрения дел с применением процедуры медиации.

3. Совершенствование навыков обучаемых по проведению процедуры медиации.

4. Формирование у студентов высоких моральных и психологических качеств по неуклонному соблюдению законности.

 

Время, отводимое на проведение практических занятий в форме деловой игры, определяется, исходя из учебного плана академии.

 

Организация проведения занятий:

Деловой игре в специально оборудованной аудитории академии (учебный зал судебных заседаний) предшествует первая (предварительная) их часть, которая проводится в учебной аудитории.

 

Цели предварительных занятий:

1. углубление теоретических знаний;

2. усвоение основных медиативных понятий, закрепленных действующим законодательством;

3. формирование навыков работы с процедурными документами, регламентирующими порядок проведения медиации, в аудиторных условиях;

 

Содержани е предварительного практического занятия.

Преподаватель излагает студентам фабулу (фактические обстоятельства) медиативной ситуации и предлагает им составить соглашение о применении процедуры медиации и подготовить все необходимые документы в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)». Фабула дела должна быть единой и сквозной на всем протяжении всех практических занятий. В процессе занятий преподаватель напоминает студентам ранее предложенную им фабулу (фактические обстоятельства) медиативной ситуации и предлагает составлять по собственному усмотрению, обусловленному фабулой, иные процессуальные и процедурные документы (см.: Приложения).

 

Вводная № 1

Фабула для жены

Мужчина и женщина состоят в браке 3 года.

Их разница в возрасте составляет 10 лет (в сторону мужа).

У них есть совместные дети – 1,5 года и 5 лет. (Также у мужчины есть ребенок от первого брака возрастом 10 лет, на которого он выплачивает алименты).

Жена собирается обратиться в суд с заявлением о расторжении брака, разделе имущества, определении места проживания детей и порядка выплаты средств на содержание детей и себя. Муж наносил ей побои, о чем имеется медицинское заключение, но уголовное дело по заявлению жены было прекращено. Она считает, что их дальнейшая совместная жизнь и сохранение семьи невозможны.

 

За ребенком 1,5 лет на праве собственности зарегистрирована квартира (досталась в порядке дарения).

У мужа есть собственная квартира, приобретенная до брака.

У жены недвижимости, приобретенной до брака, нет.

Совместно нажитым недвижимым имуществом является квартира, в которой проживала вся семья, и в которой зарегистрированы муж и двое детей. Жена имеет место регистрации по месту жительства родителей, где на момент процедуры медиации и проживает вместе с малолетними детьми, так как боится повторения насильственных действий.

В период брака супругами приобретен автомобиль, оформленный на мужа. На данный автомобиль супруги взяли кредит в банке. Кредит оформлен на мужа, погашается из совместных средств супругов.

Муж имеет стабильный доход, он является преподавателем в колледже, а также индивидуальным предпринимателем. Для осуществления своей предпринимательской деятельности в браке муж приобрел дорогостоящую технику: самосвалы, грузовики. В связи с этим он желает заключить брачный договор, пока брак не расторгнут, для определения имущества, необходимого ему для осуществления предпринимательской деятельности за собой.

Жена имеет образование высоко квалифицированного парикмахера, в настоящее время является домохозяйкой, воспитывает малолетних детей. Иногда принимает клиентов на дому.

С предложением обратиться за содействием к медиатору выступил муж.

 

Комментарии:

1. Женщина испытывает состояние страха за свою жизнь и жизнь собственных детей.

2. По ее мнению, муж психически не уравновешен, агрессивен, а деньги не смогут заменить детям материнскую любовь.

3. Основной интерес женщины состоит в том, на настоящий момент она хочет воспитывать детей, не хочет выходить на работу, у нее не будет самостоятельного дохода, в связи с чем она претендует на все имущество.

4. Женщина считает, что автомобиль ей необходим (для разных целей: покупки, ваши варианты в рамках фабулы), но кредит она выплачивать не в состоянии.

5. Также вы можете добавить свое виденье ситуации (усилить эмоциональный фон, чувства, интересы) в рамках заданной фабулы.

 

Вопросы:

1. Оцените медиативную ситуацию;

2. Определите цель обращения к медиатору;

 

Вводная № 2

Фабула для мужа

Мужчина и женщина состоят в браке 3 года.

Их разница в возрасте составляет 10 лет (в сторону мужа).

У них есть совместные дети – 1,5 года и 5 лет. (Также у мужчины есть ребенок от первого брака возрастом 10 лет, на которого он выплачивает алименты).

Жена собирается обратиться в суд с заявлением о расторжении брака, разделе имущества, определении места проживания детей и порядка выплаты средств на содержание детей и себя. Муж наносил ей побои, о чем имеется медицинское заключение, но уголовное дело по заявлению жены было прекращено. Она считает, что их дальнейшая совместная жизнь и сохранение семьи невозможны.

 

За ребенком 1,5 лет на праве собственности зарегистрирована квартира (досталась в порядке дарения).

У мужа есть собственная квартира, приобретенная до брака.

У жены недвижимости, приобретенной до брака, нет.

Совместно нажитым недвижимым имуществом является квартира, в которой проживала вся семья, и в которой зарегистрированы муж и двое детей. Жена имеет место регистрации по месту жительства родителей, где на момент процедуры медиации и проживает вместе с малолетними детьми, так как боится повторения насильственных действий.

В период брака супругами приобретен автомобиль, оформленный на мужа. На данный автомобиль супруги взяли кредит в банке. Кредит оформлен на мужа, погашается из совместных средств супругов.

