Д-р Иоганн пленге. «маркс и гегель» 38 глава
Повод — см. Причина и повод. Позитивизм — 353, 475—524. — и агностицизм — 295 —296. — неопозитивизм — 341. Познание — 83, 98, 105, 167, 176—177, 182—184, 186—190, — его абсолютность и относительность — 189. — относительность всякого знания и абсолютное содержа- — в бытии (в непосредственных явлепиях) открывает сущ- — есть вечное, бесконечное приближение мышления к объ- — источник познания и понятия — 190, 263. — метод познания — см. Диалектика, Метод. — начало познания — 64, 82, 95, 188, 212—213, 264. — объективность познания — 189, 326. — и ощущение (у Аристотеля) — 258— 259. — процесс познания — 79—80, 83—84, 93, 775—116, 136, 162,
— его анализ — 186, 193. — и возможность идеализма — см. Идеализм. — движение познания к объекту всегда может идти лишь — диалектический характер процесса познания — 152— — диалектический путь познания объективной реальности: — моменты, ступени процесса познания — 111, 135 — 138, 762 предметный указатель Познание. Процесс познания (продолжение) — познание есть отражение человеком природы, есть процесс — и практика — 182— 183, 192—195, 198—200, 301. — процесс познания включает практику человека и тех- — роль абстракций в процессе познания — см. Абстракт- — природы — 80, 142, 152—155, 178—179, 183, 189, 194, — и категории логики — 83 — 85, 151 — 152, 180. — материалист возвышает знание материи, природы — 153.
— познание соединяет природу и человека — 83.
— есть совпадение понятия и объективности — 176, — и созерцание — 150, 152—153. — субъект познания — 85, 314. — сущность диалектического познания — развертывание всей — теоретическое познание должно дать объект в его необхо- — условие познания всех процессов мира в их «самодвижении», — цель познания сначала субъективна — 188. — и чувственная достоверность — 230. См. также Восхождение, Логика, Мышление, Отражение, Политическая экономия — 8—16, 160, 298, 306 — 307. — буржуазная — 8—11, 15, 192. — марксистская — 11—13, 160—161, 301—302, 318. — стоимость — 9, 152, 160, 302, 307.
— категория стоимости истиннее, чем закон спроса и пред- — прибавочная — 301, 362. — трудовая — 16, 583. — формы стоимости — 302. — товар — 160—161, 318. — как социальное отношение — 301 — 302. Положительное и отрицательное — 122—123, 137, 208. Понятие — 86, 110—111, 135, 146-148, 149—152, 154—155, — анализ понятий — 98 — 99. — требует всегда изучения движения понятий, их связи, — бесконечная сумма общих понятий дает конкретное в его предметный указатель 763 — в бытии (в непосредственных явл ен иях) о т крыва е т сущ- — есть высший продукт мозга, высшего продукта материи — 149. — и движение — см. Движение. — диалектика понятий — 88, 98—99, 132, 138, 158—159, 160—
— ее материалистические корни — 181. — и диалектика познания — 229. — каждое понятие находится в известном отношении, в из- — понятия человека должны быть обтесаны, обломаны,
— в понятиях человека своеобразно и диалектически отра- — образование понятий — 160—161, 164, 255. — источник познания и понятия — 190, 263. — и опыт — 71—73, 175. — и ощущение — 233, 253, 257, 264, 326. — понятия (и их отношения, переходы, противоречия) есть — понятия не неподвижны, а — сами по себе, по своей при- — понятия субъективны в своей абстрактности, оторванности, — и представление — 160, 174, 187—188, 209, 256—257. — и противоречие — 128. — и реальность — 210. — саморазвитие понятий в логике Гегеля и история филосо- — и символика — 108. — совпадение понятий с «синтезом», суммой, сводкой эмпи- — универсальная гибкость понятий — 99. — есть форма отражения природы в познании человека — 164, Постепенность — 110—113. — перерыв постепенности — см. Переход, Скачок. Прагматизм — 345, 475, 490, 504, 510—512, 520, 522. — и агностицизм — 478. — и бессознательное — 507. — и неопозитивизм — 341. — и А. Пуанкаре — 480—481, 525, — и рационализм — 484, 511. — и религия — 477. — и скептицизм — 504—505, 512. — софистика прагматизма — 478. 764 предметный указатель Практика — 169—170, 196, 199—200, 308. — и действительность — 195, 199. — и идеи — 27. — в теории познания — 194 — 195, 197—200.
