Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лиссабонский кодекс (европейский кодекс проф. Поведения в сфере ПР)

Венецианский кодекс (кодекс пофессионального поведения ИПРА)

Настоящий кодекс поведения был принят Международной Ассоциацией PR (ИПРА) на ее генеральной ассамблее в Венеции в мае 1961 года и является обязательным для всех членов Ассоциации.
КОДЕКС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ИПРА
А. Личная и профессиональная честность
Под личной честностью принято понимать поддержание высоких нравственных норм и хорошей репутации. Под профессиональной честностью понимается соблюдение Конституции, правил и, в особенности, настоящего кодекса, принятого ИПРА.
Б. Отношения с клиентами и служащими
Основной долг каждого члена ИПРА - поддерживать честные отношения с клиентами и служащими, бывшими и нынешними.
Член ИПРА не должен представлять интересы одной из конфликтующих или соперничающих сторон без согласия на то всех заинтересованных сторон.
Член ИПРА обязан сохранять в тайне конфиденциальную информацию, доверенную ему нынешними или бывшими клиентами и служащими.
Член ИПРА не должен пользоваться методами, унижающими достоинство клиентов или нанимателей другого члена ИПРА.

При выполнении своих обязанностей для клиента или нанимателя член ИПРА не должен принимать гонорара, комиссионных или других видов ценного вознаграждения за предоставляемые услуги от кого бы то ни было, кроме клиента или нанимателя, без согласия его клиента или нанимателя, данного после полного выяснения всех обстоятельств.
Член ИПРА не должен предлагать потенциальному клиенту или нанимателю, чтобы его гонорар или иное возмещение зависело от достижения определенных результатов; он не будет вступать ни в какие соглашения с этой целью.

В. Отношения с общественностью и СМИ
Член ИПРА должен осуществлять свою профессиональную деятельность в соответствии с интересами общества и с полным уважением к достоинству личности.
Член ИПРА не должен заниматься никакой деятельностью, которая имеет тенденцию к нанесению ущерба репутации СМИ.
Член ИПРА не должен намеренно распространять ложную или вводящую в заблуждение информацию.
Член ИПРА обязан при любых обстоятельствах предоставлять всестороннюю и правдивую информацию об организации, в которой он работает.

Член ИПРА не должен создавать никакой организации, призванной служить какой-либо заявленной цели, но на самом деле служить особым скрываемым или частным интересам другого члена или его клиента, или его нанимателя; он не должен также извлекать пользу из таких интересов или любой такой существующей организации.
Г. Отношения с коллегами
й
Член ИПРА не должен намеренно наносить ущерб профессиональной репутации или работе другого члена. Однако, если у члена ИПРА есть доказательства того, что другой член виновен
в неэтичном поведении или в незаконной или нечестной деятельности, в нарушении настоящего кодекса, он обязан предоставить эту информацию Совету ИПРА.
Член ИПРА не должен стремиться заменить другого члена в работе с нанимателем или клиентом.
Член ИПРА должен сотрудничать с другими членами в соблюдении и выполнении положений настоящего кодекса.

Афинский Кодекс

От члена ИПРА также требуется соблюдение этического кодекса, известного как Афинский кодекс, поскольку он был принят в Афинах генеральной Ассамблеей ИПРА в мае 1965 года. В него были внесены некоторые изменения в апреле 1968 года.
Афинский кодекс был также принят ЦЕРП (Европейской Конфедерацией PR в 1965 г.)
Согласно этому Кодексу, каждый член ИПРА обязан соблюдать строгие моральные нормы. Каждый член ИПРА обязан:

СТРЕМИТЬСЯ...
К тому, чтобы вносить вклад в создание таких нравственных и культурных условий, которые дают возможность человеку достичь полного развития и пользоваться всеми неоспоримыми правами, предоставленными ему "Всеобщей декларацией прав человека".
Развивать средства и формы общения, которые, способствуя свободному потоку необходимой информации, позволяют каждому члену общества, в котором он живет, чувствовать себя в полной мере информированным и быть уверенным в своем собственном участии и своей ответственности, а также чувствовать свою солидарность с другими членами общества.
Всегда помнить о том, что его поведение, даже в личной жизни, в связи с важностью отношений между его профессией и обществом - будет иметь влияние на то, как эта его профессия воспринимается в целом.