Муж имеет стабильный доход, он является преподавателем в колледже, а также индивидуальным предпринимателем. Для осуществления своей предпринимательской деятельности в браке муж приобрел дорогостоящую технику: самосвалы, грузовики. В связи с этим он желает заключить брачный договор, пока брак не расторгнут, для определения имущества, необходимого ему для осуществления предпринимательской деятельности за собой.

Жена имеет образование высоко квалифицированного парикмахера, в настоящее время является домохозяйкой, воспитывает малолетних детей. Иногда принимает клиентов на дому.

С предложением обратиться за содействием к медиатору выступил муж.

 

Комментарии:

1. Основным интересом выступает сохранение имущества, необходимого для осуществления предпринимательской деятельности. В принципе в его распоряжении находятся свободные денежные средства.

2. По мнению мужа, жена не уделяет достаточного внимания и любви детям, не имеет возможности их содержать.

3. Также вы можете добавить свое видение ситуации (усилить эмоциональный фон, чувства, интересы) в рамках заданной фабулы.

Вопросы:

1. Оцените медиативную ситуацию;

2. Определите цель обращения к медиатору.

Фабула для медиаторов

Мужчина и женщина состоят в браке 3 года.

Их разница в возрасте составляет 10 лет (в сторону мужа).

У них есть совместные дети – 1,5 года и 5 лет. (Также у мужчины есть ребенок от первого брака возрастом 10 лет, на которого он выплачивает алименты).

Жена собирается обратиться в суд с заявлением о расторжении брака, разделе имущества, определении места проживания детей и порядка выплаты средств на содержание детей и себя. Муж наносил ей побои, о чем имеется медицинское заключение, но уголовное дело по заявлению жены было прекращено. Она считает, что их дальнейшая совместная жизнь и сохранение семьи невозможны.

 

За ребенком 1,5 лет на праве собственности зарегистрирована квартира (досталась в порядке дарения).

У мужа есть собственная квартира, приобретенная до брака.

У жены недвижимости, приобретенной до брака, нет.

Совместно нажитым недвижимым имуществом является квартира, в которой проживала вся семья, и в которой зарегистрированы муж и двое детей. Жена имеет место регистрации по месту жительства родителей, где на момент процедуры медиации и проживает вместе с малолетними детьми, так как боится повторения насильственных действий.

В период брака супругами приобретен автомобиль, оформленный на мужа. На данный автомобиль супруги взяли кредит в банке. Кредит оформлен на мужа, погашается из совместных средств супругов.

Муж имеет стабильный доход, он является преподавателем в колледже, а также индивидуальным предпринимателем. Для осуществления своей предпринимательской деятельности в браке муж приобрел дорогостоящую технику: самосвалы, грузовики. В связи с этим он желает заключить брачный договор, пока брак не расторгнут, для определения имущества, необходимого ему для осуществления предпринимательской деятельности за собой.

Жена имеет образование высоко квалифицированного парикмахера, в настоящее время является домохозяйкой, воспитывает малолетних детей. Иногда принимает клиентов на дому.

С предложением обратиться за содействием к медиатору выступил муж.

 

Комментарии

· Медиатор является беспристрастным организатором процесса, задает конструктивный тон общению, помогая сторонам в самом начале диа­лога достичь соглашения по процедуре ведения переговоров.

· Медиатор не вправе предлагать сторонам конкретные решения.

· Основная цель медиатора состоит в выявлении истинных интересов сторон, а также точек соприкосновения, в которых возможен поиск взаимоприемлемого решения. Этой цели можно достичь, задавая сторонам вопросы, стараясь отделить факты от интерпретаций. Кроме того, после изложения сторонами фактов медиатор возвращает стороне сказанное ею своими словами, уточняя информацию и смягчая акцен­ты.

Часть вторая практических занятий проводится в зале учебных судебных заседаний академии в виде ситуационно-ролевой игры.

Целями данной деловой игры являются формирование навыков ведения переговорного процесса, совместного принятия решений, формирование установок на мирное урегулирование возникающих конфликтов.

Деловая игра имитирует проведение процедуры медиации по семейно-правовому спору. Следует отметить, что мирное урегулирование споров, возникающих из семейных правоотношений, особенно актуально, так как подобные споры обычно включают тяжелый эмоциональный фон, а также аспекты морального, этического, религиозного плана. Поэтому урегулирование таких споров с использованием процедуры медиации должно способствовать гармонизации социальных отношений в целом.

Цель игры

Общая цель участников состоит в достижении взаимовыгодного соглашения по всем спорным вопросам. Данное соглашение должно удовлетворять обе стороны и соответствовать закону.

Цели занятия:

1. дальнейшее углубление теоретических знаний;

2. дальнейшее усвоение основных медиативных понятий, закрепленных в действующем законодательстве;

3. формирование навыков работы с законодательством о медиации в условиях деловой игры.

Содержани е второй части практических занятий.

Преподаватель объясняет студентам цели предстоящей ролевой игры, предварительно знакомит с ее сценарием, напоминает фабулу (фактические обстоятельства) медиативной ситуации, предлагает составить необходимые документы, с учетом высказанных пожеланий распределяет роли участников игры, переходит к ее проведению согласно предлагаемому сценарию, в который могут вноситься необходимые коррективы. В процессе проведения игры ее участники составляют необходимые процессуальные и процедурные документы.


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...