Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные психологические типы подчиненных




Существуют разные классификации психологических типов работников организации, которые менеджеру по персоналу в общих чертах желательно знать.

С точки зрения отношения к окружающей действительности, А. Харрисон и Р. Брэмсон выделяют:

¨ аналитиков. Они логичны, методичны, продумывают детали, не любят ошибок, спешки и риска, неопределенности; предпочитают работать в одиночку, опираясь на цифры, документы и инструкции. Общение с ними требует деловитости, глубоких знаний, профессионализма, логической аргументации;

 

Аналитиков целесообразно использовать для составления особо важных и ответственных проектов, а также для обработки больших массивов информации.

 

¨ прагматиков ¾ самостоятельных, умеющих рисковать, предпочитающих решать реальные проблемы и получать конкретные результаты. Они легко осваивают новые методы работы, успешно действуют в нестандартных условиях, цейтноте или кризисной ситуации, когда отсутствуют готовые рецепты; в то же время тяготятся деталями, монотонной, кропотливой деятельностью;

¨ реалистов ¾ активных, работоспособных, дисциплинированных, стремящихся к контролю над ситуацией и людьми, методично вникающих в мелочи, точно выражающих свои мысли, всегда имеющих свое мнение;

 

Сочетая качества прагматиков и аналитиков, реалисты умеют организовать и увлекать окружающих, улаживать конфликты, давать советы, поэтому незаменимы при организации нового дела.

 

¨ критиков,не признающих авторитетов, никому не подчиняющихся, любящих экспериментировать, анализировать, выявлять ошибки, недостатки и предсказывать будущие проблемы;

 

Критики полезны при прогнозировании, разработке планов и стратегий, однако они не могут работать в конфликтных ситуациях и на переговорах.

 

¨ идеалистов ¾ демократичных, требовательных к себе и другим, стремящихся помочь людям, повлиять на них личным примером.

 

Из-за мягкости характера они не в состоянии принимать ответственные решения, действовать в критических ситуациях, но эффективны как эмоциональные лидеры, особенно на этапе становления коллектива и в переломные периоды его жизни, когда надо консолидировать участников, а также при улаживании конфликтов.

 

В соответствии с вкладом в результаты деятельности организации выделяют следующие категории подчиненных:

¨ решающие все плановые задачи и достигающие результатов;

¨ выполняющие добросовестно большую часть обязанностей;

¨ не способные выполнить большую часть обязанностей;

¨ ненужные работники.

 

Предприимчивость исполнителя не выходит за пределы задания, ориентирована на запланированный результат, но предполагает наличие и обоснование своего мнения.

 

С точки зрения отношения к делу выделяются:

¨ самостоятельные независимо мыслят и стремятся к поиску новых творческих решений, смело отстаивают свои взгляды и при выполнении распоряжений проявляют инициативу, нередко выходя за предписанные рамки и вступая в конфликт; способны решать задачи повышенной сложности, отстаивать свои позиции и полностью отвечать за порученную работу;

¨ застенчивые ориентированы на широкий подход к делу, глубокий анализ обстановки, но не способны открыто изложить свое понимание ситуации. При получении ошибочных указаний не противодействуют, но снижают активность;

¨ осторожные нацелены на запланированный результат и не выходят за пределы заданий, хотя иногда высказывают собственное мнение и отстаивают свою позицию;

¨ добросовестные ориентированы на широкий подход к делу, глубокий анализ обстановки, но из-за робости не всегда способны изложить свое понимание ситуации и представление о необходимых действиях; при несогласии не настаивают на своем, а снижают трудовую активность, что нередко порождает у них внутриличностный конфликт и вражду с руководителем;

¨ терпеливые ¾безропотно воспринимающие любые задания и пунктуально их выполняющие; во всем доверяют руководителям, считая, что те все знают лучше.

Исходя из таких параметров, как ориентация на работу или на безделье, безопасность или риск, выделяются предприниматели, труженики, авантюристы и безразличные. (Приведенные в таблице процентные значения определены на основе социологических исследований.)

По роли, которую люди играют в организации, различаются:

1. «Опорные» сотрудники (органически сочетают интересы организации со своими):

¨ испытывают интерес к общему делу;

¨ делают все от них зависящее, чтобы добиться хороших результатов и поставленных целей;

¨ инициативно действуют в интересах компании;

¨ чувствуют личную ответственность за репутацию фирмы;

¨ творчески подходят к делу;

¨ эффективно сотрудничают со всеми.