— единство познания и практики в теории познания — 200. — и категории логики — 82, 172, 177. — необходимо соединение познания и практики — 198. — как критерий объективности познания — 183 — 184, 198, — практика и техника как критерий истины — 183. — практика человека и человечества есть критерий, про- — практикой своей доказывает человек объективную пра- — проверка фактами, практикой в каждом шаге анализа — — результат действия есть проверка субъективного позна- — как ступень развития истины — 182— 183. — и теория — 27, 30, 33-34, 190, 194—195, 288, 550. — практика выше (теоретического) познания — 195. Предел — см. Граница. Представление — 55, 72, 150, 483.
— и здравый смысл — 205—206. — и истина — 256—257, 262. — и мышление — 83, 128, 206, 209, 264. — и понятие — 160, 174, 187—188, 256—257. — и ощущение — 262—264. — и противоречие — 125— 128. Предустановленная гармония — 19, 70. Прерывное и непрерывное — 64, 70, 106, 231 — 233, 238. — движение есть единство непрерывности и прерывности Природа — 32-33, 53, 68, 70, 75, 119, 131, 163, 236—239, 267— — есть все кроме сверхприродного (по Фейербаху) — 47. — Гегель природу сослал в примечания (Фейербах) — 112. — диалектика природы — 100, 112, 122, 139, 178—179, 185,
— борьба противоречий — 122, 316—317. — и принцип единства — 229. — скачки в природе — 112.
— и дух (духовное) — 82, 92, 151, 186, 214—215, 358, 503. —,:аконы природы — 142, 169—171, 240, 258, 330, 491. — законы внешнего мира, природы суть основы целесооб- предметный указатель 765 — и история — 283. — и конкретна и абстрактна, и явление и суть, и мгновение и — необходимость природы — 53 — 55, 168, 315. — незнание природы — см. Познание. — и человек — 44—45, 47, 51—52, 131, 169—170, 172—173, См. также Действительность, Материя, Мир. Причина (причинность) — 55, 142—146, 160, 170, 222, 298— — действительное познание причины есть углубление позна- — в истории — 143 — 144. — каузальность есть лишь одно из определений универсальной — и опосредствование — 147. — и основание — 129, 199. — отношение причинности — 144 — 147. — и повод — 143. — и следствие — 51, 385. — лишь моменты всемирной взаимозависимости, связи, — условный характер причинности — 189, — и функциональность — 471. — и цель — 258. П рогресс — 103. — и регресс в истории — 18—20. Производственные отношения — 16. Пролетариат — 11 — 13, 15, 20, 378, 464, 580— 581, 597. — и философия — 378. Пространство — 69, 196— 197, 225. — и время — 49—50, 70, 205, 209, 230—232, 382. — движение есть сущность времени и пространства — 231. — и точка — 276. Противоположность — 20, 70, 81, 90, 113, 120, 149, 166, 168,
— единство (тождество) и борьба противоположностей — 98 — — абстракции и «конкретное единство» противоположно- — относительность единства противоположностей и абсо- — подвижность противоположностей — 98, 128, 766 предметный указатель Противоположность. Единство (тождество) и борьба противо- — превращение в противоположность есть основной закон — развитие в свою противоположность — 181, 235. — тождество (единство) противоположностей есть призна- — тождество противоположностей как закон познания (и за- — и противоречие — см. Противоречие и противоположность. Противоречие — 8—11, 26, 60, 87, 124, 145, 177—178, 180, — и движение — 125—128, 193, 308, 318. — движение есть противоречие, есть борьба противоре- — единство и борьба противоречий — 122, 202, 252. — и жизнь — 125, 128, 210. — в истории — 122, 286—287. — и мышление — см. Мышление и противоречие. — необходимость — 89. — и опыт — 125. — и отношение — 124, 128, 178, 203. — и противоположность — 120, 124, 128, 202, 316—317. — противоречивые силы и тенденции во всяком явлении — 202, — противоречия капитализма — см. Общество буржуазное, — и различие — 124, 128. — и сущность — 124, 226. Психология — 64, 156, 314, 336, 337, 508. Р Равенство — 14. — есть «борьба» противоположностей — 317. — всего конкретного содержания мира и познания его — 84. — всеобщий принцип развития — 229. — две концепции развития — 316 — 317. — категорий — см. Категории. — мира — см. Мир. — отрицание как момент связи, развития — 207. — познания — см. Познание. — и рост — 229, 241, 318.
