Взаимодействие аппаратов ОВД в процессе борьбы с наркоманией и наркобизнесом
В целях обеспечения эффективной борьбы с наркоманией и наркобизнесом оперативные аппараты принимают меры по организации и поддержанию непрерывного взаимодействия с другими службами ОВД, правоохранительными органами и общественностью. Ответственность за эту работу несут начальники оперативных аппаратов территориальных, транспортных органов внутренних дел и ИТУ, а также их заместители. Они обеспечивают регулярный обмен информацией по вопросам, представляющим взаимный интерес, в том числе об особенностях и изменениях оперативной обстановки по линии борьбы с наркоманией и токсикоманией; согласовывают совместное использование сил и средств при планировании общих мероприятий; информируют друг друга о различных ухищрениях наркоманов при совершении ими преступлений и т. д. Результаты совместного и согласованного изучения и оценки информации о состоянии оперативной обстановки в какой-либо отрасли или на объектах хозяйствования служат основой для разработки планов, предусматривающих следующие формы взаимодействия оперативных служб по предупреждению правонарушений, обнаружению признаков преступлений и лиц, их совершивших: информирование вышестоящих оперативных подразделений, хозяйственных организаций о причинах и условиях, способствующих совершению преступлений, а также о мерах по их устранению; осуществление пропаганды в различных формах; организацию совместных смотров и рейдов по проверке сохранности собственности; взаимное информирование оперативных подразделений ОВД о причинах и условиях, способствующих преступлениям, лицах и фактах, представляющих оперативный интерес для других оперативных аппаратов;
организацию оперативных групп для осуществления мероприятий по предотвращению преступлений; совместное или согласованное проведение оперативно-экономического анализа. При сборе доказательств о преступных действиях наркоманов важное значение имеет взаимодействие между службами ЭП и уголовного розыска. К формам взаимодействия сотрудников этих аппаратов следует отнести: · совместный анализ оперативной обстановки, в том числе и о фактах наркомании и наркобизнеса; · планирование и проведение совместных мероприятий по предотвращению, раскрытию преступлений, связанных с наркоманией, выявлению причин и условий, способствующих совершению преступлений данного вида; · обмен письменной и устной оперативно-розыскной информацией о подготовке и совершении преступлений, связанных с наркотиками; · использование в предотвращении, раскрытии данного вида преступления внештатных сотрудников. Обозначенные формы взаимодействия являются лишь основными, наиболее часто применяемыми. Они могут дополняться и изменяться в связи с появлением и необходимостью использования новых возможностей в борьбе с наркоманией. Необходимость взаимодействия следователя и оперативных работников в борьбе с преступностью обусловливается следующими обстоятельствами: · наличием общих задач; · различием в силах, средствах и методах раскрытия противоправных деяний; · целесообразностью объединения усилий всех заинтересованных органов, не подчиненных друг другу и являющихся самостоятельными подразделениями. Анализ действующего законодательства позволяет выделить процессуальные и непроцессуальные формы взаимодействия указанных лиц. Основной из процессуальных форм является оказание необходимого содействия следователю в производстве отдельных следственных действий. Эта помощь может заключаться в организационно-техническом обеспечении (охране подозреваемого, места происшествия и т. п.) и непосредственной реализации задач следственного действия, например, проведение розыска. Участие оперативного работника в следственном действии отражается в протоколе. При такой форме взаимодействия (как с участием следователя, так в при производстве следственных действий по его поручению) указания следователя в части организации и тактики проведения мероприятия обязательны для привлеченных лиц.