2. «Фоновые» сотрудникинаемники», по В. Коппек):

¨ не интересуются ничем, кроме порученного участка работы;

¨ выполняют свои функции формально, «от и до»;

¨ преследуют исключительно личные цели;

¨ перекладывают ответственность за неудачи на обстоятельства (клиентов, рынок, государство и т. п.);

¨ плохо контактируют с окружающими.

 

Коэффициент полезного действия «опорного» сотрудника всегда будет выше, чем «наемника».

 

По характеру поведения среди них выделяют:

1) романтиков. Это люди долга; создают атмосферу в коллективе, оказывают поддержку окружающим, активно участвуют в общих мероприятиях, эффективны в условиях командной работы и демократического стиля руководства, особенно на первых этапах развития фирмы, когда ставятся долгосрочные цели. Для романтика важно ощущать чувство принадлежности чему-либо или кому-либо, понимание со стороны коллег, их поддержку. Такие люди уходят, если в коллективе процветают интриги, сплетни, вражда;

2) профессионалов. В отличие от романтиков они не придают большого значения межличностным отношениям. Для них приоритетами являются компетентность, признание окружающих, успешная карьера, ощущение собственной значимости, престижность работы, известность фирмы, деловые отношения с непосредственным руководителем, эффективная организация труда. Они энергичны, не боятся конфронтации и стремятся отстаивать свои позиции. Предпочитают четкое руководство, в том числе авторитарный стиль, умных и опытных руководителей. Профессионалы эффективны в ситуациях, когда перед компанией стоит задача стабилизации (этап зрелости);

3) новаторов. Инициативны и предприимчивы, редко упускают возможность что-то усовершенствовать или предложить что-то новое, реализовать свою идею (для них это лучшее вознаграждение) стремлением к успеху, самовыражению, личностному росту. Такие люди любят ситуации, в которых могут взять на себя ответственность за решение проблемы. Они эффективны, когда у компании есть потребность в модернизации. Наиболее полно реализуют себя под руководством человека, поддерживающего инициативу и предоставляющего им определенную свободу;

4) добытчиков. В основном проявляют себя с позиции наемников. Характерной является повышенная забота о своем материальном достатке (чаще это временная доминанта, под которую может попасть и профессионал, и новатор, и романтик). Если у компании есть возможности, чтобы позволить работнику удовлетворить материальные потребности, тогда приоритетными для добытчика могут стать мотивы, важные для компании. Среди добытчиков можно выделить ориентированных на семью (их невозможно привлечь к работе в выходные дни). Для такого типа работников очень важен социальный пакет, льготы на летний отдых, лечение, обучение, являющиеся якорем, который накрепко держит их в фирме. Подобная позиция не исключает хорошего профессионального уровня;

5) летунов. Часто меняющие место работы, причины чего не всегда отрицательны:

¨ отсутствие системы мотивов и профессиональных интересов, внутренних приоритетов;

¨ ориентированность на приобретение нового опыта, повышение квалификации. Полученные знания они обычно не в состоянии применить творчески;

¨ стремление к интересной содержательной работе и нежелание выполнять рутинную;

¨ личностные проблемы: конфликтность, неуживчивый характер, необязательность и т. п. Чаще в конфликтных ситуациях используют стратегию «убегания» с театральными жестами (хлопанье дверью, периодическая подача заявления об уходе и т. п.);

¨ отсутствие силы воли, стержня;

6) собственников. Как правило, это хорошие сотрудники: толковые и целеустремленные, самостоятельные и энергичные. К любому делу относятся как к собственному, самостоятельны в достижении поставленных целей, как правило, используют для этого весь свой потенциал. Приоритетными для собственников являются независимость, получение удовлетворения от работы, возможность активно влиять на нее, высокий уровень ответственности. В некоторых ситуациях они нацелены на приобретение нового опыта, связей, знаний, на возможность сделать карьеру. Собственников следует отличать от лжесобственников ¾ категории людей, которые везде видят только возможность получения высокого дохода. «Крючком» для работников с позицией собственника является перспектива получить долю в бизнесе работодателя;

7) попутчиков. Могут быть хорошими специалистами, но из-за отсутствия возможности найти идеальную компанию или работу соглашаются на уже имеющееся предложение, поэтому воспринимают данную работу как временную и, получив нужное предложение, могут уйти не задумываясь.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...