— и саморазвитие — 104, 202, 235. — человеческой мысли — 221; см. также Мышление, предметный указатель 767 Различие — 90, 120—121, 298, 301. — борьба различий, полярности — 89. — научное рассмотрение требует указания различия, связи, — и противоречие — 124. — лишь поднятые на вершину противоречия, разнообразия Разум — 20, 72, 99, 152, 154, 160, 164, 169, 176, 180, 204, — антиномии разума — см. Антиномии. — и опыт — 384, 401, 452. — и рассудок — 79, 153, -762-163, 234, 240, 258, — и чувства — 46, 73—75, 128, 325, 399, 411. Рассудок — ИЗ, 150, 152, 155, 179—181, 224, 258, 262, 268, 546. — и разум — см. Разум и рассудок. — в философии Пифагора — 224.
Реальность (реальное) — 151, 155, 199. — и идеальное — 180, 252, 288. — мысль о превращении идеального в реальное глубока: — объективная — 150, 153, 209, 353. См. также Действительность, Материальное и идеальное. Революционно-демократическое движение в России — 540, 565, Революция — 361, 370, 600, 609—610. — крестьянская — 599—600, 616. — 1848 года и Фейербах — 43. — французская конца XVIII века — 18, 25, 27—28, 158, 284, 286, 288. Религия — 8, 24—26, 45, 53—56, 59—60, 91, 217, 283, 325, 341, — и атеизм — см. Атеизм и религия. — гносеологические корни религии — 322, 329 — 330. — возможность идеализма (= религии) дана уже в первой, — классовые корни религии — 322, 372. — и наука — см. Наука и религия. — персидская — 310. — и социал-демократия — 368— 372, 376, 387, — и суеверие — 54, 59, 268, 372. — и философия — см. Философия и религия. — христианство — 287, 375—376, 380, 406, 510, 768 предме т ный указа т ел ь Релятивизм — 244, 317, 466, 517; см. также Абсолютное и отно- Рефлексия — 79, 96, 115, 118, 119—125, 127—129, 134, 136-137, 141, 167, 181, 185, 193, 205, 210, 243. Реформация — 287—288. Реформизм — 40. Речь — см. Язык. Рост — си. Развитие и рост. С Самодвижение — см. Движение и самодвижение. Свет — 267. — скорость света — 265, 356 — 357. Свобода — 100, 282, 287— 289, 614. — как понимание необходимости — см. Необходимость и сво- — и субъективность — 148. Свойство — см. Материя и свойство, Субстанция и атрибут. Связь — 184, 208, 237, 310, 532. — взаимодействие — 135, 146 —147. — взаимосвязь в природе — 51, 70, 92, 95, 135. — и ее отражение в понятиях — 131, 159, 160 — 161, 179. — всесторонность и всеобъемлющий характер мировой связи — — всех частей бесконечного прогресса — 103. — и закон — 135, 241, 258. — закономерность объективной связи мира — 160 — 161. — материн и движения — 67, 256. — момент связи — 132, 207. — необходимая, объективная связь всех сторон, сил, тенден- — отдельного и общего — 318. — и есть переходы — 92, 162, 318. — и причинность — 143 — 147, 160. См. также Непосредственное и опосредствованное, Отноше- Сенсуализм — 31. Символика — 489. — и понятие — 108. ПРЕДМЕТНЫЙ указате ль 769 Синтез — ел. Анализ и синтез. Скачок — 456, 566, 568. — от общего в природе к душе, от объективного к субъектив- — перерыв постепенности — 111 — 112, 256, 317. Скептицизм — 117—118, 227, 461. — античный — 106, 244, 271—ПЪ. — и Гегель — 294. — и диалектика — 205, 207—208.