К тому, чтобы при исполнении своих профессиональных обязанностей соблюдать нравственные принципы и положения Всеобщей декларации прав человека.
Относиться с должным уважением и соблюдать человеческое достоинство, признавать право каждого на собственное суждение.
Способствовать установлению нравственных, психологических и интеллектуальный условий для диалога в истинном понимании этого слова, признавать право всех участвующих в нем сторон доказывать правоту своего дела и выражать свое мнение.
БЕРЕТ НА СЕБЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА...
Вести себя всегда и при любых условиях так, чтобы заслужить и сохранить доверие тех, с кем он вступает в контакт.
При любых условиях действовать таким образом, чтобы не нарушать интересов всех заинтересованных сторон и интересов организации, в которой он работает, а также общественных интересов.
Исполнять свои обязанности честно, избегать пользоваться такими словами и выражениями, которые могут привести к недопониманию или неясности, а также сохранять лояльность по отношению к своим клиентам и нанимателям, бывшим или нынешним.

ВОЗДЕРЖИВАТЬСЯ ОТ...
Того, чтобы ставить правду в зависимость от каких-либо требований.
Распространения информации, не основанной на проверенных и подтвержденных фактах.
Участия в любом предприятии или начинании, которое является неэтичным или бесчестным или способно нанести ущерб

достоинству человека и его чести.
13. Использования "махинаторских" методов и способов, направленных на создание у человека подсознательных устремлений, которые он не может контролировать по собственному желанию и, таким образом, не может держать ответа за действия, предпринятые на основе этих устремлений.
Большая часть национальных ассоциаций PR приняла кодексы профессионального поведения, и их члены обязаны их соблюдать.
Одним из таких типичных кодексов является Кодекс профессионального поведения института PR, принятый 31 декабря 1963 года.

Лиссабонский кодекс (европейский кодекс проф. Поведения в сфере ПР)

астоящий Кодекс был принят на Генеральной ассамблее Европейской Конфедерации PR (ЦЕПР) в Лиссабоне 16 апреля 1978 года и дополнен 13 мая 1989 года. Почти все европейские ассоциации PR являются членами ЦЕПР, поэтому настоящий Кодекс обязателен для всех их членов.
Часть I
Критерии и нормы профессиональной квалификации практических работников PR, налагаемые на них настоящим Кодексом
Статья 1.
Каждый профессиональный член (национальной ассоциации), соответствующим образом принятый в нее согласно правилам национальной ассоциации, считается практическим работником сферы PR, обязанным следовать установлениям настоящего Кодекса.
Часть II
Общие профессиональные обязанности
Статья 2.
В своей деятельности практический работник PR обязан уважать принципы, заложенные во Всеобщей декларации прав человека, и в особенности, свободу слова и свободу печати, которые способствуют осуществлению права личности на получение информации. Таким же образом он обязан действовать в соответствии с интересами общества и не причинять ущерба достоинству и чести личности.
Статья 3.
В своей деятельности практический работник PR должен высказывать честность, интеллект и лояльность. В частности, он обязан не использовать информацию или комментарии, если он считает или уверен в том, что они являются ложными или вводящими в заблуждение. Таким же образом он должен проявлять осторожность, чтобы не применять даже случайно формы и методы работы, несовместимые с настоящим Кодексом.
Статья 4.
Вся деятельность в области PR должна вестись открыто; она должна быть легко опознаваемой, иметь явные указания на свое происхождение и не иметь тенденций к введению в заблуждение третьих сторон.
Статья 5.
В своих взаимоотношениях с представителями других профессий и в других областях общественных отношений практический работник PR

должен уважать правила и практику, принятые в этих профессиях или занятиях, в той степени, в которой они совместимы с этикой его собственной профессии.
Практический работник PR должен уважать национальные кодексы профессионального поведения и законы, действующие в той стране, где он работает, а также должен воздерживаться от саморекламы.
Часть III
Специальные профессиональные обязанности ПО ОТНОШЕНИЮ К КЛИЕНТАМ И НАНИМАТЕЛЯМ
Статья 6.
Практический работник PR не будет представлять интересов конфликтующих сторон без согласия на то заинтересованных клиентов или нанимателей.

