Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 3. Взаимодействие следователя и оперативных работников в процессе расследования преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков




 

Следователи при решении вопросов о возбуждении уголовного дела о преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотиков, сталкиваются с двумя типичными ситуациями.

ПЕРВАЯ СИТУАЦИЯ. Подготовленный материал проверки направляется в следственное подразделение для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. В таком случае руководители следственного подразделения поручают, как правило, такие материалы следователям, владеющим методикой и тактикой расследования уголовных дел данной категории, которые, изучив материалы, возбуждают уголовное дел. Совместно с оперуполномоченным составляют план реализации оперативных материалов, основной целью которой является задержание с поличным.

Так в 2006 году в Томском РОВД было проведено 5 контрольных закупок наркотических средств. Контрольные закупки производились при участии следователя закрепленного за расследованием дел связанных с незаконным оборотом наркотиков. По всем фактам контрольных закупок были возбуждены уголовные дела, в отношении виновных были вынесены обвинительные приговоры.

При организации задержания следует обратить особое внимание на типичные недостатки при проведении задержания правонарушителей, связанных с незаконным оборотом наркотиков, а именно:

проведение задержания сотрудниками оперативных служб без участия следователя, а также без предварительного согласования с ним всех возможностей получения доказательств, изобличающих преступников;

сосредоточение в момент задержания только на одной цели - изъятии наркотических средств без принятия оперативных и процессуальных мер к доказыванию факта их принадлежности подозреваемому, установлению источников и каналов поступления наркотиков, всех участников преступной цепи (изготовителя, перевозчика, сбытчика и т.д.);

некачественное процессуальное закрепление данных, полученных при задержании или в результате других следственных действий в момент задержания.

Тактические приемы задержания во всех случаях должны исключать возможности уничтожения подозреваемым наркотических средств и других предметов, изобличающих его в преступной деятельности, а также сговора с другими членами преступной группы о линии поведения при расследовании.

С целью правильного и результативного проведения задержания рекомендуется:

включить в группу задержания большее число тщательно проинструктированных работников милиции, чем задержанных (как правило, в два-три раза);

проводить задержание с участием следователя и специалиста для проведения исследования и скорейшего получения заключения;

задержание производить в малолюдных местах или на открытой местности;

использовать момент внезапности, блокировать руки задерживаемого;

по возможности проводить кино-, видео- или фотосъемку процесса задержания.

При задержании лиц, подозреваемых в преступлениях, связанных с наркоманией, необходимо проведение следующих мероприятий:

. Розыскные мероприятия

. По телетайпу (телефону) запросить ОВД по месту жительства задержанного для установления его нахождения в местном розыске или на учете как наркомана, уведомив при этом о самом факте задержания. Затребовать срочное телетайпное (телефонное) подтверждение о результатах запроса.

. Проверить по ОСК УВД МВД нахождение лица в местном розыске, общероссийском, а также под административным надзором.

. Лиц без определенного места жительств а и рода занятий помещать в приемник-распределитель.

. Дактокарты задержанных в порядке ст. 91 УПК РФ и бродяг направить в ЭКО УВД для проверки по следотеке нераскрытых преступлений.

. Принять меры для установления возможных свидетелей (из числа местных жителей, приезжих, вступавших в контакт с задержанными), мест потребления наркотиков (притонов).

. Следственные действия.

. Принять исчерпывающие меры к обнаружению и осмотру транспортных средств, временных жилищ преступников, их одежды, личных вещей, тайников с наркотическими веществами, предметов, имеющих следы наркотика (посуда, упаковка для их переноски, курительные трубки, шприцы, бинты, ватные тампоны и пр.). Незамедлительно проводить личные обыски, а также принимать меры к их скорейшему проведению по месту жительства задержанных, родственников, знакомых.

. В кратчайшие сроки назначить проведение криминалистических экспертиз по наркотическим веществам, а также на предмет обнаружения наркотических веществ в представленных на исследование объектах.

. Незамедлительно провести медицинское освидетельствование подозреваемого на предмет установления признаков употребления им наркотиков (расширенные зрачки, следы от уколов шприца и т.д.). При отсутствии возможности освидетельствования медработниками составить протокол освидетельствования подозреваемого с фиксацией следов инъекций и других внешних признаков употребления наркотиков.

