Сбор, анализ и обобщение материалов исследования
Стр 1 из 2Следующая ⇒ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное Учреждение высшего профессионального образования «ВЛАДИМИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых» (ВлГУ)
Кафедра Теории и истории государства и права МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Для написания курсовой работы По Истории отечественного государства и права составил: Д.ю.н., профессор И.Д. Борисова Владимир, 2012 Для начала необходимо усвоить, что курсовая работа является небольшим научным трудом студента, причем самостоятельным. Отсюда следует порядок ее написания - самостоятельно. В этом ее ценность и польза для самого студента. Иногда студенты "скачивая" курсовую работу из Интернета даже не проверяют её. Изначально работа была написана от женского имени, а её представляет на защиту представитель "сильного пола" или наоборот. Возможно это является сугубо личным предпочтением, но за это можно сразу получить двойку. Поэтому надеемся Вам помогут наши советы избежать неблагоприятных ситуаций.
Общие положения Курсовая работа представляет собой: - изложение результатов исследования с учетом вопросов теории и практики в пределах выбранной темы; - авторский труд, самостоятельное творчество студента, формирование его личной позиции и практического подхода к выбранной теме; - проявление и показ студентом умения логично, аргументировано, ясно, последовательно и кратко излагать свои мысли. Цель курсовой работы: систематизация, закрепление и расширение теоретических и практических знаний студента по учебной дисциплине.
Руководство и контроль за ходом написания, а также рецензирование работы существляется кафедрой. Научно-консультационную и методическую помощь студенту оказывает выделяемый кафедрой научный руководитель. Работа над избранной темой требует от студента знаний основ методологии исследования, творческого мышления, прилежания и профессионализма. В курсовой работе должно найти отражение взаимосвязи теоретических положений с практикой, повседневной жизнью и деятельностью. Написание курсовой работы - процесс, включающий в себя ряд взаимосвязанных этапов: ü выбор темы; ü разработка рабочего плана; ü сбор, анализ и обобщение материалов исследования; ü оформление курсовой работы и её представление для проверки и получения отзыва; ü защита курсовой работы (внешняя рецензия). Выбор темы Тема курсовой работы может быть выбрана из перечня, составленного кафедрой. Студент вправе и самостоятельно определить тему, не указанную в предложенном перечне, но только при обязательном соответствии ее требованиям государственных образовательных стандартов к содержанию учебной дисциплины «История отечественного государства и права». Выбор темы по инициативе студента возможен в двух случаях: 1) стремление исследовать вопросы исторического прошлого и возможности применения исторического опыта в современной практической деятельности; 2) профессиональный интерес в области малоизученной проблемы. Тема должна быть сформулирована лаконично, ясно и четко, не допускать произвольности ее толкования. Предпочтителен заблаговременный выбор темы курсовой работы, позволяющий получить совет научного руководителя, а так же осуществлять целенаправленный поиск информации для ее разработки. Следует иметь в виду, что темы могут быть узкими и широкими:
ü Выбирая узкую тему, студент должен быть нацелен на глубокое исследование, обращение к специализированным источникам, анализ и обобщение информации по конкретной проблеме. ü Широкая тема предполагает исследование ряда смежных проблем. В обоих случаях исследовательская деятельность студента выходит на первый план. При затруднении в выборе темы студент может обратиться за помощью к научному руководителю. Выбранная студентом тема курсовой работы после согласования с кафедрой утверждается приказом руководителя учебного заведения или заведующим кафедрой. Последующие изменения темы допускаются лишь в исключительных случаях по ходатайству самого студента или инициативе научного руководителя по заявлению на имя заведующего кафедрой. По существующим правилам конкретная тема курсовой работы дается лишь одному студенту учебной группы, повторений темы не должно быть. 3. Разработка рабочего плана Следующим этапом подготовки к написанию курсовой работы является составление рабочего плана, позволяющего студенту четко организовать свою работу. Предварительно должны быть продуманы цели работы, ее структура, методика исследования, направления раскрытия вопросов. Рабочий план составляется в произвольной форме, представляется научному руководителю и с учетом сделанных им замечаний и предложений корректируется и уточняется. Основные этапы работы над курсовой работой: ü подготовительный этап, ü рабочий этап, ü заключительный этап. На подготовительном этапе студент решает задачу определения объема информации для написания курсовой работы, ее поиска и сбора. Поэтому в первый раздел плана должны быть включены пункты: · работа в библиотеках по отбору необходимой литературы; · работа с каталожными карточками систематического иалфавитного каталогов; · выписки, конспектирование, ксерокопированиеинформационных материалов; · систематизация отобранного материала, его изучение; · составление плана курсовой работы для его представлениянаучному руководителю. Рабочий этап включает в себя:
Заключительный этап:
Сбор, анализ и обобщение материалов исследования Подбор информационных материалов для написания курсовой работы следует рассматривать как начало необходимого и постоянного в дальнейшей работе процесса накопления информации. Сбор, анализ и обобщение материалов по теме один из самых сложных и трудоемких этапов деятельности студента, т.к. необходимо ознакомиться не только с нормативно-правовым материалом, но и с большим количеством литературы, различными подходами и взглядами авторов, многообразием путей решения исследуемых вопросов. Прежде всего, необходимо обратиться к учебникам и учебным пособиям для высших учебных заведений по данной дисциплине, где материал излагается в доступной форме, а затем переходить к иным источникам научной, специальной и иной литературы. Сбор материала предполагает и приобретение оригинальных источников в личную библиотеку, а также создание картотеки, позволяющей выход на библиотечные фонды. 1. Ознакомление с источником следует проводить на основе методики анализа. Это позволяет усвоить содержание, взаимосвязь, подчиненность и соподчиненность материалов. В процессе исследования нормативно-правовых актов и литературных источников целесообразно делать выписки, которые затем классифицируются и систематизируются студентом по отношению к теме курсовой работы. Пользу могут принести составление конспекта, представляющего собой обзор книги или отдельной главы, подчеркивание нужных частей текста, заметки па полях. Помощь на данном этапе работы могут иметь ксерокопирование исследуемого материала и использование персонального компьютера. Наиболее важные материалы выделяются знаком "NB", что означает "notabene", т.е. "важно заметить".