— диалектика скептицизма «случайна» — 272. — отличие субъективизма (скептицизма и софистики) от
— и идеализм — 466. — и кантианство — см. Кант и кантианство. — и метафизика XVII в. — 30. — и прагматизм — 504—505, 512. — роль скептицизма в истории философии — 106. — не есть сомнение — 273. — тропы скептицизма — 273 — 276. — в философии иового времени — 30, 231, 250, 272—273, 351. — Юма — см. Юмпзм. Следствие — см. Причина и следствие. Слово — 56, 135, 325. — всякое слово (речь) уже обобщает — 246. Случайность — 169, 175, 176. — и возможность — 287. — и необходимость — 145, 318 — 321. Снятие — 53, 96, 102, ИЗ, 149, 181, 199, 210, 276. Созерцание — 73, 154—155. — от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него — от созерцания к познанию объективной реальности — 150. Сознание — 75. 110, 148, 150, 165, 172, 184, 198, 205, 344. — и бессознательное — 507. ^— и бытие — см. Бытие и сознание. — движение сознания к абсолютному знанию (в «Феноменоло- — закономерности объективной связи мира — 160. — и история — 237. — отражает сущность, субстанцию природы — 170. 770 предметный указатель Сознание (продолжение) — переход от материи к сознанию диалектичен — 256. — самосознание — 13—14, 33, 36—37, 88, 153, 167, 191. — субъективное сознание и его погружение в объективность — — человека есть внешнее по отношению к природе (не сразу, — человека не только отражает объективный мир, но и творит Сократики — 249 — 251. Сократический метод — 247 —248. Софистика — 131, 243, 261, 313, 317, 518. — и диалектика — см. Диалектика и софистика. — прагматизма — 478. — и эклектика — 99. Софисты — 233, 242, 243— 246, 509. Социализм — 12—13, 19, 600—601. — мелкобуржуазный — 10, 14— 16, 23, 35, 38—39, 56, 585— — научный — 8, 11—13, 16, 23, 29, 31—32, 39, 365, 586, 589. — утопический — 18, 19, 32, 38—39, 541, 555, 582, 584, 588. — «социализм» Фейербаха — 57 — 58. Социология — 511. Спекулятивное (спекуляция) — см. Идеализм, — мышление — см. Мышление. Спинозизм — 32, 67, 149, 426—427, 465, Становление — 86, 94, 96, 119, 149, 234—255, 247, 301, 308. — и переход — 95, 206—208. Стоимость — см. Политическая экономия. Стоицизм — 262, 315. Субстанция — 32, 67—68, 71, 138, 140, 142—143, 145, 163, 170, Л QQ — и атрибут — 149-150, 426—427, 434. — есть важная ступень в процессе развития человеческого Субъект и объект — 85, 87—88, 103, 134, 149—150, 165, 180, — движение познания к объекту всегда может идти лишь диа- предметный указатель 771 Субъект и предикат — см. Логика формальная. Субъективизм — 87, 134—135, 150, 189. — есть отсутствие объективизма — 243. — отличие субъективизма (скептицизма и софистики) от диа- — против субъективизма и односторонности — 192. — и скептицизм Канта — см. Кант и кантианство. Субъективное (субъективность) — см. Объективное и субъек- Суеверие — см. Религия и суеверие. Суждение — см. Логика формальная. Существование — 95, 129, 132, 133, 135, 140—141, 151, — и понятие — 241. Сущность — 119, 121, 135, 170, 316. — и абсолют — 116. — и бытие — см. Бытие и сущность. — и видимость — см. Видимость (кажимость), — и данное — 120. — и закон — см. Закон. — и мера (в «Науке логики») — 109, — и «общее» — 241. — и основание — 