. Изъять у подозреваемого образцы крови (не менее 20 мл), мочи (не менее 100 г) для лабораторного исследования. В необходимых случаях проводятся смывы тампоном с рук и мест уколов шприца, состриг ногтей, изъятие рвотных масс. Названные действия следователя оформляются протоколом после вынесения постановления о получении образцов.

При проведении дознания указанные действия оформляются в присутствии понятых актами изъятия.

Смывы тампонов с рук и других участков тела на предмет обнаружения наркотических веществ желательно проводить спиртом или эфиром. При отсутствии такой возможности смывы производятся водкой.

. Провести подробный допрос подозреваемого с выяснением анкетных данных (подвергается проверке), образа жизни, связей. Необходимо обращать внимание на районы проживания подозреваемого с целью установления поликлиники, в которой наркоман может состоять на учете, и последующего изъятия меддокументов, необходимых для проведения наркологической и психиатрической экспертиз.

. Изъятые образцы крови и мочи направить для проведения судебно-биологической (медицинской) экспертизы.

ВТОРАЯ СИТУАЦИЯ. Следователь, выполняя обязанности дежурного следователя, направляется на место преступления, когда сотрудниками уголовного розыска проведены необходимые оперативные мероприятия и лицо, занимающееся незаконным оборотом наркотических средств, задержано. Следователь, прибывший на место совершения преступления, обязан организовать работу следственно-оперативной группы таким образом, чтобы были проведены необходимые следственные действия, направленные на сбор и фиксацию доказательств виновности задержанного лица в совершенном преступлении.

Так в 2007 году следователи СО при Томском РОВД 20 раз выезжали в составе оперативно следственной группы на происшествия связанные с незаконным оборотом наркотиков. Было проведено 16 осмотров места происшествия. На основании собранных материалов следователями было возбуждено 10 уголовных дел, и передано 5 материалов по подследственности.

Изучение практики расследования уголовных дел данной категории показало, что в большинстве случаев следователи при решении вопроса о возбуждении уголовного дела сталкиваются именно со второй ситуацией. При этом, поскольку на такие преступления направляются, как правило, следователи, не владеющие в достаточной степени тактикой и методикой расследования уголовных дел о незаконном обороте наркотических средств, то на первоначальном этапе расследования допускаются непоправимые ошибки, которые влекут впоследствии прекращение уголовного дела и дают возможность преступнику уйти от ответственности за совершенное преступление. Поэтому, исходя из накопленного опыта расследования уголовных дел данной категории, необходимо учитывать особенности проведения тех следственных действий, которые должны быть использованы для сбора доказательств.

Так, следователь, прибыв на место совершения преступления, изучает материалы проверки, в которых обязательно должно быть следующее:

справка об исследовании изъятого наркотического средства с указанием названия наркотика и веса вещества;

протокол изъятия (личного обыска), составленный в присутствии понятых с обязательным указанием конкретного места изъятия (карманы одежды, сумка) наркотических средств, их описанием и пояснением лица, у которого произведено изъятие;

рапорта сотрудников милиции с подробным описанием обстоятельств задержания лица, подозреваемого в совершении преступления.

Кроме этого, во всех случаях следователь обязан убедиться в том, что количество изъятого наркотика достаточно для привлечения к уголовной ответственности. При этом следует руководствоваться «Перечнем наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.06.1998 г. № 681 «Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации».

Таким образом, следователь, изучив представленные материалы и убедившись, что их достаточно для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, выносит постановление и совместно с оперуполномоченным составляет план необходимых первоначальных следственных действий. Как правило, таковыми являются:

личный обыск задержанных,

осмотр места происшествия (задержания),

осмотр вещественных доказательств,

обыски по месту жительства и работы подозреваемых,

допросы свидетелей, понятых,

допросы подозреваемых,

производство медицинского освидетельствования подозреваемых на предмет выявления одурманивания, вызванного употреблением наркотических веществ, иных следов употребления наркотиков,

направление изъятых наркотических средств для экспертного исследования,

процессуальное оформление использования технических средств документирования преступных действий подозреваемых,

установление и розыск соучастников преступления,

другие мероприятия.