Статья 7.
В своей деятельности практический работник PR должен соблюдать полную конфиденциальность. Он обязан строго соблюдать профессиональную тайну, в частности, не разглашать никакой конфиденциальной информации, полученной от своих клиентов или нанимателей, бывших, настоящих или потенциальных, или же использовать такую информацию, не имея на это права.
Статья 8.
Практический работник PR, имеющий какие-либо права или интересы, которые могут вступить в конфликт с таковыми интересами его клиента или нанимателя, обязан обнародовать их как можно раньше.
Статья 9.
Работник PR не должен рекомендовать своему клиенту или нанимателю услуги любой фирмы или организации, в которых ему принадлежат финансовые, коммерческие или другие права и интересы, без предварительного объявления о таких своих правах и интересах.
Статья 10.
Работник PR не должен заключать контракт с клиентом или нанимателем, согласно которому работник гарантирует какие-либо количественные результаты.
Статья 11.
Работник PR может принимать вознаграждение за сои услуги только в форме заработной платы или гонорара, но ни в коем случае не должен

принимать платы или другого материального вознаграждения в зависимости от профессиональных результатов.
Статья 12.
Работник PR не должен принимать никакого вознаграждения за услуги клиенту или нанимателю от третьей стороны - например, в виде скидки, комиссионных или оплаты товаром (натурой) - кроме как по согласованию с клиентом или нанимателем.
Статья 13.
Если выполнение задания по PR может привести к серьезным нарушениям правил профессионального поведения или подразумевает действие и поведение, противоречащие принципам настоящего Кодекса, практический работник PR обязан предпринять шаги к тому, чтобы немедленно уведомить своего клиента или нанимателя, а также сделать все от него зависящее, чтобы заставить последнего уважать требования Кодекса. Если же клиент или наниматель упорствует в своих намерениях, работник PR обязан тем не менее соблюдать Кодекс вне зависимости от грозящих последствий.
ПО ОТНОШЕНИЮ К ОБЩЕСТВЕННОМУ МНЕНИЮ
И СРЕДСТВАМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
Статья 14.
Дух настоящего Кодекса и правила, изложенные в предыдущих статьях, особенно в статьях 2,3,4 и 5, подразумевают постоянную заботу практического работника PR о соблюдении права на информацию и, более того, - его долг поставлять информацию в рамках профессиональной конфиденциальности. Они предполагают также уважение прав и независимости средств массовой информации.

Статья 15.
Запрещаются любые попытки обмануть общественное мнение или его представителей.
Новостная информация должна поставляться без оплаты и какого- либо скрытого вознаграждения за ее использование или публикацию.
Статья 16.
Если возникнет необходимость проявить инициативу или осуществить какой-либо контроль за распространением информации в соответствии с принципами настоящего Кодекса, практический работник PR может сделать это с помощью платной публикации в газете или заплатив