122. — и противоречие — 124, 226. — и самосознание — 187. — и форма — 129. — и явление — см. Явление и сущность. Схоластика — 326. Т ' Тавтология — 113, 121, 130, 192. Телеология — 51, 129, 168, 172—173, 258, 373—375, 508; см. Теология — 8, 32, 33, 51, 341. — Лейбниц через теологию подходил к принципу неразрывной Теория отражения — см. Отражение. Теория познания — 115, 311, 377, 379, 397, 419, 439, 452, 454. — Аристотеля — 326—327, 331. — Гегель опровергает Канта именно гносеологически — 151. — Гераклита — 313—314. — единство познания и практики в теории познания — 200, — и история познания — см. Логическое и историческое. — киренаиков — 250—251, предметный указатель Теория познания (продолжение) — и логика — 92, 160, 163, 203, 301, 545. — логика и теория познания должна быть выведена из — условие совпадения логики и теории познания — 156;
— области знания, из коих должна сложиться теория позна- — ощущение как принцип теории познания и как принцип — А. Рея = стыдливый материализм — 514. — Эпикура — 263—266, 268. — Гегель обошел теорию познания Эпикура — 266, Терминология — 368—369, 386. Техника — 170—171, 252, 356—357. — история техники — 131, 143. — и практика как критерий истины — 183. Товар — см. Политическая экономия. Тождество — 120—121, 124—125, 136, 145—146, 154, 176, 182, — абстрактное — 126. — закон тождества — см. Логика формальная. — противоположностей — см. Противоположность. Трансцендентальное — 108, 168, 186. — единство апперцепции — 150. Трансцендентное — 174 —175. Труд — 583. — умственный и физический — 378— 379. У Ум — см. Мышление. Умозаключение — см. Логика формальная. Условие — 131— 132. Ф Фантазия — см. Мышление и фантазия. Фейербах Л. А. — 257, 351-352, 422-423, 551—552. — антропологический принцип философии Фейербаха — 64. — о боге — см. Бог. — зачатки исторического материализма у Фейербаха — 53, — историческое значение его философии — 14, 22, 33, 36а, ПРЕ ДМ ЕТ Н Ы Й УКАЗАТЕЛЬ — критика им идеализма — 29, 33, 43, 51, 56, 59—60 64 — ограниченность материализма Фейербаха — 43, 47, 58, 549. — его «просветительский» атеизм — 57. — и революция 1848 года — 43. — (социализм» Фейербаха — 57 — 58. — эволюция взглядов — 67, 71, 76, 139, 352. Феноменологизм —244, 251, 296, 358, 530—531. Физика — 29—30, 72, 81, 112, 130, 135, 191-192, 316, 340, 342, Физиология — 313—314, 337. Физическое — 56. — и психическое — 48. Филантропия — 16, 33. Философия — 79—80, 93, 153—154, 179, 188, 237, 250, 378, 392, — и абстрактное — 14, 221. — диалектика как философская наука — 248. — должна все доказывать и выводить, а не ограничиваться — и естествознание — см. Естествознание и философия. — ее задачи — 131, 146, 160, 397. — и ее история — см. История философии, Логическое и исто- — ее метод — 79, 88, 210, 218; см. также Метод. — есть наука о мышлении — 250. — опровергнуть философскую систему не значит отбросить ее, — основной вопрос философии — 45, 47—48, 51, 257, 261, 265, — партийность философии — 382, 389, 408, 412—ИЗ. — и пролетариат — 378. — и религия — 222, 322, 326, 329—330, 335, 393—394, 477. Фихтеанство — 32, 87, 103, 117—118, 217, 467. Форма — 137, 186.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|