Исходя из конкретной ситуации, сложившейся после возбуждения уголовного дела, следователь сам должен определить, какие следственные действия необходимо провести в качестве неотложных и в какой последовательности. Однако во всех случаях после задержания лиц за совершение преступления производится личный обыск.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

На основании поставленных в дипломной работе задач мы можем сделать следующие выводы. Практически во всех регионах страны растет число лиц, допускающих немедицинское потребление наркотиков. Помимо сложившейся наркотизированной маргинальной среды в потребительство вовлекаются все более социализированные группы молодежи. Случаи немедицинского приема наркотиков наблюдаются в школах, средних специальных учебных заведениях, в институтах. Наркотические средства становятся легко доступным товаром, их, как табачные и винно-водочные изделия, легко можно приобрести в университетах, школах, неблагополучных районах (Черемошники, Кузовлево), в ночных клубах и в других местах массового развлечения молодежи. Поэтому сегодня, как никогда, обуздание социального зла, каким является злоупотребление наркотиками, становится задачей первостепенной государственной важности. При ее решении, бесспорно, должны в первую очередь использоваться административные и уголовно-правовые меры воздействия.

В настоящее время наблюдается тенденция роста незаконного изготовления наркотических средств и психотропных веществ с целью их сбыта. Статистика данной динамики отражена в приложении к дипломной работе.

В целях реализации государственной политики в области контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ до принятия соответствующих федеральных законов был издан Указ Президента РФ от 6 июня 2003 г. № 624 «Вопросы Государственного комитета Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ», в соответствии с которым утверждалось прилагаемое Положение о Государственном комитете Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и структура его центрального аппарата.

Государственный комитет Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (Госнаркоконтроль России) в 2004 году Указом Президента РФ № 976 был переименован в Федеральную службу Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России). ФКСН России является федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, противодействия их незаконному обороту, а также координирующим деятельность иных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в этой области.

В нашем представлении государственная концепция должна базироваться на грамотно сформированной организационной основе. В структурном отношении она может быть представлена на федеральном уровне Федеральной службой Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, наделенным соответствующими, в том числе и чрезвычайными полномочиями и правами в рамках разрешаемых задач по борьбе с наркоманией. Функции этой структуры, как в государственном, так и региональном масштабе должны не подменять, а кардинально изменить существующую малоэффективную практику по накоплению информации, анализу, контролю, прогнозированию, профилактике наркоситуации в обществе. В первую очередь это касается сведении о наркобизнесе в том числе о вариантах и возможностях сбора и использования информации о наркоманах их месте обитания, сообществах и объединениях с наркосбытчиками, а также состоянии здоровья (носительстве ими инфекционных заболеваний и ВИЧ-инфекции и СПИДа). Этому, на наш взгляд, будут отвечать соответствующие организационно-методические структуры в рамках ФКСН России, разрабатывающие и внедряющие необходимую информацию, учебные программы, проводящие локальные и региональные аналитические исследования.

Федеральное законодательство в противовес распространению наркомании на сегодняшний день противопоставляет ряд законов, которые, к сожалению, не могут существенно повлиять на наркоситуацию в стране, но в известной мере сдерживают безудержный рост наркотизации общества. Между тем распространение и доступ к информационным сведениям о наркоситуации, наркотизме и наркомании как болезни остаются закрытыми, а соответствующие структуры не наделены законодательными полномочиями для их получения, хранения и использования. Законом, в частности, следует предусмотреть доступ к сведениям, касающимся здоровья и образа жизни наркоманов в силу их повышенной социальной и биологической опасности для окружающих.

Система подготовки лиц, непосредственно участвующих в противодействии негативным проявлениям, сопровождающим наркомании, в том числе и преступлениям, связанным с незаконным оборотом наркотиков, подразумевает приобретение более глубоких профессиональных и специальных знаний, основанных на всеобъемлющей информации о наркоситуации и наркотизме в целом. К этому и должна быть направлена одна из сторон деятельности ФКСН России. В связи с этим необходимо самое тесное сотрудничество практических органов, исследовательских подразделений со специальными учебными заведениями, вплоть до создания под эгидой ФКСН России учебных центров с использованием базы высших учебных заведений МВД, Генеральной прокуратуры, ФСБ, МЗ, МСЗ.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...