за время вещания по радио в соответствии с правилами, практикой и методами пользования, принятыми в этой области.
ПО ОТНОШЕНИЮ К КОЛЛЕГАМ - РАБОТНИКАМ PR
Статья 17.
Работник PR должен воздерживаться от нечестной конкуренции с коллегами.
Его действия или слова не должны наносить ущерба репутации или деятельности коллеги - работника PR, при условии выполнения им своих обязанностей в соответствии со статьей 19б настоящего Кодекса.
ПО ОТНОШЕНИЮ К СВОЕЙ ПРОФЕССИИ
Статья 18.
Работник PR должен воздерживаться от любых действий, могущих нанести ущерб репутации его профессии.
В особенности он не должен причинять ущерба своей национальной ассоциации, эффективному выполнению ею своих функций, ее доброму имени - ни злонамеренными нападками, ни любым нарушением ее устава или правил.
Статья 19.
За репутацию профессии отвечает каждый член ассоциации. Долг каждого работника PR - не только уважать самому настоящий Кодекс, но и:
а) способствовать тому, чтобы этот Кодекс был известен более широко и понятен всем;
б) сообщать компетентным властям, занимающимся дисциплинарными вопросами, обо всех нарушениях или о подозрениях в нарушении Кодекса, которые стали ему известны;
в) применять все имеющиеся в его распоряжении средства для того, чтобы обеспечить соблюдение постановлений таких властей и эффективное применение санкций;
Любой практический работник PR, который допускает нарушение настоящего Кодекса другими, будет сам считаться нарушителем этого Кодекса.
Существует также ряд международных и национальных кодексов, регулирующих профессиональное поведение журналистов. Содержание этих кодексов важно для понимания особенностей нравственной культуры PR.

 

 

2.2 Российский кодекс профессиональных и этических принципов поведения в сфере PR

Профессиональная этика в сфере PR - понятие, к сожалению, зачастую неведомое многим, так называемым специалистам в данной области.

Часть представителей бизнеса - PR изначально нацелены на критику деятельности собственных коллег. При знакомстве, например, с планом работы конкурента (вне зависимости от его качества) они обычно безапелляционно заявляют, что тот не годится. Далее обязательно следует (далеко не всегда высказываемое открыто, однако откровенно подразумеваемое) пожелание следующего свойства: вот если бы заказ был сделан мне, то качество документа, не говоря уже о самой PR-кампании, было бы несравненно выше. Иметь дело с такими людьми, какова бы не была их квалификация, крайне неприятно, и сегодня это понимают все большее число заказчиков.

В принципе, в современной России уже сформировался относительно стабильный рынок PR-услуг. Есть потребители, которые постоянно работают с конкретными агентствами. Однако время от времени на этом рынке появляется новый игрок, который то ли с помощью демпинговых скидок, то ли за счет иных аргументов «перехватывает» выгодного заказчика. Такие случаи знакомы всем профессионалам в области PR. Об этике в подобной ситуации вспоминают почему-то не все, хотя она каждый раз ощутимо присутствует.

За последние несколько лет профессиональное PR-пространство претерпело значительные перемены, анализируя которые, можно говорить о новом этапе в формировании статуса специалиста по связям с общественностью, который обусловлен повышением этических требований и развитием этических основ профессии. Созданы основные механизмы нравственного саморегулирования деятельности PR-специалистов и агентств. Они вполне соответствуют цивилизованному набору профессиональных этических регуляторов.

Первые подвижки в нравственном регулировании сферы PR начались в 1994 году на конференции Российская ассоциация по связям с общественностью (РАСО), когда была принята «Декларация профессиональных и этических принципов в области связей с общественностью».

В 1997 году руководители 11-ти российских PR-агентств подписали и объявили открытой для присоединения «Хартию принципов сотрудничества и конкуренции на российском рынке услуг по связям с общественностью».

В 1999 году по результатам рейтингов PR-агентств, проведенных по инициативе журнала «Советник» центром «РОМИР», в которых учитывались не только профессионализм, но и такие нравственные показатели как отзывы клиентов, получение российских и международных премий в области PR, определены лидеры, вошедшие в Клуб Десяти.

В мае 2000 года создана этическая комиссия РАСО, в состав которой вошли известные теоретики и практики PR: Александр Чумиков, Алексей Ситников, Татьяна Лукьяненко и другие.

В 2000 году обнародован журналом «Советник», разработанный центром «Новоком» «Манифест роста сообщества политических консультантов и технологов».