Однаиз многих непроцессуальных форм состоит в непосредственной реализации функциональных обязанностей оперативных аппаратов органов внутренних дел в процессе совместной работы со следователем по раскрытию и расследованию преступлений. При такой форме организации взаимодействия устанавливается контакт между следователем и оперативными сотрудниками, расширяются возможности для совместного обсуждения и анализа всей получаемой по делу информации. Особое значение взаимодействие приобретает при расследовании преступлений, совершаемых тайно, с использованием различных средств маскировки. На практике в большинстве случаев о совершенных преступлениях первыми узнают органы дознания (милиция). Исходя из этого, уголовно-процессуальный закон наделяет их правом, при необходимости, возбудить уголовное дело, произвести осмотр места происшествия, осуществить иные первоначальные следственные действия с целью раскрытия преступления во избежание волокиты, потери вещественных доказательств. Наиболее распространенными тактическими приемами взаимодействия следователя и оперативных аппаратов на стадии возбуждения уголовного дела являются: совместный анализ имеющихся материалов о преступлениях, проверка полученных материалов и определение согласованных действий по выявлению и закреплению доказательств; совместный выезд на место происшествия; обеспечение возможности эффективного использования при расследовании преступлений данных, полученных оперативно-розыскным путем, и т. д. При реализации материалов доказательств указанные лица совместно определяют степень готовности материалов к реализации, согласовываютвремя в место осуществления оперативно-розыскных и следственных действий, предусматривают создание следственно-оперативных групп по раскрытию наиболее сложных преступлений.
Известно,что процессы реализации материалов и расследования уголовных дел не совпадают, они различны по объему и задачам. Как правило, реализация материалов есть начало расследования уголовного дела. При этом важно правильно выбрать момент реализации. На практике при его выборе нередко сталкиваются интересы сотрудников оперативных аппаратов (быстрее реализовать материалы) и следователя (получить дополнительные данные о преступлении). В каждом конкретном случае может возникнуть масса различных нюансов, свидетельствующих в пользу следователя или органа дознания. Но, безусловно, данный вопрос должен быть согласован между ними с учетом оценки допустимости в качестве доказательств конкретных фактических данных, полученных оперативно-розыскным путем, и определены перспективы их легализации в процессе предварительного следствия. В выявлении наркоманов важная роль принадлежит участковым инспекторам милиции, на территории обслуживания которых проживают лица данной категории. В процессе выполнения основных функциональных обязанностей участковые инспектора получают сведения обобразе жизни этих людей, о круге их знакомых, увлечениях, отношении к труду, взаимоотношениях в семье, с соседями и т. д. Оперативно-розыскные мероприятия по выявлению лиц и фактов, представляющих оперативный интерес, должны активно вестись в ИВС, следственных изоляторах, спецприемниках, приемниках-распределителях, исправительно-трудовых колониях и спепкомендатурах сотрудниками оперативных аппаратов данных учреждений как по своей инициативе, так и по заданиям оперативно-розыскных аппаратов милиции. Максимальное использование возможностей в выявлении наркоманов зависит от четкого взаимодействия заинтересованных служб, умелого и постоянного обмена информацией, личного участия сотрудников УР, ОЭП в разработке и проведении мероприятий оперативного поиска в ИТК и СИЗО. В некоторых случаях целесообразно взаимодействие оперативных аппаратов милиции и исправительно-трудовых учреждений нескольких регионов.
Подразделения по борьбе с организованной преступностью совместно с подразделениями УННОН (Управление нравов и незаконного оборота наркотиков) проводят мероприятия по выявлению и сбору доказательств участия организованных преступных групп в сфере нелегального оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров; обмениваются информацией о лицах, занимающихся наркобизнесом, проходящих по делам оперативных учетов; осуществляют наблюдение за их передвижением с целью изобличения в незаконных операциях с названными средствами и веществами. Наиболее распространенное на практике взаимодействие подразделений УР, ОЭП и ГАИ заключается в проведении совместных рейдов для установления транспортных средств, используемых сбытчиками наркотиков; создании работниками ГАИ определенных тактических ситуаций, зашифровывающих проведение оперативными аппаратами оперативно-розыскных действий, в том числе применение средств оперативной техники; участии представителей этих служб в оперативно-поисковых группах, которыми отрабатываются населенные пункты, прилегающие к обслуживаемым Госавтоинспекцией участкам дорог, транспортных магистралей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|