2. При исследовании фактических материалов следует разделять их на аналитические и иллюстративные. Аналитические материалы подвергаются обработке с применением математического аппарата, т.е. анализа цифровых показателей и служат основанием для выводов о наблюдаемых процессах и явлениях и формулировки предложений и рекомендаций. Иллюстративные материалы позволяют констатировать факты без обработки данных. Изученный, проанализированный и обобщенный таким образом материал должен лечь в основу логически выстроенной системы сведений по теме курсовой работы. Приступая к написанию текста, студент должен иметь в виду, что содержание курсовой работы должно отвечать следующим требованиям: ü Работа должна быть выполнена на высоком теоретическом, правовом, грамматическом уровнях. Для этого студенту необходимо не только всесторонне изучить выбранную тему, ее теоретические, юридические и практические аспекты, но и важно учесть наличие в современной отечественной науке различных школ, по-разному трактующих отдельные вопросы, дать им соответствующую оценку. ü В курсовой работе должен быть дан анализ современного состояния исследуемого вопроса. ü В работе должна быть представлена практика применения исследуемых теоретических положений, вынесенная в отдельный вопрос, параграф или органично вставляемая в текст по ходу изложения материала. ü Курсовая работа должна быть безупречно грамотна. Наличие в ней грамматических, стилистических и орфографических ошибок резко снижает ее ценность, даже если работа носит новаторский характер.
Если курсовая работа не соответствует предъявляемым требованиям, студент будет обязан в установленный срок доработать в соответствии с полученными замечаниями научного руководителя или оформить ее заново, устранив недостатки.
Курсовая работа имеет следующую структуру:
Титульный лист На титульном листе должно быть:
Образец оформления титульного листа дается в настоящих рекомендациях (приложение 1).
Содержание После титульного листа следует содержание (лист не нумеруется). Слово «СОДЕРЖАНИЕ» размещается по центру страницы в виде заголовка прописными буквами. В содержании содержатся названия глав и параграфов с указанием страниц, на которых они расположены. Желательно, чтобы оглавление помещалось на одной странице. Содержание следует оформить в соответствии с образцом (приложение 2). Введение В вводной части курсовой работы обосновывается актуальность темы, определяются цели, задачи и методы исследования, кратко излагаются известные подходы к ее раскрытию в литературе, цель исследования, его теоретическое и практическое значение, определение временных границ предмета темы. Обзор используемых источников и литературы должен содержать оценку их (положительную или отрицательную) автором (студентом) в рамках исследуемой проблемы. Дается общая характеристика структуры работы. Объем введения не должен превышать четырех-пяти страниц. ВАЖНО обратить внимание! Введение к курсовой работе должно содержать следующие подразделы, располагаемые в указанном порядке: «Актуальность исследования», «Степень научной разработанности темы» «Источниковая база исследования», «Цели и задачи исследования», «Объект исследования», «Предмет исследования», «Методологическая основа исследования», «Практическая значимость работы» или «Положения, выносимые на защиту». Подготовка введения требует внимания потому, что в нем в концентрированной форме представлены основные идеи курсовой работы. Актуальность исследования содержит положения и доводы, свидетельствующие в пользу научной и прикладной значимости решения проблемы, исследуемой в курсовой работе. При написании этой части введения следует воспользоваться обоснованием актуальности темы курсовой работы в процессе выбора и утверждения темы. Степень научной разработанности темы предполагает характеристику использованной литературы.Каждый студент решает самостоятельно, каким образом прочитанную литературу можно классифицировать. Мы только предлагаем варианты. Можно рассмотреть литературу по периодам создания: дореволюционные источники, исследования советских ученых, современное состояние проблемы. Можно использовать проблемный подход: посмотреть, насколько разные аспекты проблемы отражены в литературе, может быть, выявить пробелы в освещении темы. Желательно отразить трактовку проблемы разными поколениями ученых. Источниковая база исследования. Для истории отечественного государства и права базовыми источниками являются тексты законодательных материалов или памятников права – тех нормативно-правовых документов, которые издавались государством в разные периоды истории России (сборники норм и своды законов, уставные грамоты, кодексы, конституцииит.