Ежегодно проводятся конкурсы профессионального мастерства в сфере PR «Серебряный Лучник» и многообещающий конкурс для начинающих «Prоба», который по мнению одного из организаторов Марины Шишкиной, «призван повысить престиж профессии»[37].

Обсуждению этических принципов деятельности и критериев сертификации операторов рынка PR-услуг посвящены многочисленные публикации в профессиональных журналах «Советник» и «PR-диалог».

В июне 2000 года состоялось первое заседание комитета по профессиональной сертификации в области связей с общественностью. Достойное место в совершенствовании качества профессиональной подготовки PR- специалистов, обмене опытом и реализации принципа открытости занимают семинары и конференции.

Несомненно, что интерес к этическим регуляторам профессии возрос; наиболее популярными из них стали конкурсы, рейтинги и этические кодексы. Рейтинги пробудили интерес профессионалов и широкой общественности к обсуждению не только прагматической и креативной ценности PR-проектов, но и к оценке их социальных и нравственных последствий. Кроме того, рейтинги позитивно влияют на готовность самих претендентов, стремящихся получить высокую оценку, следовать принципу прозрачности в своей деятельности и открытости некоторых финансовых показателей.

Не меньшее признание получают профессиональные кодексы, применение которых расширено сегодня до границ виртуальной этики.

26 сентября 2001 года РАСО на заседании Исполнительного Совета РФ утвердила Российский кодекс профессиональных и этических принципов в области связей с общественностью. Этот кодекс включает в себя следующие принципы и нормы профессиональной и этической деятельности:

1) общие профессиональные принципы;

2) принципы взаимоотношений с клиентами;

3) принципы взаимодействия с коллегами в сфере связей с общественностью;

4) принципы взаимоотношений со связями массовой информации и представителями другой профессии;

5) отношение к профессии связи с общественностью.

Кодекс придает цивилизованный и целенаправленный характер процессу формирования профессиональной школы PR. Он помогает защитить молодую профессию от недобросовестных практиков и повысить профессиональные стандарты. Его наличие стало переходом на пути равноправного и взаимовыгодного сотрудничества с зарубежными партнерами, международными PR-сетями и мировым PR-сообществом в целом.

Однако, проблема состоит не только в том, чтобы написать правила профессионального поведения. Важно разработать механизмы их использования и распространения. Пока рано говорить об эффективности созданных PR-сообществом этических регуляторов. В тоже время задача повышения эффективности профессиональной этики становится не только актуальной, но и центральной, поскольку от соблюдения ее принципов зависит общественное доверие к PR и рекламе. Соблюдение этических норм и принципов деятельности в сфере PR является необходимым условием завоевания доверия клиентов, продвижения деловых интересов PR-консультантов, обеспечивает позиционирование PR-агентств как надежных партнеров для зарубежных специалистов.

Заключение

Сфера PR- деятельности разнообразна и многогранна, поэтому требует комбинированного регулирования. Основой регулирования можно назвать государственное (нормативно-правовое) регулирование, которое очерчивает границы дозволенного. Саморегулирование и общественное регулирование дополняют государственный контроль, но, как правило, носят лишь рекомендательный характер.

Этим обусловлено появление возможностей для использования «черных» и «серых» технологий PR, которые активно используются.

Подобные ситуации регулируются кодексами, ведь члены организаций PR соблюдают кодексы как обязательные правила профессионального поведения. Организации PR обладают достаточно широким кругом полномочий для решения такого рода вопросов.

В России кодекс принят сравнительно недавно. Этим объясняется равнодушное отношение к его нормам среди специалистов по PR-деятельности.

Успех PR в XXI столетии и в будущем во многом будет зависеть от того, как сфера отреагирует на вопросы этического поведения. Для работы PR- профессионалам необходимо доверие. Их должны уважать различные общественные группы, с которыми они взаимодействуют. Для того чтобы завоевать доверие и уважение, PR-профессионалы должны быть этичными. Преданность профессиональным стандартам работы является главным показателем специалиста по связям с общественностью.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...