Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Прикладное языкознание




 

Прикладное языкознание занимается вопросами практического использования теоретических результатов общей или частной лингвистики. Прикладное языкознание – это направление в лингвистике, которое занимается разработкой методов решения практических задач, связанных с использованием языка.

Прикладные сферы языкознания отличаются широким разнообразием. Традиционными прикладными задачами в языкознании являются:

- обучение родному и иностранному языку (лингводидактика);

- нормирование языкового употребления (составление словарей и грамматик разработка проблем культуры речи, орфографии, орфоэпии);

- создание и совершенствование систем письма;

- устный и письменный перевод;

- проблемы научной терминологии;

- проблемы прикладной ономастики (прежде всего топонимики);

- дешифровка текстов на древних языках;

- создание искусственных языков;

- построение искусственных (формализованных) языков для различных наук (логики, математики, физики, химии и др.;

- создание систем письма для слепых;

- создание систем стенографии и др.

Лингвистические данные используются в логопедии, психиатрии, медицине, археологии, этнографии, психоанализе, следственной практике, и др.

Одно из традиционных направлений прикладной лингвистики – участие в языковой политике государства: ликвидация неграмотности, выбор государственного языка, определение положения других языков по отношению к государственному, вопросы именования и переименования городов, улиц, площадей и т.п.

Одновременно с развитием и совершенствованием классических прикладных областей языкознания во второй половине ХХ в. наметился ряд новых направлений прикладной лингвистики, связанных с решением задач:

- автоматической обработки информации, текстов;

- автоматического информационного поиска, лингвистического обеспечения информационно-поисковых систем;

- создание языков программирования и языков для целей человеко-машинной коммуникации;

- разработки проблем искусственного интеллекта, машинного перевода и др.

К числу основных направлений прикладной лингвистики можно отнести также проблему эффективного использования языка в массовой коммуникации, в рекламе, выработку рекомендаций по оптимизации использования языковых форм в межличностном и межгрупповом общении.

 

Конспектирование /К разделам 1-9/:

Лингвистический энциклопедический словарь /Гл. ред. В.Н.Ярцева. М., 1990. Статьи:

язык, диахрония, синхрония, универсалии, функции языка, прикладная лингвистика.

 

Ф. де Соссюр. Труды по языкознанию. М., 1977. Введение. Глава 1-3.

Язык как психо-социальное явление

Язык – чрезвычайно сложное явление. В истории науки о языке существовали разные подходы к языку. Язык рассматривался как явление: биологическое (природное); психическое (индивидуальное); социальное (общественное); психо-социальное.

Рассматривая язык как явление биологическое, не зависящее от человека, как природный организм, А. Шлейхер подчеркивал, что языки подобно организмам классифицируются на роды, виды, подвиды и т.д. Жизнь языка не отличается существенно от жизни всех других живых организмов – растений и животных. Как и эти последние они имеют период роста от простейших структур к более сложным формам и период старения.

Если признать язык биологическим явлением, то его надо рассматривать в одном ряду с такими способностями человека, как способность есть, пить, спать, ходить и т.д. и считать, что язык наследуется человеком, так как он заложен в самой его природе. Однако это противоречит фактам. Язык не передается по наследству. Он усваивается ребенком под влиянием говорящих. Дети, находившиеся в длительной изоляции или воспитывавшиеся в среде животных говорить не умели.

Если признать язык явлением психическим, возникающим вследствие действия индивидуального духа, то человечество имело бы огромное множество разных языков, сколько существует индивидов. Люди не понимали бы друг друга.

Язык, несомненно, есть явление социальное, возникающее и развивающееся только в коллективе. Индивид сам по себе не может ни создавать язык, ни его изменять (Ф. де Соссюр). По словам И.А.Бодуэна де Куртенэ, язык есть явление психосоциальное, «коллективно-индивидуальное», «собирательно-психическое». Индивидуальное в языке является одновременно общим и общечеловеческим.

Разное понимание сущности языка привело к тому, что было выдвинуто много определений языка. Язык определялся следующим образом:

- язык есть мышление, выраженное звуками (А.Шлейхер);

- язык есть система знаков, в которой единственно существенным является соединение смысла и акустического образа (Ф. де Соосюр);

- язык есть практическое, существующее и для других людей и лишь тем самым существующее и для меня самого, действительное сознание (К.Маркс, Ф.Энгельс);

- язык есть важнейшее средство человеческого общения (В.И.Ленин);

- язык есть стихийно возникшая в человеческом обществе и развивающаяся система членораздельных звуковых знаков, служащая для целей коммуникации и способная выразить всю совокупность знаний и представлений человека о мире (Н.Д.Арутюнова).

В каждом из определений языка акцентируются разные моменты:

отношение языка к мышлению, отношение языка к обществу, знаковая природа языка;

структурная организация языка, важнейшие функции и т.д.

 

Язык и речь

 

В пределах языка-объекта имеет место раздвоение единого объекта на язык и речь. Единый феномен человеческого языка и каждого конкретного языка взятого в отдельном его состоянии образуют:

- язык, языковые средства, языковая система, включающая инвентарь и грамматику;

- речь, дискурс, т.е. использование языка (говорение и понимание)

Речь – есть форма существования языка. Язык функционирует и непосредственно дан в речи (Смирницкий 1957).