п.). Также студент может использовать как источники летописи, актовые материалы, документы частного характера (мемуары, дневники, частная переписка), литературно-публицистические сочинения, материалы периодической печати, статистические данные, документы политических, общественных организаций и движений. Во введении необходимо перечислить все используемые источники или издания, где они помещены. Цели и задачи исследования содержат формулировку главной цели, которая видится в решении основной проблемы курсовой работы. Конкретное описание сути решения проблемы представляет формулирование главной цели курсовой работы. В соответствии с основной целью следует выделить две-три целевые задачи, которые необходимо решить для достижения главной пели исследования. Формулирование задач исследования полезно еще и в том отношении, что каждая из крупных целевых задач способна формировать отдельную главу курсовой работы. Это либо решение подпроблем, вытекающих из общей проблемы, либо задачи анализа, обобщения, выявления, обоснования, разработки, оценки отдельных аспектов общей проблемы, решение которых ведет к решению самой проблемы. Объект исследования представляет область научной работы, в пределах которой выявлена и существует исследуемая проблема. Например, тема курсовой работы «Право и обычай в регулировании деятельности волостных судов Российской империи в 1861 – 1917 гг.», объектом являются «общественные отношения, связанные с процессом формирования и развития волостного судоустройства и судопроизводства в России в 1861 – 1917 гг.». Предмет исследования более конкретен, чем объект. Именно на предмет исследования ориентируется курсовая работа, вследствие чего он непосредственно отражается в теме курсовой работы. Благодаря его формулированию в курсовой работе из общей системы, представляющей объект исследования, выделяется часть системы или процесс, протекающий в системе, являющийся непосредственным предметом исследования. Например, право и обычай в деятельности волостных судов России в 1861 – 1917 гг. согласно приведенной выше теме курсовой работы. Формулирование методологической основы исследования обычно носит стандартный характер и сводится к утверждению, что такую основу составили научные труды отечественных и зарубежных авторов в области теории и философии права. Так, например, методологическую основу может составить диалектическая теория Г. Гегеля или формационный подход К. Маркса и т.п. Здесь же целесообразно выделить отдельной строкой использованные в курсовой работе методы исследования (общенучные и частнонаучные). При перечислении методов, примененных при написании работы, необходимо указывать какого рода информацию удалось привлечь к научному изысканию при помощи того или иного метода. В подразделе «Практическая значимость исследования» принято перечислять, в каких областях прикладной деятельности, какими органами и организациями, в какой форме могут быть использованы результаты выполненного исследования и рекомендации, высказанные в работе. Положения, выносимые на защиту. Этот подраздел в концентрированной форме аккумулирует выводы и рекомендации, излагаемые в конечной части курсовой работы или после каждой главы. Благодаря размещению кратких выводов по работе в ее начальной части создается возможность лучше и глубже воспринимать содержание курсовой работы в его взаимосвязи с результатами исследования, которые и должны быть отражены в положениях, выносимых на защиту.
Основной текст (главы, параграфы) Основной текст курсовой работы разбивается на две-три главы, каждая из которых может в свою очередь, дробиться на параграфы. Слишком подробное дробление не желательно, т.к. каждый параграф должен завершаться определенным выводом, предложением практического характера или критическим резюме автора, что сделать бывает не легко. К тому же и завершение главы также предполагает определенный вывод. Первая глава текста курсовой работы должна включать в себя обзор нормативно-правовых актов, отечественной и зарубежной литературы, материалов периодической печати по теме работы, на основе чего студент обстоятельно излагает, как данная проблема отражена в специальной и учебной литературе. Вторая глава раскрывает сущность исследования проблемы. В ней автор высказывает свое отношение к причинам, обусловившим исследуемыйправовой феномен или процесс, выделяет положительные и отрицательные моменты в его развитии. При этом студент все излагаемые положения должен подкреплять результатами изучения и анализа примеров из исторических источников. Третья глава может быть посвящена анализу следствий изучаемой проблемы. Сравнительному анализу исторического прошлого и аналогичного современного феномена или процесса. Сделать вывод о положительном опыте с возможными рекомендациями учета исторического опыта современными практическими органами или организациями. Любая из глав может содержать иллюстративный материал. Заключение В заключении подводятся итоги проведенного исследования, обобщаются основные положения и выводы, сделанные студентом в курсовой работе. По возможности указывается их новизна и практическая значимость. Кроме того, в заключении студент должен определить направления для дальнейших исследований в данном вопросе.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|