О необходимости разграничения языка и речи говорил еще В. Гумбольдт (1767-1835). Согласно Гумбольдту, членораздельный звук есть основа и сущность всякой речи. Язык, схваченный в его действительной сути, есть нечто постоянное и в каждый момент переходящее. Язык, по Гумбольдту, есть вечно обновляющаяся работа духа, направленная на то, чтобы сделать артикулированный звук выражением мысли. Существо языка Гумбольдт видел в речи. Он подчеркивал, что язык как совокупность его продуктов (ergon) отличается от отдельных актов речевой деятельности (energeia).

Впервые обосновал выделение двух аспектов в едином объекте (языке) швейцарский лингвист Ф. де Соссюр (1857-1913). У Ф. де Соссюра разграничение языка и речи строится в соответствии с основным методологическим принципом его теории – принципом редукционизма, предполагающим отсечение, отбрасывание, признание второстепенным и случайным одного из противочленов дихотомического разбиения. Лингвистика языка должна рассматривать язык «в самом себе и для себя», в отвлечении от всех экстралингвистических факторов.

Язык, по Соссюру, только часть, правда, важнейшая часть речевой деятельности. Отводя языку первое место среди явлений речевой деятельности, Соссюр считал, что этим самым он вносит естественный порядок в совокупность языка и речи, которая иначе не поддается классификации. Соотношение языка, речи и речевой деятельности Соссюр представлял следующим образом:

язык (langue)

Языковая деятельность /Язык/

(language)

речь (parole)

«Язык – это клад, практикою речи откладываемый во всех, кто принадлежит к одному коллективу» (Соссюр). Соссюр понимал, что язык и речь в своем существовании взаимосвязаны и предполагают друг друга. Он утверждал, что язык необходим, чтобы речь была понята и тем самым была эффективна, речь, в свою очередь, необходима, чтобы сложился язык. Однако язык и речь не сводимы друг к другу и не могут рассматриваться в одной плоскости. Это две вещи совершенно различные, подчеркивает Соссюр. Язык противостоит речи как явление социальное явлению индивидуальному. Речь – это индивидуальный акт воли и понимания. В речи нет ничего, кроме суммы частных случаев, проявления ее индивидуальны и мгновенны. Было бы нелепо объединять под одним углом зрения язык и речь. Эти два аспекта, согласно Соссюру, могут рассматриваться двумя науками – лингвистикой языка и лингвистикой речи.

Л.В.Щерба (1880-1944) обосновал концепцию троякого аспекта языковых явлений. Он выделял речевую деятельность (говорение и понимание), производимую психофизиологическими механизмами индивида; языковую систему (инвентарь и грамматика) и языковой материал (продукт речевой деятельности), т.е. совокупность всего говоримого и понимаемого в определенной обстановке в ту или другую эпоху жизни данной общественной группы.

Речь Язык

(Речевая деятельность) (Языковая система)

 

Говорение Понимание Инвентарь Грамматика

(Система (Система

единиц) правил)

Тексты

(Высказывания)

 

Непосредственной данностью, согласно Щербе, является речевая деятельность с ее актами говорения и понимания, которая является социально и исторически обусловленной. В процессе говорения мы часто повторяем ранее уже нами говорившееся, но одновременно употребляем формы, которые никогда не слышали, производим слова, не предусмотренные никакими словарями, и сочетаем слова, хотя и по определенным законам их сочетания, но зачастую самым неожиданным образом не только употребляем слышанные сочетания, но постоянно делаем новые. Щерба имеет в виду не только правила синтаксиса, но правила сложения смыслов, дающие не сумму смыслов, а новые смыслы.

Психофизиологическая речевая организация индивида является индивидуальным проявлением языковой системы, выводимой из языкового материала. Лингвисты и носители языка имеют дело с текстами. При общении на языке происходит обмен текстами, которые порождаются в акте говорения и воспринимаются собеседником. Акты говорения и акты понимания называют речевыми действиями. Система речевых действий есть речевая деятельность.

Текст является продуктом акта говорения и объектом, на который направлен акт понимания, восприятия. Текст служит целям общения, но общение возможно только в том случае, если любой текст будет равно понятным для говорящего и слушающего, в идеале для всех носителей данного языка. Это предполагает, что текст должен состоять из определенных общих, т.е. общезначимых элементов, которые функционируют по определенным правилам, известным носителям языка. Если мы «извлечем» эти общие элементы и выведем общие правила путем изучения текстов, то получим язык как систему закономерностей строения текстов, т.е. как то, что лежит в основе всех текстов, обеспечивая взаимопонимание при «обмене текстами» между носителями языка.

Итак, несмотря на то, что язык и речь образуют единый феномен человеческого языка, каждый из них имеет свои характеристики:

- Язык – это средство общения, речь – это производимый этим средством вид общения. Речь – это воплощение, реализация языка.

- Язык абстрактен, формален, в речи конкретизируется все, что есть в языке.

- Язык стабилен, статичен, речь динамична, активна, характеризуется вариативностью

- Язык является достоянием общества, в нем отражается картина мира говорящего на нем народа. Речь отражает лишь опыт индивидуума.

- Для языка характерна уровневая организация, иерархические отношения, для речи – линейная организация.

- Язык независим от ситуации и обстановки общения, речь же контекстно и ситуативно обусловлена. В речи языковые единицы могут получать ситуативные значения, которых у них нет в языке.

Язык и речь противопоставляются как: общее – частное, статичное – динамичное, социальное – индивидуальное и т.д.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...